пособие для вузов//М.. ПЕР СЭ, 2011. - 356с.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика// СПб., 2015. - 258 с.
5. Ганс Селье «Стресс без дистресса»//Москва 2011.-245 с.
6. Дружилов С.А. «Модные» психические состояния и акцентуации характера // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/26762 (дата обращения: 24.05.2016).
7. Карл Леонгард. Акцентуированные личности //оп.: Москва: феникс, 2012.-567 с.
8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса//Научное издание - М.: Академический Проект, 2012 - 943 с.
9. Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография // - Красноярск, 2011. - 190 с.
10. Холстова Е.И. Теория социальной работы: Учебник//Юристь, 2014.-256 с.
11.Черняк Е.М. Социология: Курс лекций //М , 2015.-657 с.
12. Щербатых Ю. В.Учебное пособие. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2012. - 256 с.
13. http://arushanov-robert.ru/2010/11/10/muzhchiny-i-stress/
14. http: //www.irk.aif.ru/dontknows/1251688
Лебедева Е.В. аспирант
кафедра общей психологии и истории психологии МосГУ
преподаватель ГБПОУ «Колледж полиции» Пикалова М.А. курсант 4 курса
специальность «Право и организация социального обеспечения»
ГБПОУ «Колледж полиции» Россия, г. Москва ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КИНОЛОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация Статья посвящена исследованию влияния личностных качеств кинологов на их профессиональную деятельность.
При решении задачи повышения эффективности профессиональной деятельности кинологов, специалисты сталкиваются с проблемой взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности и личностными особенностями кинологов.
На данный момент, в научной литературе не отражены критерии эффективности профессиональной деятельности кинологов, что является
методологической и практической проблемой как для служебной и общественной кинологии, так и для психологической науки в целом.
Ключевые слова: личностные качества, профессиональная деятельность, профессионально важные качества, кинолог.
Lebedeva E. V.
Postgraduate student of the general psychology and history of psychology
MosGU,
Teacher GBPOU "Police College"
Pikalova M. A.
Cadet GBPOU "Police College" 4 course, specialty "The law and the social security organization " PERSONAL QUALITIES OF DOS HANDLER AS A FACTOR OF EFFECTIVE PROFESSIONAL ACTIVITY
Annotation The article investigates the influence of the personal qualities of dog handlers to their professional activities.
In solving the problem of increasing the efficiency of professional work of dog handlers, professionals are faced with the problem of the relationship between the effectiveness of professional and personal characteristics of dog handlers.
At this point, in the scientific literature, criteria of efficiency ofprofessional work of dog handlers are not included, which is a methodological and practical problem for both professional and public cynology as well as for psychological science as a whole.
Keywords: personal qualities, professional activity, professionally important qualities, a cynologist.
Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими отклонениями жить в современном обществе. Существуют собаки-поводыри, собаки-терапевты, собаки-спасатели. Огромную роль собаки сыграли во время Второй Мировой войны. Также собаки могут нести караульную, розыскную и спасательную службу, а спортивно-прикладное собаководство популяризируется и становится все более массовым видом спорта. Социальный заказ на обученных собак высок, а значит, что кинологи, призванные подготавливать таких собак, востребованы.
Одной из проблемных областей при решении задачи повышения эффективности деятельности кинологов является выявление взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности и личностными особенностями кинологов.
При решении задачи повышения эффективности профессиональной деятельности кинологов, специалисты сталкиваются с проблемой
взаимосвязи между личностными особенностями кинологов и эффективностью профессиональной деятельности.
Известно, что существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику. Несомненно, что такое соответствие между склонностью, как направленности на деятельность, способностями и личностными особенностями специалиста [1]. Обратимся к исследованиям А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и Б.М. Теплова, полагающих, что способности нельзя рассматривать как скрытые до поры до времени внутренние возможности человека. Они всегда есть производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности.
По мнению исследователей Крутецкого В.А., Голубевой Э.А. о способностях судят по деятельности. Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого, и решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность [2].
Таким образом, развитие способностей к деятельности не может происходить вне склонности, а склонность неизбежно приводит к развитию способностей. В связи с этим утверждается закон соответствия способностей и склонностей. Хотя в отдельных случаях в силу внешних, иногда неблагоприятных, влияний может быть расхождение склонностей и способностей, но основным все-таки является правило соответствия способностей и склонностей.
Обобщая результаты экспериментальных работ, можно предположить, что особенности личности могут выступать как ПВК практически в любом виде профессиональной деятельности. Это, прежде всего, ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента (в частности, экстра-интроверсия) также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Хотя эти психологические феномены и не включаются в перечень личностных свойств, а рассматриваются обычно как свойства более низких уровней психики - в частности, индивидного, - целесообразно ориентироваться на них по двум причинам. Во-первых, некоторые авторы, рассматривающие личность более широко, включают эти свойства в одну из ее подструктур [3]. Во-вторых, особенности нейродинамики являются базой для целого ряда
профессионально важных качеств личности - эмоциональной устойчивости, тревожности, склонности к риску, даже самооценки. Очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики оказывают существенное влияние на формирование профессионально важных качеств личности.
Исследование проводилось на базе кинологических центров города Москвы. В исследовании приняли участие 18 кинологов, стаж работы которых в данной отрасли более трех лет. Возраст испытуемых — от 24 до 64 лет.
Диагностика профессионально важных качеств кинологов проводилась при помощи метода экспертных оценок.
Факт применения экспертных методов связан с исследованием перспектив развития потребностей и интересов личности или социальной группы, мотивов деятельности людей и их ценностных ориентаций.
В рамках проведенного исследования были опрошены 18 кинологов, работающих в кинологических центрах города Москвы, а именно: КЦ «Сокольники», КЦ «Ясенево», КЦ «Веселый хвост». Возраст опрошенных -от 24 до 64 лет, средний возраст - 46 лет. Все опрошенные имеют от 1 до 4 личных собак. Средний стаж работы с собаками - 17 лет. Специальное образование все опрошенные получали на курсах по подготовке специалистов по рабочим качествам, организованными Российской Кинологической Федерацией. Все опрошенные работают в центрах в качестве инструкторов по послушанию.
Исследование проходило в 4 этапа. На первом этапе испытуемым предлагалось составить список из 45 личностных качеств, которые, по их мнению, могут усилить эффективность профессиональной деятельности. К этим качествам относятся: терпение, доброта, принципиальность, наблюдательность, самообладание, внимательность, стремление развиваться в профессии, эмоциональная устойчивость, выразительность невербальных проявлений, работоспособность, эмоциональность, организаторские способности, стремление к совершенству, мечтательность, стремление к профессиональной конкуренции, настойчивость, целеустремленность, доверчивость, общительность, скромность, амбициозность, любознательность, инициативность, волевые качества, требовательность, сообразительность, нервно-психическая устойчивость, физическая выносливость, хорошая сенсорная память, концентрация, распределение внимания, четкая речь, личная организованность, уравновешенность, способность понимать поведение животных, наблюдательность, находчивость, профессиональный опыт, умение принимать решение, умение слушать, умение четко формулировать свои мысли, умение организовать свой рабочий день, умение сотрудничать, умение отстаивать свою точку зрения, умение нивелировать конфликты, умение сдерживать эмоции.
На втором этапе испытуемым предлагалось отобрать качества, применение которых наиболее эффективно в профессиональной
деятельности. На этом этапе 11 качеств были отброшены, а именно: эмоциональность, выразительность невербальных проявлений, мечтательность, доверчивость, общительность, скромность, четкая речь, умение принимать решение, умение слушать, умение четко формулировать свои мысли, умение организовать свой рабочий день, умение сотрудничать, умение отстаивать свою точку зрения, умение нивелировать конфликты, умение сдерживать эмоции. Из этого следует, что эмоциям в работе кинологи не придают значения, так как в последнем списке оказались противоположные качества (эмоциональность и умение сдерживать эмоции), не имеют значения для профессиональной деятельности общительность, невербальные проявления, общительность, скромность, четкая речь, умение принимать решение, умение слушать, умение четко формулировать свои мысли, умение организовать свой рабочий день, умение сотрудничать, умение отстаивать свою точку зрения, умение нивелировать конфликты.
На третьем этапе опрашиваемым предлагалось ранжировать оставшиеся 29 качеств в зависимости от эффективности их применения в профессиональной деятельности. Ранжирование предполагает расстановку рангов от 1 до 10 в зависимости от степени важности качества по отношению к профессиональной деятельности.
Наиболее важными качествами являются хорошая сенсорная память, требовательность, уравновешенность и наблюдательность, находчивость, личная организованность и сообразительность, наличие организаторских способностей, навыков, амбициозность и стремление развиваться в профессии.
Приведенные в опроснике качества можно разбить на 4 группы: организаторские ПВК (наличие организаторских способностей, личная организованность, умение принимать решения, умение организовывать свой рабочий день, умение сотрудничать и другие); моторно-волевые ПВК (терпение, принципиальность, самообладание, стремление к совершенству, стремление развиваться в профессии, стремление к профессиональной конкуренции, эмоциональная устойчивость и другие); сенсорно-гностические ПВК (точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия; устойчивость и концентрация внимания; оперативная память; быстрота мышления, умение выделить в информации главное; координация движений рук; эмоциональная устойчивость; ответственность и аккуратность) и особые компоненты (умение понимать собак, профессиональный опыт).
По результатам исследования самые важные качества входят в следующие группы:
1. Организационные:
• наличие организаторских способностей;
2. Морально-волевые:
• требовательность;
• находчивость;
• организованность;
• стремление развиваться в профессии;
• уравновешенность;
• амбициозность.
3. Сенсорно-гностические:
• сенсорная память;
• наблюдательность;
• сообразительность.
Кинологи в своей профессиональной деятельности большое значение придают моторно-волевым качествам.
В следующей части исследования испытуемым предлагалось написать критерии эффективности профессиональной деятельности кинолога.
Применяя обобщение, полученные критерии можно объединить в 6 групп: контакт между дрессировщиком и собакой, высокий уровень послушания, соревновательные достижения, прогресс в обучении, наличие теоретической базы и иные критерии.
К группе «контакт между дрессировщиком и собакой» относятся: гармоничная работа в паре, отсутствие у собаки зажатости, желание собаки работать, наличие контакта между дрессировщиком и собакой, непринужденная работа собаки, азарт в работе собаки, драйв в работе собаки, отсутствие конфликта между дрессировщиком и собакой, уверенность в собаке.
К группе «высокий уровень послушания» относятся: управляемость собаки в условиях города, общая управляемость собаки, управляемость собаки, количество подготовленных собак.
В группу «соревновательные достижения» входят: Положительная динамика результатов, наличие побед на соревнованиях, наличие соревновательных достижений, соревновательные достижения, наличие спортивных достижений, наличие спортивных побед.
В группу «прогресс в обучении» входят: прогресс в обучении, возможность выполнения навыков с усложнением.
В группу «теоретическая подготовка» входят: знание основ этологии, теоретическая база, знание нормативов, знания основ зоопсихологии, знание основ этологии и умение применять их на практике, наличие теоретической базы по этологии.
К иным критериям относится наличие клиентской базы.
Из результатов исследования следует, что критерии, относящиеся к группе «Контакт между дрессировщиком и собакой» были приведены 25 раз; критерии, относящиеся к группе «Уровень послушания» были приведены 7 раз; критерии, относящиеся к группе «Соревновательные достижения» были приведены 10 раз; критерии, относящиеся к группе «Прогресс в обучении» были приведены 2 раза; критерии, относящиеся к группе «Теоретическая
подготовка» были приведены 11 раз.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главным критерием эффективности деятельности кинолога является качество работы собаки, далее следует теоретическая подготовка и наличие соревновательных достижений.
Использованные источники:
1. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1961. 180с.
2. Голубева Э. А. Об изучении психофизиологическими методами проблемы соотношения общих и специально человеческих свойств высшей нервной деятельности // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 2. С. 89—99с.
3. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Учебное пособие.2-е изд., перераб. и доп. - М: Издательская корпорация "Логос", 1996. - 320с.
Лебзинова Е. С. магистрант 2 курса факультет «психологии и педагогики» Алтайский государственный университет
Россия, г. Барнаул
АФФИЛЯТИВНЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ В КОНТЕКСТЕ
ВОСПРИЯТИЯ ЛОГО-БРЕНДА
Анотация. Статья посвящена изучению вопроса взаимосвязи аффилятивных и ценностных установок в контексте восприятия лого-брендов городов мира. Мы рассмотрели возможность влияния объективных характеристик выраженных в ценностях, на субъективное восприятие и оценку, подтвердили гипотезу о корреляции объективных и субъективных оценок качества города.
Ключевые слова: Аффиляция, ценность, психосимиотика, установка, атрибуция.
Abstract. The paper studies the issue affilyativnyh relationships and value systems in the context of the perception of the logo-brand the world's cities. We have considered the possibility of influencing objective characteristics expressed in values, on the subjective perception and evaluation, confirmed the hypothesis on the correlation between objective and subjective assessments of the quality of the city.
Keywords: Affilyatsiya, value psihosimiotika, installation, attribution.
Вопрос брендинга территорий - один из наиболее значимых вопросов геомаркетинга. Имидж, бренд и репутация территории стали реальными и важными ресурсами экономики. Актуальность вопроса создания бренда для территориальных объектов возрастает, следовательно, возрастает необходимость понимания того, какие аспекты являются определяющими в вопросе предпочтений одних городов, другим. В данной статье, мы рассмотрим вопрос взаимосвязи и соотношения объективных и