Научная статья на тему 'Результаты исследования когнитивного компонента в структуре профессионально важных качеств кинологов-спасателей Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям'

Результаты исследования когнитивного компонента в структуре профессионально важных качеств кинологов-спасателей Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ИНТЕЛЛЕКТ / ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ / КИНОЛОГ-СПАСАТЕЛЬ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / INTELLECT / GENERAL SKILLS / RESCUE DOG HANDLER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мордюшенко Сергей Николаевич

В статье изучены интеллектуальные качества кинологов-спасателей Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. Определена роль когнитивного компонента в общей структуре профессионально важных качеств спасателей кинологической службы. Проведен анализ общих способностей среди опытных и начинающих кинологов-спасателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF INVESTIGATING A COGNITIVE COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF RESCUE DOG HANDLERS OF STATE EMERGENCY SERVICE IN UKRAINE

The paper deals with the intellectual qualities of rescue dog handlers of State Emergency Service of Ukraine. The role of cognitive component in the general structure of professionally important qualities of the rescuers of canine service has been pointed out. General skill analysis of experienced and novice rescue dog handlers has been carried out.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования когнитивного компонента в структуре профессионально важных качеств кинологов-спасателей Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY

УДК 159.9

ББК 88.4

М 79 С.Н. Мордюшенко

Начальник сектора психологического обеспечения Академии пожарной безопасности им. Героев Чернобыля (г. Черкассы); E-mail: semimor@rambler.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА В

СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КИНОЛОГОВ-СПАСАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ

СИТУАЦИЯМ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье изучены интеллектуальные качества кинологов-спасателей Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. Определена роль когнитивного компонента в общей структуре профессионально важных качеств спасателей кинологической службы. Проведен анализ общих способностей среди опытных и начинающих кинологов-спасателей.

Ключевые слова: профессионально важные качества, интеллект, общие способности, кинолог-спасатель.

S.N. Mordyushenko

Chief of Psychological Support Sector, Academy of Fire Security named after Heroes of Chernobyl, Cherkassy; E-mail: semimor@rambler.ru

RESULTS OF INVESTIGATING A COGNITIVE COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF RESCUE DOG HANDLERS OF STATE EMERGENCY SERVICE IN UKRAINE

Abstract. The paper deals with the intellectual qualities of rescue dog handlers of State Emergency Service of Ukraine. The role of cognitive component in the general structure of professionally important qualities of the rescuers of canine service has been pointed out. General skill analysis of experienced and novice rescue dog handlers has been carried out.

Keywords: professionally important qualities, intellect, general skills, rescue dog handler.

Появление кинологических подразделений в структуре Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС Украины) связано с расширением функций поисково-спасательной работы. В мире накоплен огромный опыт эффективного использования служебного собаководства в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. События в г. Спитак, Ленинакан и др. показали, что профессия кинолога-спасателя необходима в поисково-спасательных операциях при техногенных завалах, образовавшихся вследствие разрушения зданий и сооружений, а также при поиске пропавших в лесу, горной местности, прибрежных районах и т.д. пострадавших.

Основу кинологической службы ГСЧС Украины составляют десять подразделений, которые расположены по всей территории Украины, с численностью 53 кинологических расчета.

Профессиональная деятельность пожарных-спасателей рассматривалась в научных

трудах Ю.В. Бессоновой, В.А. Бодрова, В.П. Бута, В.В. Вареника, Л.А. Гонтаренко, Г.С. Грибенюка, А.С. Куфлиевского, Д.В. Лебедева, С.Н. Миронца, И.О. Полякова, Е.Н. Рядинской, А.Г. Снисаренко, А.В. Тимченко, Н.В. Фомича и др. В своих исследованиях они изучили профессионально важные качества пожарного-спасателя, начальника караула, сотрудников дежурно-диспетчерской службы, специалистов водолазных формирований аварийно-спасательных подразделений, специалистов Государственной военизированной горно-спасательной службы, спасателей газодымозащитной службы, специалистов Государственной специализированной аварийно-спасательной службы поиска и спасения туристов и др.

Несмотря на то, что существует большое количество психологических исследований разных специальностей в структуре ГСЧС Украины, профессия спасателя кинологической службы не была объектом научного исследования. Профессиографичный анализ деятельности кинологов-спасателей направлен на исследование уровня развития, структуры способностей и профессионально важных качеств. В структуре профессионально важных качеств интеллектуальному блоку отводится значимое место.

Целью статьи является изучение интеллектуальных качеств кинологов-спасателей Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям.

Для реализации исследовательского замысла и решения поставленных задач сбора информации на начальном этапе эмпирического исследования нами был использован метод экспертного оценивания, который основывался на анализе мнений экспертов. В качестве экспертов выступили 20 специалистов: начальники кинологических служб, их заместители, начальники подразделений, а также судьи международной организации собак-спасателей (International Rescue Dog Organization IRO). Большинство из них являются общепризнанными профессионалами, которые досконально разбираются в профессиональной деятельности кинологов-спасателей.

В исследовании приняли участие 52 человека в возрасте от 18 до 54 лет, имеющие различия в стаже работы в кинологических подразделениях поисково-спасательной службы. С помощью экспертов нам удалось всех участников эксперимента разделить на две группы. В первую группу вошли опытные кинологи-спасатели в количестве 29 человек (возраст от 20 до 54 лет), стаж их работы в кинологическом подразделении составляет от 1,5 до 6 лет. По мнению экспертов, представители первой группы во время выполнения служебных заданий имеют подготовленных и аттестованных по международным стандартам собак, эффективно налаживают контакт с собакой, действуют самостоятельно, планомерно, упорядоченно; добиваются быстрого результата за счет опыта работы.

Во вторую группу вошли новички в количестве 23 человек в возрасте от 18 до 34 лет. Стаж их работы составляет от 6 месяцев до 1,5 года. Профессиональная деятельность таких кинологов-спасателей находится на этапе становления. Они еще не имеют подготовленных и аттестованных собак, соответственно самостоятельно их не задействуют в поисковоспасательных операциях. Нехватка опыта откладывает опечаток на их личностные качества и поведение.

При изучении личностных особенностей кинологов-спасателей были применены методы анкетирования (профессиографический опрос О. Липмана) и краткий отборочный тест (В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик).

Начальным этапом исследования стало проведение анкетирования среди специалистов по работе спасателей кинологической службы с целью определения психологических качеств кинологов-спасателей.

В результате проведенного исследования было выявлено, что в структуре профессионально важных качеств интеллектуальная группа занимает ведущее место. По мнению экспертов, для спасателей кинологической службы необходимо умение видеть несколько возможных путей решения проблемы и мысленно выбирать наиболее эффективный способ; способность рассматривать проблему с нескольких различных точек зрения; аргументированность критического анализа; способность схватывать суть основных

взаимосвязей, присущих проблеме; способность отбросить привычные, стандартные методы и решения, которые оказались непригодными, и искать новые, оригинальные; умение выбирать из большого объема информации ту, которая необходима для решения определенной задачи; умение делать вывод по противоречивой информации; умение определять характер информации, необходимой для принятия решения; способность принимать правильное решение при недостаточности необходимой информации или отсутствия времени на ее осмысление.

Преимущество интеллектуальных качеств объясняется, прежде всего, спецификой профессиональных задач, отражающих содержание деятельности кинологов-спасателей. Для таких людей характерно получать новые знания, совершенствовать свои профессиональные способности, обдумывать желаемый результат, составлять план по его достижению, осуществлять задуманное, делая выводы (как из своей деятельности, так и деятельности других) и совершенствуя свой практический опыт. Большую часть рабочего времени сотрудники кинологической службы тратят на подготовку собаки. Процесс подготовки связан с постоянным саморазвитием и расширением собственного мировоззрения, совершенствованием методов работы.

С целью изучения качеств, которые обуславливают высокий уровень выполнения кинологами-спасателями профессиональных заданий по назначению, нами была проведена комплексная оценка общих способностей. Полученные результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели выраженности основных составляющих когнитивного компонента профессионально важных качеств спасателей кинологической службы

Показатели I группа II группа (1,2)

Обобщение и анализ информации 12,33±1,55 8,83±1,67 3,62*

Гибкость мышления 0,83±0,28 1,33±0,44 1,85*

Пространственное воображение 2,33±0,55 2,17±0,83 0,31

Эмоциональная деструкция 2,83±0,28 2,00±0,33 2,70*

Распределение и концентрация внимания 0,83±0,28 1,00±0,33 0,42

Интегральный показатель 19,33±1,89 14,83±1,83 3,41*

*р<0,05

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что общий уровень развития умственных способностей в двух группах исследованных достаточно закономерен и отображает объективную картину их формирования в процессе профессионального опыта. Почти по всем показателям в исследовании отмечается преобладание развития познавательных процессов в первой группе. Только по показателям «гибкость мышления» и «распределение и концентрация внимания» наблюдается незначительное преимущество во второй группе.

В исследовании выявлена часть достоверных расхождений по основным показателям. Так, при анализе данных по показателю «обобщение и анализ информации» отмечаются существенные различия между первой и второй группами. Если среди опытных сотрудников кинологической службы обобщенные средние показатели были в границах 12,33±1,55 баллов, то для начинающих кинологов-спасателей значительно меньше (8,83±1,67 балла). Обозначенная функция играет важную роль в практической деятельности кинологов-спасателей, потому что в процессе принятия решения осуществляются мыслительные операции. Опытные спасатели кинологической службы могут оперировать большим объемом информации: знать особенности поисково-спасательной работы, уметь использовать эти данные для выполнения поставленных задач. Они способны в силу своего опыта видеть множество путей достижения цели.

По показателю «гибкость умственных процессов» также выявлено достоверное расхождение. Подвижность мыслительных операций происходит быстрее во второй группе,

чем в первой (t= 1,85, р<0,05). Объяснение находим в том, что начинающие кинологи-спасатели (в основном молодые люди) в силу возрастных особенностей более открыты к новому опыту. Из-за некоторой гибкости мыслительных процессов они способны к более быстрой адаптации в новой ситуации, а также принятию разных точек зрения. У опытных спасателей сформировались традиционные понятия, которые со временем приобретают закостенелость. Им присуще шаблонное мышление.

Следующее достоверное расхождение было выявлено на уровне «эмоциональной деструкции». В исследовании первой группы отмечается преимущество первой группы над второй. Особенностью опытных кинологов-спасателей есть полный контроль над эмоциональным компонентом мышления. Они, в отличие от начинающих спасателей кинологической службы, меньше отвлекаются и больше направлены на выполнение профессиональных заданий.

Существенные расхождения отмечаются и по «интегральному показателю» (t=3,41, при р<0,05). Интегральный показатель связан с возможностью обучения. По «интегральному показателю» результаты в первой группе выше, чем во второй, за счет выраженности познавательной активности, способности к освоению новых знаний, профессиональных действий.

Таким образом, в структуре профессионально важных качеств когнитивному компоненту отводится ведущая роль в обеспечении выполнения профессиональных задач. В процессе ежедневной профессиональной деятельности кинологи-спасатели выполняют целый ряд мыслительных операций: обучают и дрессируют собак, работают с

топографическими картами, планируют маршруты, рассчитывают возможные пути проведения спасательных работ, изучают специальную литературу. Профессиональная деятельность кинологов-спасателей связана с большим количеством интеллектуальных операций.

При анализе общих способностей опытные кинологи-спасатели имеют значительный перевес по сравнению с начинающими спасателями кинологической службы, что обеспечивает им высокую продуктивность в профессиональной деятельности. У начинающих кинологов-спасателей нет достаточного профессионального опыта пребывания в экстремальной ситуации, следовательно, когнитивные способности не так развиты, как у опытных коллег.

Примечания:

1. Липман О. Психология профессий. Пг., 1923. 80 с.

2. Бузин В.Н. Краткий ориентировочный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 112-126.

References:

1. Lipman O. Psychology of professions. Pg. 1923. 80 pp.

2. Buzin V.N. A short orientation test // Practical works on psychodiagnostics. Specific psychodiagnostic techniques. M.: The MSU publishing house, 1989. P. 112-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.