ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация: статья посвящена проблеме оптимизации управленческого воздействия руководителя на подчиненных, в ней анализируются качества личности руководителя, способствующие эффективному и конструктивному управлению.
Ключевые слова: руководитель, управление, качества и свойства личности руководителя, авторитет, ответственность, степень ответственности, уверенность.
Summary: this paper is devoted a problem of optimization of administrative influence of the head on subordinates, in it qualities of the person of the head, promoting effective and constructive management are analyzed.
Keywords: the head, management, qualities and properties of the person of the head, authority, responsibility, responsibility degree, confidence.
В период реформирования системы органов внутренних дел обострилась проблема эффективного руководства и подбора компетентных руководителей. Одной из главных трудностей стала нехватка руководителей, способных умело и компетентно реализовывать методы и приемы воздействия на подчиненных. Эффективными средствами достижения целей управления, как в неформальных, так и в официальных ситуациях, наряду с разнообразными методами воздействия, выступают и личностные качества руководителя.
А. В. Сомов, Т. В. Мальцева
Современные исследователи процесса управления в качестве одной из основных задач ставили перед собой задачу по установлению оптимальной структуры качеств, которыми должен обладать компетентный руководитель. Со временем в теории педагогики и психологии управления сложилось направление, которое принято называть персо-налистическим (или теорией качеств). В рамках этого подхода руководитель рассматривался как нечто от природы упорядоченное, наделенное в той или иной мере способностями к управлению. Оставалось выделить набор качеств, необходимых руководителю данного профиля, диагностировать их наличие и наметить комплекс действий по их формированию и развитию. К числу исследователей, внесших наибольший вклад в развитие этого направления в нашей стране, следует отнести Ф.Ф. Аунапу, И.П. Волкова, А.А. Годунова, Ю.Н. Емельянова, П.С. Емшина, А.Л. Журавлева, А.И. Китова, А.Г. Ковалева, Л.М. Ко-лодкина, С.В. Кошелеву, Е.С. Кузьмина, Б.Д. Лебина, В.Л. Марищука, М.Н. Перфильева, А.Л. Свенцицкого, В.А. Ядова.
Чаще всего качества классифицируются в зависимости от видов деятельности на: морально-политические (принципиальность, патриотизм, нетерпимость к нарушителям закона, справедливость, вежливость, тактичность, чуткость, внимательность, целеустремленность, скромность и др.); административные (компетентность, деловитость, орга-
низованность, умение вести собрания, выступать, проверять, требовать, умение распределять обязанности, предоставлять права, определять ответственных, умение увлечь людей, умение правильно поощрять и наказывать и др.); коммуникативные (адаптивность, способность работать с людьми, завоевывать авторитет и доверие, способность устанавливать хорошие взаимоотношения и вести за собой, контактность, общительность, доброжелательность, уважительность, дипломатичность, толерантность, способность понимать подчиненных и др.); профессиональные.
В документах, регламентирующих профессиональный отбор сотрудников органов внутренних дел, излагаются следующие качества: умение комментировать законы, хранить государственную и служебную тайну, обладать выносливостью и работоспособностью, способность действовать решительно в экстремальных ситуациях, логически мыслить и переключаться с одного вида деятельности на другой, действовать в условиях высоких эмоциональных нагрузок, вступать в контакт с незнакомыми людьми, компетентно строить взаимоотношения с различными группами населения, выдвигать продуктивные версии, проводить служебные проверки, а также твердость и наблюдательность.
По данным зарубежных исследователей, к числу наиболее важных характеристик личности руководителя следует отнести: физические данные (активность, энергичность, рост, вес, правильное оформление своей внешности на работе) [14]; склонности и способности (склонность к административной деятельности, наличие интеллекта, способность к самостоятельным суждениям,
умение четко выражать свои мысли, гибкость ума, способность выявить и точно поставить реальные задачи, компетентность, способность действовать с минимальными ошибками); индивидуальные особенности (адаптивность, энтузиазм, эмоциональный баланс, человечность, независимость, объективность, настойчивость, уверенность, толерантность, работоспособность в условиях риска и неопределенности, чувство юмора); социальные характеристики (мотив достижения в сфере управленческого труда, лояльное отношение к своей организации [13], умение устанавливать межличностные отношения и создавать отношения непринужденности, коммуникабельность, контактность, авторитетность, разговорчивость, способность убеждать подчиненных и оказывать побуждающее воздействие, выражать признательность и одобрение за профессиональную работу).
К интересному выводу в ходе исследований пришел J. Biгanas [12]. Поставив цель выявить набор конкретных способностей и навыков, характерных для эффективно работающих менеджеров, он осуществил анализ большого числа опросов руководителей и выявил несколько сотен частных характеристик. Затем он классифицировал их в 37 категорий, отражающих базовые качества, присущие руководителям, умеющим добиваться высоких результатов. Впоследствии эти качества были объединены в три основные группы — аналитическую, социальную и эмоционально-психологическую. Анализ данных показал, что наиболее высокая корреляция с уровнем эффективности наблюдается у эмоционально-психологических свойств.
По нашему мнению, руководитель органов внутренних дел, конечно, должен выглядеть вежливым, спокойным, располагающим к себе, способным показать умение понимать причины затруднений, чтобы сразу произвести благоприятное впечатление и вызвать интерес к обсуждаемой проблеме. При рассмотрении проступков и упущений по службе у подчиненного должно появиться впечатление при общении с руководителем, что он будет выслушан и правильно понят. Мы считаем, что воздействие уже начинается тогда, когда субъект проявляет инициативу или активность. Существует тесная связь между активностью и энергетическим потенциалом личности, обусловленным темпераментом. Согласно теории Я. Стреляу «активность представляет собой индивидуальное свойство, отличающее данного индивида с точки зрения интенсивности, продолжительности и частоты выполняемых действий или в деятельности любого рода» [8, с. 74].
А.В. Сомовым было выявлено, что существует стереотип об инициативном руководителе, который быстро работает, быстро двигается, говорит в меру, постоянно в действии, предприимчив, требует немедленного выполнения указаний, чаще наступает, чем обороняется, предлагает новые способы решения проблем [7]. Его активность видна и в телесной мобилизованности, собранности внимания, в глазах и направлении взгляда, в дыхании и подтянутости мускулатуры тела, которое приобретает рабочее состояние, готовность к ряду действий и преодолению препятствий. И самое главное, что отличает инициативного руководителя — это способность нестереотипно мыслить, находить и предлагать
новые, нетипичные способы решения проблем, умение делать невозможное с точки зрения здравого смысла.
Тогда возникают вопросы: каков источник проявления инициативы, служат ли различные факторы внешней среды: такие как ситуации, задачи, требования вышестоящих начальников, изменениям в поведении подчиненных.
По нашему мнению, сильное стимулирующее воздействие на проявление активности оказывают эмоции, возникающие в процессе управленческого воздействия (состояние напряжения, огорчения, удовольствия) или по поводу достигнутых результатов.
Среди множества социально-психологических факторов, влияющих на эффективность реализации методов руководства, следует выделить реальный авторитет руководителя органов внутренних дел. Это понятие заслуживает, как мы считаем, особого внимания. Авторитет—функция сразу двух переменных: субъекта и объекта управления, а точнее сложившихся между ними взаимоотношений.
В социально-психологическом плане авторитет есть результат отражения в сознании людей социальной значимости, ценности тех свойств, которые присущи руководителю [10].
Суть авторитета заключается в том, что подчиненные положительно оценивают основные черты характера, способности, образ мысли и поведения своего начальника и верят в то, что он знает свое дело, верят в его искренность и честность.
Немаловажным личностным качеством руководителя является ответственность, то есть обязанность надлежащим образом исполнять свои функ-
ции, быть готовым отвечать перед инстанциями за свои действия и действия подчиненных. А.М. Зимичев считает, что в управлении понятие «ответственность» означает заботу и беспокойство [3, с. 76]. Она наступает лишь в связи с принятием того или иного решения. Как качество ответственность формируется в процессе воспитания. Считается, что с возрастом чувство ответственности усиливается [11]. Наиболее полный анализ отечественной и зарубежной литературы по этому вопросу сделал К. Музды-баев [4]. Нести ответственность означает справляться с ситуацией при недостаточной информации, принимать решения в условиях неопределенности. Следует отметить, что неопределенность имеет место в тех случаях, когда информация, необходимая для определения объективной вероятности для альтернативного выбора (решения), неполна или решения принимаются исходя из субъективной вероятности (убежденности в правильности прогноза или оценки наступления определенного события).
Е.М. Богат качества человека определял степенью его ответственности и выделял следующие уровни: низший уровень — когда не отвечают даже за себя; первый уровень — ответственность только за себя; второй уровень — ответственность за родных, семью; третий уровень — ответственность за всю страну; четвертый, самый высший — ответственность за все человечество [1].
Способность руководителя органов внутренних дел утверждать свои права и интересы, искренне выражать мысли и чувства и не испытывать при этом сомнения относительно достижения цели воздействия понимается как уверенность. Во многом действия руководите-
ля приемлемы, если соответствуют реальным возможностям, конечно, если не вступают в противоречие с нормами морали и права, не нарушают при этом прав других людей.
Уверенность обеспечивает полное использование ресурсов, дает возможность руководителю более успешно взаимодействовать с подчиненными, претворять свои планы в жизнь, вести себя независимо. Формируется указанная черта на основе профессиональных и психологических знаний и опыта взаимодействия с людьми в самых разнообразных ситуациях.
Чтобы чувствовать себя уверенно, мы считаем, что руководитель органов внутренних дел должен: осознать свои права и почувствовать доверие к самому себе; правильно реагировать на отклики подчиненных; уметь ясно и понятно выражать свои мысли вербальными и невербальными средствами; уметь справляться с несогласием, реакциями недовольства, критическими замечаниями и агрессивностью подчиненных.
Немаловажным фактором уверенности служит и важность цели. Значительная цель и возникающие в связи с ней побуждения делают руководителя изобретательным, находчивым, мобилизуют силы и резервы.
Такая способность руководителя органов внутренних дел, как гибкость, состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за морально-деловым уровнем подчиненных и вести себя в соответствии этому уровню. Ответственность руководителя органов внутренних дел состоит в том, чтобы всесторонне развивать сотрудников. Если же руководитель органов внутренних дел не будете двигаться со своими коллегами вперед, то они пой-
дут назад, или же будет происходить профессиональное выгорание и профессиональная деформация личности сотрудника. Проблема эффективного лидерства — уйти от шаблонов руководства, которые часто мешают быть эффективными руководителями.
В процессе исследования личных качеств руководителя органов внутренних дел в период реформирования системы было выявлено, что наиболее успешно проходили переаттестацию руководители и их подчиненные, если руководитель обладал такими личными качествами, как: четкая и доступная постановка целей деятельности; создание необходимых условий для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных; требование обязательного выполнения задания, соблюдения дисциплины и законности; забота об удовлетворении важнейших потребностей подчиненных, их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии; обеспечение гласности и объективности в оценке служебной деятельности подчиненных; справедливое распределение материальных благ; вежливость, тактичность и бескорыстность в общении, уважение чести и достоинства подчиненных; недопущение протекционизма, преследования сотрудников за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел или по мотивам личного характера.
Дальнейшая работа по классификации качеств личности руководителя на современном этапе, предъявляющем новые требования к деятельности органов внутренних дел, является перспективным изысканием и требует тщательного изучения.
Литература
1. Богат Е.М. Понимание. — М., 1983. — С. 349350.
2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под общ. ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. — 582 с.
3. Зимичев А.М. Если вы руководитель... // Труд, контакты, эмоции. — Л.: Лениздат, 1980.
4. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л., 1983.
5. Практическая юридическая педагогика: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. — М..: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 693 с.
6. Прикладная юридическая педагогика: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. — М., 2008. — 597 с.
7. Сомов А.В. Организационные и педагогические условия формирования ответственности сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Воронеж, 2004. — 232 с.
8. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.
9. Файоль А. Учение об управлении. — Рязань, 1924.
10. Шестаков А.Г. Психологическая модель оптимизации отношения начальника к подчиненному // Новые технологии обучения и пути их внедрения в учебный процесс вузов МВД РФ. — СПб.: С.-Петерб. воен. ин-т внутр. войск МВД России, 1997. — С. 5569.
11. Adams G.R. Social psychology of beauty: Effects of age, height, a weight on self-reported personality traits a social behavior // Journal of social psychology. — 1980. — Vol. 112. — № 2. — P. 287-293.
12. Biranas J. High-tech executive skills: what new research shows // Journal European Industrial Training. — 1987. — № 4. — P. 17-23.
13. Larry W, Mobley P.E. The qualities of a successful manager // IEEE Engineering Management Conf. (Arlington, Va, 1979). — New York, 1979. — № 6291. — P. 160.
14. Ruhleder R.H. Die positiven Eigenschaften einer Fuhrungskraft... // Management Zeitschrift Industrielle Organization. — 1985. — № 2. — С. 58-59.