Научная статья на тему 'Личностные качества и их значение в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел'

Личностные качества и их значение в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2386
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ / АВТОРИТЕТ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТЕПЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / УВЕРЕННОСТЬ / THE HEAD / MANAGEMENT / QUALITIES AND PROPERTIES OF THE PERSON OF THE HEAD / AUTHORITY / RESPONSIBILITY / RESPONSIBILITY DEGREE / CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сомов Александр Викторович, Мальцева Татьяна Вячеславна

Статья посвящена проблеме оптимизации управленческого воздействия руководителя на подчиненных, в ней анализируются качества личности руководителя, способствующие эффективному и конструктивному управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper is devoted a problem of optimization of administrative influence of the head on subordinates, in it qualities of the person of the head, promoting effective and constructive management are analyzed.

Текст научной работы на тему «Личностные качества и их значение в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел»

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация: статья посвящена проблеме оптимизации управленческого воздействия руководителя на подчиненных, в ней анализируются качества личности руководителя, способствующие эффективному и конструктивному управлению.

Ключевые слова: руководитель, управление, качества и свойства личности руководителя, авторитет, ответственность, степень ответственности, уверенность.

Summary: this paper is devoted a problem of optimization of administrative influence of the head on subordinates, in it qualities of the person of the head, promoting effective and constructive management are analyzed.

Keywords: the head, management, qualities and properties of the person of the head, authority, responsibility, responsibility degree, confidence.

В период реформирования системы органов внутренних дел обострилась проблема эффективного руководства и подбора компетентных руководителей. Одной из главных трудностей стала нехватка руководителей, способных умело и компетентно реализовывать методы и приемы воздействия на подчиненных. Эффективными средствами достижения целей управления, как в неформальных, так и в официальных ситуациях, наряду с разнообразными методами воздействия, выступают и личностные качества руководителя.

А. В. Сомов, Т. В. Мальцева

Современные исследователи процесса управления в качестве одной из основных задач ставили перед собой задачу по установлению оптимальной структуры качеств, которыми должен обладать компетентный руководитель. Со временем в теории педагогики и психологии управления сложилось направление, которое принято называть персо-налистическим (или теорией качеств). В рамках этого подхода руководитель рассматривался как нечто от природы упорядоченное, наделенное в той или иной мере способностями к управлению. Оставалось выделить набор качеств, необходимых руководителю данного профиля, диагностировать их наличие и наметить комплекс действий по их формированию и развитию. К числу исследователей, внесших наибольший вклад в развитие этого направления в нашей стране, следует отнести Ф.Ф. Аунапу, И.П. Волкова, А.А. Годунова, Ю.Н. Емельянова, П.С. Емшина, А.Л. Журавлева, А.И. Китова, А.Г. Ковалева, Л.М. Ко-лодкина, С.В. Кошелеву, Е.С. Кузьмина, Б.Д. Лебина, В.Л. Марищука, М.Н. Перфильева, А.Л. Свенцицкого, В.А. Ядова.

Чаще всего качества классифицируются в зависимости от видов деятельности на: морально-политические (принципиальность, патриотизм, нетерпимость к нарушителям закона, справедливость, вежливость, тактичность, чуткость, внимательность, целеустремленность, скромность и др.); административные (компетентность, деловитость, орга-

низованность, умение вести собрания, выступать, проверять, требовать, умение распределять обязанности, предоставлять права, определять ответственных, умение увлечь людей, умение правильно поощрять и наказывать и др.); коммуникативные (адаптивность, способность работать с людьми, завоевывать авторитет и доверие, способность устанавливать хорошие взаимоотношения и вести за собой, контактность, общительность, доброжелательность, уважительность, дипломатичность, толерантность, способность понимать подчиненных и др.); профессиональные.

В документах, регламентирующих профессиональный отбор сотрудников органов внутренних дел, излагаются следующие качества: умение комментировать законы, хранить государственную и служебную тайну, обладать выносливостью и работоспособностью, способность действовать решительно в экстремальных ситуациях, логически мыслить и переключаться с одного вида деятельности на другой, действовать в условиях высоких эмоциональных нагрузок, вступать в контакт с незнакомыми людьми, компетентно строить взаимоотношения с различными группами населения, выдвигать продуктивные версии, проводить служебные проверки, а также твердость и наблюдательность.

По данным зарубежных исследователей, к числу наиболее важных характеристик личности руководителя следует отнести: физические данные (активность, энергичность, рост, вес, правильное оформление своей внешности на работе) [14]; склонности и способности (склонность к административной деятельности, наличие интеллекта, способность к самостоятельным суждениям,

умение четко выражать свои мысли, гибкость ума, способность выявить и точно поставить реальные задачи, компетентность, способность действовать с минимальными ошибками); индивидуальные особенности (адаптивность, энтузиазм, эмоциональный баланс, человечность, независимость, объективность, настойчивость, уверенность, толерантность, работоспособность в условиях риска и неопределенности, чувство юмора); социальные характеристики (мотив достижения в сфере управленческого труда, лояльное отношение к своей организации [13], умение устанавливать межличностные отношения и создавать отношения непринужденности, коммуникабельность, контактность, авторитетность, разговорчивость, способность убеждать подчиненных и оказывать побуждающее воздействие, выражать признательность и одобрение за профессиональную работу).

К интересному выводу в ходе исследований пришел J. Biгanas [12]. Поставив цель выявить набор конкретных способностей и навыков, характерных для эффективно работающих менеджеров, он осуществил анализ большого числа опросов руководителей и выявил несколько сотен частных характеристик. Затем он классифицировал их в 37 категорий, отражающих базовые качества, присущие руководителям, умеющим добиваться высоких результатов. Впоследствии эти качества были объединены в три основные группы — аналитическую, социальную и эмоционально-психологическую. Анализ данных показал, что наиболее высокая корреляция с уровнем эффективности наблюдается у эмоционально-психологических свойств.

По нашему мнению, руководитель органов внутренних дел, конечно, должен выглядеть вежливым, спокойным, располагающим к себе, способным показать умение понимать причины затруднений, чтобы сразу произвести благоприятное впечатление и вызвать интерес к обсуждаемой проблеме. При рассмотрении проступков и упущений по службе у подчиненного должно появиться впечатление при общении с руководителем, что он будет выслушан и правильно понят. Мы считаем, что воздействие уже начинается тогда, когда субъект проявляет инициативу или активность. Существует тесная связь между активностью и энергетическим потенциалом личности, обусловленным темпераментом. Согласно теории Я. Стреляу «активность представляет собой индивидуальное свойство, отличающее данного индивида с точки зрения интенсивности, продолжительности и частоты выполняемых действий или в деятельности любого рода» [8, с. 74].

А.В. Сомовым было выявлено, что существует стереотип об инициативном руководителе, который быстро работает, быстро двигается, говорит в меру, постоянно в действии, предприимчив, требует немедленного выполнения указаний, чаще наступает, чем обороняется, предлагает новые способы решения проблем [7]. Его активность видна и в телесной мобилизованности, собранности внимания, в глазах и направлении взгляда, в дыхании и подтянутости мускулатуры тела, которое приобретает рабочее состояние, готовность к ряду действий и преодолению препятствий. И самое главное, что отличает инициативного руководителя — это способность нестереотипно мыслить, находить и предлагать

новые, нетипичные способы решения проблем, умение делать невозможное с точки зрения здравого смысла.

Тогда возникают вопросы: каков источник проявления инициативы, служат ли различные факторы внешней среды: такие как ситуации, задачи, требования вышестоящих начальников, изменениям в поведении подчиненных.

По нашему мнению, сильное стимулирующее воздействие на проявление активности оказывают эмоции, возникающие в процессе управленческого воздействия (состояние напряжения, огорчения, удовольствия) или по поводу достигнутых результатов.

Среди множества социально-психологических факторов, влияющих на эффективность реализации методов руководства, следует выделить реальный авторитет руководителя органов внутренних дел. Это понятие заслуживает, как мы считаем, особого внимания. Авторитет—функция сразу двух переменных: субъекта и объекта управления, а точнее сложившихся между ними взаимоотношений.

В социально-психологическом плане авторитет есть результат отражения в сознании людей социальной значимости, ценности тех свойств, которые присущи руководителю [10].

Суть авторитета заключается в том, что подчиненные положительно оценивают основные черты характера, способности, образ мысли и поведения своего начальника и верят в то, что он знает свое дело, верят в его искренность и честность.

Немаловажным личностным качеством руководителя является ответственность, то есть обязанность надлежащим образом исполнять свои функ-

ции, быть готовым отвечать перед инстанциями за свои действия и действия подчиненных. А.М. Зимичев считает, что в управлении понятие «ответственность» означает заботу и беспокойство [3, с. 76]. Она наступает лишь в связи с принятием того или иного решения. Как качество ответственность формируется в процессе воспитания. Считается, что с возрастом чувство ответственности усиливается [11]. Наиболее полный анализ отечественной и зарубежной литературы по этому вопросу сделал К. Музды-баев [4]. Нести ответственность означает справляться с ситуацией при недостаточной информации, принимать решения в условиях неопределенности. Следует отметить, что неопределенность имеет место в тех случаях, когда информация, необходимая для определения объективной вероятности для альтернативного выбора (решения), неполна или решения принимаются исходя из субъективной вероятности (убежденности в правильности прогноза или оценки наступления определенного события).

Е.М. Богат качества человека определял степенью его ответственности и выделял следующие уровни: низший уровень — когда не отвечают даже за себя; первый уровень — ответственность только за себя; второй уровень — ответственность за родных, семью; третий уровень — ответственность за всю страну; четвертый, самый высший — ответственность за все человечество [1].

Способность руководителя органов внутренних дел утверждать свои права и интересы, искренне выражать мысли и чувства и не испытывать при этом сомнения относительно достижения цели воздействия понимается как уверенность. Во многом действия руководите-

ля приемлемы, если соответствуют реальным возможностям, конечно, если не вступают в противоречие с нормами морали и права, не нарушают при этом прав других людей.

Уверенность обеспечивает полное использование ресурсов, дает возможность руководителю более успешно взаимодействовать с подчиненными, претворять свои планы в жизнь, вести себя независимо. Формируется указанная черта на основе профессиональных и психологических знаний и опыта взаимодействия с людьми в самых разнообразных ситуациях.

Чтобы чувствовать себя уверенно, мы считаем, что руководитель органов внутренних дел должен: осознать свои права и почувствовать доверие к самому себе; правильно реагировать на отклики подчиненных; уметь ясно и понятно выражать свои мысли вербальными и невербальными средствами; уметь справляться с несогласием, реакциями недовольства, критическими замечаниями и агрессивностью подчиненных.

Немаловажным фактором уверенности служит и важность цели. Значительная цель и возникающие в связи с ней побуждения делают руководителя изобретательным, находчивым, мобилизуют силы и резервы.

Такая способность руководителя органов внутренних дел, как гибкость, состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за морально-деловым уровнем подчиненных и вести себя в соответствии этому уровню. Ответственность руководителя органов внутренних дел состоит в том, чтобы всесторонне развивать сотрудников. Если же руководитель органов внутренних дел не будете двигаться со своими коллегами вперед, то они пой-

дут назад, или же будет происходить профессиональное выгорание и профессиональная деформация личности сотрудника. Проблема эффективного лидерства — уйти от шаблонов руководства, которые часто мешают быть эффективными руководителями.

В процессе исследования личных качеств руководителя органов внутренних дел в период реформирования системы было выявлено, что наиболее успешно проходили переаттестацию руководители и их подчиненные, если руководитель обладал такими личными качествами, как: четкая и доступная постановка целей деятельности; создание необходимых условий для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных; требование обязательного выполнения задания, соблюдения дисциплины и законности; забота об удовлетворении важнейших потребностей подчиненных, их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии; обеспечение гласности и объективности в оценке служебной деятельности подчиненных; справедливое распределение материальных благ; вежливость, тактичность и бескорыстность в общении, уважение чести и достоинства подчиненных; недопущение протекционизма, преследования сотрудников за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел или по мотивам личного характера.

Дальнейшая работа по классификации качеств личности руководителя на современном этапе, предъявляющем новые требования к деятельности органов внутренних дел, является перспективным изысканием и требует тщательного изучения.

Литература

1. Богат Е.М. Понимание. — М., 1983. — С. 349350.

2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под общ. ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. — 582 с.

3. Зимичев А.М. Если вы руководитель... // Труд, контакты, эмоции. — Л.: Лениздат, 1980.

4. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л., 1983.

5. Практическая юридическая педагогика: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. — М..: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 693 с.

6. Прикладная юридическая педагогика: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. — М., 2008. — 597 с.

7. Сомов А.В. Организационные и педагогические условия формирования ответственности сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Воронеж, 2004. — 232 с.

8. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.

9. Файоль А. Учение об управлении. — Рязань, 1924.

10. Шестаков А.Г. Психологическая модель оптимизации отношения начальника к подчиненному // Новые технологии обучения и пути их внедрения в учебный процесс вузов МВД РФ. — СПб.: С.-Петерб. воен. ин-т внутр. войск МВД России, 1997. — С. 5569.

11. Adams G.R. Social psychology of beauty: Effects of age, height, a weight on self-reported personality traits a social behavior // Journal of social psychology. — 1980. — Vol. 112. — № 2. — P. 287-293.

12. Biranas J. High-tech executive skills: what new research shows // Journal European Industrial Training. — 1987. — № 4. — P. 17-23.

13. Larry W, Mobley P.E. The qualities of a successful manager // IEEE Engineering Management Conf. (Arlington, Va, 1979). — New York, 1979. — № 6291. — P. 160.

14. Ruhleder R.H. Die positiven Eigenschaften einer Fuhrungskraft... // Management Zeitschrift Industrielle Organization. — 1985. — № 2. — С. 58-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.