Научная статья на тему 'Культура управленческой деятельности в органах внутренних дел'

Культура управленческой деятельности в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3763
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURE OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ / CULTURE OF LEADER'S PERSONALITY / УМЕНИЯ / НАВЫКИ И ЗНАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ / SKILLS AND KNOWLEDGE OF THE LEADER / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ / PERSONAL QUALITIES OF THE LEADER / SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонцев Н.М., Степанова Е.Н.

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «культура управленческой деятельности руководителя» правоохранительного органа, существующие в современной литературе, раскрывается ее сущность и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of the administrative activity in law enforcement agencies

The article deals with the basic approaches to the definition of the concept culture of administrative activity of the law enforcement agency leader, existing in the modern literature. It also discovers its nature and content

Текст научной работы на тему «Культура управленческой деятельности в органах внутренних дел»

УДК 301.085:15

Н.М. Филимонцев*, E.H. Степанова**

Культура управленческой деятельности в органах внутренних дел

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «культура управленческой деятельности руководителя» правоохранительного органа, существующие в современной литературе, раскрывается ее сущность и содержание.

Ключевые слова: культура управленческой деятельности, культура личности руководителя, умения, навыки и знания руководителя, личностные качества руководителя.

N.M. Filimontsev*, E.N. Stepanova**. Culture of the administrative activity in law enforcement agencies. The article deals with the basic approaches to the definition of the concept culture of administrative activity of the law enforcement agency leader, existing in the modern literature. It also discovers its nature and content.

Keywords: culture of administrative activity, skill, skills and knowledge of the leader, personal qualities of the leader, culture of leader's personality.

Сложность управления в современных социально-экономических условиях предъявляет повышенные требования к личности руководителей всех рангов в системе государственной службы, в т.ч. и в органах внутренних дел, а их управленческая деятельность, как и всякая другая, может характеризоваться той или иной степенью совершенства и эффективности. Говоря о степени овладения руководителями различного ранга управленческой деятельностью, правомерно говорить о ее культуре, т.к. «под культурой понимается и степень совершенства в овладении чем-либо (например, культура труда, культура поведения и т.п.)...» [3, с. 45], и об этике взаимоотношений, которые руководитель выстраивает с окружающими его людьми, и его должностном авторитете как обобщенном показателе успешности деятельности [6, с. 18].

Чтобы понять сущность, содержание и структуру культуры управленческой деятельности руководителя ОВД, необходимо подвести данное понятие под более широкое — культуру личности руководителя. Но прежде чем определить, что такое культура личности, необходимо остановиться на понятии «культура» вообще.

В современной литературе по теории культуры существует несколько подходов к ее определению. Одни исследователи трактуют ее как «способ человеческой деятельности» [1, с. 31], другие — как «процесс человеческого творчества» [4, с. 61], третьи — как «систему ценностей и процесс их реализации» [3, с. 417], четвертые — как «уровень жизнедеятельности людей [5, с. 38].

Рассмотрим наиболее широко применяемый подход, трактующий культуру как «систему ценностей и процесс их реализации». Тогда под культурой деятельности будем понимать соответствие этой деятельности высшим достижениям (эталонам, ценностям) в различных областях общественно-исторической практики.

Культура деятельности обязательно требует определенной культуры личности, осуществляющей эту деятельность.

Культура личности человека — это высокая степень развития его сущностных сил, способов их реализации в творческой деятельности по созданию и потреблению материальных и духовных ценностей. Следовательно, культуру личности руководителя, управленца можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в его индивидуальной деятельности. Она — итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.

В структурном отношении «культуру личности» можно рассматривать, исходя из различных оснований, добиваясь таким образом всесторонности:

— в плане типологии ее можно рассматривать как политическую, нравственную, профессиональную, физическую, правовую, эстетическую, экологическую и т.д.;

— в плане внутренней структуры культура личности — это знания, умения и навыки, нормы деятельности и поведения, убеждения, социальные чувства.

* Филимонцев, Н.М. Профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, Заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат исторических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел (812) 730-24-23.

** Степанова, Е.Н. старший преподаватель кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, капитан милиции. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 730-23-09.

* Filimontsev, N.M. Professor faculties of social psychology of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, honoured worker of the Higher Professional Education, candidate of the historical sciences, the senior lecturer. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.

** Stepanova, E.N. Senior teacher of faculty of physical training and applied single combats of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of pedagogical sciences, the captain of militia. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Статья поступила в редакцию 12.02.2010 г.

Филимонцев Н.М., Степанова E.H. культура управленческой деятельности в ОВД

Рассмотрим подробнее некоторые из элементов внутренней структуры культуры личности.

1. Система знаний и интересов личности образует кругозор, который формируется на широкой базе информационного знания (его показателем служит тезаурус личности — активно действующий понятийный запас). Кругозор, эрудиция личности развиваются в процессе познавательной деятельности.

2. Система умений, навыков и развитых на их основе способностей образует уровень практической деятельности, который формируется в процессе накопления и реализации опыта. Их показатель — продуктивность деятельности.

3. Система убеждений образует мировоззренческий уровень личности, который формируется на базе интересов, жизненных предпочтений и ценностных ориентаций. Его показатель — идейная позиция личности. Убеждения реализуются мировоззренческой активностью, которая служит идейной основой всех форм активности, особенно общественно-политической.

4. Система индивидуальных норм поведения и освоенных методов и способов дельности образует уровень регуляции социального поведения личности, который формируется на базе культурных образцов и принципов поведения через различные формы общения. Они реализуются в поведении, а также в творческой активности личности.

Культура личности есть и состояние, и результат, и продуктивный процесс усвоения и создания социальных ценностей. Она представляет собой единый процесс накопления знаний, опыта и качественной реализации их в деятельности и поведении [6, с. 93].

Культуру личности можно условно разделить на общую культуру и культуру профессиональную. В узком смысле слова под общей культурой понимаются уровни общего развития, владения языком, общетехнической подготовки, поведения, физического развития, проявляющиеся интегративно в общем кругозоре, в ценностных ориентациях, в деятельности и общении. Таким образом, общая культура включает в себя все то, без чего человеку нельзя жить в социокультурной среде.

Профессиональная культура руководителя отражает степень освоения им всего многообразия своих служебно-функциональных обязанностей и определенный уровень сформированности профессионально необходимых качеств личности. Поскольку деятельность руководителя можно свести к трем основным функциям — служебно-технологической, педагогической и организационно-управленческой, — в свою очередь, профессиональная культура руководителя представляет собой сложную систему, основными элементами которой являются служебно-технологическая культура, педагогическая культура и культура управленческой деятельности.

Таким образом, одной из составляющих профессиональной культуры руководителя является культура управленческой деятельности.

Исходя из понятия «культура деятельности», под которой мы понимаем соответствие этой деятельности высшим достижениям (эталонам, ценностям) в практике этой деятельности, под культурой управленческой деятельности можно понимать накопленные человечеством духовные ценности в области управления. Тогда под культурой управленческой деятельности руководителя нужно понимать соответствие его управленческой деятельности высшим достижениям (эталонам, ценностям) накопленным обществом в этой области.

Культура управленческой деятельности руководителя выражается в знаниях, в убеждениях, в признании и поддержке определенных общественных установлений (опыта) и в поведении, и в действиях людей в процессе управления, независимо от конкретной функциональной роли в ней. Тогда структуру культуры управленческой деятельности руководителя можно определить как состоящую из трех элементов, которая включает в себя знания, умения и личностные качества руководителя.

Структура знаний, соответствующих высокому уровню культуры управленческой деятельности, должна включать в себя знания общей теории управления (принципы, методы, передовой опыт других организаций), социально-психологические знания основ управления социальными коллективами и знание нормативных документов, регламентирующих управление.

Исходя из этого, мы можем предположить, что современный руководитель, обладающий культурой управленческой деятельности, должен владеть знаниями о:

— структуре своей организации, целях и задачах ее подразделений;

— роли и функциях руководителя в них;

— методах, принципах, стилях управления;

— культуре общения и правилах служебного этикета;

— сущности, целях и закономерностях взаимодействия с начальниками, подчиненными и сослуживцами;

— лидерстве и способах воздействия на коллектив и личность;

— психологической структуре личности;

— методах психодиагностики личности;

— об эргономике и ее влиянии на состояние личности;

— закономерностях развития и формирования личности в коллективе и ее деятельности в зависимости от половозрастных и национально-этнических особенностей;

— особенностях формирования коллектива и влияние его на отдельную личность;

— правилах оформления служебной документации;

— возможностях технических средств управления и коммуникации, правилах их использования.

Кроме перечисленных знаний, любому руководителю необходимо знание управленческого

опыта своих коллег по организации — как положительного, так и отрицательного. Эффективная, социально направленная деятельность руководителя должна строиться в соответствии с законами

Российской Федерации и подзаконными законодательными актами, что подразумевает их знание, особенно Гражданского кодекса РФ.

Вторым компонентом культуры управленческой деятельности являются умения.

Умения и навыки необходимые руководителю.

Учитывая сложности, встречающиеся при реализации управленческих функций, отмеченные в ряде исследований о необходимых руководителю умениях, можно предположить, что высокий уровень культуры управленческой деятельности предполагает владение тремя группами специальных управленческих умений: гностических, коммуникативных и организаторских.

Тностические (или исследовательские)умения можно рассматривать как способность к наблюдению, анализу, сравнению, классификации, особенно фактов науки и практики, способность на основе результатов этих действий вносит коррективы в собственную профессиональную деятельность.

Таким образом, гностические умения руководителя включают в себя:

— умения формировать задачи по организации эффективного взаимодействия с подчиненными и сослуживцами, определить свою роль и место в осуществлении этих задач;

— умения изучать складывающиеся тенденции и ситуации в развитии коллектива, отношения между подчиненными, правильно их оценивать;

— умение понять причины неудач в собственной деятельности и деятельности коллектива и целенаправленно их устранить;

— умение активно опираться в своей деятельности на сильные стороны своей личности как руководителя;

— умение вести учет и анализ процесса и результата собственной деятельности в коллективе;

— умение правильно воспринимать и учитывать реакцию членов коллектива на свою деятельность и соответственно перестраивать ее.

В ряду основных слагаемых культуры управленческой деятельности находятся организаторские умения, которые представляют собой приобретенную руководителем способность на основе общих и специальных знаний и навыков целенаправленно воздействовать на людей и их отношения в изменяющихся условиях деятельности, а также обеспечивать их деятельность материальными средствами.

Организаторские умения, на наш взгляд, включают:

— планировать деятельность подчиненных и свою;

— подбирать исполнителей;

— оказывать эффективное воздействие на коллектив и отдельных его членов;

— организовывать коллектив на успешное выполнение поставленной задачи (мотивация и стимулирование);

— правильно организовать контроль, учет и оценку работы членов подчиненного коллектива;

— рационально распределять между исполнителями ограниченные материальные средства, обеспечивающие их деятельность.

Коммуникативные умения — это лучшие способы общения и поведенческие образцы, позволяющие руководителю активно участвовать в процессе межличностного общения и оказывать необходимое влияние на подчиненных.

Коммуникативные умения — это умения:

— строить свои взаимоотношения с людьми на основе взаимного доверия и ответственности;

— создать благоприятные условия и личностные взаимоотношения в коллективе, умело регулировать их;

— проявлять меру требовательности и справедливости во взаимоотношениях с каждым членом коллектива;

— управлять своим настроением, владеть собой в критических ситуациях, соблюдать такт в межличностных отношениях;

— предвидеть, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации в коллективе;

— создать и укрепить подчиненный коллектив, опираясь в своей деятельности на неформальных лидеров, и через них руководить отношениями в коллективе;

— использовать современные средства коммуникации и связи.

Третьим компонентом культуры управленческой деятельности являются личностные качества.

Личностные качества, необходимые руководителю.

Руководитель не только определяет цели подчиненных, планирует, организует и контролирует их работу, он должен также без принуждения побудить своих подчиненных активно стремиться к достижению конкретных целей. Это возможно только тогда, когда личность руководителя будет привлекательна для подчиненных. Каковы важнейшие качества личности, которые могут сделать образ руководителя привлекательным?

Обобщая качества, которыми наделяют руководителя различные авторы, можно отметить следующие.

1. Социальная направленность деятельности. Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные и нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций, к числу которых относится его коллектив. Он должен хорошо понимать основные тенденции в развитии современной политики, экономики, права и др. сфер жизни государства.

2. Эрудиция и профессиональная компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива, т.к. руководитель не вообще управляет людьми, а

Филимонцев Н.М., Степанова E.H. культура управленческой деятельности в ОВД

управляет их деятельностью по решению профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен владеть системой знаний и в ряде смежных областей: современной экономики, права, философии, педагогики, психологии и физиологии, этики, ораторского искусства, логики и др. Такие руководители умеют общаться с людьми, соединяя слово и дело. Они четко ставят цели деятельности, умеют их обосновать и заставить людей верить в необходимость их достижения.

3. Организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:

— способность отражать с достаточной полнотой психологию управляемой группы в ходе решения совместных задач;

— практическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в области практической психологии, готовность применить их в процессе решения организаторских задач;

— психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми;

— общественная энергичность — способность заряжать своей энергией организуемых людей;

— требовательность — способность предъявлять к людям адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

— критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей;

— склонность к организаторской деятельности — потребность в ней.

4. Высокие моральные качества, которые можно разделить по системе, предложенной В.М. Шепелем, на общие, конкретные и специфические нравственные качества [6, с. 187].

К общим можно отнести: патриотизм — приоритетность общественных интересов страны над личными; гуманизм — уважительное отношение к каждому человеку, ориентация на его личное достоинство, вера в его способности; справедливость — объективная оценка личности, деловых качеств людей и их деятельности, открытость критике и самокритичность.

К конкретным нравственным качествам относятся: гражданская совесть — обостренное чувство личной ответственности перед обществом и подчиненными; нравственная воля — развитый самоконтроль; профессиональная честность — самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза; коллективизм — общительность, преданность интересам коллектива; мужество — смелость, умение переносить личные неприятности и служебные неудачи; принципиальность — уважение мнения других, умение отстаивать свою позицию.

К специфическим качества отнесем: трудолюбие — личный пример в отношении к служебным обязанностям; скромность — разумное использование власти, критичное отношение к своим заслугам и недостаткам; ответственность — единство слова и дела; щедрость — это бескорыстие, оказание помощи людям; оптимизм — вера в себя и людей, в лучшее будущее; великодушие — терпимость к мелким недостаткам подчиненных, умение прощать обиды, не быть злопамятным.

Специфические качества являются производными от общих и конкретных нравственных качеств. Специфические качества ориентированы на технологии общения руководителя, на его эффект обаяния.

5. Эмоционально-волевые черты характера: целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность; способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой. Волевые качества человека издавна считались основными в его умении управлять. Сократ, например, считал, что главное достоинство руководителя — умение повелевать людьми, а главными врагами руководителя являются чревоугодие, лень, страсть к вину, слабость к женщинам. К волевым качествам личности руководителя следует отнести также самокритичность, необходимую для осознания своих слабостей, и самоконтроль, необходимый для их подавления. Важную роль в структуре этих качеств занимает чувство ответственности, которое руководитель должен постоянно испытывать за свои поступки, за моральное и физическое состояние своих подчиненных, за результаты деятельности руководимого им коллектива.

6. Интеллектуальные свойства: наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять свои знания и уметь творчески оперативно использовать их в различных часто изменяющихся, иногда нестандартных ситуациях.

7. Умение поддерживать свой авторитет. Авторитет (от лат. «влияние, власть») руководителя основан, во-первых, на занимаемом им официальном статусе, должности и власти; во-вторых, на признании его превосходства и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности. Настоящим авторитетом пользуется руководитель-лидер, в поведении которого присутствуют оба вышеуказанные свойства и который воздействует на людей не только правовыми полномочиями, но и нравственным влиянием своей индивидуальности.

Высокая профессиональная компетентность, обладание высокими нравственными и характерологическими особенностями, умение их практически показать своим сотрудникам, а также умение обеспечить высокую эффективность деятельности группы — это основа авторитета руководителя в оценке его подчиненных и вышестоящих инстанций.

8. Имидж руководителя — важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные требования к внешнему облику руководителя, который не только общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций, т.е. поддерживает престиж своего коллектива. Поэтому внешность руководителя, культура речи, манеры, вид и культура одежды — все это элементы его имиджа.

9. Крепкое здоровье. Здоровый образ жизни руководителя и его организаторская деятельность должны быть тесно связаны между собой. Руководители с расстроенной нервной системой, слабым здоровьем вносят нервозность и дезорганизацию в руководимые ими коллективы, теряют уверенность в себе и способность к своевременному принятию адекватных решений. Поэтому хорошее состояние здоровья, его сохранение на долгие годы должно стать служебной необходимостью руководителя. Необходимо внедрять научную организацию труда руководителей, регулярное медицинское обследование, систематические занятия спортом, режим правильного питания, полноценное использование отпуска и выходных дней. Для саморегуляции, умения поддерживать хорошее настроение, снимать нервно-психическое напряжение важно использовать систему аутотренинга.

Таким образом, личностные качества руководителя, характеризующие высокий уровень его культуры управленческой деятельности, должны включать следующие группы качеств:

1) управленческая направленность — интерес к профессии и склонность заниматься ею. Управленческую направленность мы рассматриваем как направленность на работу с людьми;

2) компетентность — проявление общей и профессиональной эрудиции; она играет важную роль в завоевании авторитета у подчиненных и сослуживцев;

3) лидерский потенциал — совокупность организаторских способностей, интеллектуальных свойств и эмоционально-волевых черт характера;

4)управленческая нравственность характеризуется честностью, порядочностью, требовательностью к себе, организованностью, дисциплинированностью, ответственностью, обязательностью, добросовестностью, трудолюбием;

5) требовательность — способность предъявлять строгие требования к подчиненным и сослуживцам на основе высокой требовательности к самому себе;

6) коммуникабельность (общительность) — легкость вхождения в контакт с другими людьми; она выражает интегральные коммуникационные свойства личности и является одним из профессионально значимых качеств современного руководителя;

7) интуиция — способность на основе накопленного опыта и приобретенных ранее знаний угадывать истину, открывать новое, как бы минуя промежуточные логические рассуждения;

8) управленческий такт — способность устанавливать правильные взаимоотношения с подчиненными и сослуживцами. Его составляющие: чуткость, отзывчивость, доброжелательность, тактичность, корректность, справедливость, беспристрастность, доверие, выдержка, самообладание, уравновешенность, спокойствие, мягкость, снисходительность, терпеливость, терпимость, искренность, естественность, простота обращения;

9) приятный внешний вид определяется аккуратной деловой одеждой, прической, неброскими аксессуарами;

10) культура речи характеризующаяся правильностью, краткостью, ясностью, доступностью, логичностью, стройностью, уместностью, убедительностью изложения.

Набор рассмотренных выше качеств обусловлен социальным аспектом профессиональной деятельности руководителя и тесно связан с такими особенности его личности, как социальная направленность, характер самооценки, степень конфликтности, уровень личной тревожности.

Итак, культура управленческой деятельности руководителя органа внутренних дел — это часть его профессиональной культуры, такое профессионально-важное качество, которое предполагает овладение им специфических для его профессии знаний теории и психологии управления, управленческими умениями и навыками, а также наличие набора личностных качеств, обеспечивающих эффективность его управленческой деятельности при реализации своих организационно-управленческих функций в любых условиях.

Список литературы

1. Батаршев, À. В. Психология управления персоналом : учеб. пособие. — М., 2007.

1. 2. Воробьев, О. В. Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел. - М., 2001.

2. 3. Дегтярев, И. Л. О культуре и стиле работы начальствующего состава органов внутренних дел. - М., 2000.

3. 4. Литвак, М, С. Командовать или подчиняться: психология управления. — М., 2008.

4. 5. Птуха, Н. И., Курбанов, В. Д., Сорокин, К. В. Личность руководителя в управленческой деятельности в правоохранительных органах. — М., 2003.

6. Шепель, В. М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. — М., 1994.

Literature

1. Batarshev, A. V. Psychology of the personnel management. — Moscow, 2007.

2. Vorobyev, O. V. Preparation's sparrows and accept of administrative decisions in bodies of the Interior. — Moscow, 2001.

3. Degtyaryov, I. L. About culture and style of work of commanding structure staff of the Interior. — Moscow, 2000.

4. Litvak, M. S. To command or to be subordinated: management psychology. — Moscow, 2008.

5. Ptuha, N. I., Kurbanov, V. D., Sorokin, K. V. The leader's personality in administrative activity in law-enforcement agencies. — Moscow, 2003.

6. Shepel, V. M. Image. Secrets of the personal charm. — Moscow, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.