Научная статья на тему 'Функции руководителя территориального ОМВД России'

Функции руководителя территориального ОМВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2267
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / HEAD / ОСОБЕННОСТИ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ / FEATURES WORK OF THE HEAD / ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ / FUNCTION OF THE HEAD: STRATEGIC / ИННОВАЦИОННАЯ / INNOVATIVE / АДМИНИСТРАТИВНАЯ / ADMINISTRATIVE / КОММУНИКАЦИОННАЯ / COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНАЯ (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ) / SOCIAL (EDUCATIONAL)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ульянов А.Д., Жаглин А.В.

В статье рассматривается руководство как разновидность управленческой деятельности и акцентируется внимание на содержании труда руководителя и осуществляемых им функциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ульянов А.Д., Жаглин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of the head of territorial OMVD of Russia

In article the management as a kind of administrative activity is considered and the attention is focused on the content of work of the head and the functions which are carried out by it.

Текст научной работы на тему «Функции руководителя территориального ОМВД России»

А.Д. УЛЬЯНОВ,

старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

А.В. ЖАГЛИН,

доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, доцент (Воронежский институт МВД России)

A.D. ULYANOV,

senior teacher of chair of management of law-enforcement bodies, candidate of jurisprudence science, associate professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

A.V. ZHAGLIN,

associate professor of the theory and history of state and law, candidate of jurisprudence science, associate professor (Ministry of Internal Affairs Voronezh institute of Russia)

128

УДК 342.97

Функции руководителя территориального ОМВД России

Functions of the head of territorial OMVD of Russia

В статье рассматривается руководство как разновидность управленческой деятельности и акцентируется внимание на содержании труда руководителя и осуществляемых им функциях.

Руководитель, особенности труда руководителя, функции руководителя: стратегическая, инновационная, административная, коммуникационная, социальная (воспитательная).

In article the management as a kind of administrative activity is considered and the attention is focused on the content of work of the head and the functions which are carried out by it.

Head, features work of the head, function of the head: strategic, innovative, administrative, communication, social (educational).

Руководство является неотъемлемой составляющей любой социальной организации; благодаря ему она и функционирует и достигает поставленных задач. В системе МВД России руководителем является лицо, которое замещает государственную должность Российской Федерации и осуществляет полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел [1]. В настоящее время к руководителям всех звеньев управления МВД России предъявляются высокие требования. Свидетельством этому являются слова Президента Российской Федерации в Ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации: «Без качественного современного госуправления, без высокой

персональной ответственности тех, кто этим занимается, мы не решим задач, стоящих перед обществом и страной» [7].

Ответственность за результаты реализации важного управленческого решения несет руководитель, принимающий его. Неудачные или, напротив, эффективные решения сказываются на результатах деятельности всей организации. Если решение не соответствует объективным жизненным реалиям, а сам руководитель является заложником корыстных или коррупционных интересов, то вряд ли следует ожидать рационального и эффективного управления в этой организации. Здесь все замыкается на субъекте управления, на удовлетворении потребностей руководителя и его приближенных [5].

Следует отметить, что личные качества руководителя особое значение приобретают в иерархических структурах, построенных по принципу единоначалия, к числу которых относится и МВД России. В США, Канаде, Японии, большинстве развитых стран Европы идея, что «...общество — это покупатель, а полицейское подразделение — это продавец своей полицейской услуги», позволила карательную силовую структуру (полицию) превратить в круглосуточную повседневную сервисную службу с широким спектром социальных услуг [10]. Такое преобразование, безусловно, потребовало адекватных изменений в организации полицейских сил, включающих соответствующие решения в подходах комплектования кадров, профессиональной подготовки руководителей.

Базовым требованием к сотруднику полиции стало его профессиональное мастерство качественно иного содержания, при этом сотрудники полиции, замещающие руководящие должности, становятся примером для подражания со стороны подчиненных. Их деятельность и поведение должны демонстрировать соблюдение профессиональных кодексов и стандартов полицейской службы. В целях поддержания ценностей и этических ориентиров полицейской работы их необходимо регулярно озвучивать и обеспечивать четкое понимание всеми сотрудниками [11].

В науке руководство принято рассматривать как разновидность управленческой деятельности, компонент, связанный с организацией сотрудничества людей в социальных управляемых системах. В качестве важнейшего признака руководства выделяют организацию коллективной деятельности на основе сотрудничества, которое, в свою очередь, базируется на материальных, моральных и других интересах личности. Целью рассматриваемой управленческой деятельности является оптимизация профессиональной деятельности людей посредством воздействий экономического, административного, психологического и педагогического характера. Причем каждое из этих воздействий основывается на учете потребностей, ценностных ориентациях и установках личности, группы, коллектива. Оно должно направлять и активизировать, повышать результативность профессиональной деятельности.

Отметим, что концепции руководства и управления тесно взаимосвязаны. Зачастую в науке и практике эти понятия подменяют друг друга, однако между ними существуют различия. Управление является более широким понятием, чем руководство, которое представляет собой только одну из ключевых функций управления.

Следует отметить, что в специальной литературе, посвященной управленческой деятельности, о руководстве как функции упоминается

крайне редко. Традиционно оно рассматривается в качестве одной из наиболее важных стадий организации исполнения управленческого решения. Обусловлено это тем, что именно на этой стадии выявляются трудности, недостатки в исполнительской деятельности. Именно на этом этапе можно оценить и скорректировать исполняемое управленческое решение, оказать помощь исполнителям. Здесь руководство выступает в качестве разновидности управленческой деятельности, ее элемента, связанного с организацией сотрудничества людей в управляемых социальных системах. Оно «.базируется на материальных, моральных и других интересах» [13].

Начальнику территориального ОМВД России как руководителю присущи следующие особенности:

— он является первым лицом, а значит, как представитель государственной власти и управления единолично принимает решения в рамках своей компетенции на обслуживаемой территории;

— его уровень в иерархии управления уменьшает возможности непосредственного общения с исполнителями в рамках оперативно-служебной деятельности, что зачастую приводит к необходимости использования безличных приемов руководства и общения;

— как правило, его ближайшее окружение включает нижестоящих руководителей, хотя сам он подчинен вышестоящим полицейским аппаратам;

— руководителю зачастую приходится быть арбитром, выступая при этом не только представителем государственной власти, но и лицом, выражающим социальную справедливость;

— деятельность, действия, поступки начальника всесторонне оцениваются как его подчиненными, так и руководителями вышестоящих аппаратов ОМВД России, что служит своеобразной формой контроля. Анализируя содержание труда начальника

территориального ОМВД России, прежде всего следует исходить из того, что он как должностное лицо несет всю полноту ответственности за организацию деятельности управленческого аппарата, служб и подразделений, состояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом. Единолично принимает решения об использовании всех сил и средств органа для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, выявления, раскрытия и расследования общественно опасных деяний. Содержание деятельности должностного лица в первую очередь составляет труд по управлению коллективом.

129

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

130

Этот труд включает выполнение всей совокупности управленческих функций. Он направлен на разрешение проблем, поиск и принятие решений, организацию и контроль за выполнением подчиненными оперативно-служебных задач, стоящих перед органами внутренних дел. Несмотря на то что такая работа состоит из отдельных и вроде бы несвязанных действий, она тем не менее представляет собой единое целое. Принимаемые частные решения являются лишь элементами долговременной программы конкретных действий. Практическое содержание работы руководителя включает реализацию стратегической, инновационной, административной, коммуникационной и социальной (воспитательной) функций. Рассмотрим их более подробно.

Стратегическая функция заключается в выборе приоритетных направлений противодействия преступным проявлениям. Она включает также формулирование и постановку целей, рассчитанных на краткосрочную и среднесрочную перспективу, перед службами и подразделениями органа внутренних дел.

Инновационная функция направлена на использование научных знаний и достижений в различных сферах жизни общества. Ее цель — улучшение результатов оперативно-служебной деятельности, совершенствование социального развития коллектива. К примеру, важнейшим направлением и содержанием недавних реформ деятельности полицейских подразделений земель Германии (1998—2008 гг.) стало упрощение и децентрализация организационной структуры. Инициаторами такой реформы выступили земельные полицейские ведомства. В связи с этим реформа федеральной полиции началась на несколько лет позже, чем на земельном уровне. Правовой основой реформирования федеральной полиции стали соответствующие поправки, внесенные в специализированный закон «О федеральной полиции», в федеральную правительственную программу «Ориентация на будущее: инновации в сфере администрирования. Правительственная программа». Примечательно, что название программы отражает содержание и направленность преобразований: внедрение инновационных методов управления и принятия решений [12].

Административная функция призвана объединить следующие подфункции: контрольную (проверка и оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки); организационную (распределение полномочий, задач, ресурсов и др.); направляющую (постановка задач, координация работы служб и подразделений); кадровую (подбор, расстановка, обучение сотрудников); стимулирующую (убеждение, поощрение и наказание сотрудников).

Коммуникационная функция состоит из налаживания внешних и внутренних связей, проведения переговоров, совещаний, ответов на заявления, сообщения, письма и телефонные звонки, приема посетителей, разрешения конфликтов, внешнего представительства.

Реализуя социальную (воспитательную) функцию, руководитель создает (поддерживает) в коллективе благоприятный морально-психологический климат, вырабатывает нормы поведения, помогает подчиненным решать жизненные проблемы.

Особенностью деятельности начальника территориального ОМВД России является то, что в ряде случаев его управленческий труд приобретает характер исполнительской деятельности, связанной с профилактикой, раскрытием преступлений, охраной общественного порядка. В частности, в обязанности руководителя входит выезд на места тяжких преступлений, личная работа с негласным аппаратом и др. По сути он должен выполнять весь объем работы представляемого им в соответствии с законом органа дознания. Однако следует подчеркнуть, что и этот труд руководителя имеет ярко выраженную управленческую и воспитательную направленность. Своим личным примером он побуждает подчиненных к лучшему исполнению трудовых обязанностей, прививает им умения и навыки профессиональной деятельности. В связи с этим требования к руководителю как специалисту широкого профиля многократно возрастают. Поэтому эффективную воспитательную работу следует рассматривать как важнейшую составляющую управленческой деятельности, как средство, оказывающее прямое воздействие на моральное состояние сотрудников органа внутренних дел, конечные результаты их боевой и оперативно-служебной деятельности [6].

Следует отметить, что конечные результаты деятельности органа внутренних дел зависят от всего коллектива. Поэтому важным направлением работы руководителя является создание для сотрудников нормальных морально-психологических, организационных, социальных и иных предпосылок коллективной деятельности. В решении коллегии МВД России «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации», объявленном приказом МВД России от 23 марта 2012 г. № 211, отмечается, что основными причинами преступлений и чрезвычайных происшествий в органах внутренних дел Российской Федерации являются снижение уровня личной ответственности руководителей органов внутренних дел и подразделений по работе с личным составом за соблюдение в подчиненных коллективах служебной дисциплины и законности, поддержание должного морально-психологического состояния сотрудников;

самоустранение руководителей от организации морально-психологического обеспечения и профессиональной подготовки сотрудников в территориальных органах МВД России на районном уровне, бездействие в воспитании личного состава; грубые нарушения требований приказов и распоряжений МВД России, направленных на повышение эффективности воспитательной работы с личным составом в период реформирования органов внутренних дел [2].

В основе создания морально-психологических предпосылок коллективной деятельности, по нашему мнению, должна лежать индивидуальная воспитательная работа руководителей с подчиненными, основанная на умении распознавать мотивы их поведения. Без этого руководителю фактически невозможно предвидеть поведение подчиненного, предвосхищать его намерения, своевременно выявлять и разрешать ситуации, приводящие к конфликту интересов [3]. В связи с этим индивидуальная воспитательная работа ориентируется на приведение индивидуальных интересов, целей и запросов в соответствие с коллективными интересами, потребностями и запросами, формирование благоприятных условий кооперации и интеграции усилий отдельных сотрудников и служб, направленных на достижение общих целей. Это требует реализации комплекса мер по убеждению коллектива, обоснованию управленческих решений, предупреждению возникновения конфликтных ситуаций и их решению.

В основе создания организационных предпосылок лежит определение функциональных обязанностей, делегирование полномочий другим руководителям, нормативное их закрепление, оборудование рабочих мест, организация взаимодействия между сотрудниками и службами и т. д.

Социальные предпосылки обусловливают обеспечение семей сотрудников квартирами, местами в детских учреждениях, создание условий для нормального отдыха, плодотворной работы коллектива. Как отмечает Министр внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции В.А. Колокольцев, «.к тем, у кого есть потенциал, надо относиться бережно и помнить, что только единая команда, слаженный профессиональный коллектив является залогом личного успеха каждого сотрудника, а главное — гарантом эффективности работы по защите безопасности наших граждан» [8].

Начальнику территориального ОМВД приходится организовывать и самому участвовать в большом количестве разнородных трудовых операций, вести большую общественную работу. Ему часто приходится выступать перед коллективами трудящихся, учащимися школ, по радио, телевидению, в печати [4]. К нему на прием приходят граждане с просьбами, жалобами, для консультаций.

Деятельность начальника органа внутренних дел связана со значительными нервно-психологическими нагрузками. Руководитель, без остатка посвящающий себя делу, работающий с утра до ночи, в субботние и воскресные дни, зачастую наносит ущерб своему здоровью. Перегрузки выбивают из колеи как самого руководителя, так и личный состав, стремящийся приспосабливаться к стилю начальника, при этом эффективность работы столь мала, что не идет ни в какое сравнение с затратами энергии и времени.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности А. Чекалин отмечал: «Легкость, с которой руководство предлагает остаться сотруднику после рабочего дня, отказаться от выходных и отпусков, наносит большой вред. Измотанные усиленным режимом, сотрудники безразличны к службе, совершают опасные ошибки, допускают «беспредел» по отношению к задержанным. Да, работа полиции ненормированна, но нужно исключить перестраховки, ночные кабинетные бдения» [9]. Следует, наконец, понять, что перенапряжение начальника является следствием недостаточной организации его деятельности, а зачастую и неверных представлений о формах выражения преданности делу. Избыточное утомление должно предупреждаться, а в случае возникновения — преодолеваться продуманной системой организации личной работы, что скажется и на деятельности всего подразделения в целом.

Нельзя забывать, наконец, и о том, что руководитель в процессе своего труда должен самосовершенствоваться: знакомиться с новинками литературы и искусства, достижениями науки и техники в области управления и профессиональной деятельности. Современное влияние на руководителя политических, социальных, экономических, психологических изменений требует от него способности управлять собой, наличия зрелых личностных ценностей, четких личных целей и собственных интересов, акцента на постоянном саморазвитии, умения влиять на личный состав и знание современных управленческих подходов, обладания педагогическими способностями.

Таким образом, в современных условиях успешным руководителем территориального ОМВД может быть человек, способный управлять сотрудниками, опираясь не только на авторитет должности, но и на знание их интересов и стимулов служебной активности, который не «подавляет» подчиненных, а ведет за собой силой авторитета и компетентности, готовый успешно организовывать повседневную работу, а также решительно действовать в условиях, требующих смелости и умения находить правильные решения при чрезвычайных ситуациях.

131

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

132

Список литературы

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // СПС Гарант.

2. Об объявлении решения коллегии МВД России «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации»: приказ МВД России от 23 марта 2012 г. № 211.

3. О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 521.

4. Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 августа 2011 г. № 975.

5. Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития. Размышления об управленческой деятельности. М., 2002.

6. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации: материалы расширенной рабочей группы при Министре внутренних дел Российской Федерации по дальнейшему реформированию органов внутренних дел. М., 2013.

7. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 г.

URL: http://www.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 21.10.2014).

8. Из выступления Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на оперативном совещании в режиме видеоконференции // Щит и меч. 2012. № 23(1327).

9. Из выступления первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности А. Чекалина на втором заседании расширенной рабочей группы по реформированию органов внутренних дел Российской Федерации // Академические вести. 2012.№ 10(1040).

10. Колонтаевская И.Ф. Теоретические и организационно-правовые основы профессиональной подготовки управленческих кадров полиции за рубежом // Труды Академии управления МВД России. 2006. № 1.

11. Руководство по демократическим основам полицейской деятельности. URL: httр://www. osce.org/policing (дата обращения: 18.05.2014).

12. Соломатина Е.А. Правовые и организационные основы функционирования полиции Германии // Полицейская деятельность. 2011. № 2.

13. Филиппов А.В. Признаки управленческой деятельности // Организационная психология / сост. и общ. ред. Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка. СПб., 2001.

Тел.: 8 (499) 745-95-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.