Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРИНЯТИЯ РОДИТЕЛЯМИ ОСОБОГО РЕБЕНКА'

ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРИНЯТИЯ РОДИТЕЛЯМИ ОСОБОГО РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЙ РЕБЕНОК / ОБЩЕНИЕ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРИНЯТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галасюк Ирина Николаевна, Митина Ольга Валентиновна

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Исследование индивидуально-психологических особенностей родительства в биологической и замещающей семье с особым ребенком» № 16-06-00991 Дети с нарушениями в развитии нуждаются в повышенном внимании и участии родителей в образовательном процессе начиная с первых лет жизни. Указывается, что негативные характеристики взаимодействия родителей с особыми детьми связаны с непониманием, непринятием родителями их поведения и проявления эмоций. Это усугубляет дефект ребенка и снижает возможности его социализации [1; 4; 6; 7; 8; 9]. В науке и практике предпринимаются попытки определить личностные и семейные ресурсы для развития эмоционально-положительных контактов между родителем и особым ребенком [2; 3]. Представленное исследование посвящено выявлению личностных характеристик родителей, специфики семейного функционирования, способствующих эмоциональному и когнитивному принятию родителями особого ребенка. В исследовании приняли участие 137 родителей детей с ментальными нарушениями, прикрепленных к специализированным центрам г. Москвы. Возраст участников от 25 до 62 лет, среди которых члены полных, неполных и замещающих семей. Проведенный анализ позволил выяснить, что родители, обладающие высоким личностным потенциалом [5], в большей степени позитивно относятся к своему ребенку. Это люди с высокими показателями жизнестойкости, осмысленности жизни, сумевшие создать в своей семье позитивные отношения. Влияние данных детерминант в большей степени проявляются у отцов. Показатель принятия ребенка матерями значимо выше и слабее обусловлен характеристиками личности и семьи. Мамы высказывают удовлетворение своими отношениями с ребенком гораздо охотнее, если рядом есть папа. В полных семьях, как правило, родители обоего пола оценивают свои отношения с ребенком как благополучные. Выявлено, что постоянная связь со специализированным учреждением способствует формированию позитивного отношения к ребенку. Анализ личностных характеристик респондентов в зависимости от их ответа на вопрос: «Довольны ли вы своим ребенком?» показал: матери, положительно ответившие на этот вопрос, характеризуются более высокими показателями наличия целей в жизни и уровня самопринятия, в то время как для отцов определяющим являются позитивные отношения в семье, спокойное отношение к болезни ребенка, вовлеченность в ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРИНЯТИЯ РОДИТЕЛЯМИ ОСОБОГО РЕБЕНКА»

Личностные и социально-психологические детерминанты принятия родителями особого

ребенка

Галасюк Ирина Николаевна, ФГБОУ ВО Московский государственный психолог-педагогический университет (МГППУ),

г. Москва (Россия)

Митина Ольга Валентиновна, ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва (Россия)

Ключевые слова: особый ребенок, общение, родительское отношение, принятие, личностные ресурсы, личностный потенциал, семья.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Исследование индивидуально-психологических особенностей родительства в биологической и замещающей семье с особым ребенком» № 16-06-00991 Дети с нарушениями в развитии нуждаются в повышенном внимании и участии родителей в образовательном процессе начиная с первых лет жизни. Указывается, что негативные характеристики взаимодействия родителей с особыми детьми связаны с непониманием, непринятием родителями их поведения и проявления эмоций. Это усугубляет дефект ребенка и снижает возможности его социализации [1; 4; 6; 7; 8; 9]. В науке и практике предпринимаются попытки определить личностные и семейные ресурсы для развития эмоционально-положительных контактов между родителем и особым ребенком [2; 3]. Представленное исследование посвящено выявлению личностных характеристик родителей, специфики семейного функционирования, способствующих эмоциональному и когнитивному принятию родителями особого ребенка. В исследовании приняли участие 137 родителей детей с ментальными нарушениями, прикрепленных к специализированным центрам г. Москвы. Возраст участников от 25 до 62 лет, среди которых члены полных, неполных и замещающих семей. Проведенный анализ позволил выяснить, что родители, обладающие высоким личностным потенциалом [5], в большей степени позитивно относятся к своему ребенку. Это люди с высокими показателями жизнестойкости, осмысленности жизни, сумевшие создать в своей семье позитивные отношения. Влияние данных детерминант в большей степени проявляются у отцов. Показатель принятия ребенка матерями значимо выше и слабее обусловлен характеристиками личности и семьи. Мамы высказывают удовлетворение своими отношениями с ребенком гораздо охотнее, если рядом есть папа. В полных семьях, как правило, родители обоего пола оценивают свои отношения с ребенком как благополучные. Выявлено, что постоянная связь со специализированным учреждением способствует формированию позитивного отношения к ребенку. Анализ личностных характеристик респондентов в зависимости от их ответа на вопрос: «Довольны ли вы своим ребенком?» показал: матери, положительно ответившие на этот вопрос, характеризуются более высокими показателями наличия целей в жизни и уровня самопринятия, в то время как для отцов определяющим являются позитивные отношения в семье, спокойное отношение к болезни ребенка, вовлеченность в ситуацию.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. - 527 с

2. Галасюк И.Н. Родительское позиционирование в семье ребенка с ментальными нарушениями: на пути к «солнечной стороне» родительства. Часть 1 // Новое в психолого-педагогических исследованиях 2015. №4. С. 115 - 121.

3. Галасюк И.Н., Митина О.В. Психологические факторы, влияющие на принятие родителями особого ребенка // Прикладная психология на службе развивающейся личности: сборник научных статей и материалов ХУнаучно - практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века. Прикладная психология на службе развивающейся личности», 9 - 10 февраля 2017, Коломна / под общ. ред. Р.В. Ершовой. -Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. - С. 42 - 48.

4. Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 240 с.

5. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева, М.: Смысл, 2011.

6. Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007.

7. Шипицина Л.М. «Необучаемый» Ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь, 2005.

8. Landry S.H., Smith, K.E., & Swank, P.R. (2006). Responsive parenting: Establishing early foundations for social, communication and independent problem - solving skills. Developmental Psychology, 42 (4), 672 0 642.

9. Lisa Ruble, Andrea McDuffie, Andrea S.King, Doug Lorenz Caregiver Responsiveness and Social Interaction Begaviors of Young Children With Autism. Topics in Early Childgood Speacial Eduation: Nov 2008; 28, 3; Psyc INFO pg. 158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.