Научная статья на тему 'Личностные и поведенческие особенности подростков, подвергающихся физическому насилию в семье с различной частотой'

Личностные и поведенческие особенности подростков, подвергающихся физическому насилию в семье с различной частотой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
870
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детско-родительские отношения / личностные особенности / поведенческие особенности / подростки / физическое насилие в семье / parent-child relationships / personality traits / behavioral characteristics / adolescents / physical violence within the family

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колодина Анастасия Викторовна

Описываются и анализируются личностные и поведенческие характеристики подростков, которые подвергаются физическим наказаниям с различной частотой (еженедельно или ежемесячно). Выделенные характеристики рассматриваются нами как последствия физического насилия, которое сопровождает воспитательный процесс в семье подростков. Полученные результаты показали, что эмоциональная дистанция и противоречивые требования родителей предопределяют низкий уровень самопринятия, высокий уровень раздражительности, комформность и деструктивные поведенческие стратегии подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND BEHAVIORAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS EXPOSED TO PHYSICAL VIOLENCE IN A FAMILY WITH DIFFERENT FREQUENCIES

This article describes and analyzes the personal and behavioral characteristics of adolescents who are exposed to physical punishment with varying frequency (weekly or monthly). Highlighted characteristics considered by us as a consequence of physical violence which accompanies the process of upbringing in a family of teenagers. The results showed that the emotional distance and conflicting demands of parents predetermine the low level of self-acceptance, a high level of irritability, conformism and destructive behavioral strategies adolescents.

Текст научной работы на тему «Личностные и поведенческие особенности подростков, подвергающихся физическому насилию в семье с различной частотой»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2015. № 2. С. 39-48.

УДК 159.922.6

А. В. Колодина

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ С РАЗЛИЧНОЙ ЧАСТОТОЙ*

Описываются и анализируются личностные и поведенческие характеристики подростков, которые подвергаются физическим наказаниям с различной частотой (еженедельно или ежемесячно). Выделенные характеристики рассматриваются нами как последствия физического насилия, которое сопровождает воспитательный процесс в семье подростков. Полученные результаты показали, что эмоциональная дистанция и противоречивые требования родителей предопределяют низкий уровень самопринятия, высокий уровень раздражительности, комформность и деструктивные поведенческие стратегии подростков.

Ключевые слова: детско-родительские отношения; личностные особенности; поведенческие особенности; подростки; физическое насилие в семье.

A. V. Kolodina

Omsk State University n.a. F.M. Dostoevskiy

PERSONAL AND BEHAVIORAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS EXPOSED TO PHYSICAL VIOLENCE IN A FAMILY WITH DIFFERENT FREQUENCIES

This article describes and analyzes the personal and behavioral characteristics of adolescents who are exposed to physical punishment with varying frequency (weekly or monthly). Highlighted characteristics considered by us as a consequence of physical violence which accompanies the process of upbringing in a family of teenagers. The results showed that the emotional distance and conflicting demands of parents predetermine the low level of self-acceptance, a high level of irritability, conformism and destructive behavioral strategies adolescents.

Keywords: parent-child relationships; personality traits; behavioral characteristics; adolescents; physical violence within the family.

В современном мире одной из центральных проблем является жестокость и агрессивность людей по отношению друг к другу. Все чаще выражение агрессии и негодования переходят с вербального уровня на физический. К сожалению, подобная тенденция характерна и для семьи.

Широко известен тот факт, что семья является ведущим институтом социализации ребенка, формирования его личности, жизненной направленности, системы ценностей и предпочтений. Семья - это та «зона ближайшего развития», которая предопределяет становление сознания и самосознания ребенка, ориен-

тирует его на формирование модели взаимодействия с миром, близкими и самим собой.

Однако довольно часто именно в семье ребенок приобретает не только положительный и конструктивный опыт взаимодействия со значимыми взрослыми, но и сталкивается с ситуациями конфликта, в которых испытывает страх, негативные эмоции, а часто и боль, порождаемую физическими наказаниями со стороны родителей.

Проблема жестокого обращения с ребенком имеет международный масштаб. Практически ежедневно СМИ рассказывают о случаях жестокого обращения с детьми со стороны

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-16-55011).

© Колодина А. В., 2015

39

А. В. Колодина

родных или приемных родителей, зачастую поражая степенью изощренности наказаний, применяемых родителями к собственным детям.

Физические наказания являются формой осуществления физического насилия над ребенком, под котором мы будем понимать сознательное и «преднамеренное нанесение ребенку повреждений и травм родителями, не связанных с несчастным случаем» [7, с. 44].

При этом важно подчеркнуть, что физическое насилие во многих семьях (физические наказания по отношению к ребенку) сегодня, впрочем, как и много лет и даже веков назад, воспринимается как норма взаимодействия родителя и дитя.

Патриархальный уклад общества и семьи, преобладание авторитарно-командного взаимодействия в семье, в том числе и с детьми, культивирование метода «кнута и пряника» и т. п. довольно часто приводят к тому, что родители, реализуя при воспитании жестокое обращение с собственным ребенком, искренне верят в то, что это ему «не повредит», а поможет и пойдет только на пользу. Наиболее частым ответом родителя, одобряющего физическое наказание собственного ребенка, является фраза: «И меня лупили! Зато хорошим человеком вырос!». Всё это еще раз подчеркивает, что физическое наказание воспринимается как норма при воспитании ребенка [6].

Существующие эмпирические данные (И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский,

Н. М. Платонова и др.) указывают на то, что физическое насилие в большей степени выявляется в неблагополучных семьях, в которых родители страдают от алкогольной, наркотической зависимости, ведут асоциальный или аморальный образ жизни [1; 12].

Однако практически все исследователи указывают на то, что физическое насилие присутствует и в так называемой благополучной среде, но выявляется здесь оно гораздо реже, ввиду отсутствия обращения детей за помощью в специализированные кризисные и социально-реабилитационные центры. Более того, дети в таких семьях склонны воспринимать физические наказания как данность, поскольку они не являются частыми и все остальное время родитель осуществляет заботу о ребенке и демонстрирует любовь.

Физическому насилию подвергаются дети любого возраста, в частности, R. Meadow указывает на то, что маленьких детей чаще

40

избивают матери, а подростков - отцы. При этом чаще физическому насилию подвергаются мальчики, чем девочки [13].

Следует отметить и то, что многие родители считают, что они вынуждены применять физические наказания в силу необходимости, ради ребенка, при этом испытывая после совершения наказаний «муки раскаяния», угрызения совести. Однако при осуществлении наказания родители нередко теряют контроль над своими действиями, что приводит к серьезным последствиям для ребенка [1; 3; 5].

Применяя физические наказания, родители ориентируются на достижение результата (повышение эффективности учебной деятельности ребенка, дисциплинированности, послушания и т. п.), но, не достигая его, зачастую они начинают увеличивать силу, интенсивность или частоту физических воздействий. В силу этого наказание может выступать для ребенка мотивирующим фактором для коррекции своего поведения в тех или иных ситуациях, но эффект его будет кратковременным и одновременно с этим будет происходить полная демотивация к той деятельности (например, прилежной учебе), в отношении которой применялось «стимулирующее» наказание [1].

Довольно частой является и ситуация, когда родители применяют угрозу применения физического наказания по отношению к ребенку. Такая стратегия приводит к тому, что дети отдаляются от родителей, страшась наказания, они начинают скрывать свои проблемы в школе, в межличностном общении, боятся рассказывать родителям о своих неудачах и промахах. Всё это способствует нарушению эмоциональных связей между родителями и детьми, снижает самооценку ребенка и его уверенность в собственных силах.

Физическое насилие наносит значительный ущерб здоровью и психическому состоянию ребёнка и препятствует полноценному развитию его личности. Это сопряжено с тем, что у ребенка отсутствует чувство безопасности в собственной семье, как следствие, снижается уровень доверия и сотрудничества между детьми и родителями, что в дальнейшем может привести к самовольным уходам ребенка из дома, демонстративному или агрессивному поведению, а нередко и суицидальным попыткам [4; 12].

В настоящем исследовании была предпринята попытка изучения личностных и по-

Личностные и поведенческие особенности подростков, подвергающихся физическому насилию...

веденческих особенностей подростков как последствий применения физического насилия в их семье.

Задачи исследования:

1) изучить личностные особенностей и самоотношение подростков, подвергающихся физическому насилию в семье с различной частотой;

2) исследовать агрессивность, враждебность и акцентуации характера подростков, страдающих от физического насилия в семье;

3) выявить преобладающие типы межличностных отношений и склонность к отклоняющемуся поведению у исследуемой группы подростков;

4) изучить специфику взаимоотношений и детско-родительских отношений в семьях подростков;

5) выявить взаимосвязь личностных и поведенческих особенностей подростков с преобладающими стилями детско-родительских отношений в их семьях, применяющих физические наказания с различной частотой.

Выборку исследования составил 141 подросток (72 мальчика и 69 девочек), подвергающийся физическому насилию в семье. Возраст испытуемых - 12-14 лет. Все подростки являются учащимися общеобразовательных школ г. Омска, воспитываются в полных и неполных семьях. В выборку включались подростки, систематически (ежемесячно,

еженедельно) подвергающиеся физическому насилию в семье, согласно данным, которые они указали в анкете по изучению взаимоотношений в семье. При проведении сравнительного анализа выборка нами была разделена на две группы по частоте применения физических наказаний к ребенку (изученных с помощью авторской анкеты): в первую группу вошли 68 подростков, которые еженедельно подвергаются физическим наказаниям, во вторую - 73 подростка, которые подвергаются физическим наказаниям ежемесячно.

Диагностический комплекс был сформирован из следующих методик: Анкета для изучения взаимоотношений в семье (Л. И. Дементий, А. В. Колодина); опросник И. М. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок» (вариант для подростков и для родите -лей подростков); для изучения агрессивности и враждебности подростков - опросник Басса - Дарки (Buss - Durkey Inventory) [2]; для выявления акцентуаций характера - Патохарактерологический диагностический опрос-

ник (ПДО) А. Е. Личко; для изучения самоотношения - тест-опросник В. В. Сто-лина, С. Р. Пантелеева [11]; для изучения личностных особенностей подростков - опросник Р. Кеттелла «16PF» [2]; для изучения типов межличностных отношений подростков - опросник Т. Лири [2]; для изучения склонности к отклоняющему поведению подростков - опросник А. Н. Орла [10].

Для статистической обработки полученных данных применялись первичные описательные статистики, сравнительный (критерий t Стьюдента) и корреляционный (критерий r Пирсона) анализ [8].

Результаты исследования. Первоначально мы изучили особенности взаимоотношений в семьях подростков и преобладающие стили детско-родительских отношений в них. Как отмечают подростки обеих групп, они не часто поводят время со своими родителями, наиболее предпочитаемым видом совместного досуга с родителями является просмотр телевизора по выходным. Основными причинами конфликтов с родителями подростки видят в невыполнении ими требований родителей и домашних обязанностей, выполнении их в форме или качестве, которое родителей не утраивает, а также в проблемах со школьной успеваемостью, предпочитаемом круге друзей и поведении во дворе и школе.

Преобладающими формами санкционирования поведения и нежелательных качеств ребенка в семьях исследуемых подростков являются физические наказания (еженедельные, ежемесячные). Как упоминалось ранее, данная частота легла в основу деления подростков на группы. Следует отметить, что большинство подростков (около 70 %) считают физические наказания оправданными и указывают, что если бы они оказались на месте родителя, то поступили бы так же. Вероятнее всего, у исследуемых нами подростков уже сформировались представления о методе «кнута и пряника» как «нормальном» способе воспитания ребенка. В связи с этим они принимают его как естественный, отмечая при этом, что всегда при применении физических наказаний родителем, они испытывают боль, досаду, обиду, чувство несправедливости, иногда агрессии и не хотели бы, чтобы оно повторялось. Как отмечают 30 % подростков, иногда они не понимают, за что их наказывают, связывая это с плохим настроением родителя.

41

А. В. Колодина

Ведущими способами физического воздействия в семьях подростков являются подзатыльники, порка ремнем, рукоприкладство родителей (нанесение ударов ребенку руками по различным частям тела, удары по губам и / или щекам), дергание за волосы, тыканье головой в учебник, толкание, пинание. Подростки отмечают, что нередко после физических наказаний у них появляются синяки, покраснения, болит спина, кружится голова.

При этом изучение стилей детско-родительских отношений показывает, что подростки удовлетворены своими отношениями с родителями, признают их авторитет, считаются с их мнением, считают, что отношения в их семье основаны на принятии, при этом отмечают высокую требовательность родителей и невысокий контроль, который часто выражается в мягкости и даже некотором попустительстве, что в дальнейшем приводит к конфликтам.

Вероятнее всего подростки исследуемых групп довольно часто предоставлены сами себе ввиду сверхзанятости родителей. Родители возлагают на них ответственность за выполнение домашних обязанностей, учебную деятельность и поведение, но контроль осу-

ществляется лишь тогда, когда подростка постигла неудача и он нуждается в помощи и подсказках / объяснении / анализе ошибок совместно с родителем. При этом родитель не стремится осуществить совместную работу по анализу возникшей проблемы, а применяет наказание, чтобы «отбить» охоту делать подобное в дальнейшем. В результате этого ребенок не осознает допущенные ошибки и продолжает использовать знакомые поведенческие стратегии либо изобретать новые, не всегда конструктивные, что впоследствии опять же приводит к наказанию.

Проведение сравнительного анализа показало наличие значимых статистических различий в группах по критерию «мягкость -строгость» (t = 2,65, при p < 0,01). Подростки, подвергающиеся наказаниям ежемесячно, воспринимают своих родителей как более строгих и требовательных, тогда как подростки другой группы указывают на мягкость родителей при воспитании, что предопределяет большие ожидания со стороны родителей по отношению к собственному ребенку и, как следствие, применение более частых физических наказаний, при отсутствии подкреплений ребенком этих ожиданий (рис. 1).

Рис. 1. Специфика детско-родительских отношений в семьях подростков (по оценкам самих подростков)

42

Личностные и поведенческие особенности подростков, подвергающихся физическому насилию...

Рис. 2. Личностные профили подростков, подвергающихся физическому насилию в семье:

А - шизотимия / аффектотимия, В - низкий / высокий интеллект, С - слабость / сила Я,

Е - конформность / доминантность, F - сдержанность / экспрессивность, G - низкое / высокое супер-эго, Н - тректия / пармия, I - харрия / премсия, L - алаксия / протенсия, M - праксерния / аутия,

N - прямолинейность / дипломатичность, O - гипертимия / гипотимия, Q1 - консерватизм / радикализм, Q2 - зависимость от группы / самодостаточность, Q3 - низкое / высокое самомнение,

Q4 - низкая / высокая эго-напряженность

На следующем этапе нашего исследования мы изучили личностные профили подростков обеих групп. Как видно из рис. 2, для подростков еженедельно подвергающихся физическому насилию в семье, характерны такие личностные характеристики, как «низкий интеллект», «низкое супер-эго» (t = 1,93 при p < 0,05), «пармия» (t = 2,48 при p < 0,01), «аутия» (t = 2,83 при p < 0,01), «гипертимия» (t = 1,86 при p < 0,05), «зависимость от группы» (t = 2,54 при p < 0,01) и «низкая эгонапряженность» (t = 2,85 при p < 0,01).

Совокупность перечисленных характеристик указывает на преобладание несобранности, конкретности и ригидности мышления, чувствительности, импульсивности и энергичности, расторможенности, беззаботности, мечтательности, рассеянности, неуравновешенности, беспечности, самоуверенности, нечувствительности к одобрению или порицанию окружающих, беспечности, бездумности, несамостоятельности, безынициативности, расслабленности, вялости, низкой мотивации, лености и невозмутимости. С нашей точки зрения, преобладание совокупности выделенных качеств является одним из последствий применения частых физических наказаний в семье, которые блокируют самостоятельность и

активность ребенка, ориентируют его на подчинение, отсутствие инициативности, уверенности в себе и удовлетворенности собой.

Снижение частоты физических наказаний в семье существенно преобразует личностный профиль подростка. Для детей, подвергающихся физическим наказаниям в семье, характерны «сила Я» (t = 2,64 при p < 0,01), «высокое супер-эго» (t = 1,93 при p < 0,05), «алаксия» (t = 2,15 при p < 0,05), «радикализм» (t = 2,97 при p < 0,01), что свидетельствует о выраженности эмоциональной устойчивости, работоспособности, постоянных интересов, чувствительности, терпимости к себе и окружающим, впечатлительности, сильном чувстве долга, чувствительности к реакциям окружающих, скрупулезности, терпимости к неудобствам, хорошей информированности. Как видно, подростки данной группы имеют большую уверенность в себе, но выраженное чувство долга, конформность и ориентацию на оценку окружающих, что, с нашей точки зрения, является следствием страха столкновения с новым физическим наказанием в семье. Такие подростки стараются выполнять всю работу точно, боясь ошибиться, развивая и подкрепляя тем самым мотивацию избегания неудач. Следовательно, снижение

43

А. В. Колодина

частоты физических наказаний, а в приоритете их полное исключение из воспитательной системы ребенка будет способствовать формированию уверенности ребенка в собственных силах, направленности на освоение нового, инициативу и творчество.

При изучении параметров самоотношения у подростков обеих групп значимых различий выявлено не было, а полученные данные полностью согласуются с данными, полученными при изучении личностных профилей. Для всех подростков характерен невысокий уровень самоуважения, самопринятия, самоинтереса и аутосимпатии, при этом преобладает ориентация на ожидание оценки от других. С нашей точки зрения, именно физические наказания при воспитании подростков укрепляют неуверенность в себе, формируют отсутствие интереса в познании себя, принятии себя таким? какой ты есть, в связи с тем, что ребенок находится в постоянном страхе или ожидании санкций со стороны родителей, следовательно, боится сам принимать ответственность и делать самостоятельный выбор, как правило, примыкая к общим решениям и суждениям.

Анализ акцентуаций характера показал, что для подростков, ежемесячно подвергающихся физическому насилию, характерен «гипертимный» тип (t = 1,75 при p < 0,05), а

■ еженедельно

■ ежемесячно

типы акцентуаций характера

Рис. 3. Специфика акцентуаций характера подростков, подвергающихся физическому насилию в семье

для подростков, еженедельно подвергающихся физическому насилию в семье, - «психо-стенический» (t = 2,75 при p < 0,01) и «асте-но-невротический» (t = 2,99 при p < 0,01) типы (рис. 3). Полученные данные указывают нам на то, что чем в меньшей степени подросток подвергается физическому насилию в семье, тем в большей степени он обладает высоким жизненным тонусом, энергией, активностью, стремлением к лидерству, общительностью и самостоятельностью, тогда как частые физические наказания ведут к нерешительности, тревожной мнительности в виде опасений за будущее - свое и своих близких, отсутствию ответственности, тревожности, повышенной утомляемости, раздражительности и склонности к ипохондричности.

Исследование преобладающих видов агрессии подростков показало, что чем чаще подросток подвергается физическому насилию в семье, тем выше уровень его вербальной (t = 2,97 при p < 0,01) и физической (t = 1,83 при p < 0,05) агрессии, а также чувство вины (t = 1,75 приp < 0,05) (рис. 4).

Подростки, которые подвергаются физическому насилию еженедельно, в большей степени склонны оскорблять и унижать других, применять физическую силу в конфликте, при отстаивании своей точки зрения, а также для самоутверждения. Вероятнее всего,

44

Личностные и поведенческие особенности подростков, подвергающихся физическому насилию...

Рис. 4. Преобладающие виды агрессии у подростков, подвергающихся физическому насилию в семье

это объясняется тем, что ребенок, часто подвергающийся физическим наказаниям в семье, воспринимает агрессию, как вербальную, так и физическую, как единственную возможность доказать свою правоту и утвердить собственное мнение. Такой ребенок с детства усваивает способы, которые используют его родители для того, чтобы дать ребенку понять, как необходимо себя вести, санкционируя его «неправильное» поведение. Как следствие, в дальнейшем ребенок прибегает к таким же санкциям при взаимодействии с другими людьми, считая их обоснованными и правильными. Выраженное чувство вины у таких подростков свидетельствует о низкой самооценке и неуверенности в себе, которые формируют страх оценивания, непринятия, осуждения, предвосхищая который ребенок старается защитить себя либо утвердиться в социальном пространстве с помощью агрессивных способов.

Таким образом, на основе анализа личностных последствий физического насилия в семье мы можем констатировать, что ведущими являются:

1) неуверенность в себе;

2) неуравновешенность и импульсивность;

3) низкая самооценка;

4) комформность и ориентация на внешнее одобрение;

5) выраженная физическая и вербальная агрессия.

Далее мы изучили поведенческие особенности подростков как последствия физического насилия в их семье посредством ана-

лиза стилей межличностных отношений, используемых ими, и склонности к отклоняющему поведению.

Ведущими стилями межличностных отношений подростков, еженедельно подвергающихся физическому насилию, являются «подчиняемый» (t = 2,77 при p < 0,01), «зависимый» (t = 2,608 при p < 0,01) и «агрессивный» (t = 2,06 при p < 0,05), что свидетельствует о том, что они застенчивы, легко смущаются, склонны подчиняться более сильному без учета ситуации, боязливы, считают, что другие всегда правы, однако бывают резки в своих оценках, склонны обвинять в своих бедах и неудачах окружающих, раздражительны.

Подростки, сталкивающиеся с меньшей частотой физических наказаний в собственной семье, демонстрируют «авторитарный» (t = 2,808 при p < 0,05) и «эгоистический» (t = 1,906 при p < 0,05) стили взаимоотношений, что выражается в доминировании, требовании к себе уважения, склонности к соперничеству, ориентации на себя (неумении слушать и понимать другого).

Как мы видим, стили межличностных отношений подростков обеих групп не отличаются ориентацией на конструктивное общение. Те подростки, которые чаще сталкиваются с физическими наказаниями, склонны быть конформными и зависимыми от других, дабы не навлечь на себя агрессию и не быть наказанными либо непринятыми. В то же время подростки, реже подвергающиеся физическим наказаниям, ориентируют свои уси-

45

А. В. Колодина

лия на то, чтобы получить авторитет во внешней среде, компенсируя позицию подчинения в кругу своей семьи. И те, и другие подростки имеют невысокий уровень дружелюбия и альтруистичности в межличностных отношениях, что является основой достижения взаимопонимания и принятия. Вероятнее всего, стили, демонстрируемые подростками, основаны на моделях межличностных отношений в семье и являются попыткой утвердить либо скрыть свое «Я» (рис. 5).

Анализ склонности подростков к отклоняющемуся поведению показал (рис. 6), что подростки обеих групп имеют выраженную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

склонность к самоповреждающему и само-разрушающему поведению, а также к агрессии и насилию. Значимых различий между группами выявлено не было. Исследуемые подростки имеют агрессивную направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонны решать проблемы посредством насилия, а также использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, имеют низкую ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженную потребность в острых ощущениях.

■ еженедельно ■ ежемесячно

10

стиль межличностных отношений

Рис. 5. Преобладающие типы межличностных отношений у подростков, подвергающихся физическому насилию в семье

Рис. 6. Преобладающие виды отклоняющегося поведения у подростков, подвергающихся физическому насилию в семье

46

Личностные и поведенческие особенности подростков, подвергающихся физическому насилию...

Выявленные характеристики указывают нам на то, что подавление детей посредством физических наказаний культивирует в них внутреннюю агрессию, которую они привносят в свои отношения с окружающими, а также обесценивает их собственное «Я», что приводит к снижению самосохранения и вовлечению в небезопасную активность (экстремальные виды спорта, экстремальные увлечения - лазанье по крышам, прыжки с высоты и т. п.). Таким образом, физическое наказание, направленное на подавление ребенка, блокирует полноценное развитие его «Я», самооценки, уверенности в себе и приводит к деструктивному позиционированию себя в действительности и дестабилизации внешних связей и отношений.

Поведенческие последствия физического насилия в семье для подростка предопределены их частотой: чем чаще подросток сталкивается с физическим насилием, тем чаще склонен подчиняться другим (более сильным и авторитетным) и быть зависимым от них, демонстрировать агрессию во взаимоотношениях и реализовывать экстремальные увлечения как попытку высвободить свое подавленное в семье эго. Систематическое столкновение подростка с физическими наказаниями в семье приводит к формированию попыток самоутверждения в действительности деструктивными способами, наносящими вред как самому подростку, так и окружающим его людям.

Выделенные личностные и поведенческие последствия физического насилия в семьях подростков сформировали последнюю задачу нашего исследования, направленную на определение связи личностных и поведенческих особенностей подростков, рассматриваемых нами как последствия физического насилия в семье с преобладающими типами детско-родительских отношений.

Проведенный корреляционный анализ в обеих исследуемых группах позволил выявить следующие закономерности.

В группе подростков, еженедельно подвергающихся физическому насилию в семье, была выявлена прямая зависимость попустительства и мягкости родителей при воспитании с такими личностными и поведенческими характеристиками подростка, как «зависимость от группы» (г = 0,34 при p < 0,01) и «низкая эго-напряженность» (г = 0,23 при p < 0,05), с вербальной агрессией (г = 0,21 при

p < 0,05) и склонностью к преодолению норм и правил (г = 0,43 при p < 0,001). Выявленные связи указывают нам на то, что чем чаще родитель будет применять разнонаправленные воздействия на ребенка и предъявлять к нему несогласованные и даже противоречивые требования, игнорировать его интересы, потребности, не учитывать мнение и точку зрения ребенка, тем в большей степени ребенок будет утрачивать самостоятельность, инициативность и активность, а также будет стремиться укрепиться в какой-либо группе (сверстников либо более старших) с целью формирования чувства принятия и безопасности. Подросток, который не находит тепла и поддержки в собственной семье, не может понять, за что его ругают, а особенно наказывают, довольно часто стремится «выключиться» из семьи. Как следствие, он начинает грубить родителям, игнорировать их требования, принятые в семье нормы, противопоставлять себя родителям. Такие формы поведения подростка, как правило, еще с большей частотой начинают санкционироваться родителями, что приводит к углублению эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях. Следствием данной дистанции становится включение ребенка в подростковые группы, в которых, как правило, собираются дети с похожими проблемами, что повышает их сплоченность, уверенность и формирует чувство нужности другому. При этом очень важно понимать, что высокий уровень сплоченности подростковых групп довольно часто повышает их уровень агрессивности и снижает уровень личной ответственности и ее осознание у каждого из членов. Результатом этого становится асоциальная и девиантная активность подростковых сообществ.

В группе подростков, ежемесячно подвергающихся физическому насилию в семье, были выявлены прямые связи эмоционального дистанцирования родителей при воспитании с такими личностными и поведенческими характеристиками подростка, как «раздражительность» (г = 0,51 при p < 0,001), низкий уровень «самопринятия» (г = 0,28 при

p < 0,05), «вербальная агрессия» (г = 0,63 при p < 0,001), авторитарный стиль межличностных отношений (г = 0,33 при p < 0,01) и склонность к самоповреждающему и само-разрушающему поведению (г = 0,43 при p < 0,001). Выявленные взаимозависимости показывают, что психологическое пренебре-

47

А. В. Колодина

жение нуждами ребенка, отсутствие внимания к нему как личности, невнимание к интересам, желаниям, увлечениям, а главное к проблемам и трудностям подростка приводит к тому, что ребенок низко оценивает свою привлекательность как человека для других, следствием чего может стать либо выраженная отстраненность подростка, либо, напротив, активная ориентация на привлечение к себе внимания со стороны окружающих. По полученным нами результатам видно, что подростки данной группы направлены на привлечение к себе внимания, т. е. они стараются компенсировать недополученное в семье тепло, заботу и поддержку посредством довольно агрессивных и негибких способов взаимодействия с окружающими либо экстремальными увлечениями.

Таким образом, эмоциональная холодность, противоречивые воспитательные стратегии и требования, применение физических наказаний приводят к дисгармоничным детско-родительским отношениям, усугубляют у подростка нормативный кризис развития и формируют деструктивные формы позиционирования себя окружающему миру, взаимодействия с окружающими, затрудняют развитие самосознания, уверенности в себе и адекватной самооценки. Полученные нами результаты свидетельствуют о выраженной необходимости создания и реализации психолого-педагогических обучающих программ как для родителей, так и для подростков. При работе с родителями важно повышать психологическую культуру взаимодействия с детьми, педагогическую грамотность, ответственность за реализацию родительской функции, обучать эффективному общению. Работа с подростками должна быть ориентирована на развитие самосознания, эмпатии, созидательной активности, формирование конструктив-

ных способов самопрезентации и взаимодействия с окружающими и ответственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М. : Генезис, 2005. -256 с.

2. Альманах психологических тестов. - М. : КСП, 1996.

3. Асанова Н. К. Руководство по предупреждению насилия над детьми : учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. - М. : ВЛАДОС, 1997.

4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М. : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999.

5. Григович И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие : учебное пособие для студентов и врачей - Петрозаводск : ПЕТРГУ, 2001. - 89 с.

6. Кон И. С. Бить или не бить? - М. : Время, 2012. - 448 с.

7. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. - СПб. : Речь, 2004.

8. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. - СПб. : Речь, 2006.

9. Новикова М. В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. - М. : Генезис, 2006.

10. Орел А. Н. Опросник «СОП» // Клей-берг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. - М. : Сфера, 2004.

11. Столин В. В., Пантелеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. -М., 1988. - С. 123-130.

12. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. -

СПб. : Речь, 2007.

13. Meadow R. ABC of Child Abuse. - London : BMJ Publishing Group, 1993. - 276 p.

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.