Научная статья на тему 'Личностные характеристики сотрудников УВД при психосоматических заболеваниях'

Личностные характеристики сотрудников УВД при психосоматических заболеваниях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные характеристики сотрудников УВД при психосоматических заболеваниях»

Психологические аспекты напвэяжснностп п конФшпктопогпп

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОТРУДНИКОВ УВД ПРИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Психолог-Л.//. Шипицина

Поликлиника УВД Омской области В стрессовых ситуациях изменяется нервная регуляция основных функций жизнедеятельности организма. В результате исследований установлено, что воздействие экстремальных факторов вызывает различные реакции в организме в зависимости от индивидуальных особенностей. Под влиянием экстремальной ситуации у одних пациентов происходит усиление психических функций, при этом мыслительные процессы протекают четко, решения принимаются быстро, правильно. У других экстремальные ситуации сопровождаются разнообразными изменениями психических процессов — ослабление внимания, отвлечение его, концентрация на одном объекте, часто не столь важном в данной обстановке. В этом случае большое положительное влияние оказывает психокоррекция, в частности, рациональная. У некоторых пациентов в экстремальной ситуации может возникнуть резкое торможение психических процессов, при этом снижается познавательная и мыслительная деятельность. Ведущая роль при заболеваниях ЖКТ принадлежит психогенному фактору, особенно депрессии и тревоги. Развиваются они у женщин в три раза чаще, чем у мужчин, поскольку при психосоматической патологии значительную роль играют личностные особенности пациентов. Существует связь между клиническими проявлениями синдрома и особенностями личности и поведения больных (возраст больных от 25 до 45 лет). Длительность болезней колеблется от 10 лет и более. Преобладали лица с достаточно высоким уровнем образования.

В нашем исследовании среди заболеваний ЖКТ преобладала следующая патология пищеварительной системы: хронический гастрит, холецистит, энтероколит, а также язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, которые зачастую сопровождались гастродуаденитом.

Структура заболеваемости ЖКТ сотрудников ОВД _______за период 1998-2000 гг.

Нозологии (ЖКТ) 1998 1999 2000 За 3 года

Абсолютное число 29 17 11 57

В % отношении 22,83% 19,10% 8,59% 16,57%

С 1998 по 2000 гг. наблюдалось снижение заболевания ЖКТ за счет того, что сотрудники с данным заболеванием подлежали профилактическому динамическому наблюдению. В течение года проводились психокоррекционные мероприятия.

При психологическом исследовании применялись методики: опросник Айзенка, шкала Тейлора, ММР1, Спилбергера-Ханина. В состоянии — депрессия, тревожность, нейротизм, интропунитивность. В самом начале заболевания у больных преобладал пассивно-оборонительный стиль поведения с ингропунитивным (самонаказывающим) реагированием в условиях фрустрации.

Из основных составляющих тревожности у женщин социальная тревожность равна 74% от максимально возможной, невротическая — 73 %, соматическая — 60 %. Иными словами, у больных преобладает социальный аспект тревожности. Кроме того, у них могут возникать фобии. Характерной чертой этих больных является склонность к депрессивному реагированию. Процесс превращения психологического в соматическое у женщин протекает более интенсивно, чем у мужчин. Следует обратить внимание, что усиливается депрессивный фон. Отмечается, что многие из указанных личностных особенностей могли в той или иной степени влиять на длительность заболевания. Необходимо отметить, что периодически возникавшие у пациентов панические атаки отмечались, как правило, при весьма высоком показателе тревоги и значительной депрессии.

Пример. Больной К. предъявляет жалобы на бессонницу, повышенную утомляемость, усталость, боли различного характера, сосредоточенность на своих болезненных переживаниях и личностных недостатках. Для исследования были использованы методики: ММР1, Люшер, Розенцвейг. По данным ММР1 наблюдается повышение по 2-й, 4-й, 7-й и 8-й шкалам в пределах 70-75 Т-баллов, а также повышение по 1-й шкале. Для этого больного характерна тенденция к образованию продолжительных, стойких отрицательных эмоциональных состояний, выражающихся в напряженности, нервозности, раздражительности, подавленности, непокидающем чувстве беспокойства,

преобладании депрессивно-тревожной окрашенности эмоций. У этого больного отмечалась субъективно ощущаемая потеря продуктивности, снижение инициативности, уверенности в себе, склонность к самобичеванию, затруднение во взаимоотношении с окружающими. Высокий уровень осознания проблем привел к неуверенности в своих силах и возможностях; конформный, мнительный, с развитым чувством эм-патии, несколько инертен в принятии решений. Высокая тревожность и сниженная самооценка проявлялись как в особенностях межличностных взаимоотношений, так и в характере когнитивной переработки информации. Для данного больного характерны интро-пунитивность, пессимистическая оценка жизненной перспективы, неудовлетворенность существующей ситуацией. Развито чувство долга, склонность к сомнениям, заниженная самооценка. Поведение ориентировано на избегание неуспеха. Отмечается блокирование активности в стрессовой ситуации. Механизм защиты — в ограниченном поведении. В ситуациях фрустрации преобладает интропунитивная направленность личностных реакций, в основном препят-ственно-доминантного типа, что выражается в завышенном чувстве вины за сложившуюся ситуацию. Ведущий тип личностного реагирования — психастенический.

Результаты, полученные при обследовании цветовым тестом Люшера, свидетельствуют о том, что у больного выраженная напряженность в формальной сфере межличностных отношений, преимущественно с вышестоящими лицами на работе — начальником, командиром, подверженность стрессу в экстремальных ситуациях. При проведении исследований была выявлена тесная взаимосвязь его личностных особенностей с характером клинического течения заболевания.

В связи с изложенным становится очевидным, что условием успеха психокоррекции является:

— всестороннее изучение личности сотрудника;

— выявление патогенетических механизмов, вызывающих эмоциональные расстройства;

— выработка причинно-следственных связей между особенностями его личности и заболеванием;

— изменение отношения сотрудника к психотрав-мирующим факторам и факту самого заболевания;

— коррекция неадекватных личностных реакций и форм поведения.

Комплексное решение перечисленных задач позволяет достичь не только улучшения самочувствия больного, но и обеспечить полноценное восстановление за короткий срок.

В заболевании ЖКТ играет роль сложная, глобальная психосоматическая проблема, которая возникает у 15-17 % сотрудников ОВД.

В течение трехлетнего периода на консультацию к психологу поликлиники УВД было направлено 57 больных с гастроэнтерологической патологией. С учетом нозологической принадлежности особое внимание обращают на себя три группы больных:

— с язвенной болезнью желудочно-кишечного тракта различной локализации — 52,5%;

— с функциональными расстройствами желудочно-кишечного тракта (дискинезии, синдром раздражения толстой кишки и т.д.) — 31,1%;

— тяжелые заболевания паренхиматозных орга нов — 17,4%.

Механизмы язвообразования:

1. Ведущее место в психологическом механизме занимают взаимоотношения факторов агрессии и защиты. Это ведет к появлению язвенного дефекта как эквивалента психологической проблемы. Исследуя «психологические портреты» пациентов, механизмы их семейных сценариев, удается выяснить, что основным, проблемным стержнем у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка, являются эмоции — гнев и страх, которые используются для «съедания» собственных пищевода, желудка, кишечника, а также получение определенных жизненных «предписаний» от родителей, научение подавлению либо использованию «рэкетных» эмоций. Один из них, наиболее частый,—запрещение в раннем возрасте проявления этих жизненно важных эмоций и научении подавления их в различных ситуациях. В таком случае «острие», «жало» гнева и страха направляется на слизистую оболочку ЖКТ.

Пример. Больная Т. Психологический портрет таков: тревожная, мнительная, «самоед», «жующая себя», «не переваривающая» себя и окружающих, не умеющая сказать «нет», не чувствующая себя самодостаточной личностью, «заглатывающая» злость и обиду. Здесь имеет место наличие родительского сценария: «в нашей семье нет места для гнева», «в нашей семье все женщины язвенники». В клиническом плане у данной больной ведущим является депрессивный синдром в рамках невротической депрессии.

Основными целями психокоррекции этой группы пациентов является:

— отработка родительского сценария;

— научение и разрешение испытывать все аутентичные эмоции (гнев, печаль, страх, радость);

— принятие себя и «разрешение себе быть»;

— умение отделить «проблему» и «тело».

Пример. Больной К., у которого тяжелой психологической травмой является смерть родного человека. Психологическая коррекция в данном случае направлена на разрешение «уйти умершему», научение жить «здесь и теперь», нахождение цели и задач предстоящей жизни.

2. Второй психологический механизм язвообразования определяется «опосредованной» аутоагрес-сией (21,5 %), это тот случай, когда гнев используется как защитная реакция в ответ на собственное чувство незащищенности, недостаточности, виновности, страха.

Пример. Больной С. — скандальный, вспыльчивый, крикливый, несдержанный, но при этом сознательно либо бессознательно, через чувство вины, гнева на себя за свою несдержанность «наказывает» себя. В анамнезе этого больного имеется тяжелая ЧМТ.

Психокоррекционная программа при этом предусматривает:

— принятие себя и разрешение быть рядом с другими людьми;

— научение определять значимость стрессогенной ситуации;

— умение «отпускать прошлое в прошлое»;

— отработка семейного сценария;

— использование телесноориентированных техник для снятия мышечных панцирей как эквивалентов гнева.

3. Третьим механизмом (наиболее редким) является механизм чистой «рэкетной» эмоции (вымогательство, когда недостаток любви к себе компенсируется жалостью, сочувствием со стороны окружающих), т.е. вариантом «условной выгоды».

У таких пациентов (13,5 %), страдающих язвенной болезнью желудка, ипохондрические и истерические расстройства преимущественно в рамках невротического развития личности (5,1 %), истерического невроза (5,6 %).

Психокоррекция данной группы пациентов была направлена на:

— принятие себя;

— принятие и доверие к своему телу;

— научение достигать желаемого (любви) иными способами, нежели болезнью.

4. Следующий механизм возникновения гастроэнтерологических расстройств относится к группе больных с функциональным заболеванием ЖКТ. В этих случаях психологическая проблема выступает более узко, менее выражена аутоагрессия, но «ответы тела» на психологическую проблему отражаются в клиническом разнообразии пограничных нервно-психичес-ких расстройств.

Психокоррекция, желательно, индивидуальная к каждому пациенту.

Больные с тяжелыми заболеваниями паренхиматозных органов ЖКТ, состояниями после резекции органов, онкологической патологией требовали особого подхода в связи с тем, что все эти соматические страдания вызывают нервно-психические расстройства в рамках собственной картины болезни, основанной преимущественно на преморбидных особенностях личности.

Психокоррекционное воздействие в реабилитации таких больных требует особой тщательности, применения в большей степени гипно-суггестивных методов, так как психотерапевтические техники, требующие осознания, затруднены в силу наличия энцефа-лопатических расстройств. Особые усилия необходимы при проведении индивидуальной психотерапии рационального психотерапевтического и поддерживающего плана, обучении пациента жизни по принципу «здесь и теперь», а самое главное — решении вопросов «жизни — смерти» различного плана (от житейски-бытового до теологически-религиозного).

Таким образом, при анализе психо-диагностичес-ких данных сотрудников ОВД, заболевших язвенной болезнью в первые годы службы,обращают на себя внимание следующие черты и особенности характера: астено-невротические, психастенические, сензи-тивные, неустойчивые. Такие акцентуированные личности могут являться группой риска для возникновения язвенной болезни, это выражается в следующих состояниях:

— эмоциональной неуравновешенности,

— вспыльчивости, склонности к волнению;

— суетливости, демонстративности;

— проявлению хаотичности действий в стрессовых условиях;

— повышению тревожности, импульсивности;

— мнительности, обострению восприимчивости к происходящему;

— болезненному самолюбию;

— невысокой самооценки;

— низким волевым качествам.

Для успешного лечения сотрудников существуют различные методы аутотренинга и психокоррекции, которым необходимо их обучать. Они направлены на уменьшение субъективного восприятия стресса, на обучение навыкам поведенческой психотерапии, снижение реактивности.

Эффективность психокоррекции за 3 года по заболеваниям ЖКТ составляет: с улучшением — 67%, без перемен — 33% — это лица с перечисленной выше акцентуацией, которые слабо поддаются коррекции, так как это сопряжено с постоянным психотравм иру-ющим воздействием.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — Л„ 1960.

Гиляровский В.А. Старые и новые проблемы психиатрии. — М., 1946.

Гиляровский В.А. Избранные работы. — М., 1973.

Губачвв Ю.М., Стабровский Е.М. Клинико-физиоло-гические основы психосоматических состояний. — Л., 1981.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1959.

СобчикЛ.Н. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшсра: Методич. руководство. — М., 1990.

Смирнов В.К. Психиатрические и медико-психологические проблемы катастроф: психиатрия катастроф // Медицина катастроф: Материалы междунар. конф. — М., 1990.

АДАПТАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП

Канд. мед. наук, доцент Л. Н. Иванов

Свердловский юридический институт МВД РФ

Особенность адаптации как самостоятельного психологического феномена заключается в том, что она является одновременно и саногенным, и компенсаторным явлением, отражающим влияние на индивида определенных по направленности и характеру факторов.

Систематизацию, как и оценку адаптации, необходимо начинать с анализа базовых понятий, сопоставляя ее с явлениями (факторами взаимодействия) позитивной (А) и негативной (В) направленности. Человек адаптируется и к тем и к другим, однако степень адап-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.