Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (КОМПОНЕНТЫ) / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ATTITUDE / PERSONAL CHARACTERISTICS (COMPONENTS) / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / SUBJECT OF LIFE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зобков Валерий Александрович

Приведены личностные характеристики (компоненты) студентов, обучающихся по уровню «Бакалавриат», в динамике от первого к четвёртому курсу, раскрывающие их мотивационно-смысловую сферу. Показано, что на четвёртом курсе обучения структурная организация компонентов мотивационно-смысловой сферы студентов (мотивационно-организационный, эмоционально-волевой, интеллектуально-волевой, коммуникативный) наиболее оптимальна для благоприятного перехода к профессиональной деятельности. Знание динамических особенностей мотивационно-смысловой сферы студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе позволит повысить эффективность учебно-воспитательной деятельности, создаст «внутренние условия» для качественного усвоения учебного материала и подготовки студентов к профессиональной деятельности. Приведены личностные характеристики профессионала. Показано, что эффективных результатов в профессиональной деятельности добиваются люди, у которых содержательные характеристики мотивационно-смысловой сферы развиты на достаточно высоком уровне (по 10-балльной шкале оценок на уровне 7-9 баллов). Обсуждается проблема субъекта жизнедеятельности. Субъект жизнедеятельности - это целостное индивидно-личностно-социальное структурное образование, характеризующее отношение к себе, деятельности, другим людям, определяющее вектор и качество развития человека, уровень саморегуляции и достижений в жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF A PERSON'S ATTITUDE TO EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

The personal characteristics (components) of students studying in the direction of "Bachelor" in the dynamics from the first to the fourth year, revealing their motivational and semantic sphere, are given. It is shown that in the fourth year of training, the structural organisation of components of the motivational and semantic sphere of students (motivational-organisational, emotional-volitional, intellectual-volitional, communicative) is the most optimal for a favourable transition to professional activity. Knowledge of the dynamic features of the motivational and semantic sphere of students in the process of studying at a university will increase the effectiveness of educational activities, create "internal conditions" for the qualitative assimilation of educational material and prepare students for professional activities. Personal characteristics of a professional are given. It is shown that effective results in professional activity are achieved by people whose content characteristics of the motivational and semantic sphere are developed at a fairly high level (on a 10-point rating scale at the level of 7-9 points): the problem of the subject of life activity is discussed. The subject of life activity is an integral individual-personal-social structural formation that characterises the attitude to oneself, activities, and other people, determining the vector and quality of human development, the level of self-regulation and achievements in life.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-86-90 УДК 159.923

Зобков Валерий Александрович

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приведены личностные характеристики (компоненты) студентов, обучающихся по уровню «Бакалавриат», в динамике от первого к четвёртому курсу, раскрывающие их мотивационно-смысловую сферу. Показано, что на четвёртом курсе обучения структурная организация компонентов мотивационно-смысловой сферы студентов (мо-тивационно-организационный, эмоционально-волевой, интеллектуально-волевой, коммуникативный) наиболее оптимальна для благоприятного перехода к профессиональной деятельности. Знание динамических особенностей моти-вационно-смысловой сферы студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе позволит повысить эффективность учебно-воспитательной деятельности, создаст «внутренние условия» для качественного усвоения учебного материала и подготовки студентов к профессиональной деятельности. Приведены личностные характеристики профессионала. Показано, что эффективных результатов в профессиональной деятельности добиваются люди, у которых содержательные характеристики мотивационно-смысловой сферы развиты на достаточно высоком уровне (по 10-балльной шкале оценок на уровне 7-9 баллов). Обсуждается проблема субъекта жизнедеятельности. Субъект жизнедеятельности - это целостное индивидно-личностно-социальное структурное образование, характеризующее отношение к себе, деятельности, другим людям, определяющее вектор и качество развития человека, уровень саморегуляции и достижений в жизнедеятельности.

Ключевые слова: отношение, личностные характеристики (компоненты), учебно-профессиональная деятельность, профессиональная деятельность, субъект жизнедеятельности.

Информация об авторах: Зобков Валерий Александрович, ORCID 0000-0002-7517-406X, доктор психологических наук, профессор, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Россия.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 18.03.2020.

Для цитирования: Зобков В.А. Личностные характеристики отношения человека к учебно-профессиональной и профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 86-90. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-86-90.

Valeriy A. Zobkov

The Stoletovs Vladimir State University

PERSONAL CHARACTERISTICS OF A PERSON'S ATTITUDE TO EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

The personal characteristics (components) of students studying in the direction of «Bachelor» in the dynamics from the first to the fourth year, revealing their motivational and semantic sphere, are given. It is shown that in the fourth year of training, the structural organisation of components of the motivational and semantic sphere of students (motivational-organisational, emotional-volitional, intellectual-volitional, communicative) is the most optimal for a favourable transition to professional activity. Knowledge of the dynamic features of the motivational and semantic sphere of students in the process of studying at a university will increase the effectiveness of educational activities, create «internal conditions» for the qualitative assimilation of educational material and prepare students for professional activities. Personal characteristics of a professional are given. It is shown that effective results in professional activity are achieved by people whose content characteristics of the motivational and semantic sphere are developed at a fairly high level (on a 10-point rating scale at the level of 7-9 points): the problem of the subject of life activity is discussed. The subject of life activity is an integral individual-personal-social structural formation that characterises the attitude to oneself, activities, and other people, determining the vector and quality of human development, the level of self-regulation and achievements in life.

Keywords: attitude, personal characteristics (components), educational and professional activity, professional activity, subject of life activity.

Information about the author: Valeriy A. Zobkov, ORCID 0000-0002-7517-406X, Doctor of Psychological Sciences, Professor, the Stoletovs Vladimir State University, Vladimir, Russia.

E-mail: [email protected]

Article received: March 18, 2020.

For citation: Zobkov V.A. Personal characteristics of a person's attitude to educational and professional activities. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 2, pp. 86-90 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-86-90.

86

Вестник КГУ J 2020

© Зобков В.А., 2020

На необходимость теоретической и эмпирической разработки проблемы отношений личности к деятельности указывали Б.Ф. Ломов [Ломов], В.Н. Мясищев [Мясищев] и др. Так, В.Н. Мясищев указывал, что теоретические вопросы психологии отношений неразрывно связаны с практикой, которая непременно требует знания психологии человека, считая при этом отношения человека важнейшей категорией психологии.

Знание личностных характеристик, раскрывающих мотивационно-смысловую сферу учебно-профессиональной деятельности студенческой молодёжи в процессе обучения её в вузе, позволит повысить эффективность учебно-воспитательной деятельности, создаст «внутренние условия» для качественного усвоения учебного материала и подготовки студентов к профессиональной деятельности.

От курса к курсу при обучении в вузе учебный процесс всё более и более насыщается предметными дисциплинами, которые подготавливают студенческую молодёжь к профессиональной деятельности. Одновременно с этим изменяется и личность студента, совершенствуя и развивая личностные характеристики (компоненты) моти-вационно-организационной, интеллектуально-волевой, эмоционально-волевой, коммуникативной направленности, которые становятся всё более устойчивыми и содержательно насыщенными.

К окончанию четвёртого курса по уровню «Бакалавриат» формируется профессиональная направленность, дифференцированная самооценка и совокупность личностных характеристик, обеспечивающие плавный переход студенческой молодёжи от учебно-профессиональной к профессиональной деятельности.

Как правило, к профессиональной деятельности человек, получивший диплом о профессиональном образовании, приступает в возрасте 21-22 лет. Личностно-профессиональное развитие и овладение профессиональным опытом длительный и непрекращающийся процесс в течение всей активной трудовой деятельности.

Профессиональная деятельность будет эффективной тогда, когда в рабочем коллективе будут созданы условия, обеспечивающие постоянное личностно-профессиональной развитие (пример вузовского обучения), что позволит минимизировать профессиональные деформации в мотива-ционной сфере, разнообразит умения и навыки, обеспечит эффективное владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач.

Динамика мотивационно-смысловой сферы студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе. Учебно-профессиональная деятельность как система субъект-объект-субъектных отношений раскрывает мотивационно-смысловую позицию студента в деятельности. Последняя может

быть представлена в виде совокупности компонентов мотивационно-организационной, коммуникативной, интеллектуально-волевой, эмоционально-волевой направленности [Зобков А.В., Зобков В.А.: 2011].

Отношение к учебно-профессиональной деятельности - это сущностная характеристика личности студента, формируемая и реализуемая в учебно-профессиональной деятельности - особом виде его активности. Именно в учебно-профессиональной деятельности, рассматриваемой нами как завершающий этап активного развития качеств/черт студента (возрастной период от 17 до 21-22 лет) и характеризующей собой мотивационно-смысло-вую сферу личности, получают своё дальнейшее совершенствование дисциплинированность, организованность, сознательность, ответственность, творчество, саморегуляция. Названные качества/ черты, определяющие эффективность и надёжность не только учебно-профессиональной деятельности, в наибольшей мере будут востребованы и получат свою признательность на следующем этапе развития и проявления человека - этапе профессиональной деятельности.

Содержательная сторона мотивационно-смыс-ловой сферы студента, в которой отражено его отношение к учебно-профессиональной деятельности, раскрывается через анализ системно-структурной организации качеств/черт мотивационно-органи-зационного, коммуникативного, интеллектуально-волевого, эмоционально-волевого компонентов.

В процессе вузовского обучения происходит профессионально-личностное развитие психологической структуры мотивационно-смысловой сферы личности студента. Нами установлено [Зобков В.А.: 2011], что доминирующий компонент в обозначенной структуре студентов на каждом курсе обучения в вузе по уровню «Бакалавриат» меняется.

Системообразующую функцию в названной структуре на первом курсе обучения выполняет мотивационно-организационный компонент, в котором доминирующие позиции занимают дисциплинированность и ответственность. Учебная деятельность студента-первокурсника - это специально организованная специфическая форма проявления активности учащегося, при которой происходит снижение доли внешнего контроля со стороны преподавателей и родителей и замене его внутренним контролем через самодисциплинированность и самоответственность. Студент-первокурсник - это, как правило, дисциплинированный и ответственный человек, ориентированный на получение новых учебно-профессиональных знаний в новых для него вузовских условиях (аудитории, лекции, семинары, курсовые работы, зачёты, экзамены, стипендия, преподаватели различного статуса и др.).

Наши исследования показали [Зобков В.А.: 2011], что на втором курсе доминирующую позицию в мотивационно-смысловой структуре компонентов учебной деятельности студентов занимает интеллектуально-волевой компонент (самостоятельность, инициативность, познавательная активность), подчинённые позиции - мотиваци-онно-организационный, коммуникативный, эмоционально-волевой компоненты. На данном этапе обучения в вузе наблюдается повышение сознательного отношения студентов к учебной деятельности, развитие и совершенствование творческого компонента, повышение социальной активности.

Сознательное отношение к учебной деятельности укрепляет умение владеть собой, повышает настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, что выступает существенным внутренним фактором, регулирующим познавательную активность студентов в процессе обучения и обеспечивающим эффективность их учебной деятельности.

Вышеизложенное позволяет сформулировать представление о личности студента-второкурсника как о студенте, проявляющем сознательную активность в усвоении учебно-профессиональных знаний, выражающуюся в самостоятельности, познавательной активности, инициативности. Можно говорить о том, что второй курс обучения в вузе -это период активного развития и совершенствования творческого потенциала студенческой молодёжи. На данном этапе обучения внимание студентов, как правило, обращено на совершенствование внутренне-личностного потенциала, в котором ярко проявляется Я-отношение к отношению.

Системообразующую позицию в мотивационно-смысловой структуре студентов-третьекурсников занимает коммуникативный компонент (эмпатия, общительность, коммуникативная совместимость), интеллектуально-волевой - вторую, мотивационно-организационный - третью, эмоционально-волевой - четвёртую структурную позицию.

Эмпатия является важным качеством/чертой будущего специалиста, по какому бы профилю он не обучался. Способность человека проникать во внутренний мир другого человека и видеть его проблемы, да и не только видеть, но и принимать активное участие в разрешении их, является важной характеристикой человека, получающего высшее профессиональное образование.

Доминирование коммуникативного компонента в структуре мотивационно-смысловой сферы студентов-третьекурсников, вероятно, обеспечивает им возможность активно включаться в различные виды общественно полезной деятельности, порой ставя учебно-профессиональную деятельность на второстепенные позиции. На данном этапе обучения у студенческой молодёжи отмечается факт снижения успеваемости, а также понижение выражен-

ности мотивационно-организационных показателей (дисциплинированности, ответственности и др.).

На фоне возросших сведений о себе, учебно-профессиональных и профессиональных знаний, активного включения в общественно полезные виды деятельности происходит содержательный анализ своей жизнедеятельности, своего будущего жизненного пути, профессионального развития, итогом которого является переосмысление жизненных и профессиональных ценностей, тревога за будущее, неуверенность, что и характеризует данный этап возрастного развития, который можно назвать кризисным. Этот период возрастного развития (20-21 год) в определённой мере можно сравнить с периодом 13-14 лет, когда активно формировалась самооценка и возникало много неразрешимых вопросов к себе и объективной действительности.

На четвёртом курсе обучения в вузе в структуре мотивационно-смысловой сферы учебной деятельности доминирующую позицию занимают мотивационно-организационный (ответственность и др.) и эмоционально-волевой компоненты (уверенность, настойчивость), а подчинённые - интеллектуально-волевой и коммуникативный.

Эмоционально-волевой компонент, занимая одну из доминирующих позиций (вторую) в мотивации учебной деятельности студентов-выпускников, создаёт благоприятные условия для организации и самоорганизации выполнения учебных поручений и в то же время является позитивным внутренним условием для раскрытия интеллектуально-волевого компонента, определяющего творческий потенциал студента.

Мы полагаем, что данная структурная организация компонентов мотивационно-смысловой сферы учебной деятельности студенческой молодёжи является для них наиболее благоприятной, обеспечивая оптимальные достижения в деятельности и переживание удовлетворённости от сделанного, достигнутого. Именно последним и можно определить благополучие личности студента-выпускника после окончания учебного заведения.

Главными новообразованиями в период обучения студентов на четвёртом курсе являются профессиональная направленность деятельности, характеризующая самоопределение, и дифференцированная самооценка, обеспечивающая самостоятельность мышления, уверенность в себе, способность к поиску и освоению новых знаний. Уровень развития качеств/черт, свойств личности (мотивация, самооценка) студента достигает того уровня, который позволяет студентам перейти на новую ступень личностного развития - субъектную, реализующую личностный потенциал в деятельности и определяющую эффективность человека в профессиональной деятельности.

Отношение к профессиональной деятельности - сущностная характеристика субъекта жиз-

88

Вестник КГУ 4 2020

недеятельности. Новый уровень развития - субъектный - начинается с окончания обучения в вузе и до выхода человека на пенсию. Этот длительный возрастной период, в котором также получают дальнейшее совершенствование качества/черты личности, определяющие мотивационно-смыс-ловую сферу профессионала, непосредственно связан с реализацией сформированного ранее внутреннего потенциала человека как Я-отношения к отношению/деятельности. Названный потенциал определяет стиль субъект-объект-субъектных взаимоотношений и взаимодействий, а также результативность их (взаимоотношений и взаимодействий), влияя на достижения в профессиональной деятельности.

Эффективных результатов в профессиональной деятельности, как показали наши исследования [Зобков В.А.: 2011], добиваются люди, у которых содержательные характеристики моти-вационно-смысловой сферы развиты на достаточно высоком уровне (по 10-балльной шкале оценок на уровне 7-9 баллов): мотивационно-организаци-онные (организованность, трудолюбие и др.), эмоционально-волевые (уверенность, настойчивость и др.), интеллектуально-волевые (самостоятельность, инициативность, познавательную активность), коммуникативные (коммуникативная совместимость, тактичность, общительность и др.).

Говоря об эффективности деятельности, сошлёмся также на один факт [Зобков В.А: 2018], указывающий на то, что успех в деятельности сопутствует тому человеку, который проявляет при выполнении трудовых действий уверенность в успехе оптимальной интенсивности (58,5-75 %).

Оптимальная степень уверенности человека в себе создаёт мобилизационный настрой на выполняемое действие, выступает в качестве мощного энергетического потенциала, актуализирующего интеллектуально-волевую сферу и приводит, как правило, к эффективному и надёжному результату. В данном случае можно говорить о том, что уверенность человека в оптимальных границах (58,5-75 %) выполняет побуждающую, интеллектуальную и волевую функции психической деятельности.

Человек реализует такжг в своей жизнедеятельности индивидно-личностно-социальную триаду «хочу, могу и надо», в которой ярко представлено отношение к другим людям, деятельности, себе. Ин-дивидно-личностно-социальная триада «хочу, могу и надо» указывает на то, что при выполнении профессиональных обязанностей человек должен учитывать свои индивидные особенности, заботиться о своём здоровье, которое, подобно горному делу, добывается ежедневным специфическим трудом; беречь время, отведённое для выполнения профессиональных обязанностей; относиться к другому человеку, к другим людям, как к самому себе.

Мы склонны утверждать, что отношение человека к другим людям на этапе выполнения им профессиональных обязанностей в триаде отношений (к себе, деятельности, другим людям) занимает доминирующую позицию. Однако укажем, что при доминировании отношения к другим людям желательно стремиться к гармонии триады отношений.

Отношение человека к другому человеку, к другим людям находится в центре культурно-исторической парадигмы. Вероятно, именно поэтому

B.Н. Мясищев [Мясищев], Б.Ф. Ломов [Ломов],

C.Л. Рубинштейн [Рубинштейн], А.Л. Журавлёв [Журавлев], В.П. Позняков [Позняков] считали отношение человека к другим людям ведущим отношением. Однако ещё раз отметим, что отношение к другим людям становится доминирующим отношением в триаде отношений человека к жизнедеятельности только на этапе профессионально-трудовой деятельности.

Таким образом, в статье сделан акцент на динамике становления мотивационно-смысловой сферы студенческой молодёжи, а также на личностных качествах профессионала - субъекта жизнедеятельности.

Структурная организация личностных характеристик (компонентов) мотивационно-организа-ционной, интеллектуально-волевой, коммуникативной и эмоционально-волевой направленности позволяет раскрыть содержание мотивационно-смысловой сферы студентов, учёт которой необходим при организации учебно-воспитательного процесса в вузе, что позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и сформировать «внутренние условия» к переходу на профессиональный уровень развития.

Значимым моментом статьи является указание на то, что на четвёртом курсе обучения в вузе складывается такая организация структуры мотиваци-онно-смысловой сферы учебно-профессиональной деятельности (мотивационно-организационный, эмоционально-волевой, интеллектуально-волевой и коммуникативный), которая обеспечивает оптимальные достижения в учебно-профессиональной деятельности, переживание удовлетворённости от сделанного, достигнутого, формирует профессиональную направленность, дифференцированную самооценку, обеспечивая студентам переход на новую ступень личностно-профессионального развития.

Профессиональная деятельность накладывает своеобразный отпечаток на отношение к жизнедеятельности (триединства отношения к себе, деятельности, другим людям), где на ведущие позиции выходит отношение человека к другим людям как важнейшей характеристики субъекта жизнедеятельности.

Субъект жизнедеятельности - это целостное индивидно-личностно-социальное структурное образование человека, позволяющее на сознатель-

но-творческом уровне реализовывать свой личностный потенциал в субъект-объект-субъектных связях, добиваясь эффективных результатов в процессах взаимоотношений и взаимодействий.

Список литературы

Журавлёв А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М.: Институт психологии РАН, 2004. 476 с.

ЗобковА.В. Психология саморегуляции учебной деятельности в переходный (от старшего школьного к студенческому) период обучения. Владимир: Собор, 2010. 168 с.

Зобков В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика. Владимир: Калейдоскоп, 2011. 264 с.

Зобков В.А. Уверенность человека в себе в ситуациях принятия решения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 45-50.

ЛомовБ.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ 1960. 427 с.

Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: ИП РАН, 2001. 240 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. 596 с.

References

Zhuravlev A.L. Psikhologiia upravlencheskogo vzaimodeistviia (teoreticheskie i prikladnye problemy) [Psychology of managerial interaction (theoretical and

applied problems)]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2004, 476 p. (In Russ)

Zobkov A.V. Psikhologiia samoreguliatsii uchebnoi deiatel'nosti v perekhodnyi (ot starshego shkol'nogo k studencheskomu) period obucheniia. [Psychology of self-regulation of educational activity in the transition (from high school to student) period of study.]. Vladimir, Sobor Publ., 2010, 168 p. (In Russ) Zobkov VA. Psikhologiia otnosheniia cheloveka kdeiatel'nosti: teoriia ipraktika [Psychology of human attitude to activity: theory and practice]. Vladimir, Kaleidoskop Publ., 2011, 264 p. (In Russ)

Zobkov VA. Uverennost' cheloveka v sebe v situatsiiakh priniatiia resheniia [A person's self-confidence in decision-making situations]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki], 2018, № 2, pp. 45-50. (In Russ)

Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1984, 444 p. (In Russ)

Miasishchev VN. Lichnost' i nevrozy [Personality and neuroses]. Leningrad, LGU Publ., 1960, 427 p. (In Russ)

Pozniakov V.P. Psikhologicheskie otnosheniia i delovaia aktivnost' rossiiskikh predprinimatelei [Psychological relations and business activity of Russian entrepreneurs]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2001, 240 p. (In Russ)

Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General psychology]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1940, 596 p. (In Russ)

90

Вестник КГУ J 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.