А. В. Румянцева
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СТАРШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Работа представлена кафедрой социальной психологии Карельского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. Ю. Скороходова
В статье представлены результаты исследования личностных факторов принятия решения в старшем школьном возрасте. На основе использования опросников, опроса и беседы выделены типы старшеклассников: «рациональные», «рискованные» и ориентированные на мнение других людей, и выявлено соотношение представителей каждого типа.
Personality factors underlying decision-making among adolescents are investigated in the article. Basing on personality questionnaires and interview, the author discovers such types of adolescents as «rational», «risky» ones and «conformists». The ratio of these types is also revealed.
Одна из характерных особенностей пе- лении к риску, наличии «призвания риско-
риода ранней юности заключается в стрем- вать»1, жажды рискованных ощущений2.
Но кроме возрастных особенностей на способ выхода субъекта из ситуаций риска влияют такие личностные особенности, как потребность в поисках ощущений, склонность к риску, готовность к риску и импульсивность3.
Традиционно личностные факторы принятия решений в психологической науке рассматриваются в контексте общей психологии и психологии труда4. Изучение их в возрастном аспекте на настоящий момент встречается редко. Преломление в индивидуальных вариантах развития возрастных особенностей, т. е. личностные особенности старшеклассников, влияющие на принятие решений в ситуациях риска, изучены на настоящий момент явно недостаточно.
Поэтому целью данного исследования стало изучение особенностей личностных факторов принятия решений в старшем школьном возрасте.
В исследовании были использованы:
• опросник «Импульсивность» Г. и С. Айзенк, 7-я версия, краткий вариант в модификации Т. В. Корниловой для изучения импульсивности, склонности к риску и эмпатии;
• опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25) Т. В. Корниловой для выявления рациональности и готовности к риску;
• опрос об эмоциональности и ориентированности на других людей при принятии решений, так как эмоциональность в этом возрасте гораздо чаще, чем у взрослых, блокирует разумное решение, и очень велико влияние группы, побуждающей в целях самоутверждения сосредоточивать внимание на преимуществах рискованных форм поведения;
• беседы для уточнения результатов, полученных при помощи опросников.
Математическая обработка включала подсчет первичных статистик (выборочных средних, процент соотношений), выявление значимых различий при помощи критерия
хи-квадрат Пирсона и корреляционный и факторный анализ при помощи статистической программы SPSS.
В исследовании приняли участие 240 старшеклассников петрозаводских школ.
Анализ результатов показал, что старшеклассники менее рациональны (среднее значение по шкале рациональности 2,3) и более готовы к риску (среднее значение по шкале готовности к риску 2,84), чем взрослые (3,8 и 0,5 соответственно), т. е. старшеклассники менее готовы обдумывать свои решения и не стремятся действовать при возможно более полной ориентировке в ситуации.
Эти данные свидетельствуют о «рискованности» старшеклассников. Таким обра-зом, проявляется стремление подчеркнуть свою самостоятельность в принятии решений, а известный юношеский эгоцентризм с сопутствующим ему чувством неуязвимости и бессмертия, недооценкой вероятности печального исхода, неадекватная оценка неопределенности, вероятности и случайности и малый опыт не позволяют разносторонне проанализировать ситуацию, предвидеть последствия решения.
Также более свойственна старшеклассникам, особенно юношам, склонность к риску, связанная с гедонистическим контекстом (среднее значение 3,8). Участие в аван-тюрах и бесстрашие в опасных ситуациях могут являться следствием повышения жизненной активности, стремления к самоутверждению, самопознанию в действии, самопроверке своих возможностей через испытание крайностей. Сами старшеклассники осознают эту свою особенность, так как в беседе на вопрос «Любите ли Вы рисковать?» положительно ответили 69%.
Высокие показатели импульсивности, особенно у девушек, свидетельствуют о недостаточном развитии внутреннего самоконтроля. Девушки значимо чаще (среднее 2,7), чем юноши (среднее 1,44) склонны действовать по первому побуждению, под влиянием порыва, внешних обстоятельств или эмоций.
Проведенный корреляционный анализ позволил выявить наличие положительных связей между импульсивностью, склонностью к риску и готовностью к риску (импульсивность и готовность к риску связаны на р = 0,01 уровне значимости; склонность к риску и готовность к риску, и склонность к риску и импульсивность на р= 0,05 уровне значимости). Таким образом, в старшем школьном возрасте оказываются связанными характеристики совершенно разной содержательной направленности: поиск острых ощущений, готовность продуктивно разрешать ситуации неопределенности и низкий уровень самоконтроля.
Затем полученные результаты были подвергнуты факторному анализу (метод главных компонент с варимакс-вращени-ем). В результате обработки данных все три характеристики «рискованности» объединились в один фактор, который так и был назван. Он вобрал в себя шкалы импульсивности (с нагрузкой 0,743), готовности (0,580) и склонности (0,550) к риску. Доля этого фактора в вариабельности данных составила 22,44%.
Корреляционный анализ также показал, что высоким показателям по шкале эмпатии сопутствовали эмоциональность при принятии решений и ориентированность на мнение других людей (все эти три характеристики связаны между собой на р = 0,01 уровне значимости).
Кроме того, показатель рациональности оказался связанным с эмоциональностью и эмпатией (р = 0,01), т. е. высокая степень обдумывания своих решений соответствова-ла и большей выраженности эмоциональности при принятии решений, что может свидетельствовать о большей осторожности и тревожности рациональных школьников. Одновременно чем выше у испытуемых этой группы готовность к эмоциональному принятию позиции другого человека, тем больше они готовы обдумывать свои решения и стремятся действовать при возможно более полной ориентировке в ситуации.
Проведенный факторный анализ показал, что эти характеристики также объединяются в один фактор, который получил условное название «Нерешительность». В него вошли шкалы эмоциональности при принятии решений (с нагрузкой 0,833), эмпатии (с нагрузкой 0,687), ориентированности на других людей при принятии решений (с нагрузкой 0,685) и рациональности (0,423). На долю этого фактора пришлось 26,1% от дисперсии.
Обнаружены также ожидаемые значимые отрицательные связи между показателями рациональности и импульсивности (р = 0,01) и рациональности и склонности к риску (р = 0,05).
Таким образом статистический анализ показал, что отчетливо выделяются две группы старшеклассников: «рискованные» и «нерешительные». Для «рискованных» в ситуации неопределенности характерен выбор ненадежного варианта, но за этим выбором могут стоять разные причинные основания. «Нерешительным» свойственна эмоциональность при принятии решений, эмпатия, ориентированность на других людей и рациональность, т. е. основанием «нерешительности» могут выступать эмоциональность , зависимость от окружения и значительно реже - стремление к качественной когнитивной ориентировке в ситуации.
На основе полученных результатов нами были выделены типы старшеклассников.
Тип 1. «Рациональные» (25,87%). К этому типу нами были отнесены старшеклассники, имеющие высокие показатели по шкале рациональности. Для них важен момент саморегуляции, самоконтроля действий. Большое внимание уделяется информационному поиску при принятии решения.
Внутри этого типа выделяются подтипы:
1) рассудительные (9,09% испытуемых). Их рациональность может быть описана
как хладнокровная рассудительность, так как высокие показатели рациональности сочетаются с низкими баллами по эмпатии, эмоциональности и ориентированности на других людей. В данном случае на первый план выходит взаимосвязь рациональности с высоким уровнем интеллекта;
2) нерешительные (16,78% ). Стремление когнитивно опосредовать решение сочетается в данном случае с ярко выраженными эмоциональными переживаниями, эмпатией и стремлением ориентироваться на окружающих людей. Такая рациональность близка нерешительности и связана с долгими колебаниями при принятии решения и тревожностью, неустойчивостью ценностных предпочтений.
Тип 2. «Рискованные» (57,34%). К этому типу были отнесены старшеклассники, имеющие завышенные показатели по шка-лам готовности к риску, склонности к риску или импульсивности. «Рискованность» предполагает разную причинную обусловленность сходных способов разрешения ситуаций неопределенности, поэтому дифференцируются подтипы:
1) склонные к риску на основе стремления к острым ощущениям (14,69%);
2) импульсивные или действующие по первому побуждению, на основе обстоятельств (11,19%);
3) готовые к риску в силу возложения на себя ответственности (3,49%).
Было выявлено, что особенностью старшеклассников является наличие взаимосвязи между этими тремя личностными предпосылками рискованного поведения. Поэтому часто встречаются сочетания высоких показателей по двум, а иногда и по всем трем характеристикам, что и служит основанием объединения этих подтипов в один тип.
Выраженная эмоциональность или ориентированность на других людей при принятии решений в этом типе встречается редко. В данном случае эмоциональность, ве-
роятно, находит выражение в импульсивности и тяге к острым ощущениям, а не сопутствует самому процессу принятия решений. А ориентированность на других людей проявляется не как учет их интересов и потребностей, а как конформизм, стремление следовать групповым нормам (в том числе и в выборе рискованного варианта поведения).
Тип 3. Ориентированные на мнение других людей (16,79%). Самая яркая особенность представителей этого типа - высокие баллы по шкале ориентации на других людей при принятии решений. Для них характерно стремление переложить принятие решения на другого человека. Если же не получается избежать выбора, то они советуются с близкими, спрашивают их мнение, интересуются их опытом в схожих ситуа-циях. Многие решения принимаются по аналогии: старшеклассник смотрит, как решили другие, и делает так же.
Неуверенность представителей этого типа проявляется в колебаниях в том случае, когда один человек советует одно, другой - другое. Принятое решение легко меняется, если значимый человек с ним не согласен или его не одобряет. Выбор рискованного или надежного варианта зависит не от самого человека, а от того, какой способ выхода из ситуации неопределенности предпочитают люди из его окружения.
Таким образом, на основе анализа особенностей личностных факторов принятия решений выделены типы старшеклассников: «рациональные», «рискованные» и ориентированные на мнение других людей - и выявлено соотношение представителей каждого типа.
Предложенная типология способствует пониманию особенностей личностной саморегуляции принятия решений в данном возрасте и может лечь в основу разработ-ки профилактических программ и развивающих занятий.
45 1
ПРИМЕЧАНИЯ
1Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 2Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
3Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2003.
^Карпов А. В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юристъ, 1998; Психологические проблемы принятия решения: Сб. науч. Тр.. Вып. II/ Под ред. проф. А. В. Карпова/ Российское психологическое общество. Международная академия психологических наук.