Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА'

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ: СОТРУДНИЧЕСТВО / СОПЕРНИЧЕСТВО / КОМПРОМИСС / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / ИЗБЕГАНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романенко Оксана Николаевна, Шихматова Елена Борисовна

В статье анализируется эмпирический материал исследования стратегий разрешения конфликтов студентами. Показано, что проявляется у студентов разных специальностей (психологов и экономистов) их зависимость от выраженности уровня личностной и ситуативной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романенко Оксана Николаевна, Шихматова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL DETERMINANTS OF THE STRATEGIES OF CONFLICT BEHAVIOR OF STUDENTS

The article analyzes the empirical material of research on conflict resolution strategies by students. It is shown how students of different specialties (psychologists and economists) show their dependence on the severity of the level of personal and situational anxiety.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

Романенко Оксана Николаевна

Магистрантка

Севастопольского экономико-гуманитарного института Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского

г. Севастополь, Шихматова Елена Борисовна кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского

г. Севастополь

PERSONAL DETERMINANTS OF THE STRATEGIES OF CONFLICT BEHAVIOR OF

STUDENTS

Romanenko Oksana Nikolaevna,

Master's student

of the Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of Crimean Federal University named V. I. Vernadsky

Sevastopol Shikhmatova Elena Borisovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor, Associate Professor at the Department of General Psychology of the Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of Crimean Federal University named V. I. Vernadsky

Sevastopol

Аннотация

В статье анализируется эмпирический материал исследования стратегий разрешения конфликтов студентами. Показано, что проявляется у студентов разных специальностей (психологов и экономистов) их зависимость от выраженности уровня личностной и ситуативной тревожности. Annotation

The article analyzes the empirical material of research on conflict resolution strategies by students. It is shown how students of different specialties (psychologists and economists) show their dependence on the severity of the level of personal and situational anxiety.

Ключевые слова. Стратегии разрешения конфликтов: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание; личностная тревожность; ситуативная тревожность.

Keywords. Conflict resolution strategies: cooperation, rivalry, compromise, accommodation, avoidance; personal anxiety; situational anxiety.

Постановка проблемы. Студенчество рассматривается как переходный этап от этапа созревания к этапу взросления. Для этого этапа характерны тенденции к профессиональному и личностному становлению. В студенческом возрасте эволюционируют внутренний мир и самосознание, реорганизуются и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевая сфера личности (Ананьев Б.Г.,2005; А.А. Реан, 2004; Киреева А.Е. с соавт., 2019; Молчанов С.В., 2020; Сорокоумова Е.А., 2020). Наряду с обучением важнейшей стороной жизни для студентов является общение (В.Н. Куницына с соавт., 2001; А.А. Реан, 2004; и др.). Общение многоаспектный процесс, который включает в себя особенности социальной перцепции, мотивацию общения, технику общения,

контроль и самоконтроль в процессе общения и т.д. Эффективная коммуникация важна не только в студенческой среде, но и для будущего профессионального взаимодействия. Студенческое же общение характеризуется достаточной широтой, но ему, порой, не хватает глубины и гибкости. Во взаимоотношениях студентов между собой, с преподавателями, с родителями возникают проблемные ситуации, которые определяют психологическое состояние студента. К таким ситуациям относятся следующие: неумение справляться с учебной нагрузкой, психологическая некомпетентность во взаимоотношениях, конфликты с сокурсниками и преподавателями, невысокий социальный статус в группе, негативный психологический климат и др. (Балан

А.В., 2018; Демидова Матвеева Н.В., 2018; Тимофеева Е.Д., 2018; Туникин А.В., 2019).

Способы решения конфликтных ситуаций в достаточной мере вырабатываются спонтанно, но в студенческие годы появляется возможность осознанного инструментального отношения к ним в связи с тем, что существуют определенные учебные дисциплины (в частности, психология и др.), которые помогают рефлексировать особенности своего взаимодействия, в том числе, и в конфликтных ситуациях.

Общий стиль поведения в конфликте определяется тем, насколько стороны хотят удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта [2].

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Вслед за К. Томасом принято выделять 5 видов стратегий разрешения конфликтных ситуаций: соперничество (конкуренция), сотрудничество (проблемно-решающая стратегия), компромисс, приспособление, избегание. В настоящее время научная литература по конфликтологии описывает гораздо большее число стратегий конфликтного поведения в зависимости от сферы проявления конфликта в политике (Николин Н.В., 2018; Хребина С.В., 2012), дипломатии, военном деле (Сидорова Г.М, 2017; Прокофьева В.А., 2018), предпринимательстве (Лемешко А.А., Пупкова Ю.В., 2019; Корица И.В., Черникова ВЕ., 2016; Цегольник О.В., 2017), педагогике (Большунова Н.Я., Боглаева Л.В., 2017; Иванова И.Н.,2018; Островская И.Н.,2018) и т.д. Тем не менее, при изучении социально-психологического аспекта конфликтного поведения принято использовать типологию стратегий разрешения конфликтов К. Томаса.

Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами, которые могут быть сведены в две группы: факторы ситуации и личностные факторы. Остается дискуссионным вопрос о том, насколько радикально человек может менять свое поведение в конфликте. Некоторые исследователи считают, что выбираемая стратегия — это относительно стабильный аспект личности.

Выделяют следующие основные факторы ситуации [2]:

— оценка участниками конфликта успешности применения стратегии для достижения своих целей;

— статус участника конфликта;

— фактор времени при решении конфликтной ситуации, так, наличие времени благоприятствует использованию стратегии избегания.

Среди личностных факторов обычно выделяют следующие [2]:

— ориентация мотивация участников конфликта (ориентир на свои или чужие интересы или же на интересы дела);

— преобладающий тип отношения к окружающим (доминирующий, подстраивающийся и т.д.);

— влияние некоторых акцентуаций характера личности на выбор стратегии поведения в конфликте.

В статьях, посвященных исследованию личностных детерминант конфликтного поведения, отмечаются следующие: тип темперамента, тип акцентуаций характера, социометрический статус в группе [1]; [3]; [4].

Результаты эмпирического исследования. Целью нашего эмпирического исследования стало дальнейшее исследование роли личностных факторов в выборе стратегий разрешения конфликтов у обучающихся вуза.

Гипотеза: существует связь личностных особенностей (в частности, тревожности) с определенными стратегиями решения

конфликтных ситуаций.

В качестве испытуемых были взяты обучающиеся 2 и 3 курсов вуза: 15 студентов-психологов и 15 студентов- экономистов.

В исследовании использовались следующие методики: опросник «Стиль поведения в конфликте» Томаса - Килманна, «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера, Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К.Яхин, Д.М.Менделевич).

Рассмотрим полученные результаты.

1. Студенты-психологи характеризуются более выраженной ситуативной тревожностью, а студенты-экономисты характеризуются примерно одинаковым уровнем как ситуативной, так и личностной тревожности.

2. Выявлено существование различий в уровне тревоги у студентов-психологов и студентов-экономистов: студенты-психологи более тревожные. Различия в уровне ситуационной тревоги межу выборками студентов-психологов и студентов -экономистов статистически недостоверны, различия в уровне личностной тревоги — статистически достоверны, а различия по шкале тревоги из Клинического опросника Яхина-Менделевича также статистически значимы (таблица 1).

Таблица 1.

Достоверность значений критерия Манна -Уитни по шкалам тревоги для выборок студентов

психологов и экономистов

Шкалы тревоги Значения критерия Манна -Уитни Уровень достоверности

Ситуативная тревога (опросник Спилберга) 92,5 > 72 р = 0, 05; незначим

Личностная тревога (опросник Спилберга) 2 < 56 р=0,01 значим

Шкала тревоги (Клинический опросник Яхина-Менделевича) 24 < 56 р=0,01 значим

3. На основании анализа результатов Клинического опросника Яхина - Менделевича невротических состояний и выраженных патологий в выборках студентов-психологов и студентов-экономистов выявлено не было.

Таблица 2.

Ведущие стили решения конфликтных ситуаций в выборках студентов-психологов и _студентов-экономистов (опросник Томаса)_

Стратегии решения конфликтов Студенты-психологи (в %) Студенты - экономисты (в %)

соперничество 0 33,3

компромисс 46,7 33,3

сотрудничество 13,3 0

приспособление 13,3 0

избегание 0 0

соперничество + компромисс + сотрудничество 0 13,3

компромисс + сотрудничество 26,7 6.8

соперничество + компромисс 0 13,3

всего 100 100

4. В таблице 2 представлены доминирующие стили разрешения конфликтов у обучающихся разных специальностей.

Как видно из таблицы 2, стратегия компромисс является ведущей у студентов-психологов (46,7%) и среди них нет лиц с ведущей стратегий «соперничество» и «избегание» (0% человек), характерно также сочетание стратегий сотрудничества и компромисса (26,7% человек).

У студентов- экономистов набор ведущих стратегий более разнообразен. Их привычный «конфликтный» инструментарий больше. Соперничество и компромисс как ведущие стратегии встречаются одинаково часто (у 33,3% испытуемых этой выборки), также характерно различное сочетание стратегий «соперничество», «компромисс, и «сотрудничество» (6,8% -13,3% студентов-экономистов).

Таблица 3.

Результаты корреляционного анализа стратегий разрешения конфликтов с показателями тревоги

Для участников обеих групп характерно использование компромисса как стратегии разрешения конфликтов, при этом у будущих экономистов пользуются популярностью еще соперничество, а у будущих психологов -сотрудничество. Это подчеркивает различную направленность психологов и экономистов: психологи больше направлены на внутренние изменения, которые невозможны без сотрудничества, а экономисты - на внешний успех.

5.Корреляционный анализ данных выборок студентов-психологов и студентов-экономистов в связи с разнородностью данных по тревоге рассматривались отдельно (Таблицы 3 и 4).

Шкалы опросников Соперничеств о Приспособлен ие Компромисс Избегание Сотрудничест во

Опросник Спилберга

Ситуативная тревожность -0,12 незначим 0,44 незначим -0,35 незначим 0,07 незначим 0,23 незначим

Личностная тревога 0,21 незначим -0,21 незначим 0,23 незначим -0,14 незначим -0,002 незначим

Клинич опросник Яхина-Менделевича

Тревога 0.25 незначим -0.11 незначим 0.03 незначим -0.33 незначим 0.06 незначим

Астения - - 0.56* - 0.63*

Примечание: *- 5% уровень значимости, равный 0,52; **- 1% уровень значимости, равный 0,66.

Из таблицы 3 видно, что ни одна из стратегий разрешения конфликтов (из опросника Томаса) не имеет значимых корреляционных связей со шкалами тревоги (из опросника Спилбергера и Клинического опросника). Однако, на 5% уровне отмечается связь показателя астении с выбором стратегий компромисса и сотрудничества. Так как астения - это проявление, скорее, энергетической реакцией организма и психики, то компромисс и сотрудничество являются не слишком энергозатратными линиями поведения.

Наблюдаются также корреляции 5%ного уровня значимости: между шкалами исторических реакций и обсессивно-функциональных реакций

(0,55)*

между

шкалой

обсессивно-

функциональных реакций и личностной тревогой (0,52)*; между

стратегиями

разрешения

конфликтов: соперничество и компромисс (0,63)*; между стратегиями разрешения конфликтов: сотрудничество и компромисс (0,57). Рассмотрим корреляционные связи в выборке студентов-экономистов.

Таблица 4.

Результаты корреляционного анализа стратегий разрешения конфликтов с показателями тревоги

о овт с <ц нел б с с м 8 с

Шкалы опросников ^ нр реп 6 о о 8 пси р а моК и ебз И ду рт 6

Опросник

Спилбергера

Ситуативная -0.05 0.14 -0.56* 0.32 0.46

тревожность незначим незначим незначим незначим

Личностная тревога 0.11 незначим -0.08 незначим 0.53* -0.13 незначим -0.30 незначим

Клинич. опросник

Яхина-Менделевича

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тревога -0.01 незначим -0.07 незначим 0.23 незначим 0 незначим -0.13 незначим

Примечание: *- 5% уровень значимости, равный 0,5

Из таблицы 4 видно, что только одна стратегия разрешения конфликтов «компромисс» (из опросника Томаса) имеет значимые на 5%-ном уровне корреляционные связи со шкалами личностной и ситуативной тревожности (из опросника Спилбергера). Шкала тревоги из Клинического опросника не имеет значимых корреляций со стратегиями решения конфликтов.

Выводы. Гипотеза подтвердилась лишь частично, для одной только выборки студентов-экономистов: существуют корреляции ситуативной и личностной тревоги со стратегией компромисс (5% уровень значимости).

Для большинства стратегий гипотеза не подтвердилась: для выборки студентов-психологов и частично для выборки студентов-экономистов показатели ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера) и тревоги Клинического опросника Яхина-Менделевича не имеют значимых корреляций со стратегиями решения конфликтных ситуаций (опросник Томаса-Килманна). Возникает предположение, что уровень рефлексивности своего конфликтного поведения и степень конфликтности ситуации могут служить дополнительными опосредующим факторами влияния тревоги студентов на выбор ими стратегий разрешения конфликтных ситуаций.

; **- 1% уровень значимости, равный 0,66.

Интересными для осмысления являются также корреляции показателя астении (шкала Клинического опросника Яхина-Менделевича) со стратегиями компромисс и сотрудничество в выборке студентов-психологов: вероятно, энергетический ресурс личности способен влиять на спонтанный выбор стратегий решения конфликтов студентами.

Список литературы.

1.Акрамова Ю.И. Стратегии конфликтного поведения студентов / Ю.И.Акрамова. // Контекст и рефлексия. Сборник статей по итогам проведения IV межвузовской' научно-теоретической конференции Центра гуманитарных исследований РГУТИС. Под общей редакцией В.В. Кортунова. М.: РГУТИС, 2019. - 233 с. - с. 117-121.

2.Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. /А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. / — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.

3. Добровидова Н.А. Взаимосвязь личностных особенностей студентов с доминирующей стратегией выхода из конфликтной ситуации / Н. А. Добровидова. // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования - Воронеж: изд. ВГУ - 2018 - №4 - 34-37

4. Ершова Е.А. Влияние индивидуально-характерологических особенностей студентов на выбор стиля поведения в конфликте /Е.А. Ершова, Д.А. Тутынина. /Психология психических состояний: сборник материалов XIV международной научно-практической

конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей

вузов (Казань, 20-21 февраля 2020 г.) [Электронный ресурс] / сост. А.Н. Назаров / под общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. - Казань: Издательство Казанского университета, 2020. -Вып. 14. - 436 с. - С. 159-161. - Режим доступа: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/1583 53^Ьогтк^^2020^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.