Научная статья на тему 'Связь тревожности и агрессивного поведения у студентов с разной учебной успешностью: результаты исследования'

Связь тревожности и агрессивного поведения у студентов с разной учебной успешностью: результаты исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
966
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / СТУДЕНТ / УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ANXIETY / AGGRESSIVE BEHAVIOR / AGGRESSIVENESS / STUDENT / ACADEMIC SUCCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи тревожности и агрессивного поведения у студентов с разной учебной успешностью. Описаны результаты психологической диагностики студентов по параметрам тревожности и агрессивного поведения в соответствии с уровнями учебной успешности. Показано, что разная учебная успешность определяет выбор студентом стратегий агрессивного поведения в связи со спецификой сочетания уровней и видов агрессивности и тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF ANXIETY AND AGGRESSIVE BEHAVIOR IN STUDENTS WITH DIFFERENT EDUCATIONAL SUCCESS: THE RESULTS OF THE STUDY

The article presents the results of an empirical study of the relationship between anxiety and aggressive behavior in students with different academic success. The results of psychological diagnostics of students on the parameters of anxiety and aggressive behavior in accordance with the levels of academic success are described. It is shown that different educational success determines the student's choice of strategies of aggressive behavior in connection with the specific combination of levels and types of aggression and anxiety.

Текст научной работы на тему «Связь тревожности и агрессивного поведения у студентов с разной учебной успешностью: результаты исследования»

Психология

УДК:159.922

кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Фурсова Диляра Викторовна

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Буденновске (г. Буденновск)

СВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи тревожности и агрессивного поведения у студентов с разной учебной успешностью. Описаны результаты психологической диагностики студентов по параметрам тревожности и агрессивного поведения в соответствии с уровнями учебной успешности. Показано, что разная учебная успешность определяет выбор студентом стратегий агрессивного поведения в связи со спецификой сочетания уровней и видов агрессивности и тревожности.

Ключевые слова: тревожность, агрессивное поведение, агрессивность, студент, учебная успешность.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between anxiety and aggressive behavior in students with different academic success. The results of psychological diagnostics of students on the parameters of anxiety and aggressive behavior in accordance with the levels of academic success are described. It is shown that different educational success determines the student's choice of strategies of aggressive behavior in connection with the specific combination of levels and types of aggression and anxiety.

Keywords: anxiety, aggressive behavior, aggressiveness, student, academic success.

Введение. Во время обучения в вузе на личность студента действуют внешние и внутренние факторы, которые могут препятствовать профессиональному становлению. Одним из таких факторов, по Т.М. Масловой, Р.Е. Тарасовой, является высокая личностная тревожность, которая не только мешает продуктивной учебной деятельности студента, но и делает его более подверженным стрессу, вызывает агрессивное поведение [6; 8]. Агрессивное поведение студентов выступает в целом как сложный комплекс психофизиологических и социальных детерминант, и основные детерминанты здесь, по мнению Е.П. Ильина [4], связаны с состоянием стресс-фрустрации и тревожности, обусловленными необходимостью адаптацией к новой жизненной ситуации, связанной с социально-профессиональным самоопределением, формированием новых и трансформацией имеющихся соответствующих навыков и установок, усвоенных на ранних возрастных этапах. Тревожность и связанное с ним агрессивное поведение в этом смысле неизбежно выступают факторами учебной успешности студентов, могут стать препятствиями достижению поставленных учебных и профессиональных целей, ограничивать и замедлять профессиональное становление, обусловливая академические задолженности, снижение профессиональной мотивации, трудности самоорганизации в целом (Е.Е. Алексеева [1]; Е.В. Бондаренко [2]; О.Ф. Григорьева [3]; А.С. Лукьянов, Т.Н. Воронина [5]; Н.И. Мешков [7]; Е.Н. Трухманова, Д.К. Сергеева [9]).

Анализ показывает, что имеющихся в психолого-педагогической литературе сведений о связи тревожности и агрессивного поведения студентов с учебной успешностью и результативностью учебной деятельности очень мало, они в целом имеют противоречивый характер и требуют более глубокого изучения, прежде всего на эмпирическом уровне. Необходимы эмпирические исследования, в основании которых можно ввести предположение о том, что особенности проявления и сочетания типов агрессивного поведения студентов с разной учебной успешностью обусловлены уровнями и видами тревожности.

Изложение основного материала статьи. Целью нашей работы стало выявление особенностей связи агрессивного поведения и тревожности у студентов с разной учебной успешностью.

Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь) и Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Буденновск). В исследовании приняли участие студенты четвертых курсов направления подготовки «Психология», «Психолого-педагогическое образование» и специальности «Психология служебной деятельности». Выборка составила 62 человека (20-25 лет).

Замысел исследования предполагал, что необходимо выделить группы студентов в зависимости от уровня учебной успешности. Для этого мы использовали методы наблюдения и беседы, учитывающие показатели учебной успешности (табл. 1), которые нами выделены в результате соответствующего рефлексивного анализа литературы [7; 9; 10].

Показатели уровней учебной успешности студентов

Уровень Описание показателей

Высокий уровень высокое качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям образовательного стандарта (отметки преимущественно «отлично» и «хорошо», есть участие и результаты на олимпиадах, конференциях); высокая степень сформированности учебной деятельности (общие, личностные и профессиональные компетенции); высокая степень развития основных качеств профессионально-познавательной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, творчески решать задачу); позитивно-адекватная самооценка, устойчивая сильная мотивация, высокий уровень притязаний; устойчивое позитивное отношение к учебной деятельности; хорошие отношения в семье и в группе

Средний уровень достаточное качество усвоения предметных знаний, умений, навыков (отметки преимущественно положительные); достаточная степень сформированности учебной деятельности студента; хорошо развиты основные качества профессионально-познавательной деятельности; адекватная с тенденцией к заниженной самооценка; мотивация ситуативная; уровень притязаний невысокий; позитивное отношение к учению сформировано, но не постоянно; возможны небольшие проблемы в семье, группе

Низкий уровень низкое качество усвоения предметных знаний, умений, навыков (отметки преимущественно - удовлетворительно, учащийся академически находится на низком уровне успеваемости); низкая степень сформированности учебной деятельности; плохо развиты основные качества профессионально-познавательной деятельности; низкая самооценка; неудовлетворенность учебными достижениями; мотивация к учению отсутствует; негативное отношение к обучению; проблемы в семье и группе

В результате диагностики наши испытуемые были разделены на три группы: с высоким уровнем учебной успешности - 17 человек (27,4%), со средним уровнем - 33 (53,2%), с низким - 12 (19,4%).

Для диагностики собственно параметров тревожности и агрессивного поведения нами использован опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» в адаптации Н.В. Гришиной, шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина, опросник Басса-Дарки в адаптации Л.Г. Почебут.

Диагностика личностной предрасположенности студентов к конфликтному поведению (опросник Томаса) показала следующее. Для студентов высокого уровня учебной успешности преобладающими выступают стратегии «сотрудничество» (47,4) и «приспособление» (29,4%). Для студентов среднего уровня учебной успешности доминирующими стратегиями выступают «компромисс» (36,3%) и «соперничество» (30,0%). Для испытуемых с низким уровнем учебной успешности доминирующими типами стратегий являются «приспособление» (41,7%) и «избегание» (33,4%). Можно сделать вывод, что студенты с разной учебной успешностью, оказавшись в конфликтных ситуациях, выбирают разные типы поведения, считая их самыми правильными и эффективными, могущими им помочь достичь желаемого исхода проблемной ситуации.

Результаты диагностики личностной и ситуативной тревожности (методика Спилбергера-Ханина) у студентов с разной учебной успешностью показала следующее. В группе студентов с высоким уровнем учебной успешности наиболее выражены высокий уровень личностной тревожности (76,47%) и умеренный уровень ситуативной тревожности (82,35%). У студентов со средним уровнем учебной успешности наиболее выражен умеренный уровень ситуативной тревожности (93,9%). Высокий уровень личностной тревожности составляет 51,51%, умеренный уровень личностной тревожности 48,48%. У студентов с низким уровнем учебной успешности наиболее выражен низкий уровень ситуативной (66,6%) и личностной (66,6%) тревожности.

Содержательно отметим следующую тенденцию: уровни ситуативной и личностной тревожности в целом по выборке снижаются со снижением уровня учебной успешности, но, заметим, для ситуативной тревожности характерно снижение от первоначальных значений диапазона умеренности, в то время как для личностной тревожности - от диапазона высокого ее уровня. Это, на наш взгляд, объяснимо представлением высокоуспешных студентов о связи успешности и личностной ответственности за процесс и результаты своей учебной деятельности, процесс профессионального роста и развития для самореализации в будущей профессии, что часто сопровождается повышенной рефлексией по этому поводу и обусловливает высокие показатели личностной тревожности. В то же время для низкоуспешных студентов такая связь успешности, личностной ответственности и профессионального будущего не очевидна. Полученные результаты по ситуативной тревожности в этом смысле также достаточно показательны с точки зрения ответственности за процесс и результаты учебной деятельности, поскольку данный конкретный момент времени студентом не так ярко рефлексируется как перспектива профессионального будущего на основе актуальной учебной успешности. Это справедливо для высоко- и среднеуспешных студентов, а для низкоуспешных студентов описываемая нами связь по-прежнему не обнаруживается.

Результаты диагностики степени выраженности агрессивных проявлений (опросник Басса-Дарки) у студентов с разной учебной успешностью следующие. У студентов с высоким уровнем успешности преобладают предметная агрессия (29,41%) и самоагрессия (41,17%). Студенты со средним уровнем успешности склонны к вербальной (33,33%) и физической (33,3%) агрессии. У студентов с низким уровнем успешности преобладают вербальная (36,36%) и (27,2%) физическая агрессия.

Для достижения цели нашего исследования, связанной с выявлением специфики связи параметров агрессивности и тревожности у студентов с разной учебной успешностью, нами был проведен корреляционный анализ (табл. 2).

Связь параметров тревожности и агрессивности у студентов с разной учебной успешностью

Параметры ПА ФА ВА ЭА СА СТ ЛТ УУ

Стратегия приспособления -,404 -,304 ,526 ,466

Стратегия компромисса ,335 -,654 -,380 ,367 ,348 ,631 ,817

Стратегия сотрудничества ,373 -,657 -,534 -,565 -,394 ,373 ,578 ,877

Примечания: ПА, ФА, ВА, ЭА, СА - предметная, физическая, вербальная, эмоциональная агрессия и самоагрессия; СТ, ЛТ - ситуативная и личностная тревожность, УУ - учебная успешность

Как видно, в таблице 2 представлен фрагмент матрицы корреляций интересующих нас параметров. Мы оставили только значимые связи, и только те случаи, которые прямо связаны с нашей основной гипотезой. Так, для нас имеют значение только те связи, которые отражают сочетание параметров трех исследуемых феноменов - агрессивности (агрессивного поведения), тревожности и учебной успешности. В связи с этим мы стратегии избегания и соперничества исключили из рассмотрения.

Опишем полученные результаты.

Уровень учебной успешности у студентов прямо связан со стратегией приспособления (г=0.466), личностной тревожностью (г=0.526) и обратно - с эмоциональной (г=-0.304) и физической (г=-0.404) агрессией. То есть, чем выше учебная успешность студента, тем больше вероятности выбора им стратегии приспособления при низких значениях физической и эмоциональной агрессии и высокой личностной тревожности.

Получена связь уровня учебной успешности с компромиссным стилем поведения в конфликте (г=0.817), а также с предметной (г=0.335), физической (г=-0.654), вербальной (г=-0.380) агрессией и самоагрессией (г=0.367), личностной (г=0.631) и ситуативной (г=0.348) тревожностью. То есть, чем выше учебная успешность студента, тем больше вероятности выбора им стратегии компромисса при наличии у него высокой личностной и ситуативной тревожности, высоком уровне предметной агрессии и самоагрессии и низких уровнях физической и вербальной агрессии.

Стратегия «сотрудничество» прямо связана с учебной успешностью студента (г=0.877), личностной (г=0.578), ситуативной (г=0.373) тревожностью, а также предметной агрессией (г=0.373), но обратно с -физической (г=-0.657), вербальной (г=-0.534), эмоциональной агрессией (г=-0.565) и самоагрессией (г=-0.394). То есть, чем выше учебная успешность студента, тем больше вероятности выбора стратегии сотрудничества при наличии у него высокой личностной и ситуативной тревожности, высоком уровне предметной и низких уровнях физической, эмоциональной, вербальной агрессии и самоагрессии.

Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что между параметрами личностной, ситуативной тревожности, видами агрессии и типами агрессивного поведения существуют специфические связи, характерные для студентов с разной учебной успешностью.

Выводы. Обучение в вузе выступает для студента как сложный и ответственный этап и процесс профессионального становления и развития личности, в результате которого студенту необходимо получить необходимые знания, сформировать соответствующие компетенции, научиться самостоятельно решать учебные и связанные с ними профессиональные задачи для того, чтобы стать квалифицированным и востребованным специалистом.

Студенческий возраст отражает в себе специфику связи онтогенетического и социально-профессионального развития личности, когда сформированная к этому возрасту индивидуальная психология сталкивается с необходимостью адаптации к новому виду учебной деятельности, связанной с решением новых для субъекта учебно-профессиональных задач, что неизбежно влечет за собой трансформации и в эмоциональной сфере. Возникающая у студента тревожность и связанное с ней агрессивное поведение отрицательно влияют на его учебную деятельность, что отражается прежде всего на ее результативности, выраженной в учебной успешности.

Для студентов с разной учебной успешностью существуют различия в связях между параметрами агрессивного поведения и тревожности. Так, в результате эмпирического исследования установлено следующее: разная учебная успешность определяет выбор студентом стратегий агрессивного поведения в связи со спецификой сочетания уровней и видов агрессивности и тревожности. Для стратегий «приспособление», «компромисс» и «сотрудничество» всегда имеет значение личностная тревожность, для компромисса и сотрудничества важной становится ситуативная тревожность. Для всех трех стратегий имеют значение виды агрессии, но для первого - только физическая и эмоциональная, для второго - предметная, физическая, вербальная и самоагрессии, а для третьего - так же предметная, физическая и вербальная, но в сочетании с эмоциональной и инвертированной самоагрессией.

В рамках частных выводов установлено, что у высокоуспешных студентов высокий уровень личностной тревожности и умеренный уровень ситуативной тревожности связаны с предметной агрессией и самоагрессией; у среднеуспешных студентов существует связь между умеренным уровнем ситуативной тревожности, высоким уровнем личностной тревожности и вербальной и предметной агрессией; у низкоуспешных студентов низкий уровень ситуативной и личностной тревожности связаны с вербальной и физической агрессией.

Литература:

1. Алексеева Е.Е. Изучение эмоциональной устойчивости у студентов педагогических и психологических специальностей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - № 145. - С. 114-122.

2. Бондаренко Е.В. Сравнительное исследование уровня экзаменационного стресса студентов разных курсов // Психологическое исследование личности в современной стрессогенной среде: материалы III Всероссийской научной интернет-конференции / Под общ. ред. О.В. Болотовой и др. - Ставрополь, 2014. -С. 142-147.

3. Григорьева О.Ф., Холуева К.А. Особенности проявления тревожности у студентов // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6. - С. 79.

4. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. - СПб., 2014. - 368 с.

5. Лукьянов А.С., Воронина Т.Н. Формирование профессиональной мотивации у студентов вуза // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2018. - № 5 (68). - С. 172-179.

6. Маслова Т.М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 4 (30). - С. 168-171.

7. Мешков Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. - Саранск [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001640904 (дата обращения: 10.07.2019).

8. Тарасова Р.Е. Проблема тревожности студентов // Международный студенческий научный вестник.

- 2016. - № 5-1. - С. 96-97.

9. Трухманова Е.Н., Сергеева Д.К. Особенности тревожности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 3 [Электронный ресурс] URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79791 (дата обращения: 10.07.2019).

10. Фурсова Д.В. Учебная успешность и эмоциональный интеллект будущего психолога // Акмеология.

- 2014. - № S1-2. - С. 229-230.

Психология

УДК:159.9

кандидат психологических наук Лупенко Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В КОНФЛИКТЕ

НА ЭТАПЕ МОЛОДОГО СУПРУЖЕСТВА

Аннотация .В статье описаны ценностные ориентации и характер взаимодействия в конфликте у супругов на этапе молодого супружества. Выявлено, что семейные пары, где оба супруга являются сотрудниками полиции, на статистически значимом уровне отличаются по характеру поведения в конфликте от семейных пар, где муж - сотрудник полиции, а жена - домохозяйка. Ценностные ориентации отличаются не по гендерному признаку, а в зависимости от того, является ли глава семьи единственным работающим членом семьи.

Ключевые слова: ценностные ориентации, конфликт, молодое супружество, удовлетворенность браком, семья.

Anmtation. The article describes the value orientations and the nature of interaction in the conflict between the spouses at the stage of young marriage. It is revealed that married couples, where both spouses are police officers, at a statistically significant level differ in the nature of behavior in the conflict from married couples, where the husband is a police officer, and the wife is a housewife. Value orientations do not differ on the basis of gender, but depending on whether the head of the family is the only working member of the family.

Keywords: value orientations, conflict, young marriage, marriage satisfaction, family.

Введение. Проблемам «молодого супружества» на первом этапе становления семейной психологии уделяется большое внимание не только в теории, но и на практике. В работах В.Н. Дружинина, Е.Г. Силяевой, Е.А. Тюгашева, Ю.И. Алешиной, В.С. Торохтия, Т.В. Попковой, Е.И. Артамоновой, Т.А. Гурко, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера, С.В. Ковалева и других ученых отмечено, что все изменения, которые происходят в обществе, отражаются на семье. Сложные условия, в которые попадает молодая семья, могут привести к необратимым процессам и разрушить неустойчивую систему отношений.

В психологии под супружеским конфликтом может пониматься достаточно напряженная ситуация, которая складывается между супругами в связи со столкновением противоположных интересов и ценностных ориентаций. Так, Разумихина Г.П. рассматривает конфликт, как негативный процесс с конструктивной составляющей, который способствует совершенствованию развития взаимоотношений между двумя людьми, так и для отдельной личности. Конфликт, по своей сути, является шансом, который сделает отношения супругов более крепкими, насыщенными, интересными и приятными [6].

Одна из причин возникновения противоречий в отношениях - это разность в ценностных ориентациях, поскольку, по мнению А. П. Горкина, это ключевой компонент внутренней структуры человека [3].

Под ценностными ориентациями следует понимать существенные элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний и отделяющее значительное для него от незначительного.

Так, А.Г. Харчев в список ценностей семейной жизни включал «честь и достоинство, которые несовместимы с пошлостью, наглостью, эгоизмом, стяжательством, цинизмом, дом как символ семейной близости, а также воспитания детей» [3, с. 72].

С.И. Голод выделял основные ценностные ориентации, такие как адаптивность, сплоченность и автономность супругов [1].

М.С. Мацковский считает, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и социальными функциями семьи, которые разделяются на специфические и неспецифические [4].

Система ценностных ориентаций в семейной жизни не имеет единой классификации и представлений, вызывая все больший научный и практический интерес к теме исследования.

В исследовании мы рассматриваем семью на первом этапе становления, в данном случае мы опираемся на периодизацию Д. Фант. Он выделяет:

1. Молодое супружество - супружество, которое предполагает менее 5 лет совместной жизни; некоторые исследования утверждают, что этот период может длиться до 10 лет. Возраст супругов от 18 до 30 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.