Научная статья на тему 'Личностные детерминанты коммуникативной деятельности женщин, совершивших преступления'

Личностные детерминанты коммуникативной деятельности женщин, совершивших преступления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты коммуникативной деятельности женщин, совершивших преступления»

и диагностика. - Белгород, 2002.

5 Тесленко А.Н. Социализация молодежи: педагогика отношений в социуме. - Алматы - Астана, 2002. - С. 13.

6 Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных

учреждений. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 372.

7 Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. - М., 2000. - С. 54-55.

А. Г. Самохвалова, С. В. Котова

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них особую тревогу вызывает рост агрессивных тенденций в женской среде, так как за последние годы «женская» преступность не только возросла, но отмечаются резкие изменения в ее структуре и формах проявления. При этом тревожит факт увеличения числа тяжких и особо тяжких правонарушений, за совершение которых отбывают наказание более 60% осужденных женщин. Поэтому проблема женщин-правонарушителей стоит достаточно остро в современном обществе.

Основной целью нашего исследования стало выявление специфики взаимоотношений женщин в криминальном и конструктивном взаимодействии, а также рассмотрение личностных детерминант, обуславливающих индивидуальные стратегии и тактики социального поведения. Исследование особенностей межличностного взаимодействия женщин в условиях исправительно-трудовых учреждений, на наш взгляд, является весьма актуальным, поскольку оно поможет создать эффективную систему профилактических и реабилитационных мероприятий для женщин с девиантным поведением.

Человеческое поведение не бывает прямым следствием непосредственно воздействующих факторов - социально-экономических условий, ситуативных обстоятельств, факторов наследственности и т.д. В поведении (и преступлении) проявляется единство объективных и субъективных факторов; система внешних обстоятельств преломляется через систему сформированных у

человека внутренних условий (ценностных ори-ентаций, поведенческих установок, обобщенных способов поведения, психодинамических особенностей саморегуляции).

Говоря о личностных детерминантах межличностного взаимодействия женщин, мы выявили основные принципы анализа проблемы:

1. Индивидуально-типологические особенности личности формируют индивидуальный стиль межличностного поведения. Гармоничный стиль поведения характеризуется разнообразным арсеналом используемых стилей и тактик межличностного взаимодействия, а также вербальных и невербальных средств. Акцентуированный стиль (авторитарный, зависимо-конформный, агрессивный) межличностного поведения может выступать в качестве условия, затрудняющего социальную адаптацию в социуме. Женщины превосходят мужчин по тревожности, экстраверсии, доверчивости, экспрессивности, они более экстернальны.

2. Межличностное взаимодействие обусловлено уровнем социализированности и адаптивности личности. Результат социализации в значительной мере определяется сложившимся дисциплинарным стилем и методами воспитания в детстве. Дисциплина, основанная на авторитете и доверии взрослого, побуждает ребенка к самоконтролю, повышает его уверенность в себе и способствует просоциальному развитию. Авторитарный и игнорирующий стили оказывают отрицательное воздействие на ребенка, выражающееся в более низком уровне морального развития, повышенной агрессивности и пониженной самооценке. Крайние формы этих стилей воспитания не только распространяются на взаимодействие между членами делинквентных семей, но и переносятся на ситуации за ее пре-

© А. Г. Самохвалова, С. В. Котова, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006

77

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

А. Г. Самохвалова, С. В. Котова

делами и сохраняются у человека в зрелости. В семьях женщина-мать чаще ставит себя в позицию подчиненности и придерживается игнорирующего и уступчивого стиля воспитания.

3. Характерологические особенности личности в виде акцентуаций лежат в основе многих дефектов общения и становятся поведенческой привычкой, зачастую выступая в роли «спасительной ширмы», за которой скрываются неуверенность, напряжение, тревога. У женщин чаще встречаются акцентуации по сензитивному, тревожному и эмотивному типу.

4. Личностная направленность реализуется через систему психологических установок и ори-ентаций, определяющих потребности, стратегические и тактические цели. В кооперативных ситуациях межличностного взаимодействия возникает тенденция к принятию равенства и взаимного уважения. В конкурентной ситуации -борьба за выигрыш. Установка на партнера как «самоценность» реализуется через «сотрудничество» и «партнерство», понимание и диалог. Установка на партнера «как средство достижения цели» реализуется через «доминирование», «манипуляцию», непонимание и монологическое поведение. Во всех возрастах у лиц женского пола более сильная ориентация на моральные нормы. Женщины демонстрируют более высокую мотивацию достижения в нейтральных условиях. Для повышения мотивации необходимы социальные стимулы, связанные с принятием группой.

5. Субъективный образ «Я» определяет индивидуальное самочувствие в социальных ситуациях. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действия: в каждой из них человек по-разному «подает» себя. Люди с высокой самооценкой проявляют доброту, честность, самообладание и строят свое взаимодействие на сотрудничестве и ответственности. Чрезмерно высокий уровень самооценки порождает высокомерие, излишнюю самоуверенность, враждебность, а также люди демонстрируют агрессивный и упорствующий стиль взаимодействия. Женщины выше оценивают свою социальную ориентацию, межличностные отношения и социальный опыт.

6. Суть взаимодействия во многом определяется поведением человека в конфликтной ситуации. Основными сферами межличностного взаимодействия, в которых чаще всего происходят конфликты, являются семейная и служебная. Члены семьей, строящие свое взаимодействие на

таких стратегиях, как «соперничество», «псевдосотрудничество» и «изоляция», усваивают негативный опыт разрешения конфликтов. Доминирующими личностными чертами при этом выступают агрессивность, аутичность, застенчивость, эгоистичность, цинизм, амбициозность. Женщины чаще, чем мужчины реагируют на возникающие проблемы «уходом» от необходимости ее решения, причем уходом бессознательным.

В нашем исследовании мы ориентировались именно на данные принципы, хотя понимаем, что спектр личностных детерминант межличностного взаимодействия гораздо шире. Объектом исследования стали женщины, отбывающие наказание в условиях исправительно-трудового учреждения. Предметом исследования мы определили особенности коммуникативной деятельности женщин в условиях исправительно-трудового учреждения.

В ходе исследования мы проверяли гипотезу о существовании различий в межличностном взаимодействии женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и женщин, не совершавших преступление.

В нашем исследовании приняли участие 120 женщин в возрасте от 25 до 50 лет, из которых 60 женщин, отбывающих наказание в исправительно-трудовом учреждении в пос. Прибрежное Костромского района (экспериментальная группа), и 60 женщин, работающих на промышленном предприятии ООО «Молпром» г. Костромы (контрольная группа).

Опираясь на изложенные выше принципы исследования, нами был подобран комплекс диагностических методик, позволяющих выявить специфику межличностного взаимодействия женщин в экспериментальной и контрольной группах: индивидуально-типологический опросник Л. Собчик; характерологический опросник К. Леонгарда - Н. Шмишека; метод диагностики межличностных отношений, модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири; тест описания поведения в конфликтной ситуации К. Томаса; метод цветовых выборов Л. Собчик, модифицированный вариант цветового теста Люшера; методика измерения ген-дерной идентичности С. А. Беем.

Исследование показало, что среди женщин-колонисток преобладают индивидуалисты и педантичные личности с чертами тревожного типа. В контрольной группе преимущественно сензи-тивно-экстравертные личности.

Андрогинный тип гендерной идентичности преобладает у женщин как экспериментальной (78,4%), так и контрольной (83,3%) групп. Андрогинность обеспечивает социальную адаптивность личности. В условиях исправительно-трудового учреждения это особенно актуально, поскольку андрогинность позволяет женщинам приспосабливаться к стрессогенной окружающей обстановке, новым людям и новому социальному статусу.

В ходе исследования обнаружились статистически достоверные различия индивидуальных профилей по отдельным шкалам личностных акцентуаций характера в экспериментальной и контрольной группах. Ведущими чертами, отличающими женщин-колонисток, выступают возбудимость (недостаточность самоконтроля, импульсивность); дистимность (сосредоточенность на мрачных сторонах жизни); педантичность (повышенная социальная ригидность); циклотимность (склонность к колебаниям настроения); экзальтированность (с бурными реакциями на внешние стимулы, альтруизм); патологическая стойкость аффекта, злопамятность («застревающий тип»). Высокие баллы личностных акцентуаций коррелируют с такими индивидуально-типологическими характеристиками, в которых наиболее отчетливо проявляются признаки индивидуалистичности, агрессивности, обособленности, конфликтности. Так, положительные корреляционные связи обнаружены по интроверсии и дистимности, ригидности и «застревающим» типом, агрессивности с возбудимостью, тревожности с циклотимичностью, экзальтированностью и возбудимостью.

Актуальное состояние женщин-колонисток соответствует общей эмоциональной напряженности, затрудненной адаптации, связанной с их индивидуалистичностью, стремлением к независимости, иррациональностью суждений и интересов, переживанием чувства обиды и приниженности, тенденцией к самоуничижению, потребности в помощи и признании окружающих, стремлению улучшить впечатление о себе. Женщины контрольной группы более реалистичны в своих желаниях и суждениях, стремятся к ярким новым впечатлениям, с позитивной самооценкой и склонностью к сотрудничеству, отличаются умением сглаживать конфликты и сдерживать собственные непосредственные реакции.

Анализ стилей межличностных отношений в двух группах женщин показал статистически

достоверные различия индивидуальных профилей по отдельным шкалам. Так, ведущими тенденциями в межличностном взаимодействии женщин-колонисток выступают независимо-соперничающий (эгоистический) стиль, недоверчиво-скептический (подозрительный) и ответственно-великодушный (альтруистический) стили. Высокие баллы по этим октантам позитивно коррелируют с ригидностью, спонтанностью, агрессивностью, сензитивностью.

Ведущими способами урегулирования конфликтов женщин-колонисток выступают соперничество (стремление добиться удовлетворения своих эгоистических интересов) и приспособление (уступчивость). Высокие баллы по этим формам поведения позитивно коррелируют с такими стилями межличностных отношений как независимо-доминирующий и ответственно-великодушный. В контрольной группе ведущими стилями поведения в конфликтной ситуации выступают компромисс и избегание.

На основе анализа всех полученных эмпирических данных, нами была дана целостная оценка специфики межличностного взаимодействия женщин в двух группах.

Целостная оценка особенностей межличностного взаимодействия женщин, отбывающих наказание

Индивидуально-типологические свойства. Интровертные индивидуалисты и педанты с чертами тревожности представляют достаточно сложный противоречивый личностный паттерн, который проявляется по типу недоверчивой и замкнутой, рационально-ирреалистичной, эксплозивной, возбудимой, паранойяльной личности, конфликтующей на ниве субъективизма в оценке людей и явлений окружающей жизни. Повышенная импульсивность, раздражительность, ослабление контроля за своими эмоциями, побуждениями и действиями часто приводят к конфликтам, но возможна и льстивость с услужливостью, склонностью к альтруистическим проявлениям (как варианты маскировки). Этот вариант личности осложнен присущими ей чертами тревожности, ориентацией на мнение значимых других (конформность), тенденцией реагировать повышенным чувством вины, самобичеванием, самоуничижением на малейшие неудачи и ошибки.

Позиция - нонконформизм и противопоставление окружению своих субъективных устано-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006

79

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Ю. П. Вавилов

вок, стремление к независимости, обращенность интересов в мир внутренних переживаний.

Тип восприятия - рациональный, формально-абстрактно-логический. Недостаточно сформирована реалистическая платформа, базирующаяся на житейском опыте. Личность объединяет в себе и рационализм (опора на свои суждения), и иррационализм (оторванность от окружающего мира).

Мотивационная направленность - соперничество и приспособленчество.

Ведущие потребности - потребность в свободе субъективного выбора и потребность в актуализации своей индивидуалистичности, а также душевном консонансе (созвучности) с другими.

Стиль взаимодействия. Независимый-доминирующий стиль межличностного поведения сочетается с такими особенностями как демонстративность, дистантность, эгоцентричность. Характерен завышенный уровень притязаний, инди-видуалистичности, выраженное чувство соперничества, мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы. Эмоциям не достает тепла, поступкам конформности. Низкая подчиняемость.

Недоверчиво-скептический стиль межличностного поведения сочетается с такими характеристиками, как обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к чужим мнениям, кроме собственного, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в людской недоброжелательности, опережающая враждебность в высказываниях и поведении.

Ответственно-великодушный стиль межличностного поведения сочетается с такими особенностями как выраженная потребность соответствовать социальным нормам поведения, склонностью к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтацией в проявлении своих убеждений. Свойственна выраженная эмоциональная вовлеченность, потребность производить приятное впечатление.

Эмоциональная напряженность и затрудненная адаптация вызваны общим ослаблением интегра-тивной роли самосознания, что является результатом недосформированности личности (выраженных личностных акцентуаций), эмоциональной незрелости. Затрудненная адаптация связана с ин-дивидуалистичностью личности, иррациональностью суждений, интересов и поступков, потребно-

стью в «особых» переживаниях и отношениях, которым отдается предпочтение перед конкретными и реальными целями. Колониальные условия способствуют неустойчивости самооценки, так как, с одной стороны, они требуют самоутверждающегося поведения, с другой - стремления повысить свою значимость и улучшить впечатление в глазах значимых других. Лицам этого круга свойственны два типа защитных механизмов, снимающих внутреннее напряжение: 1) ограничительное поведение и ритуальные действия, трансформирующиеся в повседневной жизни в суеверие, приверженность интересам значимого лица (группы) или 2) отреа-гирование вовне по внешнеобвиняющему типу: лица приписывают окружающим ту недоверчивость и враждебность, которая присуща им самим, и за это карают.

Целостная оценка особенностей межличностного взаимодействия женщин, не совершавших преступление

Индивидуально-типологические особенности. Среди женщин контрольной группы преобладают сензитивно-спонтанные экстраверты. Этот личностный паттерн отражает активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, доброжелательность, общительность; самооценка зависит от средовых воздействий и от ситуаций успеха-неуспеха. Экстраверсия позитивно коррелирует с личностной акцентуаций по гипер-тимному типу, демонстративному типу; спонтанность с «застревающим» и демонстративным типом; сензитивность с эмотивным типом.

Позиция - обращение к социуму, активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, общение, поиски признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии.

Тип восприятия - социально активные коммуникабельные экстраверты больше ориентированы на абстактно-аналитический (вербальный) стиль освоения информации, склонность к опоре на цельно-чувственные образы.

Мотивационная направленность - соперничество, приспособление, сотрудничество.

Эмоциональный фон. Спонтанные личности активно стремятся к самоутверждению, их эмоции жизнеутверждающи и оптимистичны, базируются на завышенной самооценке и стремлении к лидированию.

Межличностный стиль поведения. У сензи-тивно-спонтанных экстравертов преобладает

Исследование специфики профессионально важных качеств учителей начальных классов

властно-лидирующий стиль и характеризуется оптимистичностью, экстравертированностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию. Доминирование здесь в большей степени обращено на общие с группой интересы и проявляется в стремлении вести людей за собой, заражая их своими идеями. Ориентация в основном направлена на собственное мнение, поступки и высказывания могут быть скорыми и недостаточно обдуманными. Гипер-тимность, демонстративность позитивно коррелируют с властно-лидирующим стилем и индексом доминантности. Индекс доминантности позитивно коррелирует с личностной акцентуацией по «застревающему» типу. Властно-лидирующий стиль позитивно коррелирует с поведенческой позицией «соперничества» в конфликтной ситуации, сотрудничающий-конвенциальный стиль позитивно коррелирует с «сотрудничеством», покорно-зависимый стиль - с «приспособлением».

Подводя итоги, можно отметить, что в процессе нашего исследования мы выявили специфику межличностного взаимодействия женщин-колонисток и подтвердили нашу основную гипотезу о существовании различий в межличностных отношениях женщин, отбывающих наказание, и женщин, не совершавших преступлений.

Увидели не только личностные особенности женщин-правонарушителей, их потребность в реабилитации и желание «исправиться», «начать новую жизнь», но и попытались понять мотивы их преступлений, их внутренний мир. Действительно, все осужденные женщины очень индивидуальны, у каждой своя судьба, свое мировосприятие, стиль общения. Женщины, отбывающие наказание, отличаются от социально-адаптированных, законопослушных женщин не только по «преступным чертам», как считают многие обыватели, но и по тем отрицательным чертам характера и конфликтному стилю взаимодействия, которые сформировались в различных негативных условиях их социального развития. Одна из характерных особенностей женщин-преступниц - это построение целостных структур мотивов и доводов, способных оправдывать их преступные действия и «забывать» о тех моральных ценностях и установках, которые могут воспрепятствовать достижению преступных целей.

Результаты исследования, на наш взгляд, помогут создать программы эффективной реабилитации женщин-преступниц, оптимизировать их межличностное взаимодействие в период отбывания наказания в условиях исправительно-трудового учреждения.

Ю. П. Вавилов

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Одной из важных задач более полного и глубокого изучения личности профессионала вообще и учителя в частности служит разрешение проблемы, которая формулируется как соотношение общепрофессионального и специального. Общее и особенное возникают и существуют в личности профессионала в единстве. Общих свойств меньше, но они отражают главное; особые свойства представлены в большем количестве, они ценны сами по себе, и к тому же через них проявляются общие свойства.

Общепедагогические и общеучительские свойства исследуются давно и весьма подробно описаны в имеющейся психолого-педагогической литературе, в работах профориентационного и профес-

сиографического характера. В то же время педагогические специальности, особенности профессионально важных качеств (ПВК) специалистов остаются менее изученными. Сказанное относится и к личности учителя начальных классов.

В авторской концепции, взятой за основу исследований специфических ПВК учителей начальных классов, имеется три главных положения: 1) учителям младших школьников присущи особые ПВК, не требующиеся другим учителям (например, предметникам); 2) специфика ПВК разных учителей может проявляться в необходимости разного уровня развития одних и тех же качеств; 3) специфика ПВК выражается в их разной иерархии, разном ранге внутри общей структуры.

© Ю. П. Вавилов, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.