властно-лидирующий стиль и характеризуется оптимистичностью, экстравертированностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию. Доминирование здесь в большей степени обращено на общие с группой интересы и проявляется в стремлении вести людей за собой, заражая их своими идеями. Ориентация в основном направлена на собственное мнение, поступки и высказывания могут быть скорыми и недостаточно обдуманными. Гипер-тимность, демонстративность позитивно коррелируют с властно-лидирующим стилем и индексом доминантности. Индекс доминантности позитивно коррелирует с личностной акцентуацией по «застревающему» типу Властно-лидирующий стиль позитивно коррелирует с поведенческой позицией «соперничества» в конфликтной ситуации, сотрудничающий-конвенциальный стиль позитивно коррелирует с «сотрудничеством», покорно-зависимый стиль - с «приспособлением».
Подводя итоги, можно отметить, что в процессе нашего исследования мы выявили специфику межличностного взаимодействия женщин-колонисток и подтвердили нашу основную гипотезу о существовании различий в межличностных отношениях женщин, отбывающих наказание, и женщин, не совершавших преступлений.
Увидели не только личностные особенности женщин-правонарушителей, их потребность в реабилитации и желание «исправиться», «начать новую жизнь», но и попытались понять мотивы их преступлений, их внутренний мир. Действительно, все осужденные женщины очень индивидуальны, у каждой своя судьба, свое мировосприятие, стиль общения. Женщины, отбывающие наказание, отличаются от социально-адаптированных, законопослушных женщин не только по «преступным чертам», как считают многие обыватели, но и по тем отрицательным чертам характера и конфликтному стилю взаимодействия, которые сформировались в различных негативных условиях их социального развития. Одна из характерных особенностей женщин-преступниц - это построение целостных структур мотивов и доводов, способных оправдывать их преступные действия и «забывать» о тех моральных ценностях и установках, которые могут воспрепятствовать достижению преступных целей.
Результаты исследования, на наш взгляд, помогут создать программы эффективной реабилитации женщин-преступниц, оптимизировать их межличностное взаимодействие в период отбывания наказания в условиях исправительно-трудового учреждения.
Ю. П. Вавилов
ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Одной из важных задач более полного и глубокого изучения личности профессионала вообще и учителя в частности служит разрешение проблемы, которая формулируется как соотношение общепрофессионального и специального. Общее и особенное возникают и существуют в личности профессионала в единстве. Общих свойств меньше, но они отражают главное; особые свойства представлены в большем количестве, они ценны сами по себе, и к тому же через них проявляются общие свойства.
Общепедагогические и общеучительские свойства исследуются давно и весьма подробно описаны в имеющейся психолого-педагогической литературе, в работах профориентационного и профес-
сиографического характера. В то же время педагогические специальности, особенности профессионально важных качеств (ПВК) специалистов остаются менее изученными. Сказанное относится и к личности учителя начальных классов.
В авторской концепции, взятой за основу исследований специфических ПВК учителей начальных классов, имеется три главных положения: 1) учителям младших школьников присущи особые ПВК, не требующиеся другим учителям (например, предметникам); 2) специфика ПВК разных учителей может проявляться в необходимости разного уровня развития одних и тех же качеств; 3) специфика ПВК выражается в их разной иерархии, разном ранге внутри общей структуры.
© Ю. П. Вавилов, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006
81
Таблица 1
Мнение учителей об особых ПВК
№ п/п Показатели Согласны с утверждением, %
1 Считаю, что учителю начальных классов нужны особые ПВК 96,2
2 Полагаю, что особые ПВК не нужны 2,0
3 Не знаю 1,8
Таблица 2
Склонность к работе с младшими школьниками
№ п/п Показатели Согласны с утверждением, %
1 Такая особая склонность необходима 82,7
2 Наличие данной склонности не обязательно 15,4
3 Затруднялось ответить 1,9
Для проверки данной концепции автором проведено специальное конкретное исследование на базе Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского и входящих в его структуру высших педагогических колледжей (специальность «Педагогика и методика начального образования»). Общая выборка составила более 500 человек. Испытуемыми являлись студенты стационара и заочники с педагогическим стажем от 1 года до 20 и более лет, последние выступали в качестве экспертов при оценке ПВК учителей начальных классов. Эмпирические данные получены с помощью комплекса взаимодополняющих методов: наблюдений, бесед, анкетирования, тестирования, анализа школьных сочинений о первом учителе. Проведена количественная обработка материалов.
Рассмотрение результатов исследования начнем с вопроса о том, нужны ли, по мнению экспертов, учителю начальных классов особые ПВК (табл. 1).
Как видно из приведенных данных, абсолютное большинство экспертов считает, что учителю младших школьников требуются специальные ПВК, обусловленные своеобразием объекта педагогических воздействий первого учителя, то есть особенностями учащихся; специфи-
кой задач и методов педагогического труда учителя начальной школы. Высказанное мнение вполне соответствует общей закономерности появления специфики там, где особые субъекты и объекты взаимодействуют в достижении особых целей, применяя специфические средства и методы, и где общее необходимо дополняется особенным.
Далее изучалась конкретная специфика ПВК учителей начальных классов. В этом аспекте экспертам было предложено, прежде всего, оценить значение особой склонности первого учителя к работе именно с младшими школьниками. Результаты ответов представлены в таблице 2.
Преобладающее большинство обследованных полагает, что у учителя начальных классов должна быть и в действительности имеется склонность к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста. Около 15% опрошенных считают, что наличие такой склонности не требуется и можно с успехом работать в начальных классах без нее. Однако важен не только положительный результат труда (если он имеется), но и то, с каким отношением к делу и учащимся работает учитель. Поэтому склонность к труду в младших классах, несомненно,
Таблица 3
Любовь к детям как особое ПВК
№ п/п Показатели Согласны с утверждением, %
1 Любовь учителя к младшим школьникам необходима 94,2
2 Любить детей не обязательно 3,8
3 Не знаю 2,0
Таблица 4
Специальная подготовленность
№ п/п Показатели Согласны с утверждением, %
1 Без специальных знаний и умений не возможен успех в работе с младшими школьниками 86,6
2 Можно работать учителем начальных классов на базе общепедагогической подготовки 9,6
3 Не знаю 3,8
следует относить к числу особо важных качеств первого школьного учителя.
С рассмотренной склонностью тесно связана любовь к детям младшего школьного возраста как особая сердечная привязанность, обусловленная не профессиональным долгом учителя, а естественной потребностью любить детей, в частности младших школьников, в силу их особых привлекательных качеств. Эксперты высоко оценили чувство любви учителя к детям (табл. 3).
Согласно имеющимся показателям, большая часть опрошенных учителей испытывает любовь к ученикам и считает, что это чувство является одним из самых важных профессиональных качеств. Только 3,8% респондентов заявили, что любить учащихся не обязательно и что любовь к детям как ПВК не занимает высокого рангового места (ниже мы продолжим анализ роли этого качества в общей структуре ПВК).
В число особых ПВК учителя начальных классов включена специальная подготовленность - значительный объем знаний и умений, которыми овладевает первый учитель детей и которые не требуются другим учителям (табл. 4).
Среди обследованных 86,6% убеждены, что для успешной работы с младшими школьника-
Важнейшие
ми обязательно нужны специальные знания и умения, относящиеся к школьным учебным предметам и методике их преподавания, к характеристике особенностей учащихся младших классов. Однако около 10% опрошенных придерживаются точки зрения, согласно которой можно работать учителем начальных классов, не оканчивая соответствующего отделения или факультета, но получив другую профессионально-педагогическую подготовку. Такие факты имеются, когда учителя-предметники переходят на работу в младшие классы и хорошо справляются с новыми обязанностями, приобретая необходимые знания и умения непосредстенно в процессе обучения и воспитания учеников начальных классов. Происходит серьезная перестройка их педагогической деятельности, и это лишний раз доказывает необходимость специальной подготовленности в структуре особых ПВК первого учителя.
Экспертам был задан вопрос о том, какие специальные знания и умения они считают наиболее важными для работы с учащимися младших классов. Результаты опроса представлены в таблице 5.
Из показателей таблицы 5 видно, что в категорию важнейших для первого учителя экспер-
Таблица 5
ния и умения
№ п/п Показатели Ответы, % № ранга
1 Знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся 61,5 2
2 Методические знания и умения 86,5 1
3 Знание учебных предметов начальной школы 36,5 3
4 Знание социальных условий жизни и воспитания детей 5,8 8,5
5 Умение общаться с детьми 26,9 4
6 Умение организовывать детей 17,3 5
7 Умение применять индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам 9,7 6
8 Конструктивные педагогические умения 7,7 7
9 Общая широкая эрудиция 3,8 10
10 Другие знания и умения 5,8 8,5
Таблица 6
Владение игровыми методами
№ п/п Показатели Согласны с утверждением, %
1 Это необходимое профессиональное умение 82,7
2 Владение игровой методикой не обязательно 13,5
3 Затруднялось ответить 3,8
ты включили такие знания и умения, которые вполне можно характеризовать как специальные по существу или способу их применения на практике. Вместе с тем названы и некоторые общепедагогические знания (общая эрудиция) и умения (конструктивные умения). Они получили невысокие ранговые номера и заняли незначительное место в общей структуре важнейших знаний и умений, то есть специальная подготовленность учителя оценивается выше, чем общепедагогическая.
Особо оценивалось умение применять игровые методики обучения и воспитания как важное ПВК учителя начальных классов (см. табл. 6).
Как считает большинство экспертов, учитель начальной школы должен в совершенстве освоить игровые методы обучения и воспитания. Это большинство в своей работе постоянно применяет дидактические, воспитательные и развивающие игры, а следовательно, владеет игровыми методами. Меньшая часть опрошенных недооценивает роль игровых методик и реже применяет их на практике.
О рассматриваемом умении, по-видимому, нужно говорить не как об особом ПВК, необходимом для учителя начальных классов. Это ПВК требуется и другим учителям. Но уровень его развития у первого учителя должен быть выше, а частота применения больше, чем у дру-
гих учителей, - в этом и состоит специфика данного ПВК применительно к учителю начальных классов.
Исходя из предположения о том, что у учителей младших школьников возможна определенная специфика в сфере познавательных процессов и свойств, опрашиваемым было предложено назвать такие особенности внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения учителей начальных классов, которые отличают их от других педагогов, а главное, действительно требуются в работе. Результаты изучения этих особенностей отражены в таблице 7.
На основании данных таблицы 7 можно заключить, что в познавательной сфере учителей младших классов имеется некоторая специфика, обусловленная особенностями обучаемых и индивидуальными свойствами самих учителей, влиянием на них предшествующей профессиональной подготовки и педагогической работы с детьми. Речь здесь идет, скорее всего, не об особых ПВК учителя начальных классов, а об особом уровне или особом сочетании общеучительских ПВК. Специфична направленность познавательной сферы первого учителя на младших школьников, адаптированность его познавательных способностей к уровню развития и особенностям интеллектуально-познавательной деятельности учащихся младших классов.
Таблица 7
Особенности познавательной сферы учителей начальных классов
№ п/п Показатели
1 Внимание - направленное на детей; улавливающее мелочи, детали; распределяемое на всех учеников; быстро переключаемое
2 Восприятие - яркое, образное, заинтересованное; характеризующееся точной наблюдательностью
3 Память - образная, эйдетическая, точная, логическая, эмоциональная
4 Мышление - сочетание образного и абстрактного мышления, творческая направленность мышления, единство теоретического и практического мышления, способность мыслить по-детски
5 Воображение - яркое, богатое; отличающееся творческой фантазией и точной репродукцией; родственное детскому воображению
Таблица 8
Развитие мелкодвигательной моторики
№ п/п Показатели Согласны с утверждением, %
1 Считаю, что необходима развитая точная моторика 92,3
2 Полагаю, что это не так важно 5,8
3 Не знаю 1,9
Как известно, учитель начальных классов должен научить детей точным эталонным движениям и действиям. Это, в свою очередь, зависит от развития психомоторных способностей учителя, мелкодвигательной моторики его рук, важной для образцового написания букв, цифр и т.п. Обследуемым был задан вопрос о роли психомоторики как ПВК учителя начальных классов, и полученные ответы отражены в таблице 8.
Большинство учителей по личному опыту знает, насколько важны для них развитые психомоторные навыки и умения. Поэтому многие учителя тренируют у себя нужную моторику и владеют ею. Вместе с тем, незначительная часть опрошенных еще не поняла значимости рассматриваемого ПВК и не выработала у себя культуры письма, рисунка и чертежа; возможно, что не у всех имеются способности к этому или же они не были развиты своевременно. Между тем, требования к уровню развития психомоторных умений первого школьного учителя достаточно специфичны и высоки, так как от этих умений в огромной степени зависит психомоторная культура учащихся (у современных младших школьников она нередко бывает низкой).
Поскольку учитель в младших классах преподает гуманитарные и естественные дисциплины, для него важно наличие и приблизительно равное развитие способностей к обеим группам наук. Сочетание тех и других способностей можно рассматривать как особое ПВК учителя начальных классов, хотя при этом не обязателен такой же высокий уровень развития способностей, как, например, у учителей-предметников узкого профиля, где желательна высокая одарен-
ность в области соответствующей науки. Мнение опрошенных по этому вопросу также выяснялось, и полученные результаты представлены в таблице 9.
Значительное большинство респондентов оценивает сочетание способностей к гуманитарным и точным наукам как ПВК первого учителя детей, и лишь немногие отрицают это. Однако понимание важности такого сочетания не означает, что в действительности оно имеется у большинства учителей начальной школы. Выявлены данные, подтверждающие разделение студентов и учителей на четыре группы в зависимости от наличия и разного сочетания у них способностей к гуманитарным и точным наукам: 1) те, у кого способности к обеим группам наук развиты в достаточной степени; 2) студенты и учителя, у которых гуманитарные способности хорошо развиты, а способностей к точным наукам недостает; 3) педагоги с хорошо развитыми способностями к точным наукам и недостаточными гуманитарными способностями; 4) педагоги со слабыми способностями к обеим группам наук (таких мало, и они, как правило, отчисляются). С учетом сказанного необходимо подчеркнуть важность более строгого отбора и подбора кандидатов в учителя начальных классов и целенаправленного развития недостающих способностей в период профессионального обучения и труда.
В структуру ПВК учителя входят не только собственно профессиональные качества, но и некоторые общечеловеческие качества, в частности, черты характера, приобретающие в педагогической деятельности профессионально важное значение. В этом плане интересно было узнать мне-
№ п/п Показатели Согласны с утверждением, %
1 Считаю, что такое сочетание способностей необходимо 88,5
2 Думаю, что это не важно 9,6
3 Не знаю 1,9
Таблица 9
Сочетание способностей к гуманитарным и точным наукам
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Т. А. Хайновская
Таблица 10
Профессионально важные черты характера учителя начальных классов
№ п/п Показатели № ранга
1 Доброжелательность 1
2 Внимательность 3
3 Терпеливость 2
4 Самообладание 6
5 Человечность 8
6 Правдивость 5
7 Чуткость 4
8 Справедливость 9,5
9 Общительность 15,5
10 Требовательность 7
11 Уравновешенность 14
12 Аккуратность 18
13 Пунктуальность 17
14 Настойчивость 9,5
15 Искренность 12
16 Эмоциональность 15,5
17 Простота 24
18 Ласковость 19
19 Интеллектуальность 12
20 Эрудированность 21
21 Заботливость 20
22 Проницательность 23
23 Трудолюбие 12
24 Уважительность 25
25 Другие 22
ние экспертов о главных чертах характера, требующихся учителю начальных классов (табл. 10).
Согласно ранговой последовательности, к главным отнесены такие черты характера учителя начальных классов, как доброта, терпение, внимательность, чуткость, правдивость, самообладание, требовательность, человечность и некоторые другие. В целом перечень качеств оказался весьма длинным (более 25), и все названные качества являются действительно важными для успеха профессиональной деятельности любого учителя. Специфичность здесь можно заметить лишь в структуре ранговой последовательности, в разном уровне развития одних и тех же качеств у разных учителей. По мнению опрошенных, большинство из них обладает нужными чертами характера, хотя и в разной степени; многие учителя стремятся усовершенствовать свой характер.
В заключительной части исследования экспертам было предложено выделить пять главных ПВК, необходимых учителю начальных классов. Полученные при этом данные вошли в таблицу 11.
Из показателей таблицы 11 видно, что введенное ограничение на перечень главных ПВК позволило выявить наиболее важные с точки зрения экспертов качества учителя младших школьников. По общему числу полученных выборов на 1-м месте находится любовь к детям, на 2-м - профессиональная подготовленность, на 3-м - терпение, 4-й ранг - у доброты и 5-й отдан педагогическому мастерству Другие качества получили более низкие ранги, но и они фактически выделены как самые существенные и значимые для первого школьного учителя.
В перечень неслучайно вошли и общепедагогические, и специфические ПВК, поскольку профессионал и специалист объединяются в личности учителя. Компетентный по-современному учитель и есть «специализированный профессионал» или «профессиональный специалист». Общепедагогические ПВК образуют базу профессиональной компетентности учителя, а специфические ПВК представляют собой не что иное, как конкретизацию общепедагогических качеств в отношении их функциональной, содержательной и исполнительской направленности.
Таблица 11
Общее ранжирование главных ПВК учителя начальных классов
№ п/п Показатели № ранга
1 Любовь к детям 1
2 Профессиональная подготовленность 3
3 Педагогическое мастерство 5
4 Терпение 3
5 Доброта 4
6 Образованность, общая эрудиция 6
7 Любовь к профессии 7
8 Общительность 8,5
9 Требовательность 10,5
10 Объективность 10,5
11 Строгость 15
12 Чуткость, отзывчивость 8,5
13 Справедливость 13
14 Честность, правдивость 17
15 Искренность 15
16 Организаторские способности 12
17 Творческие способности 15
18 Тактичность 19,5
19 Выдержка 18
20 Гуманность 19,5
Исследование подтвердило, что специфика ПВК учителя начальных классов действительно проявляется в трех аспектах: 1) наличие у первого учителя ряда особых ПВК; 2) разный уровень развития некоторых ПВК, общих для всех учителей; 3) разная ранговая структура одних и тех же ПВК у разных учителей.
Учителя осознают общепедагогическое и специфическое в своей профессии и стремятся
приобрести и развить все необходимые качества. Это обстоятельство необходимо учитывать в организации профессионального образования и повышения квалификации учителей, с тем чтобы обеспечить на должном уровне и общепрофессиональную, и специальную подготовку учителя, не допуская преувеличения или недооценки роли той и другой стороны в профессионализации личности.
Т. А. Хайновская
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВЕНГЕРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Преамбула. В представляемой статье дана краткая характеристика особенностей функционирования системы венгерского музыкального воспитания и образования, возникшей на основе педагогических и просветительских принципов выдающихся музыкантов ХХ века — Б. Бартока и З. Кодая. В работе раскрывается специфика содержания современных программ музыкального обучения в Венгрии — стране, известной четкой, целостной музыкально-педагогической системой и ее эффективными результатами.
Венгрия - страна признанных во всем мире традиций в области детского музыкального воспитания и образования. Фундамент этих традиций был заложен замечательными музыкантами - Белой Бартоком и Золтаном Кодаем в первые десятилетия ХХ века, когда своей композиторской, педагогической и просветительской деятельностью они открыли новую страницу в истории венгерской музыкальной культуры. Сущность реформы Б. Бар-тока и З. Кодая - в прочной опоре профессионального искусства и музыкального воспитания на фольклорные истоки. При этом незыблемость такой связи далеко выходит за пределы локального национального искусства.
Влияние творческого наследия и педагогических воззрений Б. Бартока в современной Венгрии велико и в наши дни. Гуманистическая направленность искусства великого венгра, широкий круг его интересов непосредственным образом отразились в его педагогических взглядах. Этим обусловлена «...важнейшая особенность педагогической концепции Б. Бартока - демократический подход к проблемам музыкального воспитания, в котором Барток, как и Кодай, видел необходимое условие подъема культуры...» [2, с. 3]
Связь музыкально-воспитательных идей и творческого поиска, присущая в той или иной степени всем сочинениям педагогической серии
Б. Бартока - немаловажная особенность искусства композитора, поскольку «Барток по природе своего художественного мышления был ярким представителем типа художника-исследователя» [2, с. 3-4]. Важнейшая черта педагогики Бартока - последовательное расширение и углубление национальных фольклорных связей -осуществлялось венгерским мастером как в композиторской, так и в исследовательской деятельности. Эта черта обусловила не только стиль его фортепианных педагогических опусов, многонациональную фольклорную основу сочинений для детей и юношества, но и многое в самой методике воспитания музыкального мышления. Одна из основных идей Б. Бартока выражается также в стремлении подготовить слух и интеллект юного поколения к восприятию особенностей строя современного музыкального язык.
В основу принятой в Венгрии системы музыкального воспитания и обучения легли педагогические принципы и другого выдающегося венгерского музыканта - З. Кодая. Кодай считал, что музыкальная неграмотность тормозит музыкальное образование, чем, например, обусловлен незначительный интерес публики к классической музыке. Он был убежден в том, что создание системы музыкального обучения - задача государственного уровня. Музыка, по мнению Кодая, должна приобрести в Венгрии такое же
© Т. А. Хайновская, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006
87