УДК 159.923
Хозяшева Анастасия Владимировна Порохина Ирина Андреевна Симонова Наталья Николаевна
доктор психологических наук, профессор Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск [email protected], [email protected], [email protected]
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕДИЦИИ АРКТИЧЕСКИЙ ПЛАВУЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Целью данного исследования является выявление личностных характеристик, детерминирующих эффективность экспедиционной деятельности участников Арктического плавучего университета. Настоящее исследование проводилось в рамках научной экспедиции Арктический плавучий университет в период с 01 по 20 августа 2014 года, участниками которой являлись студенты, аспиранты, молодые и опытные исследователи Арктики, которые находились на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов». В исследовании приняли участие 30 человек. Женщины составили 56% от общего числа испытуемых, мужчины представили 44% выборки. Средний возраст респондентов составил 24,13±1,026 лет. Выявлено, что эффективность экспедиционной деятельности с точки зрения руководителей научных блоков детерминирована стремлением и способностью участников к соблюдению формальных требований и коммуникативности - способности в установлении социальных контактов. Согласно представлениям участников экспедиционного рейса личностными детерминантами являются стремление к установлению социальных связей, самовыражение, интерес, креативность и оптимизм.
Ключевые слова: эффективность экспедиционной деятельности, личностные детерминанты, Арктический плавучий университет.
При рассмотрении проблемы эффективности профессиональной деятельности в психологической науке одним из ключевых моментов является изучение психологических детерминант эффективности труда. За последнее десятилетие было проведено множество исследований, направленных на выявление психологических факторов, связанных с изменениями эффективности труда.
Разными авторами был проведен ряд исследований, которые доказывают, что особенности личности субъекта определяют становление и реализацию профессиональной пригодности. Причем для профессиональной пригодности важную роль играют не только профессиональные характеристики, но и особенности мотивационной, когнитивной, эмоционально-волевой сфер личности. В связи с этим оценка личностных характеристик служит эффективным средством прогнозирования, какие субъекты в большей степени способны эффективно осуществлять профессиональную деятельность [8].
Изучая современные исследования по выявлению личностных детерминант эффективности профессиональной деятельности, можно выделить ряд работ, посвященных изучению профессий типа «человек - техника» и «человек - знаковая система».
В работе В.А. Бодрова, Н.Ф. Лукьяновой рассматриваются личностные особенности пилотов и их профессиональная эффективность. Авторы выявили взаимосвязь с профессиональной эффективностью следующих черт личности: эмоциональной устойчивости к стрессу, твердости установок, уверенности в себе, а также жизненной активности, высокой самооценки, открытого характера, мотивации достижения цели [8].
Изучая психологические факторы эффективности профессиональной деятельности мастеров-консультантов сервисных центров автомобильных компаний, О.В. Чернышова выявила, что эффективность профессиональной деятельности детерминируется следующими внутренними психологическими факторами: самоконтроль, экспрессивность, внутриличностный эмоциональный интеллект, логичность, продуктивность, ассертив-ность, мотивация достижения результатов и личностного развития [14].
В работе Г.Р. Позовой по изучению успешности профессиональной деятельности планшетистов выявлено, что наиболее эффективные специалисты характеризуются следующим: сильная нервная система, способность к переработке большого объема информации, гибкость ума, быстрая мобилизация познавательных функций, развитые на высоком уровне слуховая память и внимание, высокий уровень концентрации внимания при наличии помех, быстрота и точность перекодировки информации [7].
В связи с активным развитием сферы услуг большое внимание уделяется изучению психологических факторов эффективности труда профессий типа «человек - человек».
В исследовании психологических детерминант эффективности профессиональной деятельности торговых работников В.В. Назаренко сделала вывод, что среди качеств, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности продавцов - общительность, мотивация на достижение результатов, вербальная культура, сформированность мнемических процессов, высокий уровень развития умственных и социально-
74
Вестник КГУ ^ 2017
© Хозяшева А.В., Порохина И.А., Симонова Н.Н., 2017
перцептивных способностей, трудолюбие, коммуникативная компетентность, способность быстро и правильно озвучивать свои мысли, терпимость, подчиняемость, конформность [6].
В этой же работе В.В. Назаренко установила психологические детерминанты эффективности труда торговых работников, определяющиеся его групповым характером. В их числе следующие социально-психологические факторы: сплоченность коллектива, положительный социометрический статус в группе, сформированное ценностно-ори-ентационное единство, благоприятный социально-психологический климат, продуктивные стратегии поведения в конфликтной ситуации, кооперативный тип отношения к окружающим, позитивное отношение к групповым нормам, положительная эмоциональная экспансивность и удовлетворенность своим положением в коллективе [9].
Изучая продавцов книжных магазинов, Е.В. Дворцова установила, что профессиональная эффективность связана с коммуникативными, мыслительными, эмоционально-волевыми и аттен-ционными, мнемическими качествами личности. Повышение экономической и клиент-центрирован-ной эффективности происходит за счет коммуникабельности, быстроты мышления, развитого воображения, эмоциональной устойчивости, высокой нормативности поведения и хорошей устойчивости внимания, а снижается из-за напряженности. Также автор отмечает значительную роль самоконтроля, нонконформизма, смелости в общении, слуховой и зрительной памяти и низкой тревожности. Важными для эффективности труда продавцов книг являются мотивация и направленность. Экономической эффективности способствуют рабочая мотивация и мотивация социальной полезности, обратный эффект имеет мотивация на комфорт и направленность на общение. Клиент-центрированная эффективность напрямую зависит от мотивации творческой активности и направленность на дело [2].
Изучая эффективность профессиональной деятельности психологов органов внутренних дел, Е.Н. Гущина выделила предпосылки эффективной деятельности, к которым относятся уровень профессионального развития; уровень организации собственной деятельности практическим психологом органов внутренних дел; уровень профессиональной подготовленности психолога, определяемый формами и содержанием профессиональной подготовки психологов органов внутренних дел [1].
Также существуют эмпирические исследования, результаты которых отражают инвариантные личностные свойства, присущие продуктивным ученым.
Mansfield R.S., Busse T.V. выделили следующий набор личностных свойств: автономность, личностная гибкость и открытость новому опыту, потребность в оригинальности и новизне, потреб-
ность в профессиональном признании, вовлеченность в работу, эстетическая сензитивность [17].
Ban-on F. выделил следующее: наблюдательность, отсутствие склонности к самообману, чувствительность к той составляющей истины, которая обычно незаметна, умение взглянуть на объекты и явления по-новому, нонконформизм, высокая ценность ясного знания и готовность прилагать усилия ради его получения, высокая мотивация получения таких знаний, высоко развитые умственные способности, сильные половые побуждения, основанные на большой жизненной силе и высокой нервной восприимчивости, развитый внутренний и внешний мир, склонность к сложной жизни, готовность к восприятию своих подсознательных мотивов, фантазий и т.п., большая сила «Я», которая детерминирует широкий диапазон поведенческих реакций, открытость по отношению к окружающему миру; сильное «Я» может позволить себе регрессию, осознавая, что оно в любой момент может выйти из нее в состояние духовной зрелости; свобода личности и вытекающий из нее творческий потенциал [15].
Согласно Olah F. к числу личностных черт, отличающих продуктивных ученых, относятся психологическая восприимчивость, независимость, гибкость, уверенность в себе [18].
По мнению других авторов, для ученого значимыми являются целеустремленность и настойчивость; энергичность и трудолюбие; мотивация достижений; честолюбие и терпение; вера в свои силы, смелость, независимость, открытость к восприятию впечатлений.
Р. Кэттелл провел факторный анализ личностных характеристик ученых, которые были получены из анализа биографий деятелей науки прошлого, а также в результате психодиагностических обследований современников науки. Он выявил выраженность следующих качеств ученых: «шизотимия», проявляющаяся как отрешенность, погруженность в свой внутренний мир, развитый общий интеллект, критичность, выше средней сила собственного «Я» и эмоциональная устойчивость, стремление к доминированию; «самообуздание», наблюдаемое в серьезности, замкнутости, склонности погружаться в раздумья [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблеме изучения личностных факторов эффективности профессиональной деятельности посвящено большое количество современных исследований. Личностные детерминанты рассматриваются у представителей профессий типа «человек - техника», «человек - человек», а также специалистов управленческого звена и ученых. В качестве личностных детерминант выделяют различные особенности познавательных процессов, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, характера и темперамента.
Спецификой данного исследования является то, что в исследовании принимали участие ученые, осуществляющие научную деятельность в рамках арктической экспедиции. Экспедиционный метод, применяющийся исследовательскими организациями, предполагает нахождение участников экспедиции в непривычных условиях в течение длительного времени. Рабочие условия арктической экспедиции можно определить как экстремальные, если под экстремальными ситуациями понимать такие, в которых человек подвергается интенсивному воздействию стрессоров [12]. Согласно классификациям В.И. Лебедева [5], Ц.П. Короленко [3] существует ряд факторов, которые характеризуют рабочую ситуацию участников экспедиции как стрессовую: монотонность, десинхронность, проявляющаяся в рассогласовании ритма сна и бодрствования, групповая изоляция, скудность сенсорных раздражителей и постоянное общение с одними и теми же людьми. Учитывая, что не только в период работы, но и во внерабочее время, люди находятся в тех же условиях, условия их жизнедеятельности в период экспедиции в целом можно считать экстремальными, что может оказывать влияние на эффективность деятельности участников экспедиции.
Целью данного исследования является выявление личностных характеристик, влияющих на эффективность экспедиционной деятельности участников Арктического плавучего университета.
Материалы и методы. Настоящее исследование проводилось в рамках научной экспедиции Арктический плавучий университет в период с 01 по 20 августа 2014 года, участниками которой являлись студенты, аспиранты, молодые и опытные исследователи Арктики, которые находились на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов». Маршрут экспедиции проходил по трассе Северного морского пути от Архангельска до острова Диксон.
Всего на судне находились 81 человек, из них 52 человека - руководящий состав и участники экспедиции, в т.ч. граждане Швеции, Дании, Норвегии, США. В исследовании приняли участие 30 человек. Женщины составили 56% от общего числа испытуемых, мужчины - 44%. Средний возраст респондентов составил 24,13±1,026 лет. Среднее специальное образование имели 19% участников исследования, продолжают обучение в университете - 42%, высшее образование - 39%.
Для диагностики уровня эффективности экспедиционной деятельности применялись: экспертная оценка эффективности труда по следующим критериям оценки: умение работать в команде, эмоциональная устойчивость, выносливость, сохранение работоспособности, мотивация к работе, самостоятельность, инициативность; профессиональная подготовленность (знания, умения, навыки); бланк
самооценки эффективности труда с аналогичным перечнем критериев оценки; опросник «Интегральная удовлетворенность трудом». В соответствии с условиями проведения исследования в оценке приняли участие три эксперта - руководитель экспедиции и руководители научных блоков. Всего в качестве экспертов выступили 18 человек, имеющих высшее образование и опыт экспедиционной работы. Эксперты оценили каждого респондента в середине и в конце рейса. Каждый критерий необходимо было оценить по десятибалльной шкале. Общий балл успешности участника рейса по каждому параметру был получен с помощью подсчета среднего арифметического оценок экспертов.
С целью диагностики личностных характеристик использовались следующие методики: опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин) [13], опросник «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер) [9], методика изучения акцентуаций характера К. Леонгарда (модификация Х. Сми-шека) [10], опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В.М. Русалов) [11], экспресс-методика по оценке социально-психологического климата в коллективе (А.С. Михалюк, Л.Ю. Шалыто) [9].
Математическая обработка данных производилась с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics 22 (лицензионное соглашение № Z125-3301-14). Для статистической обработки данных были использованы первичные описательные статистики, пошаговый регрессионный анализ.
Результаты и обсуждение. С помощью построения мультирегрессионной модели (методом пошагового отбора) мы проанализировали, какие измеренные нами личностные характеристики влияли на показатели эффективности экспедиционной деятельности. В анализ были включены все шкалы психодиагностических методик, направленных на изучение личностных характеристик.
Были получены регрессионные уравнения, где скорректированный коэффициент множественной детерминации находится в диапазоне 0,872 < R2 < 0,917. Уровень значимости по критерию F-Фишера p<0,01. Помимо большого скорректированного коэффициента множественной детерминации, свидетельствующего о наличии статистически значимых связей, очевидно явное более раннее появление измеряемых личностных характеристик в сравнении с экспедиционной деятельностью, а также существование разумного объяснения влияния личностных качеств на эффективность деятельности, что, согласно Д. Кэмпбел-лу [4], достаточно для констатирования не просто влияния, а детерминации показателей эффективности экспедиционной деятельности измеренными личностными характеристиками.
Опишем статистически достоверные связи личностных характеристик с показателями эффектив-
76
Вестник КГУ _J 2017
* - стандартизированный коэффициент регрессии (в);
-положительная связь;
------отрицательная связь.
Рис. 1. Взаимосвязи экспертной оценки эффективности экспедиционной деятельности с личностными характеристиками (р<0,01)
ности экспедиционной деятельности участников Арктического плавучего университета.
Результаты регрессионного анализа для зависимой переменной «Экспертная оценка эффективности деятельности» представлены на рисунке 1.
Установлено, что экспертная оценка эффективности экспедиционной деятельности положительно связана со стремлением к признанию и уважению окружающих, личным контролем происходящих событий, пунктуальностью и аккурат-
ностью, соответствием формальным требованиям, а также потребностью в установлении межличностных контактов и стремлением к лидерской позиции. Эффективность экспедиционной деятельности отрицательно связана со стремлением к поиску единомышленников в увлечениях, а также саморазвитием в профессиональной жизни. Можно предположить, что эксперты при оценке ориентировались на стремление и способности участников к соблюдению формальных требова-
* - стандартизированный коэффициент регрессии (в);
-положительная связь;
------отрицательная связь.
Рис. 2. Взаимосвязи самооценки эффективности экспедиционной деятельности с личностными характеристиками (р<0,01)
* - стандартизированный коэффициент регрессии (в);
-положительная связь;
------отрицательная связь;
Рис. 3. Взаимосвязи удовлетворенности трудом с личностными характеристиками (р<0,01)
ний, коммуникативности - способности в установлении социальных контактов.
Результаты регрессионного анализа для зависимой переменной «Самооценка эффективности деятельности» представлены на рисунке 2.
Самооценка эффективности экспедиционной деятельности положительно связана со стремлением к разнообразию, внесением элемента творчества в деятельность, стремлением к получению интересного и содержательного занятия, а также получением признания и уважения среди других, потребностью занять лидерскую позицию в широком круге. Выявлена отрицательная связь самооценки эффективности экспедиционной деятельности и стремления к получению высоких материальных результатов деятельности, достижения конкретных результатов в обучении и образовании, а также низкой вовлеченности в интеллектуальный процесс. Можно предположить, что участники при оценке ориентировались на стремление к установлению социальных связей, самовыражение, интерес и креативность.
Результаты регрессионного анализа для зависимой переменной «Удовлетворенность трудом» представлены на рисунке 3.
Выявлено, что удовлетворенность трудом связана со стремлением человека к получению престижного образования, которое высоко ценится в обществе, достижению поставленных целей в интересном деле, консервативностью в семейных отношениях. Также удовлетворенность трудом связана с устойчивостью настроения к внешним событиям и жизнерадостностью, оптимизмом
и способностью вызывать уважение и симпатию у других людей. Также способность к вербализации, речевой активности связаны с удовлетворенностью трудом.
Заключение. Эффективность экспедиционной деятельности, измеренная с помощью экспертных оценок руководителей научных блоков, детерминирована стремлением и способностью участников к соблюдению формальных требований и коммуникативности - способности в установлении социальных контактов. С позиции участника экспедиционного рейса детерминантами являются стремление к установлению социальных связей, самовыражение, интерес, креативность и оптимизм.
Библиографический список
1. Гущина Е.Н. Психолого-акмеологические факторы и условия эффективности профессиональной деятельности психолога ОВД: дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2006. - 228 с.
2. Дворцова Е.Д. Психологические факторы эффективности труда продавцов книжных магазинов в условиях вторичной адаптации: дис. . канд. психол. наук. - СПб., 2004. - 216 с.
3. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1978. - 215 с.
4. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М., 1980. - 260 с.
5. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. - 304 с.
Вестник КГУ А 2017
78
6. Назаренко В.В. Психологические детерминанты эффективности профессиональной деятельности (на примере торговых работников): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 27 с.
7. Позова Г.Р. Психологические факторы успешности профессиональной деятельности планшетиста: дис. ... канд. психол наук. - Казань, 2009. - 147 с.
8. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. -М.: ПЕР СЕ; Логос, 2007. - 855 с.
9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. - 672 с.
10. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. - 224 с.
11. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств темперамента // Практикум по психодиагностике личности / под ред. Н.К. Ракович. -Минск, 2002. - С. 117-131.
12. Симонова Н.Н. Психологические аспекты вахтового труда нефтяников в условиях Крайнего
Севера. - М.: Палеотип, 2008. - 196 с.
13. Тихомиров А.В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профкон-сультирования. - Вып. 2, часть 1. / Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина (ОТеЦ). - Екатеринбург: Персонал-prafi, 2001. - С. 41-46.
14. Чернышова О.В. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности мастеров-консультантов сервисных центров автомобильных компаний: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Тверь, 2014. - 28 с.
15. Ban-on F. Creative person and creative process. - N.Y., 1969.
16. Cattell R.B. The personality and other motivation of the researcher from measurements of contemporaries and from biography. - 1963. - P. 119131.
17. MansfieldR.S., Busse T.V. The psychology of creativity and discovery (Scientists and their work). -Chicago: Nelson Hall, 1981.
18. Olah A. Creativity and personality variables. Studies in creativity. - Budapest, 1987. - P. 87-108.