Научная статья на тему 'Категория «Личностный ресурс» при исследовании жизнедеятельности человека в экстремальных условиях труда'

Категория «Личностный ресурс» при исследовании жизнедеятельности человека в экстремальных условиях труда Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1273
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ПРОЦЕСС СОВЛАДАНИЯ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DEFINING PERSONAL RESOURCE / EXTREME WORKING CONDITIONS / LIFE ACTIVITIES / PROCESS OF COPING WITH EXTREME CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Войтехович Татьяна Сергеевна, Симонова Наталья Николаевна

В статье отмечается актуальность изучения личностного ресурса при исследовании жизнедеятельности человека в экстремальных условиях труда. Описываются существующие трудности при определении категории «личностный ресурс». Представлен обзор научных исследований и определений личностного ресурса в сфере психологии труда человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. Предложено рассматривать категорию «личностный ресурс» как интегральную характеристику человека как субъекта труда, охватывающую все уровни его интегральной индивидуальности, сквозь призму мобилизации всех ресурсов организма в процессе совладания с экстремальными условиями жизнедеятельности с целью поддержания оптимального состояния здоровья и эффективности деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Войтехович Татьяна Сергеевна, Симонова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The category of “personal resource” in a study of human activities in extreme working conditions

The article notes the importance of studying the personal resource in research of human activity in extreme working conditions. It describes the difficulties in defining “personal resource” category. The article provides an overview researches and definitions of personal resource in the field of psychology of human work in extreme conditions of life. It is proposed to consider the category of a “personal resource” as an integral characteristic of a man as the subject of work, covering all levels of its integral individuality, through the prism of the mobilisation of natural and personality resources in coping process with extreme life activity conditions in order to maintain optimal health and working efficiency.

Текст научной работы на тему «Категория «Личностный ресурс» при исследовании жизнедеятельности человека в экстремальных условиях труда»

Полученные результаты обладают практической ценностью для специалистов в области психического здоровья при работе со всеми случаями нарушения психологической безопасности, вызванных чувством тревоги в связи с восприятием и переживанием различных угроз.

Библиографический список

1. Быховец Ю.В., Казымова Н.Н. Эксплицитные и имплицитные компоненты представлений об угрозе и опасности // Риски и безопасность в интенсивно меняющемся мире: Сб. материалов IV междунар. науч.-практ. конф., 10-11 мая 2016 года. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016. - С. 6-12.

2. Быховец Ю.В., Тарабрина Н.В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы: руководство. - М.: Изд-во «Институт психоло-

гии РАН», 2010. - 84 с.

3. Дворкин В.З. Национальная и глобальная безопасность. Терроризм в мегаполисе: оценка угроз и защищенности. - М.: Изд-во «Права человека»,

2002. - 112 с.

4. Коротец В.И. Опасность и безопасность в современном мире: философско-культурологический анализ: Дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д.,

2003. - 130 с.

5. Лаврова Е.В. Представления об опасности и их изменения под воздействием новостных передач // Вестник Университета (Гос. ун-т управления). - 2009. - № 20. - С. 72-74.

6. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. - СПб.: Речь, 2000. - 402 с.

7. Mac Gregor F. Risk perception and symptoms reporting // Risk Analysis. - 1996. - V 16. - P. 773-783.

УДК 159.9

Войтехович Татьяна Сергеевна Симонова Наталья Николаевна

доктор психологических наук, профессор Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

apapsy@mail.ru, n23117@mail.ru

КАТЕГОРИЯ «ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС» ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА

В статье отмечается актуальность изучения личностного ресурса при исследовании жизнедеятельности человека в экстремальных условиях труда. Описываются существующие трудности при определении категории «личностный ресурс». Представлен обзор научных исследований и определений личностного ресурса в сфере психологии труда человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. Предложено рассматривать категорию «личностный ресурс» как интегральную характеристику человека как субъекта труда, охватывающую все уровни его интегральной индивидуальности, сквозь призму мобилизации всех ресурсов организма в процессе совладания с экстремальными условиями жизнедеятельности с целью поддержания оптимального состояния здоровья и эффективности деятельности.

Ключевые слова: личностный ресурс, экстремальность, экстремальные условия труда, жизнедеятельность человека, процесс совладания с экстремальными условиями жизнедеятельности.

Изучение личностного ресурса особое значение приобретает при исследовании жизнедеятельности человека в экстремальных условиях труда. Экстремальные условия труда предъявляют повышенные требования к человеку, когда ему приходится работать на пределе своих возможностей. Негативное воздействие на человека полифакторно, в связи с чем, достаточно сложно внешне все их учесть, а влияние на организм человека достаточно интенсивное и многонаправленное. Повышение комфортности пребывания для сотрудника связано с увеличением затрат предприятия. Улучшение условий жизнедеятельности работника в экстремальных условиях экономически выгодно до определенного момента, после которого снижается рентабельность данных работ при соответствующих затратах. В связи с чем необходимо подключение личностного компонента.

Для изучения роли личностного ресурса при жизнедеятельности человека в экстремальных ус-

ловиях труда важно изначально определить категорию, чтобы очертить круг вопросов, с которым мы имеем дело при исследовании, чтобы операциона-лизовать понятие. Единообразие понимания категории позволит сопоставлять полученные данные и делать обобщённые выводы.

На существование проблемы определения категории «личностный ресурс» указывают следующие данные:

- С одной стороны, понятие «личностный ресурс» является часто употребляемым как в научной, так и в повседневной речи, в то же время содержательное наполнение его различно в зависимости от того контекста, в котором оно применяется.

В научных исследованиях в качестве личностного ресурса на передний план выходят различные конструкты: субъективное благополучие, самостоятельная работа, самоорганизация времени, эмоциональный интеллект, самооценка уровня здоровья и образа жизни, творческий по-

© Войтехович Т.С., Симонова Н.Н., 2016

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4

63

тенциал, ответственность, личностное здоровье, автономность, эмоциональная направленность, оптимальная самооценка, мотивационная сфера, субъективная витальность, образ Я и самооценка, оптимистичность, копинг, здоровье, креативность, психологическое благополучие и жизнестойкость, представление о безопасности, временная перспектива и т.д. Категория «личностный ресурс» рассматривается в различных темах исследований: совладание со стрессом, эмоциональным выгоранием; совладание с болезнью; в экстремальных условиях профессиональной деятельности; в профессиональной деятельности: самоопределение, планирование карьеры, адаптация, кризис профессиональной деятельности, ситуация увольнения; в русле диагностики и коррекции, психопрактической работы; психолого-педагогической деятельности в школе, в вузе; в сопровождении семьи в трудных ситуациях; профилактики аддиктивных поведений и преодоления аддиктивного поведения; изучении особенностей людей в зависимости от национальности, вероисповедания, места жительства, возрастного периода, профессии (учителя, преподаватели, руководители, медработники, сотрудники сферы обслуживания и консультирования, экстремальных профессий).

- Существует множество близких по значению понятий («личностный потенциал», «субъектные ресурсы», «внутренние ресурсы», «психологические резервы», «психологические ресурсы», «адаптационный потенциал»), которые иногда применяются как синонимы личностного ресурса.

- Существуют различные подходы к рассмотрению «личностного ресурса»: в качестве личностного ресурса рассматривается одно из свойств личности; рассматривается несколько свойств личности как личностные ресурсы; структура свойств личности как личностный ресурс; личностные ресурсы как интегральная характеристика личности.

- Отсутствует общее мнение в отношении макроструктуры, в которую входят личностные ресурсы, психологических феноменов, находящихся на одном уровне с ними, и психологических феноменов, составляющих структуру самих личностных ресурсов не только в психологической науке в целом, но и в узкой сфере.

Особое внимание привлекают определения личностного ресурса, где он представлен в виде системы в структуре ещё большей системы, дающие широту и глубину восприятия данного понятия.

В своем научном исследовании М.В. Сокольская определяет личностные ресурсы (наряду с «деструкторами») как специфические подсистемы личностного здоровья профессионала на субсистемном уровне личного здоровья профессионала (включает в себя метасистемный, системный, субсистемный, компонентный, элементный уровни). Личностные ресурсы позволяют профессионалу

удерживать внутреннее равновесие в меняющемся мире, придают жизни смысл. Ресурсы, наряду с деструкторами, могут выступать как характеристики личности, так и особенностями профессиональной деятельности. Личностное здоровье профессионала обеспечивается сбалансированным распределением «ресурсов» и «деструкторов» на всех уровнях его структурной организации и в системе всех видов детерминант [12].

Изучая личностный ресурс студентов, В.А. Новгородская определяет его как взаимосвязанную совокупность личностных качеств, реализация которых обеспечивает субъекту возможность личностного развития, оптимального взаимодействия с миром и с самим собой, осуществления деятельности, в том числе, и профессиональной, а также успешной жизнедеятельности. Личностный ресурс является интегративным показателем уровня развития субъектности, который обеспечивает осознанную рефлексию субъектом сформированности своего внутреннего мира, своих возможностей [9].

Часто встречается изучение личностного ресурса в ситуации совладания со стрессом. Ю.В. По-стылякова в своей научной работе определяет личностные ресурсы как одну из четырёх групп ресурсов в структуре совладания со стрессом наряду с социально-ориентированными, когнитивными и инструментальными; которая включает в себя: уверенность в себе, способность к самораскрытию, принятие себя и других, направленность на себя [10].

Особое значение приобретает изучение личностного ресурса в контексте исследований психологии труда человека в экстремальных условиях жизнедеятельности, где личностные ресурсы позволяют не только сохранять психологическое благополучие в не простых условиях, но и поддерживать свое здоровье, быть эффективным не смотря на нарастающее напряжение.

Л.Г. Дикая определяет личностный ресурс как совокупность внутренних средств, которыми обладает и которые использует субъект для обеспечения эффективной деятельности и поддержания оптимального функционального состояния в процессе адаптации (Л.Г. Дикая) [6].

В работах Н.Н. Симоновой и Я.А. Корнеевой личностные ресурсы рассматриваются как одна из координат точки риска. Личностный ресурс состоит из ядра (формально-динамические свойства и социально-психологические качества, определяющие общую работоспособность, динамику, адаптацию субъекта, важные для вахтового труда) и пристройки (психологические и социально-психологические качества, важные для конкретной отрасли вахтового труда и для специалиста с определённым стажем вахтового труда) [5].

А.А. Бобрищев, Б.М. Лопухин разработали психодиагностическую модель прогноза личност-

ных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в период адаптации к профессиональной деятельности, описывающуюся регрессионным уравнением, в которое вошли показатели: 4 шкалы теста Д. Оффера: шкала «контроль побуждений», шкала «профессионально-образовательное стремление, цели», шкала «контроль над средой» и шкала «приспособляемость»; 3 показателя опросника «SACS»: «ассертивные действия», «осторожные действия», «избегание»; 2 шкалы от модифицированной методики Т. Лири: «авторитарный тип межличностных отношений» и «отзывчивый тип межличностных отношений». Три показателя из вышеописанных, при высокой их выраженности негативно влияют на прогноз уровня личностных ресурсов, к ним относятся -«осторожные действия» и «избегание» (опросник «SACS»), а также «авторитарный тип межличностных отношений» (методика Т. Лири). В то же время, высокая выраженность всех остальных показателей положительна [1; 2; 7].

Е.В. Михайленко при изучении личностных ресурсов моряков рыбопромыслового флота определяет их как комплекс личностных характеристик, обеспечивающих эффективную адаптацию человека к условиям профессиональной деятельности, которые можно разделить на базовые (востребованные на протяжении всего цикла) и дополнительные (актуализирующиеся в определенные периоды). В результате исследования выделены базовые личностные ресурсы, задействованные на всех фазах цикла «адаптация - реадаптация». В эту группу вошли эмоционально-волевые характеристики личности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная комфортность, смелость, высокий самоконтроль, внутренний контроль). На каждом этапе цикла актуализируются дополнительные личностные ресурсы, не играющие решающей роли на других этапах. Так, для активного периода фазы адаптации (2 недели после начала рейса) актуализируются качества, свидетельствующие о реалистичном отношении к жизни (доверчивость, практичность, релаксация, независимость). В латентный (2 месяца после начала рейса) - качества, направленные на конструктивное общение (общительность, сообразительность, доверчивость, правдивость, избегание борьбы). В фазе реадаптации (2 недели после окончания рейса) было выделено два комплекса личностных ресурсов. Первый комплекс обеспечивает истинную реадаптацию. Истинной реадаптации способствуют качества, свидетельствующие о готовности к встрече с широким социальным окружением и к решению предстоящих задач (выраженная сила «Я», отзывчивость, требовательность). Второй комплекс личностных ресурсов относится к ложной реадаптации. Ложная реадаптация обеспечивается личностными ресурсами, способствующи-

ми ограничению социальных контактов и отказу от принятия самостоятельных решений (беспечность, несамостоятельность, эскапизм) [8].

A.А. Зайцев, Т.Е. Левицкая, Е.Н. Дмитриева занимались изучением личностного ресурса военнослужащих, принимавших участие в современных локальных войнах и вооружённых конфликтах. Выделяли такие личностные характеристики как жизнестойкость, целеустремлённость, наличие смыслов и субъективное благополучие, которые могут выступать в качестве личностного ресурса, способствующего повышению уровня их адаптивных возможностей и сохранению здоровья [3].

B.И. Моросанова, Н.Г. Кондратюк, анализируя вклад личностных и регуляторных ресурсов спасателей в обеспечение надёжности их действий в различных по степени напряжённости ситуациях, отмечают: 1) спасателей характеризует высокий уровень регуляторной надёжности; 2) на надёжность влияют: моделирование (прямая зависимость), самостоятельность (обратная зависимость), нейротизм (обратная зависимость) [4].

Изучая личностные ресурсы военнослужащих надводных кораблей ВМФ А.А. Щербак выделяет личностные и средовые ресурсы. Отмечает, что личностные ресурсы включают в себя такие составляющие, как физические (здоровье, выносливость и т. п.) и психологические (убеждения, самооценка, восприятие социальной поддержки, мораль, личностный контроль и т. д.) [13].

Можно выделить общее в изучении и определении личностного ресурса при исследовании в экстремальных условиях труда:

- делается акцент на роли личностного ресурса в эффективной адаптации работника к экстремальным условиям труда и сохранении его здоровья;

- наблюдается ориентация на прогнозирование возникновения неблагоприятных состояний и профилактику их возникновения;

- наблюдается прикладной подход, где делается больший акцент не на проработку категории, а на создание рабочего инструмента;

- выделяются как личностные ресурсы в экстремальных условиях труда сходные психологические свойства личности: эмоциональный и волевой самоконтроль, и черты, снижающие личностный ресурс: нейротизм, изоляция.

В то же время, нет однозначного определения личностного ресурса, описания его составных частей. Различные методики применяются для диагностики личностных качеств, входящих в структуру личностного ресурса, что затрудняет сопоставление данных различных исследований. Неоднозначно описана роль личностного ресурса работника в экстремальных условиях труда. Всё выше перечисленное подтверждает наличие проблемы определения и операционализации понятия «личностный ресурс».

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4

65

Рассматривать категорию «личностный ресурс» в контексте изучения жизнедеятельности человека в экстремальных условиях труда важно сквозь призму мобилизации всех ресурсов организма для поддержания оптимального функционирования. Экстремальные ситуации можно определить как «гиперстрессовые ситуации, когда на человека одновременно действуют либо большое количество различных по качеству стрессов, либо один очень мощный, но действующий неожиданно и весьма долго» [11, с. 10]. В связи с этим, в экстремальных условиях труда человеку приходится на протяжении всего времени пребывания адаптироваться к данным условиям, к которым невозможно выработать привычное поведение, так как экстремальность часто обладает скачкообразным, непредсказуемым характером, а воздействие чрезмерно интенсивным. Характер экстремальности условий труда влечёт за собой необходимость мобилизации всех имеющихся ресурсов человека. Рассмотрение категории «личностный ресурс» как интегральной характеристики человека, охватывающей все уровни, позволит учесть все возможности противостояния человека экстремальности с целью поддержания здоровья и эффективности деятельности.

Библиографический список

1. Бобрищев А.А., Лопухин Б.М. Факторный анализ структуры личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №11 (95). - С. 15-22.

2. Бобрищев А.А. Психодиагностическая модель прогноза личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в период адаптации к профессиональной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016 - № 2. - С. 221-226.

3. Зайцев А.А., Левицкая Т.Е., Дмитриева Е.Н. Проблема здоровья и адаптации военнослужащих, принимавших участие в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах // Психология и педагогика. - 2008. - С. 165-168.

4. Кондратюк Н.Г., Моросанова В.И. Надежность действий спасателя в чрезвычайных ситуациях: регуляторные и личностные предпосылки // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2010. - № 40. -Вып. 11. - С. 51-61.

5. КорнееваЯА. Адаптационные стратегии в профессиональной деятельности работающих вахтовым методом на Крайнем Севере: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Архангельск, 2012. - 30 с.

6. Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. Адаптационные стратегии как механизм управления психологическими рисками вахтовых работников в Арктике // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (4). - С. 49-52.

7. Лопухин Б.М. Оценка и прогнозирование личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в период адаптации к профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2013. - 24 с.

8. Михайленко Е.В. Личностные ресурсы как фактор адаптации - реадаптации моряков рыбопромыслового флота к измененным условиям жизнедеятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2007. - 24 с.

9. Новгородская В.А. Личностный ресурс студентов вуза как детерминанта эффективного профессионального самоопределения: Дис. ... канд. психол. наук. - Сочи, 2012. - 232 с.

10. Постылякова Ю.В. Психологическая оценка ресурсов совладания со стрессом в профессиональных группах: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 184 с.

11. Симонова Н.Н. Адаптация к работе вахтовым методом в экстремальных условиях Крайнего Севера. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 170 с.

12. Сокольская М.В. Личностное здоровье профессионала: Дис. ... д-ра психол. наук. - Хабаровск, 2012. - 500 с.

13. ЩербакА.А. Стрессоустойчивость в экстремальных условиях как проблема психологического здоровья военнослужащих надводных кораблей ВМФ // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 11 (045). - С. 367-371.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.