Научная статья на тему 'Модель компетентностного подхода для профессионального обучения в рамках международной летней школы в экстремальных условиях Арктики. Часть 1'

Модель компетентностного подхода для профессионального обучения в рамках международной летней школы в экстремальных условиях Арктики. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктический плавучий университет / экстремальные научные экспедиционные исследования / образовательные технологии для экологов / эколог-международник / компетентностный подход в экспедиционных исследованиях полевых практик экологов / Arctic floating university / extreme scien- tific expedition studies / educational technologies for ecologists / ecologist on international affairs / compe- tence-based approach in the field of the expedition re- searches practices of ecologists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Е. Рязанова, К С. Зайков

В XXI веке ситуация с изучением Арктического региона стремительно меняется. Арктика становится более доступной, в частности появляются новые возможности ее изучения не только дистанционными методами, но и посредством научных и образовательных экспедиций в рамках корпоративных рейсов с крупными ресурсными компаниями, а также образовательными экспедициями, организуемыми Арктическим центром стратегических исследований САФУ. Данный образовательный проект по праву считается уникальным не только на региональном, но и на глобальном уровне, так как в его рамках осуществляется интеграция образования по следующим направлениям: интеграция международного учебно-научного сообщества, интеграция академической науки и образования, интеграция гуманитарных, политических и естественных наук в рамках одного проекта, интеграция теории и практики на основе инновационных подходов. В рамках проекта уже несколько лет, на основе осмысления новой парадигмы современных подходов к естественнонаучному образованию, осуществляется подготовка экологов и специалистов из других областей научных знаний, способных высококвалифицированно работать на международном уровне. В статье освещается уникальный пятилетний педагогический опыт, составные части которого могут быть рекомендованы для диссеминации и воспроизведения, так как в них компактно «зашиты» очень сложные и неочевидно переплетающиеся образовательные и методологические подходы. В статье проанализирован подобный опыт плавучих университетов разных стран мира, а также опыт других российских университетов. Проанализированы достижения и проработаны возможности акселерации научных и исследовательских возможностей образовательного проекта «Арктический плавучий университет» путем определения точек входа для образовательных возможностей и точек роста для научного усложнения проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF COMPETENCY-BASED APPROACH OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FRAMES OF INTERNATIONAL SUMMER SCHOOL UNDER EXTREME CONDITIONS OF THE ARCTIC REGION. PART 1.

In the 21st century the situation around studying the Arctic Region has been changing rapidly, the Arctic is becoming more accessible; for instance, new possibilities of study have appeared, not only through remote methods, but also through scientific and educational expeditions in the frame of corporate flights with major resource companies as well as educational expeditions organized by the Arctic Center for Strategic Studies (NArFU). This educational project is considered to be unique both at regional and global levels, because it includes the process of educational integration in the following areas: the integration of the international academic community, the integration of science and education, the integration of humanitarian, political and natural sciences within one project, the integration of theory and practice based on innovative approaches. On the basis of the new paradigm of modern approaches to natural-science education, for several years the project has already been training ecologists and specialist from other academic areas able to highly professionally work at international levels. The article elucidates the unique five-year pedagogical expertise, its elements may be recommended for dissemination and reproduction, for they contain very difficult and non-trivially interlinking educational and methodological approaches. The similar experience of floating universities in various countries has been analyzed as well as the expertise of other Russian universities is given. Scientific and research achievements and opportunities to accelerate the “Arctic floating university” project have been analyzed by defining entry points for educational possibilities and growth areas for project’s scientific complication.

Текст научной работы на тему «Модель компетентностного подхода для профессионального обучения в рамках международной летней школы в экстремальных условиях Арктики. Часть 1»

УДК 378.4

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ АРКТИКИ.

ЧАСТЬ 1

Н. Е. Рязанова, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», [email protected],

К. С. Зайков, Директор Арктического центра стратегических исследований САФУ, [email protected]

В XXI веке ситуация с изучением Арктического региона стремительно меняется. Арктика становится более доступной, в частности появляются новые возможности ее изучения не только дистанционными методами, но и посредством научных и образовательных экспедиций в рамках корпоративных рейсов с крупными ресурсными компаниями, а также образовательными экспедициями, организуемыми Арктическим центром стратегических исследований САФУ. Данный образовательный проект по праву считается уникальным не только на региональном, но и на глобальном уровне, так как в его рамках осуществляется интеграция образования по следующим направлениям: интеграция международного учебно-научного сообщества, интеграция академической науки и образования, интеграция гуманитарных, политических и естественных наук в рамках одного проекта, интеграция теории и практики на основе инновационных подходов. В рамках проекта уже несколько лет, на основе осмысления новой парадигмы современных подходов к естественнонаучному образованию, осуществляется подготовка экологов и специалистов из других областей научных знаний, способных высококвалифицированно работать на международном уровне. В статье освещается уникальный пятилетний педагогический опыт, составные части которого могут быть рекомендованы для диссеминации и воспроизведения, так как в них компактно «зашиты» очень сложные и неочевидно переплетающиеся образовательные и методологические подходы.

В статье проанализирован подобный опыт плавучих университетов разных стран мира, а также опыт других российских университетов. Проанализированы достижения и проработаны возможности акселерации научных и исследовательских возможностей образовательного проекта «Арктический плавучий университет» путем определения точек входа для образовательных возможностей и точек роста для научного усложнения проекта.

In the 21st century the situation around studying the Arctic Region has been changing rapidly, the Arctic is becoming more accessible; for instance, new possibilities of study have appeared, not only through remote methods, but also through scientific and educational expeditions in the frame of corporate flights with major resource companies as well as educational expeditions organized by the Arctic Center for Strategic Studies (NArFU). This educational project is considered to be unique both at regional and global levels, because it

Введение. В современных глобальных геополитических и меняющихся климатических условиях на планете особую актуальность для мира в целом и России в частности приобретает необходимость сохранения хрупкой природной среды Арктического региона, разработка возможностей адаптации жизни населения в Арктических условиях, изучение скорости и характера изменения параметров окружающей среды и множество других вопросов. Однако есть еще несколько факторов, учет влияния которых особенно важен для России: менять имидж страны и делать его более открытым и дружелюбным для иностранных граждан (в том числе ученых) и не словом, а делом доказывать (в данном случае показывать) отношение к хрупкой арктической природной среде и возможности по ее сохранению и восстановлению. Мировое сообщество [1] долгое время пугали огромные размеры арктической зоны России [2, 3] и невозможность ее изучения в натурных экспериментах. В мировой практике образования возрастает роль естественных наук. Большую популярность приобретают такие направления подготовки бакалавров и магистров, как устойчивое развитие, окружающая среда и устойчивое развитие, зеленые технологии, устойчивое развитие городской среды и подобные им. Россия не осталась в стороне от экологического мейнстрима, а в каких-то вопросах даже становится лидером.

В исследовании рассматривается сравнительно новая и очень сложная форма организации экспедиционных исследований в труднодоступный арктический регион в рамках проекта САФУ «Арктический плавучий университет», осуществляемый с 2012 г.

Актуальность исследования состоит в осмыслении уже имеющегося шестилетнего опыта организации и проведения мультинаучной экспедиции и в выявлении новых возможностей для образования, которыми можно существенно разнообразить и расширять студенческие практики в интеграции с фундаментальными и прикладными научными институтами и международными исследователями в рамках как российских, так и международных задач и научных интересов междисциплинарных и международных коллективов исследователей.

Основными задачами экспедиции являются: учебные, исследовательские, научные, возможности сочетания эвристического и творческого подхода с жестким соблюдением тре-

includes the process of educational integration in the following areas: the integration of the international academic community, the integration of science and education, the integration of humanitarian, political and natural sciences within one project, the integration of theory and practice based on innovative approaches. On the basis of the new paradigm of modern approaches to natural-science education, for several years the project has already been training ecologists and specialist from other academic areas able to highly professionally work at international levels. The article elucidates the unique five-year pedagogical expertise, its elements may be recommended for dissemination and reproduction, for they contain very difficult and non-trivially interlinking educational and methodological approaches.

The similar experience of floating universities in various countries has been analyzed as well as the expertise of other Russian universities is given.

Scientific and research achievements and opportunities to accelerate the "Arctic floating university" project have been analyzed by defining entry points for educational possibilities and growth areas for projects scientific complication.

Ключевые слова: Арктический плавучий университет, экстремальные научные экспедиционные исследования, образовательные технологии для экологов, эколог-международник, компетентностный подход в экспедиционных исследованиях полевых практик экологов.

Keywords: Arctic floating university, extreme scientific expedition studies, educational technologies for ecologists, ecologist on international affairs, competence-based approach in the field of the expedition researches practices of ecologists.

бований нормативных документов, регламентов поведения и видов деятельности, правил техники безопасности.

Россия включает самый большой арктический сектор, на котором проживает на постоянной и временной основе население, созданы и успешно функционируют особо охраняемые природные территории, ведется промышленная и сельскохозяйственная деятельность, разведка и добыча полезных ископаемых, научные исследования, а также военное присутствие, в частности, для охраны границ. Все эти виды деятельности осуществляются с разной степенью успешности, сталкиваются с разными (и часто существенными) трудностями, очевидно, ведутся зачастую на более высоком организационном (техническом и социальном) уровне и значительно поддерживаются государством. Однако меняющиеся глобальные климатические условия и особенно в арктическом регионе оказывают существенное давление как на природную среду, так и на все виды деятельности в регионе.

Для понимания скорости и степени происходящих природных изменений, осмысления плана адаптации социальной сферы и антропогенных объектов, возможностей вклада сети мониторинга и м аршрутных наблюдений был создан проект в рамках интеграции фундаментальной науки и образования для углубленной естественнонаучной подготовки специалистов. Северным УГМС Росгидромета для поддержки и осуществления проекта было выделено на постоянной основе (на периоды проведения экспедиции) научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов», которое с 2012 г. бессменно принимает участников экспедиции. Экипаж судна за эти годы стал практически участником научных исследований, так как зачастую рекомендует наилучшие точки и маршруты для наблюдений, что существенно сокращает время принятия решений и облегчает ученым работу по разработке треков, отвечающих требованиям необходимости, но достаточности ожидаемой научной информации, собранной на маршрутах. Проект особенно уникален тем, что в его рамках осуществляется как исследование морской акватории и водных объектов суши, так и геоэкологические исследования, социальные, инфраструктурные, биологические и медицинские.

Однако с течением времени стало понятно, что задачи, решаемые в течение экспедиции, могут быть значительно расширены. Они стали включать в себя социальные, медицинские, экономические, культурно-исторические и технические вопросы. В связи с этим потребовалась углубленная педагогическая работа, которую рационально и удобно осуществлять посредством привлечения специалистов, имеющих опыт фундаментальных научных исследований, полевых, экспериментальных и педагогической практики. Поэтому требования к научно-педагогическому составу для участия в руководстве такими исследовательскими группами очень высоки. Пожалуй, являются самыми высокими в стране на сегодняшний день. Данное исследование касалось педагогической составляющей экспедиции, призванной существенно усилить научную составляющую.

Подобные экспедиционные учебно-исследовательские проекты освещаются довольно редко и часто лишь информа-

ционно, т. е. содержательная компонента чрезвычайно скудна и не дает возможности оценить уровень подготовки экспедиции и полученных результатов.

Организация указанных и подобных речных проектов (например, Волжский плавучий университет и др.) несла в себе зачаточные черты образовательных технологий и основное значение уделялось натурным исследованиям в рамках экспедиции. Однако Арктика является чрезвычайно труднодоступным регионом мира, экспедиция туда является сложным и д орогостоящим мероприятием, поэтому заранее должны решаться основные вопросы, связанные с обучением студентов. Образовательным и коммуникативным технологиям должно уделяться чрезвычайное внимание.

Обычно в рамках проекта «Арктический плавучий университет» реализуются следующие образовательные модули [4, 5]: биоразнообразие Арктики и Субарктики Европейского Севера России; адаптивность ландшафтов и риски в условиях современного изменения климата Арктики; гидрометеорологические исследования в Арктике и Субарктике; экология арктических морей и территорий; геология российской Арктики и Субарктики; сотрудничество и вопросы безопасности в Арктике; культурные ландшафты Арктики и Субарктики; адаптация человека к условиям Арктики.

Данный проект — результат интеграции Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова и ФГБУ Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Проект был задуман и осуществляется для детальных исследований Европейского сектора Арктической зоны и организован как комплексная научно-образовательная экспедиция. Проект реализуется четыре года (2012—2016) и уже состоялось 8 экспедиций, в которых получили практику и научную подготовку более 177 студентов, магистрантов и аспирантов, осуществили свои научные исследования несколько десятков научных сотрудников и преподавателей разных вузов страны.

В проекте, ориентированном на изучение Арктического региона, органично сочетаются образовательные курсы и научно-исследовательская работа студентов, магистрантов и аспирантов. Благодаря ориентации на арктические исследования, переходу на стандарты третьего поколения, наличию высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, проект «Арктический плавучий университет» на НИС «Профессор Молчанов» достойно продолжил традиции

развития Российской научной школы по ведению систематических и планомерных научных исследований Европейского Севера России и Российской Арктики.

Посредством сочетания в образовательном процессе проблемно-ориентированных теоретических, лабораторных и научно-практических занятий у обучающихся формируются комплексные теоретические и практические знания и умения по специальности.

Данный комплексный подход, сочетаемый с методом интенсивного погружения обучающихся, позволяет студентам и аспирантам одновременно с получением базовых знаний по специальности обучаться научно-исследовательским методам работы, приобретать навыки и умения работы с приборной базой, а также применять эти навыки и умения на практике посредством участия в проводимых в экспедиции научно-практических работах на судне. В итоге у студентов и м о-лодых исследователей, участников рейса, формируется целостное представление об Арктике и актуальных задачах, связанных с освоением данного региона.

Впервые в рамках проекта «Арктический плавучий университет» проведено исследование по образовательным технологиям, выявлены новые и обозначены скрытые возможности по внедрению сложных образовательных схем и методологических подходов.

Целью статьи является иллюстрация много -гранных научных педагогических возможностей организации учебного процесса в экстремальных условиях для повышения научной значимости натурных исследований и научного коммуникативного процесса.

Обзор литературы. Плавучий университет зародился еще в начале 1990-х годов с проекта МГ, который позднее был назван ЮНЕСКО «Плавучий университет» (1991 г.). С 1996 года решением Ассамблеи Международной океанографической комиссии и Генеральной конференции ЮНЕСКО данный международный проект реализуется в рамках программы МОК-ТЕМА по направлению подготовки, образования и взаимной помощи в области морских наук. Основная идея проекта: «Воспитать международное сообщество молодых специалистов — представителей разных народов и культур, ценящих эти различия и дополняющих друг друга, хорошо профессионально подготовленных, способных под руководством авторитетных ученых получать высококачественные научные данные — эти основные идеи заложены в программу «Образование через исследования» (Training-through-Research) [6]. В Рос-

сии впервые эта идея была «озвучена» в 1986 году в Париже на конференции ЮНЕСКО. В первом международном рейсе с итальянскими учеными на НИС «Академик Петровский» в 1990 году были продуманы структура и задачи «Плавучего Университета». В 1991 году, получив поддержку ЮНЕСКО, Европейского научного фонда и некоторых крупных университетов Голландии, Германии, Франции, Италии, Турции и Израиля, состоялась первая международная студенческая практика, которая стала ежегодной [7].

Анализируемый образовательный проект «Арктический плавучий университет» выгодно отличается от подобных проектов открытостью информационного освещения, конкурсных процедур, докладов на российских и международных конференциях исследовательских и научных результатов.

В разное время существовали такие проекты, как:

Плавучий университет (программа «Обучение через исследование» (ТТР), изучивший почти за 20 лет существования геологические процессы на континентальном шельфе Европы и Северной Африки, работавший в районе Срединно-Атлан-тического хребта, изучавший нефтегазоносные провинции и скопления метангидратов [8].

Балтийский плавучий университет, осуществляющий свою деятельность под эгидой Международной океанографической комиссии ЮНЕСКО Российским государственным гидрометеорологическим университетом (РГГМУ) совместно с Главным управлением навигации и океанографии МО РФ [9]. Основные направления исследовательской работы в рамках этого проекта сосредоточены в областях: морской гидрометеорологии; в рамках программы охраны морской среды Хельскинской комиссии (HELCOM); регионального проекта Глобальной системы наблюдений за океаном (ГСНО) и проекта «Комплексное управление прибрежной зоной» (КУПЗ/МОК) в рамках «Балтийской оперативной океанографической системы» (BOOS) [8].

Каспийский плавучий университет осуществляется под руководством Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, поэтому основным направлением исследований является биологическая продуктивность и охрана биоресурсов в дельте Волги и в Каспии; изучение влияния колебаний уровня Каспия на биологические ресурсы и биопродуктивность в прибрежной зоне; влияние загрязнений при добыче нефти на биоресурсы моря; вопросы биоразнообразия в акватории Каспия и тема проблем комплексного управления прибрежной зоной.

Морской университет (МОУ) — проект осуществляется при комплексной поддержке исследовательских центров стран Южной и Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Индия, Индонезия, Япония, Австралия). Проект финансируется из средств Фонда Тойота и из национальных средств Австралии, а судно предоставляет французский полярный институт (IPEV).

С 2014 г. существует также успешный начинающийся проект байкальской экспедиции «Плавучий Университет — Class@Baikal» на НИС «Г. Ю. Верещагин» и на НИС «Г. Титов», организуемый совместно Лимнологическим институтом СО РАН, Иркутским техническим университетом и геологическим факультетом МГУ и также проходит под девизом многолетней международной научно-образовательной программы «Обу-чение-через-исследования (Плавучий Университет)» (Training-through-Research (Floating University)). Основная направленность проекта — геологические исследования дна Байкала и физико-механических свойств его грунта [10]. Проект организован по такой же педагогической схеме, как и освещаемый в данной статье Арктический плавучий университет, но педагогическая схема, ее особенности и специфика работы на пресноводном водоеме еще отрабатываются. Проект длится от одной до двух недель рейс и также оснащен специальным оборудованием для гидрогеологических, гидрохимических и акустических исследований. Научные достижения студентов и аспирантов публикуются в сборниках студенческих конференций [11].

Проект плавучих университетов существует уже более 30 лет, начинаясь, как научные экспедиции, прошел этап перехода от фундаментальной науки к образовательным практикам и в настоящее время именно на Арктическом плавучем университете происходит интеграция фундаментальной и прикладной науки и педагогических технологий, что в ближайшем будущем должно дать качественный прорыв как в одном, так и в другом направлении [4]. В настоящее время происходит смена парадигмы в подготовке специалистов, ориентированных в том числе на международную деятельность. Важными научными и отчасти политическими вопросами являются [12]:

1) какие модель и систему научных установок будет ретранслировать человек, прошедший подготовку в научной и педагогической традиции России, особенно важно это в случае работы с иностранцами;

2) каковы будут убеждения, ценности и методы, а также техническая подготовка специалистов [13];

3) каковы теоретические, методологические и, возможно, национальные ценности и предпосылки, на которых базируется научно-педагогический подход [14]. Не секрет, что в восточной и западной традиции эти подходы и ценности могут существенно разниться.

Некоторое время назад научный мир переживал значительные интеграционные процессы и в образовательной сфере (болонский процесс), а последние три года, в связи с введением санкций, происходит поляризация мира и в образовательной отрасли, хотя санкции напрямую не коснулись образовательной сферы, но резко возрос интерес к культурной идентичности собственных стран и волна патриотизма опровергла некоторые постулаты процесса глобализации [15].

Однако участие в международных л етних ш колах должно демонстрировать посредством де-ятельностного подхода, что иногда свобода творчества, научных исследований и прочие вариативные формы проявления индивидуальности должны осознанно уживаться с интересами страны на международной арене. Перед таким выбором ученые могут встать при определении в каком проекте им лучше участвовать: международном, государственном, региональном или даже отраслевом (пусть даже в интересах ТНК).

Руководителям и участникам данного проекта не удалось пока отыскать изданных комплексных литературных обзоров, сделанных по итогам таких экспедиций различных лет, поэтому для наиболее полного представления собственных исследований проект АПУ ежегодно выпускает Материалы экспедиции [5, 8, 16] и научные статьи по итогам [17, 18].

Материалы и методы. Для грамотной и максимально продуктивной реализации педагогических идей и моделей были привлечены наиболее подходящие для работы в полевых условиях педагогические практики и личный опыт авторов в организации полевых натурных исследований, осуществляемых в экспедиционной форме. В основу исследования легли как устоявшиеся годами педагогические практики традиционного характера для организации летней школы с международным участием, так и инновационные практи-ко-ориентированные подходы, частично разработанные авторами в процессе экспедиционных исследований. Авторы провели интегральный анализ традиционной организации работы плавучих университетов, что является весьма специфическим вопросом (организации экспедиционных исследований в рамках международных летних школ) и собственного педагогического опыта.

Проект реализуется в основном в виде летних международных исследовательских школ по широкой программе, интересной не только географам, экологам, биологам, но и историкам, археологам, медикам, социологам, экономистам, инженерам и, возможно, другим специалистам.

Исследования в ходе работы преследуют цель: сформировать у студентов, магистрантов и аспирантов комплекс теоретических и практических знаний об основных принципах, закономерностях и законах пространственно-временной организации, динамики, функционирования м орских и наземных природно-техногенных систем локального и регионального уровней; овладеть практическими навыками океанологических, метеорологических, географических, социокультурных исследований, правилами организации и проведения брифинга, навыками планирования научно-исследовательских работ на предстоящий период (ближайшую высадку, неделю, на весь рейс и т. п.). Кроме того, работа в экспедиции формирует и совершенствует навыки работы в группе, способствует развитию межкультурной коммуникации, а также росту личной и коллективной ответственности не только участников исследовательской тематической группы, но и всего экспедиционного отряда в рейсе.

Ученый совет САФУ осуществляет многоступенчатый отбор участников и руководителей научных модулей на каждый рейс. Как правило, на первоначальном этапе оцениваются профессионально-важные качества будущих участников, знание иностранных языков, умение структурировать и преподносить студентам основы своего исследования, поскольку проект носит не только научный, но и образовательный характер.

На этом этапе наиболее информативным является метод анкетирования и структурированного интервью. Целью оценки является изучение степени подготовленности кандидата к выполнению определенного вида деятельности, и оценка его потенциальных возможностей для определения перспектив использования имеющихся знаний и навыков в других видах работ, когда того требует ситуация. Например, учет птиц в ходе экспедиции проводится в круглосуточном режиме и участие в данном виде работ принимают все члены научной команды.

Большинство участников экспедиции до начала рейса не знакомы друг с другом, поэтому оценка психологической совместимости будущих исследователей также очень важна (особенно при расселении по каютам и формировании научных блоков).

Учитывая ограниченность времени полевой высадки и достаточно большой объем работ, ко-

Основные виды взаимодействий в экспедиционной группе

Вид взаимодействия Суть осуществляемой деятельности Методологический педагогический подход (в традициях российской **** педагогики) Методологический педагогический подход (в традициях зарубежной **** педагогики)

I уровень

1.1. РЭ* с РИМ** Учебные, воспитательные, исследовательские вопросы, инструктажи, брифинги и пр. Системный Полисубъектный Личностный Деятельностный Системный Коммуникативные образовательные стратегии (в данном виде общения преподаватели лишь своим примером демонстрируют коммуникативное мастерство, но напрямую педагогическое взаимодействие не осуществляется)

1.2. РИМ между собой Брифинги перед высадками

1.3. РИМ с командой НИС Организация исследований

1.4. РИМ с местными жителями Исследовательские вопросы

1.5. РИМ с сотрудниками метеостанций Исследовательские вопросы

1.6. РИМ с егерями Вопросы выстраивания маршрутов, обеспечение безопасности

II уровень

11.1. РИМ со всей своей группой Установочные брифинги, планирование работ, инструктажи; учебные, воспитательные, хозяйственные и иные вопросы Системный Полисубъектный Личностный Деятельностный Контекстный Самоуправляемое обучение Коммуникативные образовательные стратегии Обучение с опорой на собственный опыт Обучение в партнерстве Ситуационное обучение Смешанное обучение междисциплинарное и межинституциональное обучение

11.2. РИМ с российскими студентами Планирование работ, инструктажи; перекрестные учебные, воспитательные, хозяйственные и иные вопросы

11.3. РИМ с зарубежными студентами Установочные брифинги, планирование работ, инструктажи; учебные, воспитательные, хозяйственные и иные вопросы

11.4. РИМ с научными туристами Установочные брифинги, планирование работ, обсуждение возможной помощи со стороны НТ

III уровень

111.1. Студенты из одного ИМ*** между собой Вопросы взаимодействия на высадках, подготовка приборов, оборудования и инвентаря, изучение программного обеспечения, обработка материалов, оформление выполненных работ и многое другое Полисубъектный Личностный Деятельностный Контекстный Самоуправляемое обучение Коммуникативные образовательные стратегии Обучение с опорой на собственный опыт Обучение в партнерстве Ситуационное обучение Смешанное обучение междисциплинарное и межинституциональное обучение

111.2. Студенты из разных ИМ между собой То же + вопросы из других наук, изучение их возможностей для использования в своей работе

111.3. Студенты с руководителями других модулей Возможность поработать перекрестно в другой области исследований, изучение новых методик и подходов, новые формы оформления материалов, получение новых знаний и др.

111.4. Студенты с РЭ Организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные вопросы

*РЭ — руководство экспедиции; **РИМ — руководители исследовательских модулей;

***ИМ — исследовательский модуль; **** — разъяснения в тексте

Заместители РЭ 12 3 4

,ГИМ ^имл

ЦИМ^ ЦиМ ^ ^ ^ИМ^

нссяя!

> Команда НИС «Профессор Молчанов»

К

Условные знаки:

РЭ Руководитель экспедиции • Местные жители

Л Егеря О Метеостанции с сотрудниками

^ИМ^ Исследовательские модули К Капитан НИС

■ Заместители руководителя: 1 — по организационной работе; 2 — по учебной работе; 3 — по воспитательной работе; 4 — по техническому обеспечению

Рис. 1. Схема организации исследовательского модуля (ИМ)

торый необходимо проделать, целесообразно формировать команду лидеров и исполнителей, способных продуктивно работать и выполнять поставленные задачи.

Поскольку работа в арктических экспедициях сопряжена с высоким риском для жизни и здоровья сотрудников, необходимо оценивать готовность участников четко, беспрекословно и максимально полно выполнять требования и указания руководства, завершать работы быстро, соблюдать требования не только личной безопасности, но и следить, чтобы остальные участники команды действовали так же, требовать этого от них.

В связи с вышесказанным, при планировании арктических экспедиций необходимо оценку кандидатов в участники экспедиции сделать обязательной процедурой. Используя результаты этих исследований, руководители экспедиции смогут более полно учитывать потенциал и ограничения своих сотрудников, что может положительно повлиять на результаты их работы и будет спо-

собствовать максимальному достижению цели экспедиции.

За всю историю экспедиций АПУ в исследованиях приняло участие более 375 научных сотрудников, ученых и студентов из 42 научно-исследовательских, научно-образовательных и производственных учреждений. Фактически все участники являлись участниками педагогического эксперимента.

Основные компоненты педагогической модели включают в себя: цель, задачи, принципы выстраивания структурно-логических схем педагогических схем взаимодействия и этапы реализации проекта.

Предметом исследования являлось формирование компетенций в процессе экспедиционного исследования у студентов разных уровней подготовки (бакалавры, магистры, аспиранты) и обучающихся по разным направлениям подготовки.

Объектом исследования явилось воспитание и формирование профессиональных навыков пос-

ЦЕЖт тл

## ** ф Ф

Условные знаки:

РИМ Руководитель исследовательского модуля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РС Российские студенты ъШ Зарубежные студенты

1Л Егерь НТ Научные туристы

Рис. 2. Общая схема организации экспедиции

редством различных образовательных подходов в процессе натурных экспедиционных исследований в экстремальных условиях.

Цель педагогической модели — формирование профессиональных навыков у студентов разных уровней и разных направлений профессиональной подготовки в рамках единого экспедиционного исследования в течение ограниченного времени.

Основные задачи педагогической модели:

1. Изучение уровня сформированности компетенций у практикантов разных направлений и уровней подготовки.

2. Определение и создание педагогических и иных условий для успешного формирования компетенций (ОК, ПК и ДПК) у практикантов.

3. Применение разнообразных педагогических приемов для успешного формирования компетенций.

4. Изучение роли и возможностей профессорско-преподавательского состава в процессе формирования компетенций у практикантов.

В соответствии с обозначенными предметом и объектом исследования для использования в работе были выработаны следующие методы исследования: работа с литературой по аналогичным проектам, системно-структурный анализ проекта, синтез подходов и методов для достижения поставленной цели и изучение опыта (табл.).

Основные принципы построения модели и ее реализации:

— интеграция всех видов компетенций в рамках одной экспедиционной группы практикантов для формирования профессионализма у обучающихся на разных профессиональных направлениях и разных уровнях подготовки;

— конвергенция и дивергенция видов исследовательской деятельности для формирования общекультурных и профессиональных компетенций у практикантов;

— интеграция профессиональных задач руководителей научно-исследовательских блоков по формированию всех компетенций у практикантов даже при их переходе из одного тематического блока в другой;

— интеграция групп практикантов с учетом их возраста, уровня и направления профессиональной подготовки.

Проект уникален и интересен тем, что в нем появляется возможность отработки педагогических технологий за короткое время (в разные годы от 5 до 3 недель) и с чрезвычайной интенсивностью сформировать общекультурные, профессиональные и дополнительные профессиональные компетенции (ОК, ПК и ДПК). Особенно хочется отметить и подчеркнуть, что элементы экстрима иногда лишают человека выбора и свободы действий и вынуждают действовать либо в соответствии с четкими инструкциями, либо по обстоятельст-

вам, сохраняя здоровье, инструментарий, оборудование, заботясь о товарищах, а иногда и сохраняя свою жизнь и жизнь группы исследователей.

В обобщенном виде схема организации экспедиции и отдельного исследовательского модуля представлены на рис. 1 и 2. Исследовательских модулей в разные годы могло быть от 5 до 9,

как правило, тематически они наполнены следующим содержанием: гидрометеорологический, географический, геолого-палеомагнитный, биологический, медико-биологический, историко-культурный, геоинформационный и др. Всего в состав экспедиционной группы входит до 40 человек, а общий состав группы до 60 человек.

Библиографический список

1. Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / Рос. Совет по международным делам [под общ. Ред. И. С. Иванова]. — М.: Аспект Пресс, 2013.

2. Рязанова Н. Е. Научные исследования как элемент формирования международного режима в Арктике // Многосторонние институты и диалоговые форматы: материалы IX Конвента РАМИ (Москва, 27—28 октября 2015 г.) / под ред. А. В. Ревякина / Моск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (ун-т) М-ва иностр. Дел Рос. Федерации, Рос. Ассоциации междунарю исследований (РАМИ). — М.: МГИМО-Университет, 2016. — 536, [1]. С. 522—534.

3. Рязанова Н. Е. Многокритериальный подход к оценке устойчивости арктических ландшафтов для управления особо уязвимыми территориями // Экологическое равновесие: структура географического пространства: материалы VII междунар. науч.-практ. конф., 11 нояб. 2016 г. / отв. ред. Т. С. Комиссарова. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. — 356 с., 2016. С. 134—137.

4. Кудряшова Е. В., Зайков К. С., Бызова Н. М. Экспедиционная деятельность Северного (Арктического) федерального университета Им. М. В. Ломоносова // Арктика: экология и экономика. № 2. 2015. С. 45—51.

5. Васильев Л. Ю., Зайков К. С., Драчкова Л. Н. «Постигая Русскую Арктику». Об итогах международной комплексной научно-образовательной экспедиции «Арктический плавучий университет—2015» // Труды Архангельского центра Русского географического общества. 2015. С. 3—8.

6. ЮНЕСКО «Плавучий университет» («Floating University», БС.95/т.1, UNESCO, 1995.

7. История плавучего университета Байкала. Режим доступа: http://www.baikal.festivalnauki.ru/2016/page/istoriya-plavuchego-universiteta

8. Сузюмов А. Е. К истории программы «Плавучий Университет» (Training-through-Research). Памяти Михаила Иванова. UNESCO-IOC. 2012. 52 с.

9. Трофимов В. Т., Глумов И. Ф., Иванов М. К., Сузюмов А. Е., Карлин Л. Н., Ахманов Г. Г., Козлова Е. В., Плинк Н. Л., Еремина Т. Р., Гогоберидзе Г. Г., Беляева В. Н. Плавучий университет: обучение через исследования. — Вестн. Моск. ун-та. Сер. 4. Геология. 2003. № 3. С. 48—52.

10. Фильм о Class@Baikal-2016. Режим доступа: http://www.baikal.festivalnauki.ru/

11. Первая экспедиция байкальского плавучего университета: современное осадконакопление и зоны фокусированной разгрузки углеводородов и газогидратообразования на дне озера / Ахманов Г. Г., Хлыстов О. М., Токарев М. Ю. 3 и участники TTR-Class@Baikal-2014 // Сборник тезисов III Международной молодежной научно-практической конференции «Морские исследования и образование» 2014, с. 19—23 https://istina.msu.ru/media/publications/article/23b/ d68/7854890/Sbornik_tezisov_MIi0_2014.pdf

12. Воевода Е. В. Подготовка современных специалистов-международников: осмысление новой парадигмы / Е. В. Воевода // Вестник МГИМО-университета. — 2014. — № 1. — С. 296—301.

13. OnlineDics.ru. Сборник онлайн словарей. Режим доступа: http://www.onlinedics.m/slovar/fil/p/ paradigma.html

14. Жукова Г. С., Воленко О. И., Комарова Е. И. К вопросу о системе педагогических парадигм профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2006. № 6. С. 64—69.

15. Силантьева М. В. Метаморфозы социальных организмов в свете трансформации культурных границ: глобальные следствия глобализационных процессов // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 306—310.

16. Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет — 2015»: материалы экспедиции [Электронный ресурс] / отв. ред. К. С. Зайков, Д. Ю. Поликин, Л. Н. Драчкова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. — Электронные текстовые данные. — Архангельск: САФУ, 2015. — 212 с.

17. Васильев Л. Ю., Зайков К. С., Драчкова Л. Н. «Открывая тайны Новой земли». Об итогах международной комплексной научно-образовательной экспедиции «Арктический плавучий университет—2016» // Труды Архангельского центра Русского географического общества. 2016. С. 3—8.

18. Драчкова Л. Н., Зайков К. С. Арктический плавучий университет: вчера, сегодня, завтра // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: естественные науки. № 4. 2016. С. 87—89.

THE MODEL OF COMPETENCY-BASED APPROACH OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FRAMES OF INTERNATIONAL SUMMER SCHOOL UNDER EXTREME CONDITIONS OF THE ARCTIC REGION. PART 1.

N. E. Ryazanova, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, [email protected],

K. S. Zaykov, Director of the Arctic Centre for Strategic Studies, NArFU, [email protected]

References

1. Arkticheskij region: Problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva [The Arctic Region: issues of international cooperation]: Hrestomatija v 3 tomah Ros. Sovet po mezhdunarodnym delam [pod obshh. Red. I. S. Ivanova]. = Chrestomathy in 3 volumes / Ros. The Council on Foreign Affairs [under the total. Ed. IS Ivanova].] Moscow, Aspekt Press, 2013. [In Russian]

2. Ryazanova N. E. Nauchnye issledovanija kak jelement formirovanija mezhdunarodnogo rezhima v Arktike [Scientific research as an element of the formation of an international regime in the Arctic] Mnogostoronnie instituty i dialogovye formaty: ma-terialy IX Konventa RAMI = Multilateral institutions and interactive formats materials of IX Convent RAMI (Moskva, 27—28 oktjabrja 2015 g.) pod red. A. V. Revjakina Mosk. Gos. In-t mezhdunar. Otnoshenij (un-t) M-va inostr. Del Ros. Federacii, Ros. Associacii mezhdunarju issledovanij (RAMI). Moscow, MGIMO-Universitet, 2016. 536 p., [1]. P. 522—534. [In Russian]

3. Ryazanova N. E. Mnogokriterial'nyj podhod k ocenke ustojchivosti arkticheskih landshaftov dlja upravlenija osobo ujaz-vimymi territorijami [Multi-criteria approach to the assessment of the sustainability of the Arctic landscape management particularly vulnerable territories] Jekologicheskoe ravnovesie: struktura geograficheskogo prostranstva: materialy VII mezhdunar. nauch.-prakt. konf = Ecological balance: the structure of geographical space: materials VII Intern. scientific-practical. Conf., 11 nojab. 2016 g. otv. red. T. S. Komissarova. SPb.: LGU im. A. S. Pushkina, 2016. 356 p., 2016. P. 134—137. [In Russian]

4. Kudryashova E. V., Zaykov K. S., Byzova N. M. Jekspedicionnaja dejatel'nost' Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo uni-versiteta Im. M. V. Lomonosova [Forwarding activity of Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov] Arktika: jekologija i jekonomika = Arctic: ecology and economy No. 2. 2015. P. 45—51 [In Russian]

5. Vasil'ev L. Ju., Zaykov K. S., Drachkova L. N. "Postigaja Russkuju Arktiku". Ob itogah mezhdunarodnoj kompleksnoj nauch-no-obrazovatel'noj jekspedicii "Arkticheskij plavuchij universitet-2015" [Comprehending the Russian Arctic: on the results of an international integrated scientific and educational expedition "Arctic Floating University 2015"] Trudy Arhangel'skogo centra Russkogo geograficheskogo obshhestva [Papers of the center of Arkhangelsk Russian Geographical Society 2015. P. 3—8 [In Russian]

6. JuNESKO "Plavuchij universitet" ["Floating University"], SS.95/WS.1, UNESCO, 1995 [In Russian]

7. Istorija plavuchego universiteta Bajkala. [History of Floating Baikal University] Available from: http://www.baikal.festival-nauki.ru/2016/page/istoriya-plavuchego-universiteta [In Russian]

8. Suzyumov A. E. K istorii programmy "Plavuchij Universitet" [On the history of "Floating University" program] (Training-through-Research). Pamjati Mihaila Ivanova. UNESCO-IOC. 2012. 52 p. [In Russian]

9. Trofimov V. T., Glumov I. F., Ivanov M. K., Suzyumov A. E., Karlin L. N., Ahmanov G. G., Kozlova E. V., Plink N. L., Eremina T. R., Gogoberidze G. G., Belyaeva V. N. Plavuchij universitet: obuchenie cherez issledovanija [Floating University: Training through research]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 4. Geologija. 2003. No. 3. P. 48—52 [In Russian]

10. Fil'm o Class@Baikal—2016. [Class@Baikal-2016-Film] Available from: http://www.baikal.festivalnauki.ru/

11. Pervaja jekspedicija bajkal'skogo plavuchego universiteta: sovremennoe osadkonakoplenie i zony fokusirovannoj razgruzki ug-levodorodov i gazogidratoobrazovanija na dne ozera [The first expedition of Baikal Floating University: current sedimentation and zones of focused unloading hydrocarbons and gas-hydrate formations at the bottom of the lake]. Akhmanov G. G., Khlys-tov O. M., Tokarev M. Ju. 3 i uchastniki TTR-Class@Baikal-2014 Sbornik tezisov III Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii "Morskie issledovanija i obrazovanie" = Abstracts of the III International Youth Scientific and Practical Conference "Marine research and education" 2014, p. 19—23 https://istina.msu.ru/media/publications/article/23b/ d68/7854890/Sbornik_tezisov_MIiO_2014.pdf [In Russian]

12. Voevoda E. V. Podgotovka sovremennyh specialistov- mezhdunarodnikov: osmyslenie novoj paradigmy [Preparation of modern specialists in international relations: understanding of the new paradigm]. E. V. Voevoda Vestnik MGIMO-universiteta = MGIMO Bulletin. 2014. No. 1. P. 296—301. [In Russian]

13. OnlineDics.ru. Available from: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/p/paradigma.html;

14. Zhukova G. S., Volenko O. I., Komarova E. I. K voprosu o sisteme pedagogicheskih paradigm professio- nal'noj podgotovki specialistov social'noj sfery v universitetskom komplekse [On the issue of the system of pedagogical paradigms of vocational training of experts of social sphere in the university complex] Uchjonye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta = Scientific papers of Russian State Social University 2006. No. 6. P. 64—69. [In Russian]

15. Silant'eva M. V. Metamorfozy social'nyh organizmov v svete transformacii kul'turnyh granic: global'nye sledstvija globaliza-cionnyh processov [Metamorphosis of social organisms in the light of the transformation of cultural boundaries: global consequences of globalization processes]. Vestnik MGIMO-Universiteta [MGIMO Bulletin] 2012. No. 6. P. 306—310. [In Russian]

16. Kompleksnaja nauchno-obrazovatel'naja jekspedicija "Arkticheskij plavuchij universitet — 2015": materialy jekspedicii [Jele-ktronnyj resurs] [Integrated scientific and educational expedition "Arctic Floating University 2015": Materials of the expedition. electronic resource] otv. red. K. S. Zajkov, D. Ju. Polikin, L. N. Drachkova; Sev. (Arktich.) feder. un-t. — Jelektronnye tekstovye dannye. Arhangel'sk: SAFU, 2015. 212 p. [In Russian]

17. Vasil'ev L. Ju., Zaykov K. S., Drachkova L. N. "Otkryvaja tajny Novoj zemli". Ob itogah mezhdunarodnoj kompleksnoj nauchno-obrazovatel'noj jekspedicii "Arkticheskij plavuchij universitet—2016" [Discovering the secrets of Novaya Zemlya. On the outcome of an international integrated scientific and educational expedition "Arctic Floating University—2016"] Trudy Arhangel'skogo centra Russkogo geograficheskogo obshhestva = Papers of the center of Arkhangelsk Russian Geographical Society 2016. P. 3—8 [In Russian]

18. Drachkova L. N., Zaykov K. S. Arkticheskij plavuchij universitet: vchera, segodnja, zavtra. [Arctic Floating University: yesterday, today and tomorrow]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Serija: estestvennye nauki [Bulletin the Northern (Arctic) Federal University. Series: Natural Sciences]. No. 4. 2016. P. 87—89 [In Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.