Научная статья на тему 'Модель компетентностного подхода для профессионального обучения в рамках международной летней школы в экстремальных условиях Арктики. Часть 2'

Модель компетентностного подхода для профессионального обучения в рамках международной летней школы в экстремальных условиях Арктики. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктический плавучий университет / экстремальные научные экспедиционные исследования / образовательные технологии для экологов / эколог-международник / компетентностный подход в экспедиционных исследованиях полевых практик экологов. / Arctic floating university / extreme scien- tific expedition studies / educational technologies for ecologists / ecologist on international affairs / compe- tence-based approach in the field of the expedition re- search practices of ecologists.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Е. Рязанова, К. С. Зайков

В XXI веке ситуация с изучением Арктического региона стремительно меняется. Арктика становится более доступной, в частности появляются новые возможности ее изучения не только дистанционными методами, но и посредством научных и образовательных экспедиций в рамках корпоративных рейсов с крупными ресурсными компаниями, а также образовательными экспедициями, организуемыми Арктическим центром стратегических исследований САФУ. Данный образовательный проект по праву считается уникальным не только на региональном, но и на глобальном уровне, так как в его рамках осуществляется интеграция образования по следующим направлениям: интеграция международного учебно-научного сообщества, интеграция академической науки и образования, интеграция гуманитарных, политических и естественных наук в рамках одного проекта, интеграция теории и практики на основе инновационных подходов. В рамках проекта уже несколько лет, на основе осмысления новой парадигмы современных подходов к естественнонаучному образованию, осуществляется подготовка экологов и специалистов из других областей научных знаний, способных высококвалифицированно работать на международном уровне. В статье освещается уникальный пятилетний педагогический опыт, составные части которого могут быть рекомендованы для диссеминации и воспроизведения, так как в них компактно «зашиты» очень сложные и неочевидно переплетающиеся образовательные и методологические подходы. В статье проанализирован подобный опыт плавучих университетов разных стран мира, а также опыт других российских университетов. Проанализированы достижения и проработаны возможности акселерации научных и исследовательских возможностей образовательного проекта «Арктический плавучий университет» путем определения точек входа для образовательных возможностей и точек роста для научного усложнения проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF COMPETENCY-BASED APPROACH OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FRAMES OF INTERNATIONAL SUMMER SCHOOL UNDER EXTREME CONDITIONS OF THE ARCTIC REGION. PART 2

In the 21st century the situation around studying the Arctic Region has been changing rapidly, the Arctic is becoming more accessible; for instance, new possibilities of study have appeared, not only through remote methods, but also through scientific and educational expeditions in the frame of corporate flights with major resource companies as well as educational expeditions organized by the Arctic Center for Strategic Studies (NArFU). This educational project is considered to be unique both at regional and global levels, because it includes the process of educational integration in the following areas: the integration of the international academic community, the integration of science and education, the integration of humanitarian, political and natural sciences within one project, the integration of theory and practice based on innovative approaches. On the basis of the new paradigm of modern approaches to natural-science education, for several years the project has already been training ecologists and specialist from other academic areas able to highly professionally work at international levels. The article elucidates the unique five-year pedagogical expertise, its elements may be recommended for dissemination and reproduction, for they contain very difficult and non-trivially interlinking educational and methodological approaches. The similar experience of floating universities in various countries has been analyzed as well as the expertise of other Russian universities is given. Scientific and research achievements and opportunities to accelerate the “Arctic floating university” project have been analyzed by defining entry points for educational possibilities and growth areas for project’s scientific complication.

Текст научной работы на тему «Модель компетентностного подхода для профессионального обучения в рамках международной летней школы в экстремальных условиях Арктики. Часть 2»

-Ф-

-Ф-

Геоэкология

УДК 378.4

БОТ: 10.24411/1728-323Х-2018-12006

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ АРКТИКИ.

ЧАСТЬ 2

Н. Е. Рязанова, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», natamgimo@gmail.com,

К. С. Зайков, Директор Арктического центра стратегических исследований САФУ, k.zaikov@narfu.ru

В XXI веке ситуация с изучением Арктического региона стремительно меняется. Арктика становится более доступной, в частности появляются новые возможности ее изучения не только дистанционными методами, но и посредством научных и образовательных экспедиций в рамках корпоративных рейсов с крупными ресурсными компаниями, а также образовательными экспедициями, организуемыми Арктическим центром стратегических исследований САФУ. Данный образовательный проект по праву считается уникальным не только на региональном, но и на глобальном уровне, так как в его рамках осуществляется интеграция образования по следующим направлениям: интеграция международного учебно-научного сообщества, интеграция академической науки и образования, интеграция гуманитарных, политических и естественных наук в рамках одного проекта, интеграция теории и практики на основе инновационных подходов. В рамках проекта уже несколько лет, на основе осмысления новой парадигмы современных подходов к естественнонаучному образованию, осуществляется подготовка экологов и специалистов из других областей научных знаний, способных высококвалифицированно работать на международном уровне. В статье освещается уникальный пятилетний педагогический опыт, составные части которого могут быть рекомендованы для диссеминации и воспроизведения, так как в них компактно «зашиты» очень сложные и неочевидно переплетающиеся образовательные и методологические подходы.

В статье проанализирован подобный опыт плавучих университетов разных стран мира, а также опыт других российских университетов. Проанализированы достижения и проработаны возможности акселерации научных и исследовательских возможностей образовательного проекта «Арктический плавучий университет» путем определения точек входа для образовательных возможностей и точек роста для научного усложнения проекта.

Результаты исследования. Общая педагогическая схема организации познавательной и практической деятельности группы исследователей (практикантов) в экспедиционном исследовании позволила создать универсальную модель организации учебного процесса, которая при определенном педагогическом опыте руководителей подобных исследовательских практик позволяет с небольшими модификациями применять ее в самых разнообразных условиях. Существенным обстоятельством явилось то, что в составе экспедиции от года к году находится от 25 до 35 % зарубежных студентов и профессоров. Это делает необходимым применение интегральных педагогических методик, позволяющих, с одной стороны, сделать обучение для иностранцев более понятным и привычным, с другой — познакомить российских студентов и профессоров с некоторыми зарубежными практиками обучения, такие методики расширяют кругозор всех членов экспедиции. Ниже приводится пример взаимообусловленности образовательных и методологических подходов (табл. 1).

Таким образом, в процессе применялись и активно совершенствовались профессионально ориентированные технологии в обучении, направленные на внедрение практико-ориентированного подхода в процесс обучения, развитие профессиональной (и даже мультипрофессиональной) коммуникативной технологии, работа студентов с массивами нормативной и инструктивной информации и умение структурировать и изучать за очень короткие промежутки времени, развитие рационального творчества, а также умение искать и перенимать рациональный профессиональный опыт, умение изучать, осваивать и перенимать базовые знания и практические навыки из других отраслей научных знаний. Особенно необходимо отметить нестандартные и неординарные подходы, использовавшиеся профессорско-преподавательским составом в поисках рациональных соотношений между творческой и поисково-исследовательской деятельностью и испол-

-Ф-

In the 21st century the situation around studying the Arctic Region has been changing rapidly, the Arctic is becoming more accessible; for instance, new possibilities of study have appeared, not only through remote methods, but also through scientific and educational expeditions in the frame of corporate flights with major resource companies as well as educational expeditions organized by the Arctic Center for Strategic Studies (NArFU). This educational project is considered to be unique both at regional and global levels, because it includes the process of educational integration in the following areas: the integration of the international academic community, the integration of science and education, the integration of humanitarian, political and natural sciences within one project, the integration of theory and practice based on innovative approaches. On the basis of the new paradigm of modern approaches to natural-science education, for several years the project has already been training ecologists and specialist from other academic areas able to highly professionally work at international levels. The article elucidates the unique five-year pedagogical expertise, its elements may be recommended for dissemination and reproduction, for they contain very difficult and non-trivially interlinking educational and methodological approaches.

The similar experience of floating universities in various countries has been analyzed as well as the expertise of other Russian universities is given.

Scientific and research achievements and opportunities to accelerate the "Arctic floating university" project have been analyzed by defining entry points for educational possibilities and growth areas for projects scientific complication.

Ключевые слова: Арктический плавучий университет, экстремальные научные экспедиционные исследования, образовательные технологии для экологов, эколог-международник, компетентностный подход в экспедиционных исследованиях полевых практик экологов.

Keywords: Arctic floating university, extreme scientific expedition studies, educational technologies for ecologists, ecologist on international affairs, competence-based approach in the field of the expedition research practices of ecologists.

нительской и репродуктивной. Выяснилось, что в каждом отдельном случае, обусловленном динамичным и экстремальным характером экспедиционного исследования, то требовало различных тонких подстроек педагогических технологий и мастерства.

Итак, в целом экспедиционное исследование является существенно мультинаучным, что систематически требует в каждом практическом действии планировать учет научных интересов всех групп исследователей. Эту особенность удается усиливать разработанной схемой сочетания лекционной и практической части учебного времени. Тот процесс очень дисциплинирует молодежь и довольно сильно «прокачивает» лингвистический навык, так как лекции читаются на английском языке.

В течение пяти лет совершенствуются методы обобщения и агрегирования научной информации, добытой в ходе экстремальных экспедиционных исследований в рамках сборников научных материалов экспедиционных исследований. В начале реализации проекта (в первых экспедициях) ставилась задача лишь максимально возможных натурных исследований и их фиксация в описательной форме.

Однако, по мере развития понимания, что проект может давать гораздо больший научно-исследовательский результат, появилось понимание того, что необходимо ставить перед студентами задачи и по совершенствованию методик обработки материала и его представления. Интересно, что в нескольких экспедициях российские студенты и аспиранты проявляли инициативу и организовывали для всех желающих мини обучение по владению некоторыми электронными технологиями для визуализации натурных материалов. Практика показала, что такая инициатива всегда находила самый живой отклик и давала прекрасный результат. В итоге исследовательские работы теперь всеми студентами и научными коллективами представляются в современной форме и на высоком уровне, что позволяет обсуждать их в сообществах фундаментальных научных институтов на должном современном уровне.

На протяжении всех экспедиционных сезонов используются возможности и особенности разных образовательных подходов, таких как коллаборации (организация научных исследовательских коллективов из нескольких научных и вузовских сотрудников, что дает возможность расширить как фундаментальные, так и прикладные исследования. Например, в одном из экспедиционных походов климатологи и инженеры установили наиболее эффективные места для установки ветрогенераторов (необходимых в арктической зоне альтернативных источников энергии малой мощности) и успешно реализовали проект, просуществовавший весь полевой сезон. Некоторые трудности ежегодно выявляются в начальном периоде экспедиции с поиском разумного соотношения креативного подхода и необходимости следовать четким регламентам и инструкциям, особенно в экспедиционной деятельности в экстремальных условиях. В экстремальных условиях Экстремальным может оказаться все, буквально любые этапы работы, поэтому педагогическая (да и просто человеческая) ответственность руководителей исследовательских

-Ф-

Таблица 1

Возможности педагогической модели организации учебного процесса в экспедиционных исследованиях

Методологический педагогический подход в традициях российской педагогики (в традициях зарубежной педагогики) Контекст и результаты реализации подхода

Системный [5] (Смешанное обучение междисциплинарное и межинституциональное обучение) Способность обучаемых умело использовать знания из разных областей науки и применять их для решения сложных комплексных задач как в процессе разработки исследовательского проекта, так и во время его реализации и обработки результатов. У иностранных студентов могут возникать проблемы с общенаучным кругозором, так как в системе западного образования знания на уровне бакалавриата подаются узкоспециально и они очень практико-ориентированы, а общего научного кругозора может не хватать. В западной традиции студентам трудно перейти на частичное обучение в другой исследовательский блок, так как они чувствуют неуверенность в объеме своих базовых знаний по другим дисциплинам. В процессе экспедиционного проекта российская молодежь существенно помогала западной в понимании поставленных руководителем задач и нахождении путей их решения

Полисубъектный [6] (Обучение в партнерстве [7] Коммуникативные образовательные стратегии [8]) В российской традиции тот способ обучения в высшей школе используется изредка, чаще студенты ориентированы на собственные д остижения и д аже не испытывают необходимости д елиться собственными материалами с группой, что обедняет общую ценность исследования, так как несвоевременно полученные данные часто с трудом интегрируются в общий контекст отчета по всему исследованию. В западной традиции открытость является одним из базовых принципов и студенты приучены к коллективным формам обучения. Из-за полного отсутствия понимания русского языка студенты-иностранцы почти не были интегрированы в некоторые бытовые и игровые ситуации. Российским студентам приходилось напоминать о том, что необходимо не только вовлекать их в жизнь коллектива, но и развивать собственные лингвистические навыки. Философское замечание: из истории известно, что изначально значительный коллективизм был присущ восточным обществам, а в настоящее время эти формы несколько поменялись местами и открытость на некоторых стадиях обучения теперь чаще характерна для западных систем образования

Личностный [9] (Обучение с опорой на собственный опыт (experiential learning) [10]) И в российской, и в западной традиции студенты работают на личный рейтинг, однако был выявлен несколько м еньший опыт полевых выходов и навыков полевой работы у российских студентов. Выяснилось, что в зарубежной практике чаще со школьных лет практикуются выезды на природу с элементами включенного обучения, поэтому иностранные студенты несколько активнее вели себя в натурных условиях, что не всегда было хорошо в экстремальных условиях. Предусмотреть все «творческие» шаги иностранцев часто было невозможно, поэтому инструктаж о правилах поведения и техники безопасности для иностранных граждан иногда приходится проводить с учетом специфики их менталитета. Игровые формы познания окружающего мира почти неприменимы в суровых условиях Арктики. Прогресс в этом вопросе стал появляться у иностранных граждан примерно после половины экспедиционного срока

Деятельностный [1] (Самоуправляемое обучение [12, 13]) Этот подход очень хорошо раскрывал личное целеполагание всех студентов, что сказывалось на глубине погружения в изучаемый материал. Некоторая часть студентов считает, что может расширять круг своего участия в различных проектах, отличающиеся от их базовой специальности (геологи и инженеры с огромным интересом принимают участие в орнитологических исследованиях; медики в гидробиологических и т.п.). А некоторая часть студентов, столкнувшись с первыми трудностями в выбранном научном блоке (не освоив некоторые методы исследований или сильно уставая в процессе работы в условиях низкой температуры, к середине экспедиции несколько теряла интерес к исследованиям вообще и не присоединялась ни к какой группе участников. Руководители исследовательских м одулей отмечают, что ч аще усердие и расширение круга интересов характерно для российских участников, возможно сказывается более правильный настрой и понимание специфики условий Арктического региона. Возможно некоторые иностранцы понимают, что в этом регионе они с большей вероятностью в дальнейшем работать не будут, поэтому им хватало лишь общего ознакомления с особенностями проведения научных исследований в экстремальных условиях

Контекстный [14, 15] (Ситуационное обучение (case study) [16]) Максимальное приближение к действительным потребностям форм и методов работы в экстремальных условиях студенты понимали уже примерно на 2—3 высадках на острова, когда появлялся не только небольшой собственный опыт, но и понимание того, что результат все равно необходимо выдавать. Поскольку на установочных брифингах, перед выходом в природу, руководители четко ставят задачу, то появляется необходимость и мотивация ее выполнения. Иногда ситуации были таковы, что позволяли выйти существенно за рамки установочного инструктажа и расширить исследования, иногда наоборот — приходилось очень быстро сворачивать наблюдения и измерения по погодным и в силу других опасностей. Все это позволяло молодым людям набирать собственный опыт и рационализировать свое исследовательское поведение

-ф-

-Ф-

-Ф-

-Ф-

модулей оказывается чрезвычайно высокой, ведь они должны планировать и каждый момент времени контролировать действия и даже просто поведение своих подопечных. Этот элемент ответственности не уходит до самого последнего дня экспедиции.

Ежегодное привлечение российских и зарубежных ученых позволяет сверяться и анализировать запрос на круг исследований российской зарубежной научной общественности, который соотнесен с потребностями российского государства и покрытия некоторого недостатка натурной исследовательской информации для пополнения баз данных и уточнения сведений по арктической зоне для работы международных организаций, таких, например, как 1РСС, рабочих групп Арктического совета, ЕБРР и других организаций, поскольку в составе экспедиции в разные годы работают ученые мирового уровня из разных областей научной деятельности, исследования и разработки которых становятся частью дальнейших обобщающих исследований для глобальных обзорных докладов. Это находит отражение в высочайшем уровне как студенческих докладов на международных конференциях, так и диссертаций, защищаемых на материале, полученном в ходе экспедиционных исследований. Уже 5 лет издаются сборники научных материалов экспедиций «Арктического плавучего университета» [1, 2] и научные статьи по результатам экспедиций [3, 4].

Обсуждение и заключение. В результате накопления некоторого практического опыта разработаны и внедрены образовательные технологии и практики, основанные на компетентностном подходе для формирования профессионализма, требуемого не только образовательным стандартом для уровня подготовки бакалавриата или магистратуры, но и гораздо выше. Студенты после получения такого опыта способны самостоятельно или коллективно осуществлять планирование, подготовку и реализацию (в некоторой части) аналогичных проектов на уровне, соответствующем лучшим международным практикам.

Выявлено несколько обстоятельств, вызвавших некоторые трудности — это отсутствие языковой подготовки или очень слабое владение языком как студентов, так и руководителей научно-исследовательских блоков (преподавателей). Это обстоятельство несколько нивелируется презентациями на английском языке, наличием непрофессиональных переводчиков и небольшая индивидуальная помощь от россиян, владеющих языком, иностранцам. Последнее обстоятельство оказалось чрезвычайно важным на высадках для работы на островах, где необходимо было полу-

чение текущего инструктажа и четкое выполнение инструкций руководителя исследовательской группы или членов команды судна.

Также всегда есть обстоятельство традиционно непреодолимого характера — особенность плавучего образовательного проекта состоит в том, что необходимо преодолевать штормовую обстановку, а зачастую и работать в ней. Это проблема примерно для 20—30 % коллектива. Наблюдения показали, что эта особенность никак не зависит ни от пола, ни от возраста и является чисто физиологической. В период значительной качки (5 и более баллов) эта часть группы выбывает из работы и нуждается не в педагогических, а иногда даже в медицинских технологиях.

В ближайших планах руководства экспедицией разработка и внедрение новых, все усложняющихся педагогических технологий и практик для обучения и работы в экстремальных природных условиях. В частности, разрабатываются более субъектно-центрированные методики с активным и очень глубоким личностным разно -уровневым взаимодействием. Студентам будет предложено оборудовать рабочие места для обработки своих материалов по собственному усмотрению. Российской стороной предусмотрено как приборное оснащение, так и использование различного оборудования. Это потребует разработки новых педагогических технологий, способных повысить личную ответственность студентов за собственное поведение, обращение с материальными ценностями, обработку материалов и их последующее достойное представление. Это по итогам работы в экстремальной экспедиции резкое повышается профессиональная мотивация, отношение к изучению руководящих и нормирующих документов, отношение к правилам техники безопасности, способность к коллективному и индивидуальному творчеству, существенно меняется аспект регуляции посредством получения субъектом образования очень широкого спектра профессиональных задач и необходимости агрегирования больших объемов натурной информации и ее представления в современном виде и включения в научную обработку по итогам экспедиционных исследований.

Также выявлено, что некоторые трудности, которые сначала воспринимаются как проблема, потом оказываются положительными моментами в обучении. Например, в современном мире информации трудностью кажется отсутствие постоянного доступа к сети Интернет. Но это выявило два положительных момента: 1) актуализировало у студентов необходимость опоры на собственные имеющиеся знания и подчеркнуло нетвердые и неточные знания даже в некоторых профессио-

-Ф-

нальных областях; 2) молодежь совершенно не отвлекалась на общение с внешними контактами и открывала для себя вкус к общению в сложившемся коллективе. Оба обстоятельства сильно сплачивали коллектив и формировали навык индивидуального общения и сотрудничества, а также развивали языковые навыки.

В связи с этим ежегодно руководством САФУ и Арктического центра глубоко и критически анализируются исследовательские и научные достижения и прорабатываются возможности акселерации научных и исследовательских возможностей образовательного проекта путем определения точек входа для образовательных возможностей и точек роста для научного усложнения проекта. В частности, известность проекта и его научно-исследовательские достижения стали так популярны, что в полевой сезон 2017 г. планируется выход в рейс отобранной по конкурсу группы из студентов и профессоров трех швейцарских университетов, что говорит о возрастании научной роли и эффективной демонстрации российской стороной возможностей российской науки и техники ответственно и безопасно изучать столь труднодоступный и ранимый регион, как Арктика.

Интересно, что многим студентам (как российским, так и зарубежным) удавалось отсутствие достаточных физических сил компенсировать очень грамотной организацией труда, что достойно отдельной проработки в дальнейших педагогических методиках.

Развитие различных навыков и компетенций в российском образовательном пространстве совместно с иностранными студентами и профессорами [17] существенно улучшает политический [18], общекультурный [19] и экологический имидж России и новые возможности партнерства по научному взаимодействию и популяризации отечественной исследовательской [20] и экспериментальной науки в экспедиционной форме.

Разноплановая и многолетняя работа авторов статьи была высоко оценена профессиональным сообществом. Так, в структуре Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) сформирован Технический комитет по стандартизации № 187 «Проведение исследований в полярных регионах» (ТК 187) (приказ № 139 от 27.01.2017), в состав которого вошли оба автора данной статьи.

Библиографический список

1. Васильев Л. Ю., Зайков К. С., Драчкова Л. Н. «Постигая Русскую Арктику». Об итогах международной комплексной научно-образовательной экспедиции «Арктический плавучий университет — 2015» // Труды Архангельского центра Русского географического общества. 2015. С. 3—8.

2. Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет — 2015»: материалы экспедиции [Электронный ресурс] / отв. ред. К. С. Зайков, Д. Ю. Поликин, Л. Н. Драчкова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. — Электронные текстовые данные. — Архангельск: САФУ, 2015. — 212 с.

3. Васильев Л. Ю., Зайков К. С., Драчкова Л. Н. «Открывая тайны Новой земли». Об итогах международной комплексной научно-образовательной экспедиции «Арктический плавучий университет — 2016» // Труды Архангельского центра Русского географического общества. 2016. С. 3—8.

4. Драчкова Л. Н., Зайков К. С. Арктический плавучий университет: вчера, сегодня, завтра // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: естественные науки. № 4. 2016. С. 87—89.

5. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002.

6. Gibbons M. The self directed learning handbook: Challenging adolescent students to excel. San Francisco, CA: Jossey Bass, 2002.

7. Johnson D., Johnson R., Smith K. Cooperative learning returns to college what evidence is there that it works? Change // The Magazine of Higher Learning. 1998. No. 30 (4). P. 26—35. DOI: 10.1080/00091389809602629.

8. Dance F. E. X. Toward a theory of human communication // F. E. X. Dance (Ed): Human Communication Theory. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1967.

9. Амонашвили Ш. А., Зайцева И. И. Гуманно-личностная педагогика: теория и практика // Образование и саморазвитие. 2012. Т. 5, № 33. С. 28—32. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17956846 (дата обращения: 12.02.2017).

10. Kolb D. A. Experiential learning: Experience as the source of learning and development. New Jersey: PrenticeHall, 1984.

11. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

12. Gibbons M. The self directed learning handbook: Challenging adolescent students to excel. San Francisco, CA: Jossey Bass, 2002.

13. Brockett R. G., Hiemstra R. Self-direction in adult learning: Perspectives on theory, research, and practice. NY: Routledge, 1991.

14. Вербицкий А. А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 2—8. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23376038 (дата обращения: 12.02.2017).

15. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Контекстный подход в психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 5—14. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23803959 (дата обращения: 12.02.2017).

16. Foreman J. Game-based learning: how to delight and instruct in the 21st Century // EDUCAUSE Review. 2004. No. 39 (5). P. 50—66. URL: http://er.educause.edu/-/media/files/article-downloads/erm0454.pdf (дата обращения: 12.02.2017).

17. Торкунов А. В. Педагогика и подготовка специалистов-международников // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 1 (28). С. 7—8.

-Ф-

18. Торкунов А. В. Задачи и вызовы университетской политики // Международные процессы. 2011. Т. 9. № 25. С. 50—57.

19. Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Уни-верситета. 2012. № 4 (25). С. 85—93.

20. Торкунов А. В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2 (29). С. 7—11.

THE MODEL OF COMPETENCY-BASED APPROACH OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FRAMES OF INTERNATIONAL SUMMER SCHOOL UNDER EXTREME CONDITIONS OF THE ARCTIC REGION. PART 2

N. E. Ryazanova, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, natamgimo@gmail.com,

K. S. Zaykov, Director of the Arctic Centre for Strategic Studies, NArFU, k.zaikov@narfu.ru References

1. Vasil'ev L. Ju., Zajkov K. S., Drachkova L. N. "Postigaja Russkuju Arktiku". Ob itogah mezhdunarodnoj kompleksnoj nauch-no-obrazovatel'noj jekspedicii "Arkticheskij plavuchij universitet — 2015" [Comprehending the Russian Arctic: on the results of an international integrated scientific and educational expedition "Arctic Floating University 2015"] Trudy Arhangel'skogo centra Russkogo geograficheskogo obshhestva = Works of the center of Arkhangelsk Russian Geographical Society 2015. P. 3—8 (In Russ.)

2. Kompleksnaja nauchno-obrazovatel'naja jekspedicija "Arkticheskij plavuchij universitet — 2015": materialy jekspedicii [Jele-ktronnyj resurs] [Integrated scientific and educational expedition "Arctic Floating University 2015": Materials of the expedition. electronic resource] otv. red. K. S. Zajkov, D. Ju. Polikin, L. N. Drachkova; Sev. (Arktich.) feder. un-t. — Jelektronnye tekstovye dannye. — Arhangel'sk: SAFU, 2015. — 212 p. (In Russ.)

3. Vasil'ev L. Ju., Zajkov K. S., Drachkova L. N. "Otkryvaja tajny Novoj zemli". Ob itogah mezhdunarodnoj kompleksnoj nauchno-obrazovatel'noj jekspedicii "Arkticheskij plavuchij universitet — 2016" [Discovering the secrets of Novaya Zemlya. On the outcome of an international integrated scientific and educational expedition "Arctic Floating University — 2016"] Trudy Arhangel'skogo centra Russkogo geograficheskogo obshhestva = Works of the center of Arkhangelsk Russian Geographical Society 2016. P. 3—8 (In Russ.)

4. Drachkova L. N., Zajkov K. S. Arkticheskij plavuchij universitet: vchera, segodnja, zavtra. [Arctic Floating University: yesterday, today and tomorrow] Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Serija: estestvennye nauki = Bulletin the Northern (Arctic) Federal University. Series: Natural Sciences № 4. 2016. P. 87—89 (In Russ.)

5. Kuz'mina (Golovko-Garshina) N. V. Predmet akmeologii [Subject of acmeology]. SPb.: Politehnika, 2002. (In Russ.)

6. Gibbons M. The self directed learning handbook: Challenging adolescent students to excel. San Francisco, CA: Jossey Bass, 2002.

7. Johnson D., Johnson R., Smith K. Cooperative learning returns to college what evidence is there that it works? Change The Magazine of Higher Learning. 1998. No. 30 (4). P. 26—35. DOI: 10.1080/00091389809602629.

8. Dance F. E. X. Toward a theory of human communication // F. E. X. Dance (Ed): Human Communication Theory. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1967.

9. Amonashvili Sh. A., Zajceva I. I. Gumanno-lichnostnaja pedagogika: teorija i praktika [Humane and personal Pedagogy: Theory and Practice] Obrazovanie i samorazvitie = Education and self-development 2012. T. 5, № 33. P. 28—32. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=17956846 (Available from: 12.02.2017). (In Russ.)

10. Kolb D. A. Experiential learning: Experience as the source of learning and development. New Jersey: PrenticeHall, 1984.

11. Vygotskij L. S. Psihologija razvitija cheloveka [Human Development Psychology]. M.: Izd-vo Smysl; Jeksmo, 2005. 1136 p. (In Russ.)

12. Gibbons M. The self directed learning handbook: Challenging adolescent students to excel. San Francisco, CA: Jossey Bass, 2002.

13. Brockett R. G., Hiemstra R. Self-direction in adult learning: Perspectives on theory, research, and practice. NY: Routledge, 1991.

14. Verbickij A. A. Problemy proektno-kontekstnoj podgotovki specialista [Problems of design and content of specialist training] Vysshee obrazovanie segodnja = Higher education today 2015. № 4. P. 2—8. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23376038 (Available from: 12.02.2017). (In Russ.)

15. Verbickij A. A., Kalashnikov V. G. Kontekstnyj podhod v psihologii [Contextual approach in psychology] Psihologicheskij zhurnal. = Psychological journal 2015. T. 36, № 3. P. 5—14. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23803959 (Available from: 12.02.2017). (In Russ.)

16. Foreman J. Game-based learning: how to delight and instruct in the 21st Century EDUCAUSE Review. 2004. No. 39 (5). P. 50—66. URL: http://er.educause.edu/-/media/files/article-downloads/erm0454.pdf (Available from: 12.02.2017).

17. Torkunov A. V. Pedagogika i podgotovka spetsyalistov-mejdunarodnicov [Pedagogics and Getting Foreign Affairs Specialists Prepared] Vestnik MGIMO-universiteta = MGIMO Bulletin. 2013. № 1. (28). P. 7—8. (In Russ.)

18. Torkunov A. V. Zadachi I vizovi universitetskoj politiki [Targets and Challenges of University Community in Russia] Mejd-unarodnie processi. 2011. T. 9. № 25. C. 50—57. (In Russ.)

19. Torkunov A. V. Obrazovanie kak instrument "miagkoy sili" vo vnechey politike Rossii [Education as a Soft Power Tool in Russian Foreign Policy] Vestnik MGIMO-universiteta = MGIMO Bulletin. 2012. № 4 (25). C. 85—93.

20. Torkunov A. V. Sozdanie univesitetov mirovogo urovnja: novie tendencii v rossijscom vischem obrazovanii [Starting Up a World Class University: New Trends in Russian Higher Education] Vestnik MGIMO-universiteta = MGIMO Bulletin. 2013. № 2 (29). C. 7—11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.