Научная статья на тему 'Личностные аспекты профессиональной подготовки педагогов'

Личностные аспекты профессиональной подготовки педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОТНОШЕНИЕ К ПОЛУЧАЕМОЙ ПРОФЕССИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ / VOCATIONAL TRAINING / THE RELATION TO A RECEIVED TRADE / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR EMPLOYMENT ON A SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Ольга Евгеньевна

В статье рассматривается проблема повышения качества профессиональной подготовки педагогических кадров для системы общего и специального образования. Причем основное значение придается не содержанию образовательных программ и не методике организации учебных занятий, а формированию и развитию у будущих учителей личностной готовности к педагогической деятельности. Статья содержит представительную выборку испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL ASPECTS OF VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS

In article the problem of improvement of quality of vocational training of pedagogical shots for system of the general and the vocational education is considered. And, the major importance is given not to the maintenance of educational programs, and not to a technique of the organization of studies, and formation and development in the future teachers of personal readiness for pedagogical activity. Article contains a representative sample of examinees.

Текст научной работы на тему «Личностные аспекты профессиональной подготовки педагогов»

Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(5) 2010

УДК 159.922 О. Е. Шаповалова

ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

В статье рассматривается проблема повышения качества профессиональной подготовки педагогических кадров для системы общего и специального образования. Причем основное значение придается не содержанию образовательных программ и не методике организации учебных занятий, а формированию и развитию у будущих учителей личностной готовности к педагогической деятельности. Статья содержит представительную выборку испытуемых.

Ключевые слова: Профессиональная подготовка, отношение к получаемой профессии, психологическая готовность к трудоустройству по специальности.

Shapovalova Olga E. PERSONAL ASPECTS OF VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS.

In article the problem of improvement of quality of vocational training of pedagogical shots for system of the general and the vocational education is considered. And, the major importance is given not to the maintenance of educational programs, and not to a technique of the organization of studies, and formation and development in the future teachers of personal readiness for pedagogical activity. Article contains a representative sample of examinees.

Keywords: Vocational training, the relation to a received trade, psychological readiness for employment on a specialty.

Возможность посвятить свою жизнь любимой профессии народная мудрость вполне справедливо рассматривает в числе важнейших составляющих человеческого счастья. «Счастье - это когда утром тебе хочется идти на работу...». Педагог выполняет в обществе особую функцию, он сознательно и целенаправленно передает молодому поколению наработанный человечеством опыт. И он при этом не равнодушный посредник, но активный участник процесса, а значит, от его отношения к своим профессиональным обязанностям во многом зависит будущее общества в целом. Будучи вовлечен в нелюбимую работу, педагог не обеспечит оптимальных условий для полноценного развития личности, даже если вполне добросовестно ис-

пользует имеющиеся в его распоряжении знания. Именно поэтому сегодня на всех уровнях обсуждаются вопросы, связанные с социальным престижем педагогической профессии, а мотивационно - личностным аспектам подготовки уделяется не меньше внимания, чем содержанию профессиональных образовательных программ.

В нашем исследовании, посвященном поиску эффективных технологий формирования мотивационно-личностной составляющей профессиональной готовности педагога, приняли участие 120 студентов 1-5 курсов очной формы обучения (специальности «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Педагогика и методика начального образования»). С ними проводилось индивидуальное и групповое анкетирование, а также собеседование по вопросам, так или иначе касающимся субъективного отношения к актуальным проблемам и перспективам педагогической профессии.

Как выяснилось, далеко не все студенты серьезно и основательно подошли к выбору педагогической профессии. Ответов, свидетельствующих об осознанном поступлении испытуемых на соответствующий факультет ДВГСГА, было только 58 (48 %). Студенты говорили, что заранее получили представление о той или иной специальности, неоднократно посещали дни открытых дверей, общались с выпускниками. Свой интерес к избранной профессии они связывали с желанием учить детей, помогать им в познании окружающего мира. Одни испытуемые отмечали, что хотели бы пойти по стопам родителей, либо последовать примеру кого-то из близких и значимых для них людей. Другие выражали уверенность в том, что именно таким образом их способности принесут максимальную пользу обществу. Третьи подчеркивали, что специальность им просто нравится, и она ничем не хуже других.

Остальные 62 ответа (52 %) указывали на случайный выбор той или иной педагогической специальности. Двенадцать студентов старших курсов (10 %) вообще не смогли дать вразумительного ответа, попытавшись отшутиться, что, мол, все было так давно, что уже не имеет никакого значения. 50 студентов (42 %) честно ответили, что их привлекла возможность относительно легко получить высшее образование. Молодые люди (правда, в нашем исследовании приняли участие лишь единицы) немаловажное значение придавали отсрочке от армии, девушки говорили, что полученные знания, быть может, пригодятся в аспекте будущего материнства. Об особенностях избранной таким образом профессии они в момент поступления просто не задумывались.

Давно ушли в прошлое времена, когда при поступлении на педагогические факультеты абитуриенты принимали участие в серьезных конкурсах, и далеко не все желающие получали право называться студентами. Современному поколению будущих педагогов нередко достаточно просто сделать

выбор, подкрепив его заявлением и соответствующим набором документов. Педагогическое образование стало более доступным, а это не только устраняет лишние трудности на пути к реализации мечты, но и способствует привлечению случайных людей, не испытывающих склонностей к благородному труду учителя. Это его необходимо учитывать при организации образовательного процесса на педагогических факультетах.

Определенный вклад в решение этой проблемы может внести работа по профориентации будущих абитуриентов, если она ведется не от случая к случаю, а систематически, при участии преподавателей, студентов и выпускников. Наличие некоторого представления об особенностях той или иной специальности - неплохая основа для осознанного выбора жизненного пути. Однако полноценное восприятие и осмысление предлагаемой информации само по себе невозможно при отсутствии к ней интереса. Поэтому в ближайшем будущем, вероятно, не получится исключить или свести к минимуму количество абитуриентов, поступающих на педагогические факультеты без осознания общественной значимости профессии и той ответственности, которую она налагает на человека. Тем большее значение приобретает образовательная деятельность, связанная с профессиональной подготовкой. При этом подготовка будущего педагога предполагает не только выполнение утвержденного образовательного стандарта, но и формирование устойчивой мотивации, личностной готовности к выполнению профессиональных обязанностей.

Насколько эффективны технологии, задействованные в ДВГСГА при подготовке кадров для системы общего и специального образования, показали ответы наших испытуемых на вопросы о том, изменилось ли их отношение к избранной профессии за время обучения, и будут ли они работать по специальности после его завершения. Анкетирование и сопутствующее ему собеседование проводились в начале весеннего семестра, поэтому мы также учитывали ответы студентов младших, и даже первых курсов. Хотя на первом курсе изучается совсем немного дисциплин предметной подготовки, студенты являются полноправными участниками жизни факультета, поэтому за целый семестр, при желании, они могли узнать о своей будущей специальности много нового и интересного.

Тридцать пять студентов (29 %) отметили, что их отношение к будущей профессии практически не изменилось. Причем в составе этой группы оказались 20 испытуемых, обучающихся на первых и вторых курсах, и всего пять студентов пятого выпускного курса. Студенты младших курсов вполне естественно поясняли, что изучаемые ими дисциплины напоминают школьные и на специфику их будущей работы проливают не много света. Студенты 3-4 курсов (10 человек) показали неоднозначную оценку и содержания

дисциплин предметной подготовки, и качества их преподавания, но, согласно полученным данным, пока они не узнали ничего такого, что могло бы послужить достаточно веской причиной для изменения более или менее сложившегося отношения к получаемой специальности. Пятикурсники (все будущие олигофренопедагоги) говорили, что в процессе обучения получили представление о многих проблемах аномального развития и трудностях профессии, неизвестных им ранее. Тем не менее, это не повлияло на уже принятое решение, связанное с трудоустройством по специальности.

Восемьдесят пять участников нашего исследования показали, что за время обучения их отношение у будущей профессии претерпело существенные изменения. Причем, большая часть студентов отметила, что эти изменения были позитивными. Содержательные лекции, самостоятельная подготовка к семинарским, практическим и лабораторным занятиям, научно-исследовательская работа, а также психолого-педагогические практики позволили им по-новому оценить особенности и возможности избранной специальности, пробудили чувство гордости и сопричастности к великим педагогическим идеям современности. Таких ответов, свидетельствующих о вполне удовлетворительной профессиональной подготовке, было 74 (62 %). В то же время, 11 студентов (9 %) заявили о том, что, ближе познакомившись с условиями труда учителя и с материально-технической базой образовательных учреждений, разочаровались в избранной специальности. И если раньше у них были сомнения относительно трудоустройства, то теперь они однозначно предпочтут любую альтернативу.

Что же касается наличия желания работать по специальности, то ответы испытуемых четко разделились на три группы, в каждой из которых оказались студенты всех курсов. Сорок пять будущих педагогов (37 %) ответили положительно. Они, правда, не были уверены в том, что в нужный момент будут вакантные места. Ни для кого не является секретом современное положение вещей, в соответствии с которым люди пенсионного возраста, в том числе и учителя, вынуждены продолжать работать. Не всегда уходят из профессии и те, кто в силу эмоционального выгорания или по каким-то другим причинам уже поняли, что занимают чужие места. А это несколько ограничивает возможности профессиональной самореализации молодежи. Некоторые из испытуемых, чьи ответы составили эту группу, также не исключали вероятности того, что за время, необходимое для завершения обучения, могут возникнуть разного рода непредвиденные обстоятельства, которые станут препятствием для осуществления мечты или полностью переориентируют их ценностную систему. К таким обстоятельствам студенты относили кардинальные изменения в их личной жизни или в системе народного образования, внезапное пробуждение таланта к другим видам деятель-

ности. Или, например, профессия дефектолога перестанет быть необходимой потому, что медицина победит умственную отсталость, нарушения речи и другие отклонения в физическом и психическом развитии детей.

Тридцать семь студентов (31 %) уклонились от прямого ответа на поставленный вопрос. Одни говорили, что загадывать на будущее - плохая примета, и поэтому они не хотели бы раньше времени раскрывать свои планы. Другие отделывались кратким «не знаю», «не думала». Третьи углублялись в философские рассуждения: «смотря как сложится жизнь», «думаешь одно, а бывает по-всякому», «как получится, так и будет» и т.д.

А ответы 38 испытуемых (32 %) показывают, что обучение в академии не сформировало у них готовность к самостоятельной педагогической деятельности, и даже не пробудило активного интереса к получаемой профессии. Причем, нежелание работать в массовой или специальной школе, высказанное студентами младших курсов, по своей сути окончательным решением не является. Его можно рассматривать как реакцию на учебные перегрузки, на временные трудности, или на впечатление от первых, ознакомительных посещений того или иного образовательного учреждения. В любом случае, впереди достаточно времени, и целенаправленная работа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры еще может изменить это не вполне благоприятное положение. Другое дело старшекурсники, особенно студенты пятого, выпускного курса. Все педагогические практики успешно пройдены, наиболее важные дисциплины изучены, курсовые работы защищены. До итоговой государственной аттестации и присвоения квалификации, которая, как выясняется, не представляет для соискателей большой ценности, остается не более 3-4 месяцев. В нашем исследовании 12 студентов пятого курса заявили, что ни под каким предлогом не будут работать по специальности. Даже если временно придется попробовать свои силы в роли безработного. Мотивировки такой личностной позиции сводятся к тому, что «не мое», «не нравится», «от моей работы не будет никакой пользы, кроме вреда». Ну, и материальный фактор, понятно, тоже не на последнем месте.

Философы до настоящего времени не пришли к однозначному ответу на вопрос о том, что же первично - бытие, или сознание. Но ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что не каждого человека можно убедить заняться даже самым благородным и необходимым обществу трудом, если его не удовлетворяют материальные условия, в том числе и оплата результатов этого труда. Также известно, как сложно изменить сложившуюся психологическую установку, особенно если она негативная. Тем не менее, очевидно, необходимы новые, более эффективные методы воздействия и технологии профессиональной подготовки.

Интересные данные были получены при анализе ответов на вопрос о том, может ли любой желающий при соответствующей подготовке стать настоящим профессионалом по той или иной специальности, избранной нашими испытуемыми, либо для этого необходимы особые задатки, способности, качества личности. Как выяснилось, большинство будущих учителей считает, что одного желания стать педагогом для этого недостаточно. Хорошая подготовка, разумеется, необходима. Не имея специальных знаний, апробированных практически и закрепленных в процессе исследовательской работы, невозможно добиться реальных успехов на ниве профессиональной деятельности. Однако, как показали ответы 62 студентов (52 %), даже самая качественная и добросовестная профессиональная подготовка не решит всех проблем, связанных со становлением специалиста.

Для того чтобы стать настоящим учителем начальных классов, оли-гофренопедагогом, или логопедом, считают студенты, человеку нужны особые способности или качества личности, без которых он лишь зря потратит время, получая педагогическое образование. Эти качества, конечно, можно развивать до приемлемого уровня, но лишь при наличии необходимых задатков. Было установлено, что практически все испытуемые этой группы рассматривают себя в качестве счастливых обладателей этих важных составляющих педагогического успеха. Лишь 12 из них (все - студенты старших курсов) отметили, что субъективная оценка человеком богатств собственного внутреннего мира может не совпадать с объективной реальностью.

Среди профессионально значимых качеств личности, которые называли студенты, наиболее часто повторялись любовь к детям, толерантность, эмпатия, интуиция, активный альтруизм, коммуникабельность, оптимизм, самообладание и выдержка, целеустремленность и упорство. Отметим, что у старшекурсников представления об особых способностях и качествах личности, необходимых педагогу, становятся более четкими, дифференцированными, осмысленными.

Восемнадцать процентов наших испытуемых (22 человека) не пришли к однозначному решению относительно того, нужны ли педагогу особые способности, или хорошим специалистом может стать любой желающий. Они ссылались на недостаточную ориентацию в теоретико-методологических аспектах проблемы способностей, говорили о неопределенности и «размытых» границах самого понятия. По мнению этих студентов, под понятие «специальные способности» можно подвести все, что угодно, и поэтому они действительно не знают, как относиться к выражениям типа «педагог от Бога», «особый дар», или «Учителем (с большой буквы) надо родиться».

Для 36 участников исследования (30 %), среди которых, кстати, оказались студенты всех курсов и всех задействованных специальностей, подоб-

ного рода сомнения не актуальны. Они считают, что ключевое слово этого вопроса - «желающий». Целенаправленная активность личности, созидательная воля и труд могут сокрушить любые барьеры. Устойчивое, осознанное желание заниматься каким-либо видом деятельности уже само по себе должно рассматриваться в числе важных признаков наличия необходимых способностей. При желании, подчеркивали испытуемые, человек будет усердно и добросовестно учиться, заниматься саморазвитием, не жалея ни времени, ни сил. А, как гласит народная мудрость, будешь усерден - будут и успехи.

Практика показывает, что желание овладеть той или иной профессией тесно связано с уважением к этой профессии, с пониманием ее социальной значимости, с верой в ее возможности и перспективы. Студенты, которые прямо или косвенно проявляют негативное отношение к своей будущей профессии, обычно не имеют устойчивой учебной мотивации и даже нередко отчисляются из академии. Таким образом, время, проведенное на студенческой скамье, творческие усилия преподавателей и бюджетные средства оказываются затраченными впустую. Поэтому особое внимание мы обращаем на данные, полученные при анализе ответов на вопрос о том, считают ли испытуемые престижной и интересной свою будущую специальность.

Как выяснилось, 43 участника исследования (36 %) считают, что решили посвятить свою жизнь не только интересной и благородной, но также вполне престижной профессии. Студенты отмечали, что поскольку учеба -единственно возможный путь к овладению любым видом деятельности, именно благодаря учителю человек становится членом общества, а значит, педагогические специальности и составляют основу цивилизации. Престижная, по мнению испытуемых, - это значит жизненно необходимая, востребованная, стимулирующая к саморазвитию профессия. И не обязательно она должна относиться к разряду высокооплачиваемых. Уж так сложилось, что не все личностно-значимые ценности можно выразить в денежном эквиваленте.

Для 37 студентов (31 %) вопрос о престижности избранной специальности остается открытым, хотя все они заметили, что интересной она все-таки является. Эти испытуемые связывают престижность профессии с ее общественным признанием, которое может проявляться в разных формах, и материальная составляющая - одна из самых заметных. Прекрасные современные здания банков как грибы растут в больших и малых городах, значит, профессия финансиста нужна обществу и престижна. А вот директор образовательного учреждения может прослыть человеком халатным, и даже на скамью подсудимых попасть, если, из-за недостатка бюджетных

средств рухнет ветхое здание школы. И совершенно серьезно ставятся вопросы о том, нужна ли в школе или детском саду ставка логопеда, и надо ли тратить государственные деньги на подготовку к самостоятельной жизни детей с нарушением интеллекта, если выплата им пособия по инвалидности обойдется дешевле. Вероятно, профессия педагога все же к числу престижных не относится.

Сорок студентов (33 %) именно так и заявили, добавив при этом, что и особо интересного в ней они ничего не находят. Они учатся на этом факультете потому, что ничего более привлекательного после окончания школы себе позволить не могли. И работать по специальности, наверное, придется, опять же, если не удастся найти что-то другое. Отметим, что таких ответов совсем не было у будущих логопедов, которые, несмотря на вполне прогнозируемые проблемы с трудоустройством, гордятся возможностью получить эту специальность. А для преподавателей, ответственных за предметную подготовку олигофренопедагогов и учителей начальных классов, самое время подумать о необходимости усовершенствовать качество воспитательно-образовательной работы на факультете.

Подводя итоги проведенному исследованию, в очередной раз обратим внимание на то, что формирование профессионально-личностных приоритетов имеет особое значение в процессе подготовки педагогических кадров для системы общего и специального образования. Уважение к своей будущей профессии, осознание высоких требований, предъявляемых обществом к личности педагога, самокритичность и ответственность - вот залог успешного профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.