Научная статья Original article
DOI 10.55186/02357801 2022 7 1 23
ЛИЧНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
PERSONAL UNDERSTANDING OF THE POSSIBILITY OF PERSONAL INTEGRATION OF ECONOMIC CULTURE
Успаева Милана Гумкиевна, Кандидат экономических наук, кафедры «Финансов, кредита и антимонопольного регулирования», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» (364015 Россия, г. Грозный, ул. бульвар Султана Дудаева, д. 17), тел. +7(495)805-65-62, mguspaeva@mail.ru
Гачаев Ахмед Магомедович, Заведующий кафедрой « Высшая и прикладная математика», доцент, Академия наук Чеченской республики, ведущий научный сотрудник отдела физико-математических и химических наук, ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова» (364061 Россия, г. Грозный, ул. проспект Х. Исаева, д. 100), тел. +7(495)405-99-66, Gachaev-chr@mail.ru
Milana G. Uspaeva, Candidate of Economic Sciences, Department of Finance, Credit and Antimonopoly Regulation, Kadyrov Chechen State University (17 Sultan Dudayev Boulevard st., Grozny, 364015 Russia), tel. +7(495)805-65-62, mguspaeva@mail .ru
Ahmed M. Gachaev, Head of the Department of Higher and Applied Mathematics, Associate Professor, Academy of Sciences of the Chechen Republic, Leading Researcher of the Department of Physical, Mathematical and Chemical Sciences, Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M.D. Millionshchikova" (100 prospect X Street . Isaeva st., Grozny, 364061 Russia), tel. +7(495)405-99-66, Gachaev-chr@mail.ru
Аннотация. Понимание адаптации как активного процесса означает возможность использования индивидом интериоризированных экономических ценностей в определенных социально-экономических ситуациях для реализации своих целей и стремлений. Такой взгляд на социальную адаптацию предполагает определение обусловленности этого феномена экономической культурой личности, определение возможности выбора личностью направления деятельности на основе интериоризированных экономических ценностей. В условиях социальных трансформационных процессов, характерным для которых является высокий уровень непредсказуемости, когда человек часто сталкивается с новыми для него ситуациями и обстоятельствами, роль адаптационных процессов в психике человека значительно повышается. Экономическая социализация, которая очень часто принимает форму ресоциализации для некоторых слоев населения, характеризуется изменением ценностных приоритетов, мотивации и стратегий экономического поведения. Итак, социальная адаптация и экономическая культура личности - это неотъемлемые стороны процесса экономической социализации. Такая точка зрения соответствует подходам к пониманию детерминации процесса экономической социализации, которые, отказываясь от признания обусловленности развития человека каким-то одним фактором, отмечают, что каждый конкретный его момент определяется уникальным сочетанием факторов разного рода. В частности, экономическая социализация выглядит как целостный, динамичный, непрерывный процесс
приобретения личностью экономических знаний, навыков, способов поведения, которые необходимы ей для жизнедеятельности в определенной экономической окружающей среде.
Abstract. Understanding adaptation as an active process means that an individual can use internalized economic values in certain socio-economic situations to realize his goals and aspirations. Such a view of social adaptation presupposes the determination of the conditionality of this phenomenon by the economic culture of the individual, the determination of the possibility of a person choosing a direction of activity based on internalized economic values. In the conditions of social transformation processes, characterized by a high level of unpredictability, when a person often faces new situations and circumstances, the role of adaptation processes in the human psyche increases significantly. Economic socialization, which very often takes the form of re-socialization for some segments of the population, is characterized by changes in value priorities, motivation and strategies of economic behavior. So, social adaptation and economic culture of the individual are integral parts of the process of economic socialization. This point of view corresponds to approaches to understanding the determination of the process of economic socialization, which, refusing to recognize the conditionality of human development by any one factor, note that each specific moment of it is determined by a unique combination of factors of various kinds. In particular, economic socialization looks like a holistic, dynamic, continuous process of acquiring economic knowledge, skills, and behaviors that a person needs for life in a certain economic environment. Ключевые слова: личность, интеграция, экономика, культура, возможность Keywords: personality, integration, economy, culture, opportunity
Экономическая культура как определенная шкала экономических ценностей, эталонов, стандартов экономического поведения, выполняет функцию социальной адаптации к экономическим условиям жизнедеятельности. В этом
плане весьма актуальным становится исследование социальной адаптации личности в связи с уровнем ее экономической культуры. Как уже отмечалось, экономическая культура личности является экономическим миром человека, в котором представлены ценности экономической реальности, способы и механизмы деятельности, благодаря которому человек адаптируется к экономической сфере общества. Экономические ценности, закрепленные в определенных нормах и правилах, являются компонентом социальной системы, которые требуют от индивидов соответствовать определенным экспектациям применительно к принятым для данного общества „образцам" поведения и личностным характеристикам. Интериоризируясь индивидом, они становятся „внутренними" регуляторами его поведения, саморегуляторами, то есть условиями реализации в деятельности активной позиции личности относительно внешнего мира. Опираясь на концепцию культуры, как такой феномен, что имплицитно несет в себе нормативный образ человека, который предопределяет социализацию индивида, мы определяем экономическую культуру личности как психолого-экономические качества индивида, которые сформированы в соответствии с нормативной моделью экономического типа личности.
В численной литературе экономическим типом личности рыночной экономики считается предпринимательский тип, основой которого является предприимчивость как совокупное свойство личности, определяющее нормативный образ человека рыночной экономики.
Данные научных исследований, касающихся психологического портрета предпринимателя, свидетельствуют, что в численных характеристиках, которые приводятся разными авторами, обязательными являются наличие компонентов мотивационно-волевого блока, потому что предприниматель -это личность действующая, активная, ищущая. Эти компоненты можно считать главными в определении системной характеристики
предприимчивости, которая является определяющей для образа экономического типа человека рыночной экономики.
С целью исследования степени репрезентации в сознании студентов нормативного образа человека рыночной экономики мы провели эмпирическое исследование среди студентов последипломного образования, которые выбрали квалификацию управленца.
Мы выбрали эту группу людей потому, что управленческая деятельность наиболее связана с диспозициями предприимчивости. В исследовании была применена методика оценки карьерных ориентаций Е. Шейна, которая была направлена на выявление мотивационно-волевого блока личностных характеристик студентов.
Среди восьми стратегий поведения личности, которые измеряет методика Е. Шейна, мы акцентировали внимание на тех, в которых репрезентируются характеристики экономической культуры личности рыночной экономики. Стратегии „вызов", „автономия", „предпринимательство", „менеджмент", „стабильность" проявляют личностные качества, характеризующие нормативный образ человека рыночной экономики, а именно, предприимчивость как системное свойство личности. В стратегии „менеджмент" выявляется ориентация человека на ответственность за результат работы, аналитические навыки межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности. Высокие показатели по стратегии "автономия" свидетельствуют о яркой потребности в своей независимости, стремлении человека самому решать, когда, сколько и над чем работать.
Большинство наших исследуемых выявили высокие показатели по различным компонентам экономической культуры рыночной экономики. 81,1% опрошенных ориентируется больше на стратегию „вызов", 46,6% - на стратегию предпринимательство, 72% - на профессиональную компетентность, 90% - на автономию, 44% - на менеджмент.
Наиболее ярко показатели экономической культуры личности рыночной экономики проявляются в стратегиях „вызов", „предпринимательство", „менеджмент".
Почти во всех исследованиях предпринимательских черт личности подчеркивается значение таких черт как готовность к риску, стремление создавать что-то новое, ориентация на то, чтобы „бросить вызов", преодолеть препятствия. Предпринимательство связано с интернальным локусом контроля. По нашей выборке у опрашиваемых оказались высокие показатели по этим качествам. Ориентация наших опрашиваемых на „стабильность" тоже подтверждает их ориентацию на предпринимательский тип личности, о чем свидетельствуют низкие показатели на стабильность как по типу „место работы", так и по типу „места жительства". Наши опрашиваемые выявили высокий уровень мобильности-качества, присущего предпринимательскому типу личности [5].
Высокие показатели по выборке получены по стратегиям "служение" и " интеграция стилей жизни". За этими стратегиями проявляются такие моральные качества как" служение человечеству „," помощь людям „,"сделать мир лучше". Личности с таким стратегиями ориентированы на интеграцию разных сторон образа жизни, на его сбалансированность, на ценность своей жизни в целом. Такие качества очень важны в работе с людьми, особенно с молодежью. Показатели по стратегии "профессиональная компетентность" связаны с такими качествами личности как преданность своему делу, наличием способностей в четко определенной сфере. Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они ориентированы на успех только в своей сфере деятельности. В нашей выборке подавляющее большинство лиц имеют педагогическое образование, работают в системе образования и квалификацию управленца стремятся получить именно в своей профессиональной сфере. Поэтому ориентация на стратегию профессиональной компетентности, которая является важной в
управленческой деятельности, является показателем уровня экономической культуры.
Итак, результаты нашего исследования показали высокий уровень деле представленности показателей предприимчивого типа личности в сознании студентов экономическая социализация которых детерминируется не только реалиями сегодняшнего, но и направленностью личностного потенциала на будущие условия профессиональной деятельности [1].
С целью определения взаимосвязи уровня экономической культуры личности с типом ее социальной адаптации, нами были проанализированы особенности различных типов социальной адаптации личности в зависимости от доминирующих в них компонентов экономической культуры. В условиях интенсивных социальных изменений последнего десятилетия небходимость формирования адаптивности личности, которая обеспечила бы приспособление ее к современному социуму является чрезвычайно актуальным вопросом [6].
Феномен социальной адаптации является сложным и многоаспектным. Он касается характеристик как определенных психологических состояний, процессов и их результатов, так и личностных свойств человека. В широком смысле стратегия социального поведения может быть определенной как способ восприятия и реагирования личности на изменения социокультурной среды, как активный поиск в социальном пространстве среды с высоким адаптационным потенциалом для данной личности. Сущностью стратегии социальной адаптации личности являются действия, направленные на достижение перемен в ее жизнедеятельности в соответствии с социальными ожиданиями и с индивидуальными потребностями. Базовыми характеристиками стратегий социальной адаптации личности являются характеристики способов социального взаимодействия в важнейших сферах общества - производстве, потреблении, управлении, обеспечении защиты; характеристики форм организации социокультурной жизни
личности, а также характеристики основных отношений личности, в которых она получает возможность деятельностной реализации своего видения мира, отношения к нему.
С целью исследования особенностей стратегий социальной адаптации студенческой молодежи нами было проведено эмпирическое исследование на выборке студентов 120 человек Финансвого университета с использованием методики А. Посыпанова, разработанной на основе текстов опросника М. Снайдера и шкалы „self - monitoring" [2].
В методике выделяются три субшкалы: конформность (Кн), лабильность (Лб), креативность (Кр), которые определяются в зависимости от ответов на вопросы опросника, включающего 25 пунктов.
Методика дает возможность на основе определенной пропорции в соотношении данных, полученных с тремя субшкалами, определить „профили" адаптовносп, в частности такие типичные как: „профиль" наименьшей адаптивности, „профиль" высокой конформности, „профиль" высокой лабильности, „профиль" высокой креативности, „профиль" максимальной адаптивности.
Еще раз заметим, что различные „профили" социальной адаптивности определяются различными стратегиями социальной адаптации человека, которые применяются разными группами людей в разных ситуациях. Анализ полученных результатов подтверждает отсутствие у студенческой молодежи общего норматива адаптированности, который должен выполнять каждый человек. Студенты продемонстрировали необходимость использования многих комплексов адаптивных механизмов, что свидетельствует о существовании в студенческой среде различных типов стратегий социальной адаптации.
Анализ результатов показал, что у большинства студентов оказался „профиль" высокой лабильности (45 %). Этот профиль рассматривается как стратегия поведения, что обеспечивает готовность индивида менять нормы и стандарты
поведения в зависимости от имеющейся ситуации и ее изменения в группе. Для человека этого профиля адаптации является характерным быстрое переключение с одной ситуации на другую, однако это происходит по известным стандартам и правилам.
По нашим результатам значительную часть профиля высокой лабильности составили женщины (62,9%). Это объясняется тем, что большую значимость для высоко лабильного человека составляет эмоциональный компонент деятельности, позволяющий ему быстро переключаться. Как известно, женщины являются более эмоциональными, что обуславливает их способность быстро подстраиваться, с большой легкостью находить несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации и приспосабливаться к нестабильным условиям.
Человек не преступает традиционных норм. Люди с такой стратегией живут вчерашним днем. В ситуациях, когда возникают новые явления и проблемы взаимодействие, человеку невозможно адаптироваться, руководствуясь своей традиционной нормативной стратегией поведения, так как социум и внешняя среда ними воспринимаются как что-то непонятное и угрожающее [4]. По нашей выборке женщин в этом профиле оказалось 70%. Мы объясняем это тоже индивидуально-психологическими особенностями этого пола, в частности большей суггестивностью женщин по сравнению с мужчинами. Это особенно заметно в ситуации конфликта социальных нормативов, когда нужно составить собственное мнение относительно неукоснительного выполнения социальных норм, и люди с этой стратегией адаптации делают это очень хитрым способом ради того, чтобы не выходить за рамки своих привычек. По результатам проведенного нами исследования было выявлено 11,6% лиц профиля высокой креативности.
Люди такого профиля характеризуются стратегией поведения, которая дает возможность ориентироваться в изменяющейся ситуации с неизвестными
наперед принципами. Эта стратегия оказывается в возможности находить и воплощать инновации.
В профиле максимальной адаптивности по нашей выборке тоже оказалось больше мужчин (76,7%), чем женщин. Объяснение этому мы можем дать аналогично тому, что и в отношении профиля высокой креативности: мотивационно-волевой блок личностных свойств предприимчивости в большей степени соответствует маскулинным чертам личности. В целом, у студентов нашей выборки (это студенты II и III курса факультета психологии и социологии) преобладает адаптивная стратегия поведения (45% всей выборки) [3].
Человек с адаптивно-лабильной стратегией поведения, хотя и легко приспосабливается к изменяющимся условиям, однако для этой стратегии характерно поведение, которое происходит в знакомых для человека ситуациях. Ориентирование человека в меняющейся нестабильной ситуации происходит по тем правилам, которые ему известны.
Профиль высокой лабильности, который оказался почти у половины опрашиваемых, характеризует стратегию адаптивного поведения, которая рассчитана на ориентировку и приспособление к современным экономическим реалиям, которая отражает нынешние реалии нашего общества, в котором одновременно существуют ценности рыночной ориентации и те, что связаны с архетипами старого общества.
Литература
1. BOULTON, T. J. C., & COOTE, L. M. (1979). Nutritional Studies During Early Childhood Feeding Practices During Infancy, and Their Relationship to Socio-Economic and Cultural Factors. Journal of Paediatrics and Child Health, 15(2), 81-86. https://doi.org/10.1111/j.1440-1754.1979.tb01194.x
2. Jiang, Y., & Yang, Y. (2021). Endogenous Power of Rural Economic Development in China: A Case Study of Cultural Capital of Dong Brocade.
Contemporary Chinese Political Economy and Strategic Relations, 7(3), 18091840.
3. Komeie, T. (1997). A re-examination of studies of the mountain area in premodern Japan, with special reference to cultural, political and economic viewpoints. Jimbun Chiri/Human Geography (Kyoto), 49(6), 546-566. https://doi.org/10.4200/jjhg1948.49.546
4. Oliveira De Freitas, C. A., Limao De Oliveira, R. C., Azevedo Da Silva, D. J., Leite, J. C., & De Almeida Brito Junior, J. (2018). Solution to economic -emission load dispatch by cultural algorithm combined with local search: case study. IEEE Access, 6, 64023-64040. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2018.2877770
5. Roshita, A., Schubert, E., & Whittaker, M. (2012). Child-care and feeding practices of urban middle class working and non-working Indonesian mothers: A qualitative study of the socio-economic and cultural environment. Maternal and Child Nutrition, 8(3), 299-314. https://doi.org/10.11117j.1740-8709.2011.00298.x
6. Zelenkova, M., Zelenka, L., Knizkova, I., Kunc, P., Lovetinska, V., & Lukesova, D. (2017). Epidemiological study of obesity in populations of different racial, cultural, economic and dietary backgrounds [Epidemiologicka studie obezity v populaci rozdilneho rasoveho, kulturniho, ekonomickeho a dietniho prostredi]. Gastroenterologie a Hepatologie, 71(4), 341-347. https ://doi.org/10.14735/amgh2017341
References
1. BOULTON, T. J. C., & COOTE, L. M. (1979). Nutritional Studies During Early Childhood Feeding Practices During Infancy, and Their Relationship to Socio-Economic and Cultural Factors. Journal of Paediatrics and Child Health, 15(2), 81-86. https://doi.org/10.1111/j.1440-1754.1979.tb01194.x
2. Jiang, Y., & Yang, Y. (2021). Endogenous Power of Rural Economic Development in China: A Case Study of Cultural Capital of Dong Brocade.
Contemporary Chinese Political Economy and Strategic Relations, 7(3), 18091840.
3. Komeie, T. (1997). A re-examination of studies of the mountain area in premodern Japan, with special reference to cultural, political and economic viewpoints. Jimbun Chiri/Human Geography (Kyoto), 49(6), 546-566. https://doi.org/10.4200/jjhg1948.49.546
4. Oliveira De Freitas, C. A., Limao De Oliveira, R. C., Azevedo Da Silva, D. J., Leite, J. C., & De Almeida Brito Junior, J. (2018). Solution to economic -emission load dispatch by cultural algorithm combined with local search: case study. IEEE Access, 6, 64023-64040. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2018.2877770
5. Roshita, A., Schubert, E., & Whittaker, M. (2012). Child-care and feeding practices of urban middle class working and non-working Indonesian mothers: A qualitative study of the socio-economic and cultural environment. Maternal and Child Nutrition, 8(3), 299-314. https://doi.org/10.1111/j.1740-8709.2011.00298.x
6. Zelenkova, M., Zelenka, L., Knizkova, I., Kunc, P., Lovetinska, V., & Lukesova, D. (2017). Epidemiological study of obesity in populations of different racial, cultural, economic and dietary backgrounds [Epidemiologicka studie obezity v populaci rozdilneho rasoveho, kulturniho, ekonomickeho a dietniho prostredi]. Gastroenterologie a Hepatologie, 71(4), 341-347. https ://doi.org/10.14735/amgh2017341
© Успаева М.Г., Гачаев А.М., 2022 Международный журнал прикладных наук и технологий "'Integral" №3/2022
Для цитирования: Успаева М.Г., Гачаев А.М. ЛИЧНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №3/2022