Научная статья на тему 'ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО'

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СРЕДА / ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Успаева Милана Гумкиевна, Гачаев Ахмед Магомедович

Функционирование культуры - это постоянное преобразование индивидуальной деятельности личностей в общие формы культуры, а этих всеобщих форм культуры - снова в индивидуальные свойства. Общественный опыт, являясь результатом деятельности предыдущих поколений, выступает предпосылкой социализации личности в случае когда он из формы результата деятельности переходит в форму живой деятельности, становится уже не результатом прошлого, а элементом современного, включается в новую систему отношений и потому превращается в элемент культуры. Критерием уровня той или иной системы культуры является степень ее влияния на составляющие личности и прежде всего на развитие ее человеческой сущности, ибо личностные качества индивида всецело зависят от человекотворческого содержания его деятельности, то есть от того, что является основным измерением культуры. Критерием культуры личности становится реальная степень раскрытия и реализации ее сущностных (социальных) сил личности в практической деятельности. Следовательно, культура личности зависит как от степени влияния общества на личность (усвоение культуры), так и от степени влияния личности на развитие культуры (опредметнення).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CULTURAL ENVIRONMENT IN THE ECONOMIC COMMUNITY

The functioning of culture is a constant transformation of the individual activity of individuals into general forms of culture, and these universal forms of culture - again into individual properties. Social experience, being the result of the activities of previous generations, acts as a prerequisite for the socialization of the individual when it passes from the form of the result of activity into the form of living activity, becomes no longer the result of the past, but an element of the modern, is included in a new system of relations and therefore turns into an element of culture. The criterion of the level of a particular cultural system is the degree of its influence on the components of personality and, above all, on the development of its human essence, because the personal qualities of an individual depend entirely on the human-creative content of his activity, that is, on what is the main dimension of culture. The criterion of personality culture becomes the real degree of disclosure and realization of its essential (social) forces of personality in practice. Consequently, the culture of the individual depends both on the degree of influence of society on the individual (assimilation of culture) and on the degree of influence of the individual on the development of culture (objectification).

Текст научной работы на тему «ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО»

Научная статья Original article

DOI 10.55186/02357801 2022 7 1 26

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

СООБЩЕСТВО

IMPLEMENTATION OF THE CULTURAL ENVIRONMENT IN THE

ECONOMIC COMMUNITY

Успаева Милана Гумкиевна, Кандидат экономических наук, кафедры «Финансов, кредита и антимонопольного регулирования», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» (364015 Россия, г. Грозный, ул. бульвар Султана Дудаева, д. 17), тел. +7(495)805-65-62, mguspaeva@mail.ru

Гачаев Ахмед Магомедович, Заведующий кафедрой « Высшая и прикладная математика», доцент, Академия наук Чеченской республики, ведущий научный сотрудник отдела физико-математических и химических наук, ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова» (364061 Россия, г. Грозный, ул. проспект Х. Исаева, д. 100), тел. +7(495)405-99-66, Gachaev-chr@mail.ru

Milana G. Uspaeva, Candidate of Economic Sciences, Department of Finance, Credit and Antimonopoly Regulation, Kadyrov Chechen State University (17 Sultan Dudayev Boulevard st., Grozny, 364015 Russia), tel. +7(495)805-65-62, mguspaeva@mail .ru

Ahmed M. Gachaev, Head of the Department of Higher and Applied Mathematics, Associate Professor, Academy of Sciences of the Chechen Republic, Leading Researcher of the Department of Physical, Mathematical and Chemical Sciences, Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M.D. Millionshchikova" (100 prospect X Street . Isaeva st., Grozny, 364061 Russia), tel. +7(495)405-99-66, Gachaev-chr@mail.ru

Аннотация. Функционирование культуры - это постоянное преобразование индивидуальной деятельности личностей в общие формы культуры, а этих всеобщих форм культуры - снова в индивидуальные свойства. Общественный опыт, являясь результатом деятельности предыдущих поколений, выступает предпосылкой социализации личности в случае когда он из формы результата деятельности переходит в форму живой деятельности, становится уже не результатом прошлого, а элементом современного, включается в новую систему отношений и потому превращается в элемент культуры. Критерием уровня той или иной системы культуры является степень ее влияния на составляющие личности и прежде всего на развитие ее человеческой сущности, ибо личностные качества индивида всецело зависят от человекотворческого содержания его деятельности, то есть от того, что является основным измерением культуры. Критерием культуры личности становится реальная степень раскрытия и реализации ее сущностных (социальных) сил личности в практической деятельности. Следовательно, культура личности зависит как от степени влияния общества на личность (усвоение культуры), так и от степени влияния личности на развитие культуры (опредметнення).

Abstract. The functioning of culture is a constant transformation of the individual activity of individuals into general forms of culture, and these universal forms of culture - again into individual properties. Social experience, being the result of the activities of previous generations, acts as a prerequisite for the socialization of the

individual when it passes from the form of the result of activity into the form of living activity, becomes no longer the result of the past, but an element of the modern, is included in a new system of relations and therefore turns into an element of culture. The criterion of the level of a particular cultural system is the degree of its influence on the components of personality and, above all, on the development of its human essence, because the personal qualities of an individual depend entirely on the human-creative content of his activity, that is, on what is the main dimension of culture. The criterion of personality culture becomes the real degree of disclosure and realization of its essential (social) forces of personality in practice. Consequently, the culture of the individual depends both on the degree of influence of society on the individual (assimilation of culture) and on the degree of influence of the individual on the development of culture (objectification). Ключевые слова: культура, среда, общество, экономика, развитие Keywords: culture, environment, society, economy, development

Проблема культуры - это всегда проблема взаимодействия людей, в частности такого взаимодействия, в котором люди „творят", формируют друг друга. В формах культуры как определенных формах взаимоотношений человек словно видит саму себя, свои сущностные силы, которые сформировались всем ходом истории. Присваивая предмет культуры, человек получает возможность реализовать в себе человеческую сущность. Важно подчеркнуть, что те возможности, что воплощено в самом предмете культуры, имеют прогрессивную направленность [1]. Это связано с тем, что исторический опыт, существующий в формах общей деятельности (формах культуры), воплощает в себе прогрессивный содержание. „Сами по себе, - пишет В. Табачковський, - функциональные характеристики предмета культуры, представляющих его „специфическое практическое назначение", не являются антигуманными благодаря своей ориентации на „удобное бытия", ибо в них „угасает" не всякий, а положительное содержание предшествующего опыта человеческой

деятельности по преобразованию природы, общественных структур и отношений и самого субъекта деятельности, то содержание, которое приобретает статус всеобщности". Итак, в культуре во всеобщих формах реальности воплощается не всякий смысл деятельности, а тот, что способствует единению и развитию человеческого сообщества. Именно поэтому" культура " означает нравственное, гуманное, то, что направлено на развитие сущностно человеческого, родового. Культура по своему назначению объективно воплощает в себе возможность прогрессивной деятельности. Но превратится ли эта возможность в реальность индивидуального бытия зависит как от конкретно-исторических форм деятельности человека, которая усваивает культуру, так и от индивидуально -психологических особенностей человека, которая осуществляет эту деятельность [6].

Общий характер деятельности как способа существования культуры предопределяет ее нормативный характер. Воспроизводство, повторяемость деятельности, ее фиксированность и массовидность определенной модели постепенно приобретает характер норм. Культурная норма - это образец деятельности и поведения. Вычленяя наиболее рациональные и эффективные способы деятельности, культура позволяет каждому индивиду воспользоваться лучшими образцами социального опыта предыдущих поколений для организации своей жизни, не начиная всего с самого начала. Нормы культуры воплощают в себе концентрацию исторически отобранного в соответствии с интересами общества, нации социального опыта, и являются носителями культурной традиции. Осваивая стереотипы социального опыта, человек тем самым присоединяется к общим нормам культуры. Овладение культурой является возвышением индивидуальной деятельности личности, ее повседневного бытия до этих всеобщих норм. Нормативность культурных форм проявляется в том, что в своей совокупности они представляют собой ту внегенетически заданную программу, воплощение которой в деятельность

людей, гарантирует последнюю от произвола, упорядочивает ее, делает общезначимой, повторяющейся, взаимозависимой и

взаимоконтролированной.

Нормы культуры не являются внешним по отношению к личности императивом. Усваиваясь личностью, они превращаются во внутренний регулятор ее поведения. Нормы культуры является относительно устойчивые (стереотипные) образцы, в соответствии с которыми формируются индивидуальные и социально-групповые психические процессы, акты поведения. Однако ни один человек не может усвоить всего социального богатства, что воплощено в культуре прошлого и современного. Личность осваивает культуру в индивидуальной форме. В этом отношении культура личности-это не просто конгломерат освоенных и реализуемых ею культурных ценностей, а особый неповторимый „микрокосм", личностная система [5].

Проблема овладения культурой для каждого человека является проблемой выбора из всех накопленных человечеством культурных ценностей тех некоторых, которые она может усвоить в течение жизни. Выбор ограничен. Важно выбрать то, что лучше всего соответствует выявлению человеческой (творческой) сущности, соответствует направленности развития конкретного человека. Роль культуры в самореализации личности не ограничивается проблемой выбора. Влияние ценностей культуры на развитие личности -глубоко индивидуальный процесс, в котором сочетаются сознательное и без сознательное, ум и чувство, необходимое и случайное. В том то и заключается универсальность культуры как средства саморазвития и самореализации лица, что она влияет на все одновременно.

Подытоживая, можно сделать акценты на следующих моментах.

Понятие "культура" в разных дисциплинах и разных контекстах определяется

по-разному. Главное, в чем сходятся исследователи, проблемы культуры - это

определение ее „человекотворческой" стороной человеческой жизнедеятельности.

Человекосозидательная свойство культуры обусловлена следующими ее характеристиками: во-первых, ее символической форме; во-вторых, вседозводенности (воплощает всеобщие способы человеческой деятельности); в-третьих, воплощением опыта человечества как концентрации исторически отраженного в соответствии с интересами сообщества, объективного предметно-вещного и духовного мира людей; в-четвертых, моральной направленностью (по своему назначению объективно воплощает возможность прогрессивной деятельности). Благодаря этим характеристикам культура выступает как совокупность определенных образцов и требований к индивидам, которые в своей совокупности составляют ту сверхиндивидуально приписанную социально-генетическую программу деятельности человека, усвоение которой является обязательным условием развития как всего общества, так и отдельных индивидов. В этом проявляется нормативность культуры. Нормой, которая детерминирует культуру как общества, так и культуру личности является образ человека соответствующей социально-исторической эпохи [7].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что общество должно предъявлять к каждому индивиду определенные требования к уровню экономико-психологических характеристик, которые являются обязательными для всех членов общества.

Эти требования обусловлены, с одной стороны, общими социально-экономическими ценностями, или экономической культурой общества, а с другой - потребностно-мотивационной системой индивида, в которой отражены возможности усвоения и выбора необходимых экономических ценностей. Речь идет об определенном уровне экономической культуры личности, который для каждого общества определяется как необходимый [3].

Это так называемая „актуальная культура", без которой не может существовать ни одно общество. В актуальную экономическую культуру личности включается определенная система общезначимых экономических ценностей, овладение которыми является обязательным для эффективной реализации процесса экономической социализации индивидов. Реальным воплощением актуальной экономической культуры является общественно необходимый уровень экономического образования.

Экономическая культура представляет собой уникальное по сложности и богатству содержания комплексное явление, с внутренней структурой и системой взаимосвязей с другими социальными и экономическими явлениями. Через познание сущности экономической культуры выкристаллизовывается определенное воображение о многоаспектной социально-экономической деятельности человека [2].

В начале XX столетия вопросы экономической культуры личности начали рассматривать в социально-психологическом ракурсе. Это было связано, прежде всего, с ростом психологического фактора в экономической деятельности человека. В зарубежной науке такие исследования осуществляются преимущественно в рамках экономической психологии (А. Маршалл, Г. Мюнстенберг, Г. Тард, Г. Риккерт, М. Вебер, Ое. Дюркгейм, В. Зомбард, Дж. Катона, Р. Рюттенгер, Р. Пайс, П. Монсон, М. Кастелье) и социологии (т. Парсонс, П. Сорокин, Ф. Тейлор, Э. Мейо). В отечественной науке советского периода исследование экономической культуры личности наиболее органично осуществлялось с позиций экономической социологии (Т. Заславская, Р. Рывкина). В работах этого направления в 1980-х годах было акцентировано внимание на ценностях (В. Ядов, А. Здравомислов, В. Бранский, Н. Каган, В. Магун), что дало возможность в исследованиях экономической культуры личности отойти от жестких детерминистских концепций поведения человека до понимания „внутренних" свойств личности как факторов становления экономической культуры.

Понятие экономической культуры является многоаспектным, поэтому в литературе оно определяется по-разному в зависимости от ракурса, в котором исследуется экономическая культура. В некоторых работах, посвященных „экономической культуре", под этим термином понимают культуру корпораций (Г. Ассонов, А. Хуторенко и др.), культуру мышления, культуру ведения переговоров (Г. Шскотин) и тому подобное. Так Н. Титова и Е. Пузырьков пишут, что экономической культурой следует считать то, как образование и усвоена совокупность экономических знаний, превратилась в убеждение и способствует активной трудовой и общественной деятельности [4]. Т. Заславская и Р. Рывкина определяют экономическую культуру как совокупность социальных ценностей и норм, которые становятся регуляторами экономического поведения и выполняют роль социальной памяти экономического развития. Экономическая культура определяется и как система ценностей и норм, которые детерминируют экономическое поведение и деятельность индивидов, групп, способов мышления и восприятия, и как методы и способы реализации этих ценностей и норм.

Литература

1. Avilez-López, T., Van Der Wal, H., Aldasoro-Maya, E. M., & Rodríguez-Robles, U. (2020). Home gardens' agrobiodiversity and owners' knowledge of their ecological, economic and socio-cultural multifunctionality: A case study in the lowlands of Tabasco, México. Journal of Ethnobiology and Ethnomedicine, 16(1). https://doi.org/10.1186/s13002-020-00392-2

2. Brandao, C. N., Barbieri, J. C., & Reyes Junior, E. (2014). Analysis of the social, cultural, economic and environmental impacts of indigenous tourism: A multi-case study of indigenous communities in the Brazilian Amazon. WIT Transactions on Ecology and the Environment, 187, 175-185. https://doi.org/10.2495/ST140141

3. Davydov, D. V, Krutikov, D. V, & Vorontsova, I. P. (2019). Approaches to the study of human capital within a set of socio-economic and socio-cultural

factors on the example of yenisei Siberia. Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 12(4), 583-599. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0411

4. Gutlich, G. R. (2016). The cultural expressions as economic alternative for the city of Sao José do barreiro: A study of possibilities [A expressao cultural como alternativa económica para o municipio de Sao José do barreiro: Um estudo de possibilidades]. Revista Brasileira de Gestao e Desenvolvimento Regional, 12(1), 393-409.

5. Nandi, D. N., Mukherjee, S. P., Boral, G. C., Banerjee, G., Ghosh, A., Sarkar, S., & Ajmany, S. (1980). Socio-economic status and mental morbidity in certain tribes and castes in India. A cross-cultural study. British Journal of Psychiatry, 136(1), 73-85. https://doi.org/10.1192/bjp.136.1.73

6. Nouri, E., & Traum, D. (2013). A cross-cultural study of playing simple economic games online with humans and virtual humans. Lecture Notes in Computer Science (Including Subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics), 8005 LNCS(PART 2), 266-275. https://doi.org/10.1007/978-3-642-39262-7_30

7. Ruijgrok, E. C. M. (2006). The three economic values of cultural heritage: a case study in the Netherlands. Journal of Cultural Heritage, 7(3), 206-213. https://doi.org/10.1016/j.culher.2006.07.002

References

1. Avilez-López, T., Van Der Wal, H., Aldasoro-Maya, E. M., & Rodriguez-Robles, U. (2020). Home gardens' agrobiodiversity and owners' knowledge of their ecological, economic and socio-cultural multifunctionality: A case study in the lowlands of Tabasco, México. Journal of Ethnobiology and Ethnomedicine, 16(1). https://doi.org/10.1186/s13002-020-00392-2

2. Brandao, C. N., Barbieri, J. C., & Reyes Junior, E. (2014). Analysis of the social, cultural, economic and environmental impacts of indigenous tourism: A multi-case study of indigenous communities in the Brazilian Amazon. WIT

Transactions on Ecology and the Environment, 187, 175-185. https://doi.org/10.2495/ST140141

3. Davydov, D. V, Krutikov, D. V, & Vorontsova, I. P. (2019). Approaches to the study of human capital within a set of socio-economic and socio-cultural factors on the example of yenisei Siberia. Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 12(4), 583-599. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0411

4. Gutlich, G. R. (2016). The cultural expressions as economic alternative for the city of Sâo José do barreiro: A study of possibilities [A expressâo cultural como alternativa econômica para o municipio de Sâo José do barreiro: Um estudo de possibilidades]. Revista Brasileira de Gestao e Desenvolvimento Regional, 12(1), 393-409.

5. Nandi, D. N., Mukherjee, S. P., Boral, G. C., Banerjee, G., Ghosh, A., Sarkar, S., & Ajmany, S. (1980). Socio-economic status and mental morbidity in certain tribes and castes in India. A cross-cultural study. British Journal of Psychiatry, 136(1), 73-85. https://doi.org/10.1192/bjp.136.1.73

6. Nouri, E., & Traum, D. (2013). A cross-cultural study of playing simple economic games online with humans and virtual humans. Lecture Notes in Computer Science (Including Subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics), 8005 LNCS(PART 2), 266-275. https://doi.org/10.1007/978-3-642-39262-7_30

7. Ruijgrok, E. C. M. (2006). The three economic values of cultural heritage: a case study in the Netherlands. Journal of Cultural Heritage, 7(3), 206-213. https://doi.org/10.1016/j.culher.2006.07.002

© Успаева М.Г., Гачаев А.М., 2022 Международный журнал прикладных

наук и технологий "'Integral" №3/2022

Для цитирования: Успаева М.Г., Гачаев А.М. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ

КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО//

Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №3/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.