Научная статья на тему 'Личностно-значимая мотивация студентов младших курсов высшего учебного заведения'

Личностно-значимая мотивация студентов младших курсов высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-значимая моти- вация / мотивация личности / мотивация к обуче- нию / студенты / вуз / успешность личности / са- мореализация. / self-motivation values / motivation of personality / motivation to studies / students / higher educational establishment / personality success / self-realization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агабабян Сусанна Рубеновна, Барабанова Ирина Геннадьевна

В статье рассматривается пробле-ма изучения комплексного характера личностно-значимой мотивации студентов младших курсоввысших профессиональных учебных заведений.Проведен краткий теоретический анализ иссле-дований мотивации учебной деятельности в тру-дах отечественных ученых. Рассмотрены основ-ные составляющие мотивационной системы сту-дентов младших курсов. Мотивация к обучениюопределена как компонент мотивационной си-стемы личности студента. Приведены результатыинтервьюирования студентов младших курсов,которые демонстрируют превалирование моти-вации самоутверждения среди других личностно-значимых мотивов студентов младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агабабян Сусанна Рубеновна, Барабанова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUNIOR UNIVERSITY STUDENTS SELF-MOTIVATION VALUES

The problem of studying the complex nature of junior university students self-motivation values is considered. The brief theoretical analysis of studies motivating learning activities in the works of Russian scientists is given. The main components of the motivational system of university junior students are analyzed. Motivation to learn is defined as a component of the motivational system of the personality of a student. The results of the interview of junior students who demonstrate the prevalence of self-affirmation of motivation among other personally significant motifs are provided.

Текст научной работы на тему «Личностно-значимая мотивация студентов младших курсов высшего учебного заведения»

УДК 159

Агабабян Сусанна Рубеновна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Ростовского государственного экономического университета asusanna@mail.ru

Барабанова Ирина Геннадьевна

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации Ростовского государственного экономического университета barbox77@mail.ru

Личностно-значимая

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Susanna R. Agababyan

Ph.D. in Psychology, Associate Professor; Associate Professor of Linguistics and Intercultural Communication ChairRostov State University of Economics asusanna@mail.ru

Irina G. Barabanova

Ph.D. in Philology, Associate Professor;

Head of Linguistics and Intercultural

Communication Chair

Rostov State University of

Economics

barbox77@mail.ru

Junior university

STUDENTS SELF-MOTIVATION VALUES

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения комплексного характера личностнозначимой мотивации студентов младших курсов высших профессиональных учебных заведений. Проведен краткий теоретический анализ исследований мотивации учебной деятельности в трудах отечественных ученых. Рассмотрены основные составляющие мотивационной системы студентов младших курсов. Мотивация к обучению определена как компонент мотивационной системы личности студента. Приведены результаты интервьюирования студентов младших курсов, которые демонстрируют превалирование мотивации самоутверждения среди других личностнозначимых мотивов студентов младших курсов.

Ключевые слова: личностно-значимая мотивация, мотивация личности, мотивация к обучению, студенты, вуз, успешность личности, самореализация.

Annotation. The problem of studying the complex nature of junior university students self-motivation values is considered. The brief theoretical analysis of studies motivating learning activities in the works of Russian scientists is given. The main components of the motivational system of university junior students are analyzed. Motivation to learn is defined as a component of the motivational system of the personality of a student. The results of the interview of junior students who demonstrate the prevalence of self-affirmation of motivation among other personally significant motifs are provided.

Keywords: self-motivation values, motivation of personality, motivation to studies, students, higher educational establishment, personality success, self-realization.

Запрос современного общества на личность с высоким уровнем общего развития, профессионализма и творческих способностей требует специальных исследований мотивационной сферы личности в период интенсивного профессионального обучения, так как мотивация является основой успешности личности в любом виде деятельности.

Мотивация учебной деятельности является широко исследуемым предметом в психологии личности, в частности, в работах Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Г.И. Ибрагимова, В.С. Ильина и др.

Проблемы высшего образования в стране обоснованы социально-экономическими и организа-

ционными, а также политическими процессами. Потребность общества в профессионально компетентных кадрах при современных экономических и демографических ограничениях возрастает, и требования к профессионалам предъявляются в соответствии с условиями информационного общества. В основе образования и формирования личности компетентного профессионала лежит мотивация. Исследование мотивационных процессов и развитие личностно-значимой мотивации у студентов высших учебных заведений особенно актуально в контексте современных вызовов.

Кроме того, проблема мотивации личности в юношеском возрасте относится к важнейшим

99

вопросам психологии и педагогики и имеет определенную историю разработки [1; 2; 4].

А. К. Маркова [4, с. 12], к примеру, считает, что в вузе формируется мотивация к обучению путем создания условий для проявления мотивов к обучению. Автор рассматривает комплекс таких мотивов, не все из которых достаточно полно учитываются и формируются преподавателями вузов.

Преимущественно, для рассматриваемого возрастного контингента исследователи разрабатывали проблему мотивации к обучению. Однако, потребности общества и, собственно, цели обучения выдвигают на первый план более общую долгосрочную и целевую мотивацию. Современное студенчество значительно раньше мотивировано на профессиональную деятельность, и учебная мотивация не является основной, а опосредует профессиональную мотивацию. В мотивационной сфере личности определенную роль играет стремление удовлетворить потребности в личной жизни - самообразование, развлечения, поиски партнера, организация быта.

Возникает необходимость вычленения из иерархии личностных мотиваций комплекса мотивов, которые максимально обеспечивают личностную реализацию.

Цель данной работы - показать многосоставный комплексный характер личностно-значимой мотивации студентов младших курсов высших профессиональных учебных заведений.

Мотивация учебной деятельности как предмет исследования рассматривалась в рамках медицины, психологии, педагогики и социологии и наибольший научный вклад внесен работами, посвященными разработке теории личности Рубинштейна С. Л. [5], Леонтьева А.Н. [3], Хекхаузе-на Х. [9] и др.

Мотивационная сфера личности в молодом возрасте глубоко исследовалась в работах Л. И. Божович [1], А.Н. Леонтьева [3], Е.П. Ильина [2], А.К. Марковой. [4], С.Л. Рубинштейна [8] и др., что объясняется обилием мотивационных теорий, выражающих различные позиции ученых в определении понятий «потребность», «мотив», «мотивация» и т.п.

Личностно значимая мотивация студенческой молодежи является мощным двигателем жизнедеятельности, поэтому ее исследование, выявление возможностей корректировки и направления становится важнейшим инструментом личностного самоопределения и развития. Мотивация к обучению, по нашему мнению, является компонентом мотивационной системы личности студента младших курсов. Для того, чтобы сохранить и развить их интерес к этому процессу, следует не только развивать познавательные потребности, но и связывать мотивацию учебной деятельности с мотивацией самореализации и профессионального становления. Кроме того, активными в мотивационной сфере личности студента младших курсов являются мотивы реа-

лизации потребностей в общении, в романтической сфере жизни, в релаксации и развлечениях.

Исходя из того положения, что мотивационную сферу студенчества младших курсов формируют высшие (вторичные) потребности и опираясь на вывод Абрахама Маслоу [5] о классификации мотивации на основе вида деятельности, на которую она направлена, сформируем перечень личностно-значимых мотивов, образующих мотивационную сферу личности рассматриваемой социальной группы:

1. Мотивация самоутверждения.

2. Мотивация долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми.

3. Профессиональная мотивация.

4. Мотивация к развлечениям и удовольствиям.

5. Мотивация к саморазвитию.

6. Учебная мотивация.

7. Мотивация к получению информации.

5. Мотивация к романтическим увлечениям.

9. Мотивация идентификации с другими людьми -мотивация аффилиации.

10. Мотивация достижения престижа и власти.

11. Мотивация избегания неприятностей и наказания (негативная мотивация).

К нашему исследованию было привлечено 86 студентов 1-2 курсов (возраст, примерно, до 20 лет) гуманитарных и экономических факультетов ФБГОУ вО «РГЭУ (РИНХ)». Выявление иерархии мотивов в системе личностно значимой мотивации проводилось путем интервьюирования студентов, которым предлагалось ответить на следующий вопрос:

Какова была основная цель вашего поступления в вуз? Проставьте порядковый номер по убыванию значимости :

а) Вы хотите получить престижную интересную профессию;

б) Ваш авторитет в семье и среди друзей возрастет;

в) Вы сможете выполнить долг перед родителями и обществом;

г) Вас привлекала интересная и веселая студенческая жизнь;

д) Вы получите возможность активнее развиваться;

е) получение большого объема важной информации;

ж) Вас интересно учиться, слушать лекции и заниматься самостоятельно;

100

з) в университете можно войти в широкий круг друзей;

к) получив образование, Вы сможете руководить коллективом;

л) в университете много привлекательных молодых людей (девушек),

важно наладить личную жизнь, завести романтические отношения;

м) если не поступить в университет, придется идти в армию, можно разочаровать родителей и друзей.

Предложенные варианты ответов отражали спектр личностно значимых мотивов, включенных в мотивационную сферу личности студентов. Результаты интервьюирования показали, что для опрашиваемых наиболее значимой является мотивация самоутверждения (1). (52 % респондентов поставили на первое место и авторитет в семье и среди друзей, то есть, продемонстрировали превалирование мотивации самоутверждения). Далее, в порядке убывания следовала мотивация к романтическим увлечениям (2) (важно наладить личную жизнь и завести романтические увлечения), мотивация к развлечениям и удовольствиям (3) (интересная и веселая студенческая жизнь), мотивация к получению информации (4) (получение большого объема важной информации), мотивация избегания неприятностей (5) (придется идти в армию, можно разочаровать близких), мотивация аффи-лиации (войти в широкий круг друзей) (6), учебная мотивация (7) (интересно учиться), мотивация к саморазвитию (возможность активнее развиваться), мотивация к достижению престижа и власти (8) (возможность руководить людьми), профессиональная мотивация (9) (получение престижной интересной профессии), мотивация долга и ответственности (10) (выполнить долг перед родителями и обществом). Данные позволили представить иерархию личностно значимых

Литература:

1. Божович Д.И. Избранные психологические труды. М. : Институт практической психологии, 1996.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2004.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. МГУ, 1975.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990.

5. Маслоу А. «Теория человеческой мотивации» (цитируется по Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999.

6. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений. Педагогика : традиции и инновации // материалы IV между-

мотивов студентов младших курсов схематически следующим образом:

Мотивация самоутверждения

Мотивация к романтическим увлечениям

Мотивация к развлечениям и удовольствиям

Мотивация к получению информации

Мотивация избегания неприятностей

Мотивация аффилиации

Учебная мотивация

Мотивация к саморазвитию

Мотивация к достижению престижа и власти

Профессиональная мотивация самоутверждения

Мотивация долга и ответственности

Таким образом, результаты нашего экспериментального исследования показали, что спектр личностно-значимых мотивов студентов младших курсов довольно широк, и они формируют мотивационную сферу личности, находясь в иерархических отношениях. Анализ данных выявил определенную последовательность значимости мотивов исследуемой группы. Разнообразие мотивационной сферы и соотношение значимости мотивов студентов младших курсов указывает на необходимость глубокого исследования и выявления закономерностей с целью планирования и организации системы мероприятий для гармонизации мотивационной сферы студентов.

Literature:

1. Bozovic D.I. Selected psychological works. M. : Institute of Applied Psychology, 1996.

2. Ilyin E.P. Motivation and motives. SPb. : Peter, 2004.

3. Leontiev A.N. Activities. Consciousness. Personality. M. MGU, 1975.

4. Markova A.K. Studies motivation development / A.K. Markova, T.A. Mathis, A.B. Orlov. M., 1990.

5. Maslow A. «Theory of Human Motivation» (quoted by A. Maslow Motivation and Personality. SPb. : Eurasia, 1999.

6. Mormuzheva N.V. Education Motivation of professional institutions students. Education : Tradition and Innovation // Thesis of IV International. scien-

101

нар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.) Челябинск : Два комсомольца, 2013. С. 160-163.

7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Бахрах-М, 2005.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

9. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. М. : Педагогика, 1986.

tific. Conf. (Chelyabinsk, December 2013). Chelyabinsk : Two Komsomolets, 2013. Р. 160-163.

7. Raigorodskii DY Practical psychodiagnostics. Techniques and Tests. Bachrach-M, 2005.

8. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg, 1999.

9. Hekhauzen H. Motivation and action. M. : Education, 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.