ЛИЧНОСТНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Теммоева Л.А.
Кабардино-Балкарский государственный университет, г.Нальчик, Россия
У детей дошкольного и школьного возрастов проявления психосоматических заболеваний становятся существенной медико-социальной проблемой. Психосоматические расстройства - нарушения функций органов и систем, обусловленные психогенными нарушениями, занимают всё большее место в заболеваемости детско-подросткового населения. В результате проведенных специалистами различного профиля исследований установлено, что в основе соматических нарушений лежат эмоциональные расстройства. В настоящее время единой теории объясняющей происхождение психосоматических заболеваний нет, что свидетельствует о необходимости дальнейших исследований, особенно в детском возрасте.
Целью настоящего исследования явилось изучение конституционально-типологических личностных основ в механизме развития психосоматической патологии.
Материалы и методы. Нами было обследовано 113 детей и подростков с вегетососудистой дистонией. Из них 63,7% девочек и 36,3% мальчиков в возрасте от 8 до 16 лет. Контрольную группу составили 100 условноздоровых детей. Пакет психологических методик включал: личностные опросники Айзенка и Леонгарда-Шмишека, проективные тесты - Люшера и детский рисунок. Важной положительной особенностью рисуночного теста является практически полное отсутствие тестовой тренированности. Что касается рисования, то оно носит для ребенка скорее игровой характер и не вызывает тревожных переживаний.
Результаты исследования. Комплексный патогенетический психологический анализ полученных данных выявил среди больных с сердечно-сосудистой патологией преобладание детей с эпилептоидным личностным психотипом, располагающиеся в диапазоне нормы конституционально-континуального пространства. У них отмечались следующие психопатологические особенности: повышенная утомляемость - 35%, неустойчивое настроение - 25%, агрессивность - 36%, обидчивость - 15%, депрессия - 14%. Рисунки характеризовались душевной напряженностью, багряно-черные тона указывали на наличие агрессивного оттенка и тревогу за собственное здоровье. Душевная напряженность больного эпилептоида требует разрядки и эта напряженность ощущается в рисунках.
Полученные результаты позволяют утверждать, что у детей и подростков с психосоматическими заболеваниями при их локализации в сердечно-сосудистой системе, высокий уровень нейротизма, демонстративности и циклотимности. При этом для них характерна высокая возбудимость, эмотивность, что указывает о достаточно легкой истощаемости при появлении эмоционального возбуждения. Поэтому полученные результаты позволяют сделать акцент на личностной и психологической застреваемости, что обеспечивает высокую степень невротических переживаний.
Анализ детей, страдающих соматическими расстройствами, указывает на наличие неврозоподобного состояния и недостаток побуждения к активной деятельности. Таким образом, полученные результаты исследования психологического статуса у детей с вегетососудистой дистонией могут рассматриваться в аспекте формирования "порочного круга", когда болезнь оказывает патологическое влияние на особенности личности, усугубляя течение болезни. Существенную роль в формировании и развитии соматопсихической патологии при вегетососудистой дистонии играют конституционально-типологические механизмы компенсации и декомпенсации. Актуализация конституционально-психотипологических механизмов декомпенсации, наблюдающаяся у детей с вегетососудистой дистонией в виде соматопсихических расстройств, обосновывает приоритетные разработки и применение конституционально-ориентированных методов терапии при данной патологии. Психотерапевтическое воздействие на отдельные конституционально-психотипологические черты личности позволяет стабилизировать психологические механизмы личностной компенсации и поведенческой адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12._____
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва