Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное воспитание / профессиональное становление / психолого-педагогические условия / образовательные системы / социально-профессиональная компетентность / самоорганизация / наставничество / цифровая образовательная среда. / professional education / professional formation / psychological and pedagogical conditions / educational systems / socio-professional competence / self-organization / mentoring / digital educational environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.А. Дежкина

Статья посвящена педагогическим условиям, способствующим профессиональному становлению специалиста и совершенствованию образовательного процесса. В контексте современных вызовов и требований к системам образования, эффективные руководители становятся особенно значимыми. Работа представляет аналитический обзор отечественных исследований в данной области и выделяет ключевые аспекты. Предлагаются конкретные мероприятия для совершенствования управления образовательными системами, включая создание специализированных программ, наставничество, доступ к ресурсам для самообразования, психологическую поддержку и системы обратной связи. В заключении подчеркивается важность адаптивности и гибкости в сфере образования для успешного профессионального становления специалиста и повышения эффективности управления образовательными системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.А. Дежкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL DEVELOPMENT AS A FAKTOR OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article is devoted to the pedagogical conditions contributing to the professional formation of a specialist. In the context of modern challenges and requirements to educational systems, effective leaders become especially significant. The paper presents a literature review of domestic research in this area and highlights key aspects such as self-organization, socio-professional competence, psychological criteria and determinants, adaptation and psychological and pedagogical support. Specific suggestions for improving the management of educational systems are offered, including the creation of specialized programmes, mentoring, access to resources for self-education, psychological support and feedback systems. The conclusion emphasizes the importance of adaptability and flexibility in education for successful professional development of a specialist.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

С.А. Дежкина, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», mrs. incognito@list. ru.

УДК 37.02_

Аннотация. Статья посвящена педагогическим условиям, способствующим профессиональному становлению специалиста и совершенствованию образовательного процесса. В контексте современных вызовов и требований к системам образования, эффективные руководители становятся особенно значимыми. Работа представляет аналитический обзор отечественных исследований в данной области и выделяет ключевые аспекты. Предлагаются конкретные мероприятия для совершенствования управления образовательными системами, включая создание специализированных программ, наставничество, доступ к ресурсам для самообразования, психологическую поддержку и системы обратной связи. В заключении подчеркивается важность адаптивности и гибкости в сфере образования для успешного профессионального становления специалиста и повышения эффективности управления образовательными системами.

Ключевые слова: профессиональное воспитание; профессиональное становление; психолого-педагогические условия; образовательные системы; социально-профессиональная компетентность; самоорганизация, наставничество; цифровая образовательная среда.

PERSONAL DEVELOPMENT AS A FAKTOR OF PROFESSIONAL

DEVELOPMENT

S.A. Dezhkina, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V.I. Vernadsky Crimean Federal University».

Annotation. The article is devoted to the pedagogical conditions contributing to the professional formation of a specialist. In the context of modern challenges and requirements to educational systems, effective leaders become especially significant. The paper presents a literature review of domestic research in this area and highlights key aspects such as self-organization, socio-professional competence, psychological criteria and determinants, adaptation and psychological and pedagogical support. Specific suggestions for improving the management of educational systems are offered, including the creation of specialized programmes, mentoring, access to resources for self-education, psychological support and feedback systems. The conclusion emphasizes the importance of adaptability and flexibility in education for successful professional development of a specialist.

Keywords: professional education; professional formation; psychological and pedagogical conditions; educational systems; socio-professional competence; self-organization; mentoring, digital educational environment.

Введение

В современном обществе существует постоянная потребность в личностном развитии и росте. Этот процесс неразрывно связан с раскрытием личностно-

развивающего потенциала, который олицетворяет собой способности и возможности индивида к саморазвитию, самовыражению и самосовершенствованию. Личностно-развивающий потенциал представляет собой важную область исследований в области экономики (труда), менеджменте, психологии, педагогики, социологии, и других наук. Особую актуальность приобретают вопросы исследования специфики личностно-развивающего потенциала, факторов, влияющих на его развитие, и путей активации данного потенциала [1-4].

Постановка проблемы

Подготовка качественных рабочих кадров, соответствующих современным требованиям, которые могут решать сложные производственные задачи является главной целью профессионального образования [2]. Профессиональная компетентность, понимание сути проблемы и способность определять пути ее практического решения, готовность к самостоятельной жизни - основной показатель квалификации современного специалиста. Введение государственного стандарта профессионального образования, а именно подготовка специалистов интегрированной профессии, нуждается в разработке вопросов дидактического обеспечения, создании учебных комплексов и спецдисциплин. Как отмечается в [4], «нужно переосмыслить традиционные подходы к профессиональной подготовке, поскольку личностно-развивающий потенциал этих подходов используется, на наш взгляд, недостаточно. Это, в свою очередь, может привести к обновлению целей, задач и содержания обучения, к использованию новых форм, методов и средств профессиональной подготовки, отвечающих задаче формирования личности, востребованной современным производством. И не только производством» [4, с. 86].

Изложение основного материала исследования

Личностно-развивающий потенциал представляет собой совокупность внутренних и внешних возможностей личности, направленных на ее развитие, самореализацию и саморазвитие [4-6]. Этот потенциал включает в себя различные аспекты психологических, когнитивных, эмоциональных, социальных и духовных способностей личности. Личностно-развивающий потенциал также связан с осознанием собственных сильных сторон, способностей, интересов, ценностей и убеждений, которые могут служить основой для личностного роста и самоопределения. Личностно-развивающий потенциал играет огромную роль в профессиональном воспитании. Этот концепт означает возможность человека для саморазвития, самопознания, самореализации и принятия ответственности за собственное развитие. В контексте профессионального воспитания, личностно-развивающий потенциал помогает работникам не только улучшить свои профессиональные навыки, но и развить личностные качества, необходимые для успешной работы и удовлетворения в профессиональной сфере.

Одной из основных особенностей личностно-развивающего потенциала является его индивидуальность и уникальность для каждого человека. Каждая личность обладает своим уникальным набором потенциальных возможностей и способностей, которые могут быть раскрыты и развиты в процессе жизни. Кроме того, личностно-развивающий потенциал обладает динамичным характером, т.е. он может изменяться и развиваться в зависимости от внутренних и внешних воздействий, обстоятельств жизни и личностного развития. Одной из основных составляющих личностно-развивающего потенциала является самопознание. Это процесс, включающий в себя осознание своих сильных и слабых сторон,

персональных ценностей, убеждений, мотивов и интересов. Работник, который осознает свои потребности и цели, может более эффективно планировать свои действия, принимать обоснованные решения и строить свою карьеру в соответствии с личными предпочтениями. Также важной частью личностно-развивающего потенциала является саморазвитие. Это включает в себя стремление к постоянному улучшению своих профессиональных и личностных качеств. Работник, активно занимающийся саморазвитием, обычно более привлекателен для работодателя, так как он способен лучше адаптироваться к новым условиям, быстрее усваивать новые знания и навыки и рост команды. В результате он может стать более конкурентоспособным на рынке труда и иметь больше перспектив в карьере. Еще одним важным аспектом личностно-развивающего потенциала является самореализация. Это означает достижение собственного потенциала, реализацию своих целей и желаний. Работник, который может полностью реализовать свои способности и творческий потенциал, чаще всего ощущает большее удовлетворение от своей работы и более мотивирован для достижения высоких результатов.

В целом, развитие личностно-развивающего потенциала в профессиональном воспитании позволяет работникам стать более компетентными, адаптивными и успешными в своей профессиональной деятельности. Работодатели, в свою очередь, также заинтересованы в развитии личностной стороны своих сотрудников, так как это положительно сказывается на росте компании и достижении общих целей [7, 8].

Развитие личностно-развивающего потенциала зависит от множества факторов, включая генетические предпосылки, среду обитания, образование, личностный опыт, мотивацию, саморегуляцию и многие другие. Социальное окружение, включая семью, школу, коллективы и общество в целом, также играет важную роль в формировании и развитии личностно-развивающего потенциала. Положительное влияние на формирование этого потенциала оказывают различные образовательные программы, тренинги, коучинг, самопомощь и другие методы личностного развития [2].

Активация личностно-развивающего потенциала может быть осуществлена путем различных методов и техник, направленных на самопознание, саморазвитие, развитие лидерских качеств, эмоциональной и социальной компетентности, управления стрессом, укрепление самооценки и многие другие аспекты личностного роста. Ключевыми методами активации личностно-развивающего потенциала являются самоанализ, самооценка, саморефлексия, развитие эмпатии, общение с успешными людьми, овладение новыми навыками и знаниями, а также постановка и достижение личностных целей.

Введение государственного стандарта профессионального образования -это важный шаг в развитии системы образования и подготовки специалистов. Особенно актуальной становится подготовка специалистов интегрированной профессии, которая требует комплексного подхода и глубоких знаний в нескольких областях. Одним из наиболее важных аспектов введения государственного стандарта профессионального образования является разработка вопросов дидактического обеспечения. Это включает в себя создание учебных комплексов, спецдисциплин, учебных пособий, практических заданий и методических рекомендаций [2]. Это необходимо для обеспечения качественной подготовки специалистов, которые могли бы успешно вести работу в рамках интегрированной профессии. Создание учебных комплексов для подготовки специалистов интегрированной профессии требует тщательного анализа и определения ключевых компетенций, необходимых для успешного трудоустройства в данной

области, что также включает в себя определение учебных материалов, лабораторных работ, профессиональной практики и других аспектов, необходимых для полноценного освоения программы обучения.

Спецдисциплины играют важную роль в подготовке специалистов интегрированной профессии, так как они обеспечивают углубленное изучение ключевых аспектов данной профессии. Это могут быть курсы, связанные с инновациями, технологическими новинками, менеджментом, профессиональной этикой и другими актуальными аспектами [9-11]. Таким образом, введение государственного стандарта профессионального образования для подготовки специалистов интегрированной профессии - важный шаг в развитии образовательной системы. А создание учебных комплексов, спецдисциплин и дидактического обеспечения является необходимым условием для обеспечения качественной подготовки специалистов, которые смогут успешно применять свои знания и навыки в профессиональной деятельности.

Одним из средств развития образовательных коммуникаций является использование информационных технологий. Цифровая образовательная среда открывает новые возможности для реализации личностно-развивающего потенциала и профессионального развития личности [13-15].

Как отмечают авторы [15, с. 70], «основная роль цифровых технологий состоит в технологическом совершенствовании образовательного процесса, расширении дидактических возможностей педагога, активизации и мотивации личного взаимодействия педагога и обучающихся».

Эффективное использование дидактического материала цифровых технологий - стратегическая цель цифровой трансформации образования, достижению которой способствует эффективная реализация личностно-развивающего потенциала.

Заключение

Личностно-развивающий потенциал представляет собой важный фактор личностного роста и саморазвития, профессионального становления личности. Его активация и развитие способствуют раскрытию потенциальных возможностей и способностей каждого индивида, что в итоге способствует формированию гармоничной личности и реализации ее целей и задач в различных сферах жизни. Важно отметить, что необходимость личностного развития и раскрытия потенциала актуальна для каждого человека, независимо от его возраста, пола, социального статуса и профессиональной сферы деятельности. Таким образом, личностно-развивающий потенциал играет невероятно важную роль в профессиональном воспитании. Его развитие способствует повышению профессионального уровня работников, улучшению рабочих процессов и результатов, а также созданию благоприятной и продуктивной атмосферы в коллективе. Профессиональная компетентность в современном мире играет решающую роль для специалистов в любой области. Она подразумевает глубокое понимание сути проблемы, умение определять пути ее практического решения и готовность к самостоятельной жизни. Важно быть готовым к непрерывному обучению, развитию и адаптации к новым условиям, чтобы оставаться востребованным и успешным профессионалом.

Литература

1. Абакумова И.В., Елагина М.Ю., Чумак И.В. Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления, 2018. - 514 с. Интернет

ресурс URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35274758 (дата обращения - январь 2024 г.).

2. Мухамедзянова Ф.Ш., Жураковская В.М. Коучинг как технология развития личностного потенциала обучающегося, механизм раскрытия его индивидуальности // Казанский педагогический журнал, 2018. - № 2. - С. 16-24. Интернет ресурс URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/kouching-kak-tehnologiya-razvitiya-Hchnostnogo-potentsiala-obuchayuschegosya-mehanizm-raskrytiya-ego-individualnosti (дата обращения - январь 2024 г.).

3. Дежкина С.А. Современное дидактическое обеспечение подготовки педагогов // Педагогический вестник, 2023. - № 3. - С. 17-18.

4. Корчагин Е.А., Сафин Р.С., Осипов П.Н., Яруллина Л.Р. Личностно-развивающий потенциал профессиональной подготовки будущих специалистов // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2014. - № 1(13). - С. 86 -90.

5. Соколова И.Ю., Иванова Т. В. Развитие личностного потенциала студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2014. - № 1(13). - С. 24-31. Интернет ресурс URL: https://www.prof-obr42.ru/Archives/1(13)2014.pdf (дата обращения - февраль 2024 г).

6. Пичугина Г.А. Личностно-профессиональное развитие студента в формировании педагогического опыта // Балтийский гуманитарный журнал, 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 260-263. Интернет ресурс URL: // https://cyberienmka.m/artide/n/lichnostno-professionalnoe-razvitie-studenta-v-formirovanii-pedagogicheskogo-opyta/viewer (дата обращения - декабрь 2023 г.).

7. Шутенко А.И. Концепция построения образовательных коммуникаций в системе вузовской подготовки. // Сибирский педагогический журнал, 2015. - № 6. - С. 98104. Интернет ресурс URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/kontseptsiya-postroeniya-obrazovatelnyh-kommunikatsiy-v-sisteme-vuzovskoy-podgotovki-1/viewer (дата обращения - декабрь 2023 г).

8. Даутов Д.Ф. Влияние высокого уровня творческих способностей членов группы на межличностные отношения в коллективе // Субъект профессиональной деятельности: стратегии развития личности, коллектива, организации: Материалы международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2016. - С. 139-146.

9. Азизова С.М. Современные информационные технологии как средство самореализации студентов в образовательном пространстве вуза. // Человек и образование, 2016. - № 3 (48). - С. 103-106. Интернет ресурс URL: https://cyberleninka.m/artide/n/sovremennye-mformatsionnye-tehnologii-kak-sredstvo-samorealizatsii-studentov-v-obrazovatelnom-prostranstve-vuza-1 (дата обращения -январь 2024 г.).

10. Попович А.Э. Трансформация образовательных технологий в высших учебных заведениях на базе личностно-ориентированного подхода // Педагогика и психология образования, 2022. - № 2. - С. 105-117. Интернет ресурс URL: https://cyberleninka.ru/viewer_images/19396286/f/2.png (дата обращения - январь 2024 г.).

11. Куликова Е.В., Тодорова Т.Н. К вопросу о трансформации педагогических технологий в процессе обучения личности в условиях цифрового образовательного пространства // Научное обозрение. Педагогические науки, 2019. - № 1. Интернет ресурс URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1794 (дата обращения-февраль 2024 г.).

12. Климов А.А., Заречкин Е.Ю. Куприяновский В.П. Влияние цифровизации на систему профессионального образования // Современные информационные технологии и ИТ - образование, 2019. - Т. 15. - № 2. // Интернет ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovizatsii-na-sistemu-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения - февраль 2024 г.).

13. Поздняков Д.М., Позднякова А.Л. Применение информационных технологий и систем в школьном образовании // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2016. - Т. 2. - № 12. - С. 87-89. Интернет ресурс URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28146286 (дата обращения - февраль 2024 г.).

14. Гончаров В. Н. Образование в условиях цифрового общества: новые технологии и новые риски // Философское образование, 2018. - № 1 (37). - С. 135-139. Интернет ресурс URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=36435337 (дата обращения -февраль 2024 г.).

15. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Предпосылки цифровой трансформации российской системы образования // Вестник самарского университета. История. Педагогия. Филология, 2020. - № 26 (2). - С. 70-78. // Интернет ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-tsifrovoy-transformatsii-rossiyskoy-sistemy-obrazovaniya/viewer (дата обращения - февраль 2024 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.