Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА'

ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) / субъектность / смыслообразование / олимпиада / individual educational learning plan (IELP) / subjectivity / meaning making / olympiad

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Юлия Валерьевна

в статье рассматриваются преимущества обучения в университете по индивидуальному образовательному маршруту. Показано формирование качеств субъектности и смыслообразования на примере включения в ИОМ олимпиады как мероприятия приобретения нового опыта решения нестандартных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуева Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT’S INDIVIDUAL EDUCATIONAL LEARNING PLAN (IELP) TO DEVELOP OF PERSONALITY

The article considers the advantages of studying at the University on an individual educational learning plan. The article shows the formation of the qualities of subjectivity and meaning making on the example of inclusion in the IELP of the Olympiad as an event of acquiring new experience in solving non-standard tasks.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА»

Международная научно-практическая конференция

УДК 378

Зуева Юлия Валерьевна Zueva Yulia V.

Аспирант Postgraduate

Институт стратегии развития образования Institute of educational development strategy

ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА

STUDENT'S INDIVIDUAL EDUCATIONAL LEARNING PLAN (IELP) TO

DEVELOP OF PERSONALITY

Аннотация: в статье рассматриваются преимущества обучения в университете по индивидуальному образовательному маршруту. Показано формирование качеств субъектности и смыслообразования на примере включения в ИОМ олимпиады как мероприятия приобретения нового опыта решения нестандартных заданий.

Abstract: The article considers the advantages of studying at the University on an individual educational learning plan. The article shows the formation of the qualities of subjectivity and meaning making on the example of inclusion in the IELP of the Olympiad as an event of acquiring new experience in solving non-standard tasks.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), субъектность, смыслообразование, олимпиада

Key words: individual educational learning plan (IELP), subjectivity, meaning making, olympiad

Одной из задач, которая поставлена перед высшим образованием государством в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, является переход к «непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой социально-ответственной личности».[1, с.3232] Кроме того, современные исследователи отмечают, что ценность образования возрастает при развитии в

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований процессе его получения «способности к действию в условиях отсутствия

готовой ориентировки, неопределённости» [2, с.8]. Таким образом, возникает

потребность в развитии личности в направлении обретения ею

самостоятельности, создания собственной системы ориентиров в учебной, а

затем и профессиональной сфере.

Проблемы личностно-развивающего образования изучались рядом исследователей (Е.В. Бондаревской, С.В. Беловой, А.М. Митяевой, В.В. Сериковым). Способы проявления и развития индивидуальности в образовательном процессе рассматривались в работах Е.И. Исаева, Е.С. Рабунского, В.И. Слободчикова, И. Унт, А.В. Хуторского.

Существуют формы индивидуализации образования, такие как индивидуальный учебный план и индивидуальный график учебного процесса, составляемые при необходимости ускорения или наоборот увеличения сроков прохождения обучения, а также в различных ситуациях, связанных с изменением программы обучения, изменением личных обстоятельств обучающихся. Целью предоставления индивидуальных условий обучения является организационная адаптация основной образовательной программы к возникающим новым обстоятельствам обучающегося. Это форма индивидуальной организации обучения, которая по структуре и содержанию является вариантом образовательной программы.

В понятие индивидуальный образовательный маршрут студента (ИОМ) исследователи вкладывают различные смыслы. Это и «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» [3, с. 94], и «вариативная структура учебной деятельности студентов, проектируемая совместно с преподавателем на основе психолого-педагогической диагностики» [4, с.28].

ИОМ студента на наш взгляд, - это способ организации обучения, при котором студенту предоставляется возможность выбрать приоритеты в обучении с целью развития качеств субъектности и смыслообразования в учебном процессе.

Международная научно-практическая конференция

По мнению В.В. Краевского, реализовать творческий потенциал

личности можно путем предоставления ей свободы развития [3, с.35]. Стандарты высшего образования разрабатываются в логике расширения свободы планирования образовательных программ и включают в себя значительную, по сравнению с предыдущими стандартами, долю вариативной части и элективных дисциплин. Но механизмы личностного развития лежат в условиях создания личностно-развивающей ситуации, создаваемых непосредственно участниками учебного процесса [5, а 88].

Студенты в ходе обучения делают выбор дисциплин, модулей, практик. Создается множественность одной образовательной программы. Это варианты образовательных программ, внутри которых развиваются индивидуальные линии продвижения каждого студента в образовании. Можем ли мы назвать их маршрутами? Маршрут предполагает осознанность, поэтапность и сформированность действий в направлении цели. Поэтому как содержательный компонент ИОМ, - да. В случае спонтанного выбора или выбора, сделанного на основании неспецифического мотива - нет. Сама по себе вариативность образовательной программы работает как форма, с помощью которой, студенту предоставляется возможность участвовать в отборе содержания образования. Однако, структура ИОМ сложнее: она включает помимо содержательного, еще и целевой и процессуальный компоненты. Студенту необходимо четко представлять цели и средства их достижения.

Еще Э. Фромм замечал, что только те студенты, которые нацелены на «бытие» воспринимают лекцию как «живой процесс» [6, а56]. Они не «пассивные вместилища» для новой информации, они те, которые могут преобразовывать новое знание в собственное. Вместе с ними на занятиях находятся студенты, чья деятельность характеризуется «обладанием». Эта группа стремится присвоить новое чужое знание, зафиксировать его, но оно никогда не станет их собственным знанием, не заставит переосмыслить известное или создать что-то свое.

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

Получается, что студенты с установкой «быть» по Э. Фромму имеют

намного больше шансов продвижения по ИОМ, чем студенты с установкой «иметь» в силу своей пассивности. Однако, как утверждается автором, преподавателю важно сохранять интерес студентов к учебной информации, в противном случае, и активные студенты рискуют потерять свои смыслы в обучении. При усвоении содержания образования в процессе обучения по ИОМ, содержательная часть, формируемая совместно со студентом, уже лежит в сфере его личностных и профессиональных интересов. Реализация ИОМ - это и есть свобода реализации себя, выбора средств и методов для достижения цели.

По утверждению исследователей, студенты не могут реализоваться именно по причине неопределенности смысла ИОМ, своей роли в учебном процессе [7, с.62].

В поисках ситуации открытия смыслов включения в процесс самоорганизации мы обратились к мероприятиям внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности, в которых формируются качества субъектности (участие не является обязательным, требуется проявление инициативы и самоподготовки) и смыслообразования (значимость цели для достижения мотива).

Нами было проведено исследование мнения студентов-участников различных олимпиад возрастной группы 18-21 год в количестве 144 человек при помощи метода анкетирования. Исследование проводилось на нескольких мероприятиях в течение трех семестров. Участие было добровольным, опрос осуществлялся после завершения мероприятия. Считаем, что проведение анкетирования «на выходе» из аудитории является психологически более комфортным и наиболее подходящим. Это момент снятия напряжения (после сосредоточения на предмете олимпиады) и непроизвольной рефлексии события (совершенно естественно после окончания напряженной умственной работы ее осмыслить). Студентам предлагались закрытые и один открытый вопрос: «Чем, главным образом, мотивировано Ваше участие в олимпиаде?».

Международная научно-практическая конференция Полученные результаты мы распределили на несколько групп на

основании оценки ответа на открытый вопрос. Названия групп в

нижеследующей таблице отражают существенную характеристику ответа и

обнаружения смысла мероприятия, то есть того, как понимают студенты,

значимость цели для достижения мотива (табл. 1).

Таблица 1. Исследование оценки олимпиады студентами как личностно-

значимого события

Группа Количеств Периодичность участия Влияние на личностный рост Характер подготовки

о участников впер -вые иногда постоянно да Нет затр у- дня-ются Само -под-готовка Под руко -вод- ство м педагога Без подго -товки

Прогресс 57 12 26 19 57 52 5

Интерес 28 7 18 3 25 3 26 2

Проверка 30 11 14 5 22 3 5 28 2

Другие 20 4 10 6 12 4 4 17 3

Неопределившиеся 9 2 2 5 8 1 9

ВСЕГО 144 36 70 38 124 7 13 132 7 5

Таким образом, 39,5% участников обнаружили смысл в саморазвитии, преобразовании себя, приобретении нового личностного опыта (событие стало для них личностно значимым) и были оценены как студенты группы «Прогресс», поскольку ключевым в их ответах является признание продвижения вперед. Все они считают, что участие в состязательных учебных мероприятиях влияет на их личностный рост. Некоторая их часть готовится под руководством педагога. Эти студенты понимают значимость цели для достижения мотива. Более того 8,7% из них выстраивают свою систему самоподготовки во взаимодействии с педагогом, что повышает значимость цели в достижении нового уровня саморазвития по итогам мероприятия и результативность. Часть студентов - 19,4%, осмысливают свою мотивацию

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований как «любовь к предмету», «интересен новый опыт», «интересны олимпиадные

задания», были отнесены в группу «Интерес». Подавляющее большинство их

также признает личностный рост результатом таких мероприятий. Это

означает, что тематика мероприятия лежит в сфере их личностных интересов,

однако, оказывается несформированной цель участия и, следовательно,

страдает формирование смыслообразования включения в самостоятельную

деятельность. В группе «Интерес» доля готовившихся во взаимодействии с

преподавателем сравнима с долей, выявленной в группе «Прогресс», и

составляет 7,7%. В группу «Проверка» включены 20,8% студентов, которые

выражали свое мнение как «проверка знаний», «желание испытать

собственные силы», «узнать уровень». В этой группе возрастает количество

респондентов по сравнению с предыдущими сомневающихся в личностном

росте, и появляются те, кто его вовсе отрицает. Здесь же обнаруживаются и те,

кто приходил на мероприятия без подготовки. Таким образом, в этой группе

студентов отсутствует осознанное намерение саморазвития, их участие

связано в основном с неспецифической мотивацией, но тем не менее готовясь

к мероприятию они сознают значимость достижения результата. Оставшаяся

часть респондентов - 20,3% не обнаружили специфической мотивации,

определенности цели, для них внеаудиторное мероприятие оказалось

неэффективным.

Таким образом, были выявлены смыслы включения в самостоятельную учебную деятельность, связанные с преобразованием, развитием себя у 39,5%, недостаточная сформированность компонентов смысловой структуры самостоятельной учебной деятельности в соответствии с интересующей сферой у 19,4% и несформированность компонентов процессуальной структуры самостоятельной учебной деятельности у 20,8%. Для остальных студентов мероприятие не стало значимым учебным событием.

Олимпиадные задания не являются формами приложения «готового» знания. Решение их открывает перед студентами новое проблемное поле, а при наличии сформированной системы ориентиров в учебной деятельности,

Международная научно-практическая конференция определенности ИОМ способствует формированию качеств субъектности и смыслообразования. Напротив, недостаточная сформированность компонентов ИОМ служит препятствием в освоении нового опыта или неполном его освоении, и, как следствие, не ведет к формированию собственной системы ориентиров в условиях неопределенности.

ИОМ студента является способом организации учебной деятельности студента, раскрывающим его личностный потенциал. Поиск ситуаций развития и включение их в ИОМ студента является перспективной задачей для педагогов.

Библиографический список:

1. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 2015 г. N 22 ст. 3232)

2. Лескова И.А. Субъектоцентрированный подход к построению содержания высшего образования : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Лескова Инна Александровна; [Место защиты: ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования]. - Москва, 2019. - 48 с.

3. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 35

4. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза как способ индивидуализации обучения//Наука и школа. № 3. 2007. МПГУ С. 28-29.

5. Сериков В.В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии: монография/В.В. Сериков. - М.: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018. - 292 с.

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

6. Фромм, Э.З. Иметь или быть? : монография / Э.З. Фромм. - Москва : Директ-Медиа, 2008. - С.56

7. Носкова Т.Н. Реализация индивидуального образовательного маршрута через организацию самостоятельной работы студента в цифровой среде // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей по материалам всероссийской научной конференции 1-16 апреля 2019 года. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - 144 с. - С.61-66.

УДК 372.862

Лизунов Владислав Валерьевич Lizunov Vladislav Valerievich

Магистрант Undergraduate

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Елабужский институт (филиал) Kazan (Volga region) Federal University Yelabuga Institute (branch)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РОБОТОТЕХНИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА FISCHERTECHNIK ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УМНОГО ДОМА

USING THE FISCHERTECHNIK EDUCATIONAL ROBOTIC CONSTRUCTOR TO STUDY DIGITAL SMART HOME TECHNOLOGIES

Аннотация: Интернет вещей и робототехника относятся к ключевым технологиям цифровизации, поэтому так важно готовить специалистов в данной области. Технологии интернета вещей являются наиболее интегрированными цифровыми технологиями. Для их освоения необходимы знания о работе различных датчиков и исполнительных устройств, программировании микроконтроллеров, владение сетевыми и облачными технологиями. Робототехнический конструктор fischertechnik «ROBOTICS TXT Smart Home» предназначен для изучения интернета вещей и цифровых технологий системы умного дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.