Научная статья на тему 'Личностно-психологические предикторы склонности к рискованному поведению'

Личностно-психологические предикторы склонности к рискованному поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2372
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ / КОГНИТИВНО-АФФЕКТИВНЫЕ ЕДИНИЦЫ / PERSONALITY / RISKY BEHAVIOR / PERSONALITY TRAITS / PSYCHOLOGICAL PREDICTORS / COGNITIVE-AFFECTIVE UNITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бунас Алина Анатольевна

В наше время возникают новые формы поведения, которые помогают индивидууму приспосабливаться к окружающей действительности. На сегодняшний день актуальным становится исследование такого поведения, которое связано с риском. В статье представлен обзор научных подходов к определению понятия риска, его категорий и рискованного поведения как поведенческих феноменов. Раскрыты основные детерминанты рискованного поведения личности в психологическом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-PSYCHOLOGICAL PREDICTORS OF THE PROPENSITY TO RISKY BEHAVIOR

In our time there are new forms of behavior, which help the individual to adapt to the surrounding reality. Today important becomes the study of risky behavior of person. The article presents a review of the scientific approaches to the definition of risk categories and risk behaviour as behavioral phenomena. Considered the main determinants of risk behaviors in the psychological aspect.

Текст научной работы на тему «Личностно-психологические предикторы склонности к рискованному поведению»

УДК 159.9.016 + 316.622

ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ

© 2013

А.А. Бунас, аспирант кафедры общей и медицинской психологии

Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Днепропетровск (Украина)

Аннотация: В наше время возникают новые формы поведения, которые помогают индивидууму приспосабливаться к окружающей действительности. На сегодняшний день актуальным становится исследование такого поведения, которое связано с риском. В статье представлен обзор научных подходов к определению понятия риска, его категорий и рискованного поведения как поведенческих феноменов. Раскрыты основные детерминанты рискованного поведения личности в психологическом аспекте.

Ключевые слова: личность, рискованное поведение, черты личности, психологические предикторы, когнитивно-аффективные единицы.

Феномен «риска» и «рискованного поведения» рассматривается в рамках различных общественных и естественных наук. Каждая из них имеет свой предмет и направленность в изучении данной категории, что в определенной степени усложняет как концептуализацию, так и операционализацию этого феномена в психологии. В трактовке понятия «риск» существуют многочисленные разногласия, отражающие его многомерность. Так, риск определяют как действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспехом («Психологический словарь», 1983). У. Бек (1996) понимает под риском систематическое взаимодействие с угрозами и опасностями, индуцируемых процессом модернизации. Согласно мнению И. Зубкова (1999), риск - целенаправленное поведение социального субъекта, осуществляемое в обстоятельствах неопределенности ожидаемых исходов. А. Реан (2009) определяет феномен таким образом: «риск - это возможность, когда человеческие действия или результаты деятельности могут привести к последствиям, которые будут влиять на человеческие ценности». Следуя концепции ученого, риск можно рассматривать как функцию субъективно воспринимаемой пользы и вероятности ее проявления [1]. По мнению А. Крылова (2005), рискованное поведение -это любое поведение или действие, которое увеличивает вероятность возникновения негативных последствий для здоровья в результате использования тех или иных поведенческих практик. Риск - вероятность наступления определенных последствий вследствие принимаемых решений и реализации действий под воздействием внешних и внутренних факторов, которые определяют конечный результат (Т. Тяпаев, 2010). Анализируя вышеизложенное, можно рассматривать риск и рискованное поведение как способность человека идти на авантюры; желание ощутить опасность и проверить свои силы; действие, исход которого неясен; принятие решения в условиях опасности.

Существует много научных подходов к исследованию рискованного поведения: как проявление импульсивных реакций (М. Дыбов, 2000; S.Fergus, M. Zimmerman, 2005; G. Kielhofner, 2008); как поведение, которое опосредовано латентными нарушениями эмоционально-волевой сферы (Л. Певец, 1976; C. Markstrom, S.K. Marshall, K.J. Tryon, 2000); как снижение адекватности связи результата действий субъекта с обстоятельствами (В. Петровский, 2003; M. Arnold, 1967); как повышенная готовность субъекта к «надситуативной активности» (И. Ушакова, 2003; М. Буланова-Топоркова, 2006); как психологическая особенность индивидуального поведения личности (Г. Валлах, Е. Жариков, Н. Коган, М. Котик, С. Максименко, С. Маничев, А. Паврамонов, О. Санникова и др.); как диспозиционная личностная ценность (Т. Корнилова, 2003); как личностно-смысло-вое образование личности (А. Ниазашвили, 2007); как проявление профессиональной деятельности человека (О. Вдовиченко, А. Деркач, Д. Клебесберг, Г. Ложкин, Г. Солнцева, И. Троицкая, Г. Цукерман, А. Чебыкин

и др.); как независимость мысли и чувств личности (Ш. Шварц, 1994, 2005); как форма неопределенности и объективный феномен в процессе принятия решений (В. Вяткин, В. Гамза, Ю. Екатеринославский, А. Карпов, Ю. Козелецкий, Н. Колпаков, О. Тихомиров, Г. Осборн, Дж. Хант, Дж. Шермерорн и др.); как одно из проявлений аутоагрессивного поведения (С. Ениколопов, 2005) и другие.

Целью данной статьи является анализ научных подходов к определению психологических предикторов данного типа поведения личности, а также уточнение понятий «риск» и «рискованное поведение».

В массовом сознании укоренилось мнение о риске как о возможности опасности и неудачи. Иногда риск понимается как деятельность, осуществляемая в надежде на счастливый случай, или просто ситуативная ее характеристика.

Одним из первых исследователей проблемы риска явился А. Альгин, определивший риск как деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели [2].

Выделяют следующие направления определения понятия риска:

1. Риск как ситуативная характеристика действия (деятельности) субъекта; риск - мера ожидаемого неблагополучия, которая определяется сочетанием вероятности неудачи и степени потерь (ущерба, проигрыша). Психологический смысл такого определения имеет слишком общий характер, так как речь идет об активности субъекта, его деятельности или действии.

2. Риск как ситуация выбора между альтернативными или возможными вариантами действий во время принятия решения.

3. Риск как взаимосвязь индивидуального и группового поведения в социально-психологическом аспекте исследований. Таким образом, можно предположить, что понятие «риск» связано с представлениями о действиях субъекта и его возможностью совершения определенного действия и достижения результата, поэтому риск является прогностической, упреждающей оценкой такого действия индивида [3].

Многочисленные подходы в трактовке и объяснению сути феномена риска позволяют говорить о том, что противоречивая природа риска имеет проявление в столкновении объективно существующих рискованных действий с их субъективной оценкой. Поведение субъекта в неопределенной ситуации зависит не только от объективных условий, но и от того, насколько адекватно эти условия отражаются в его сознании и соотносятся с личностными свойствами.

Анализ научной литературы по искомой проблематике позволяет выделить три вида готовности к рискованному поведению: «рискованное поведение как инструмент для получения максимальной пользы», «рискованное поведение как преодоление своих физических

и психологических возможностей», «рискованное поведение как проявление доверия». Различают психологическую, социальную и финансовую готовность к риску (Л. Шмидт, 1985). Несколько иное, трехфакторное понимание склонности к риску, появляется в интерпретации трех личностных факторов - нерешительности, рациональности, принятия риска (Вольфарт, 1974) [1; 4; 5; 6].

Следует отметить, что существует некоторое различие в толковании и использовании таких понятий как «готовность к рискованному поведению» и «склонность к рискованному поведению». Под готовностью к рискованному поведению большинство исследователей понимают характерологическую мотивированную составляющую действия в различных жизненных ситуациях; в противовес этому, склонность к рискованному поведению - это личностная предпосылка или черта, поскольку детерминирована как внешними, так и внутренними факторами - личностными особенностями [7]. Однако, говоря о готовности, либо склонности к рискованному поведению, стоит опираться на определенную парадигму, в рамках которой ведется исследование.

Исходя из предположения, что склонность к риску обусловлена как внутренними, так и внешними факторами, попытаемся рассмотреть психологические предикторы данного феномена.

Исследовательница О. Вдовиченко выделяет пять основных психологических факторов, влияющих на формирование у индивида склонности к риску: рациональный (интеллектуальный), мотивационный, социальный, ситуационный и личностный. Также она подчеркивает, что именно личностный фактор предопределяется особым свойством личности - «склонностью к риску», что соответствует английскому термину «risk-taking». Этим термином обозначают диспозиционный личностный риск как индивидуальное свойство индивида и связывают с такими личностными качествами, как независимость, склонность к доминированию, стремление к успеху [7; 8].

Следует выделить еще одну личностную черту, обуславливающую, по мнению Г. Айзенка, склонность к риску. Это одна из характеристик эмоциональной неустойчивости - нейротизм, проявляющийся в низкой адаптации индивидуума, склонности к быстрой смене настроений (эмоциональной лабильности), чувстве волнения и тревоги, депрессивных реакциях. Именно поэтому, в контексте психофизиологических и биохимических коррелятов, нейротизм рассматривается как аспект измерения эмоциональной стабильности-нестабильности, позволяющий оценивать различия в переходах от одного настроения к другому, различия в интенсивности негативных аффективных реакций, тревоги и напряжения.

В пятифакторной модели личности Г. МакКрая -П. Коста (1997) нейротизм рассматривается как важный фактор структуры личности, как возможность человека справляться со стрессом, эффективно функционировать в межличностном взаимодействии. Исследователи выдвинули гипотезу об относительной стабильности личностных черт после достижения индивидом возраста зрелости (30 лет). Это касается таких черт, как экстраверсия, открытость новому опыту, добросовестность и доброжелательность. Вместе с тем авторы отмечают, что для лиц более раннего возраста характерна стабильность не всех перечисленных черт, а только экстраверсии, нейротизма и открытости новому опыту. С возрастом эти же особенности имеют тенденцию к угасанию. В то же время добросовестность и доброжелательность не так ярко выражены в более юном возрасте, в отличие от взрослого периода жизни [9].

В. Корнилова (2003) в своих исследованиях отмечает, что найдены корреляции между готовностью личности к риску и социальной смелостью, решительностью, склонностью к авантюре, открытостью и легкостью в общении, безопасностью, самоутверждением, неуверен-

ностью. При исследовании индивидуальных черт личности, связанных с риском, установлено наличие таких её свойств, как творческие способности, потребность в самоутверждении, независимость характера, агрессивность, самостоятельность, высокий уровень личностной тревожности, экстраверсия (либо интроверсия), эгоизм и другие. Склонность к риску связывается, также, с импульсивностью и поиском острых ощущений.

М. Цукерман (1995) в своей теории биохимических основ личности и ее расстройств акцентирует внимание на такой личностной особенности, как поиск новых ощущений, основываясь при этом на учете биологических, сравнительных, экспериментальных и других подходов к изучению личности. Было установлено, что именно данный предиктор может детерминировать рискованное поведение, в котором можно выделить следующие составляющие: поиск опасностей и приключений, поиск переживаний, раскованность, невосприимчивость скуки. Следовательно, поиск новых ощущений - это поиск разнообразных новых сложных интенсивных переживаний или опыта, желание идти ради него на физический, социальный, правовой, финансовый риск [9]. При этом риск не является основным содержанием того, что делает человек, хотя он и проявляет тенденцию к недооценке негативных аспектов риска, сохраняя уверенность в положительных конечных результатах своих действий. Индивид готов принимать риск как цену за переживание ощущений, что доставляет ему удовольствие. Лица с низким уровнем склонности к поиску ощущений, как правило, не видят смысла в том, чтобы идти на риск, способный повлечь за собой опасность или повреждения [10].

Изучая деятельность руководителей, Т. Грязнова (2007) установила связи готовности к риску с теми качествами личности, которые характеризуют эмоциональную сферу (агрессивность, жесткость, отсутствие тревожности); волевую (целеустремленность, высокий самоконтроль смелость) и коммуникативную сферы (общительность, коммуникативность), а также некоторые характерологические свойства личности (доминантность, уверенность в себе, высокую самооценку и т.п.).

А. Ниазашвили подчеркивает существование негативной детерминации влияния фактора G (16 факторный личностный опросник Р. Кеттелла) - сила/слабость «сверх - Я» - на склонность к экстремальному риску. Также автор показал, что импульсивность, смелость, осторожность, тревожность, эмоциональная устойчивость и особенности мотивационной сферы являются внутриличностными и относительно устойчивыми индивидуальными свойствами, выступающими в роли детерминант склонности человека к риску. Отрицательные связи были представлены по отношению к добросовестности, социальной желательности, социальной ответственности, а положительные - импульсивностью, агрессией, доминированием [11].

Исследователь П. Словик (1980) установил, что есть два важных элемента в восприятии индивидом риска: фактор страха (то, насколько человек боится того, чем все закончится) и фактор контроля (степень контроля над ситуацией). Также автором установлено наличие корреляционной связи между склонностью к риску и стремлением к общению с социально адаптированными индивидами.

Степень адекватности отражения индивидом опасных ситуаций и общая склонность к рискованному поведению, как показывают исследования М. Валлаха и Д. Катца, в значительной степени зависят от личностных факторов, таких как депрессивность, раздражительность, спонтанность [7].

Е. Туник (2007) в контексте рассматриваемой проблемы выделяет среди важных черт личности, способствующих риску, любознательность как возможность узнать что-то новое и волевые качества, поскольку чело-

век, отстаивая свои интересы, будет рационализировать как свои поступки, так и действия.

К чертам, присущим «рискованной» личности, некоторые исследователи относят экстремально выраженную потребность доминировать над другими людьми, слабый самоконтроль (преобладание эмоциональных проявлений), ригидность, индивидуалистичность, гиперактивность, инициативность, авантюризм, так называемый «комплекс вседозволенности» [6].

У. Мишел, основатель когнитивно-аффективной теории, полагал, что такие когнитивные факторы, как ожидания, субъективные предпочтения, ценности, стремления и личные стандарты могут составлять важную роль в формировании черт личности. Постулировалось, что у человека существует довольно много основных черт личности, которые могут быть стабильными в течение длительного периода времени, но само поведение основывается не на нестабильности их во времени, а на непоследовательности проявления в разных ситуациях. Поэтому конкретная ситуация взаимодействует с интересами, целями, ожиданиями, компетентностью и другими свойствами личности, определяя поведение, поскольку личность и ситуация взаимозависимы - поведение человека отчасти создает ситуации, в которые он попадает, а ситуации, в свою очередь, влияют на поведение людей. Для предсказания поведения в конкретной ситуации и определения личностного способа поведения человека, необходимо рассмотреть набор из частично перекрывающих друг друга личностных переменных (когнитивно-аффективных единиц) индивида, так как данные единицы включают все психологические, социальные и физиологические характеристики людей, являющиеся причиной их взаимодействия с окружающей средой по относительно стабильной схеме варьирования [12].

Д. Мак-Клелланд в своей «мотивационной» концепции определял поведение личности как соотношение между ожиданиями (предположениями относительно содержания и синхронности событий в будущем) и реальными событиями. Автором было установлено, что индивиды стремятся к уменьшению расхождения между ожиданием и событием, чтобы компенсировать скуку, и избегают больших степеней непредсказуемости, чтобы избежать угрозы, поэтому выбирают рискованные формы поведения [13].

Таким образом, выделенные исследователями предикторы рискованного поведения содержат в себе характеристики, как личностных особенностей индивида, так и его индивидуальную жизненную ситуацию, при которой он готов и идет на риск. Следует отметить, что рискованное поведение не универсально, и его проявление относится к определенному классу ситуаций - профессиональных, либо жизненных, которые субъект самостоятельно оценивает как независящие от его действий.

Анализ эволюции представлений о рискованности как личностном свойстве и теорий принятия риска приводит к пониманию существования генеральной склонности личности к рискованному поведению, которая и детерминирует совершение рискованных поступков.

В результате анализа научных исследований по проблеме рискованного поведения, в контексте основных его психологических предикторов, установлено, что данное качество личности неоднозначно взаимосвязано с характерологическими свойствами индивида, такими, как независимость, доминантность, безопасность, жесткость, практичность, авантюризм, конфликтность, необоснованная уверенность в себе, высокая самооценка; с волевыми качествами личности, а именно - целеустремленностью, высоким самоконтролем, смелостью, решительностью; с коммуникативными особенностями - общительностью, инициативностью, творчеством в общении, адаптивностью; направленностью локус контроля личности; с мотивационными свойствами, в частности, желанием получить новые ощущения, достичь успе-

ха, преодолеть неудачу, а также с теми особенностями личности, которые относятся к темпераменту и эмоциональной сфере: импульсивность, рефлективность, возбужденность, гиперактивность, удовольствие, радость, страх, тревожность, агрессивность, устойчивость эмоционального переживания, невротичность, раздражительность, эмоциональная лабильность.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что проблема рискованного поведения, его детерминант, проявлений и коррелятов остается в настоящее время недостаточно изученной и перспективной для дальнейших экспериментальных исследований, а потому, дает нам возможность рассмотреть данную проблему с позиций таких феноменов как прогностическая компетентность, временная перспектива, эмоциональная направленность личности, а также выделить интеграционные личностные факторы, способствующие реализации форм рискованного поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Roysamb E. Adolescent risk making: Behaviour patterns a the role of emotions a cognitions / E. Roysamb.

- Psychl. diss. - Oslo: Univ. of Oslo, 1997. - VIII [2]. -Р. 46-53.

2. Реан А.А. Три десятилетия исследования риска / А.А. Реан // Вопросы анализа риска. - 1999. - № 1. -С. 87-92.

3. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альгин. - М., 1989. - С. 19-47.

4. Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятия «риск» / Г.Н.Солнцева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1999. - № 2. - С. 14-22.

5. Price R. Situations / R. Price // Toward a Psychology of Situations: An Interactional Perspective / Ed. by D. Magnusson. - Hillsdate, 1981. - P. 106-112 (перевод Н.В. Гришиной).

6. Ильин Е.П. Психология риска / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - С. 17-37.

7. Вдовиченко О.В. О теоретических подходах к пониманию проблемы риска // Наука и образование. -2001. - № 1. - С. 34-36.

8. Вдовиченко О.В., Чебыкин А.Я. Личностно-психологические детерминанты явления риска // Дифференциация и интеграция психолого-педагогического знания в науке, социальной практике и научных исследованиях: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2001.

9. Носенко Е.Л., Аршава 1.Ф. Сучасш напрями за-рубiжноi психологи: Психолопя особистосп / Е.Л. Носенко, 1.Ф. Аршава. - Д.: Дншропетровський нацю-нальний ушверситет. - 2009. - 305 с.

10.Zuckerman, M. Good and bad humours: biochemical bases of personality and its disorders / M. Zuckerman. -Psychological Science, 1995. - 6(6). - Р. 325-332.

11. Ниазашвили А.Г. Индивидуальные различия склонности к риску в разных социальных ситуациях развития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / А.Г. Ниазашвили. - М., 2007. - 24 с.

12. Frager R., Fadiman J. Personality & Personal Growth (6th edition). - Prentice Hall: Upper Saddle River, NJ, 2005.

- Р. 583-592.

13. Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник / П.П. Горностай, Т.М. Титаренко, И.А. Грабская. - К.: Рута, 2001. - С. 153-226.

PERSONALITY-PSYCHOLOGICAL PREDICTORS OF THE PROPENSITY

TO RISKY BEHAVIOR

© 2013

A.A. Bunas, post-graduate student of Department General and Medical psychology

Dnipropetrovsk National University named after Oles Honchar, Dnipropetrovsk (Ukraine)

Annotation: In our time there are new forms of behavior, which help the individual to adapt to the surrounding reality. Today important becomes the study of risky behavior of person. The article presents a review of the scientific approaches to the definition of risk categories and risk behaviour as behavioral phenomena. Considered the main determinants of risk behaviors in the psychological aspect.

Keywords: personality, risky behavior, personality traits, psychological predictors, cognitive-affective units.

УДК 373.31:811.1

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2013

Л.Е. Гусак, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных

специальностей, докторант

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)

Аннотация: В статье раскрывается компетентностный подход к подготовке будущих учителей к применению ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников. В этом контексте дифференцируются понятия профессиональной компетентности, коммуникативной компетентности, психолого-педагогической компетентности, специальной компетентности. Акцентируется внимание на содержательной составляюшей этого процесса.

Ключевые слова: Компетентностный подход, методическая содержательная составляющая профессиональной деятельности студента, компетентности ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, практика современной школы констатируют существование противоречия между необходимостью формирования коммуникативной компетентности младших школьников и готовностью учителей к обучению младших школьников речи на иностранном языке. Наиболее ярко это проявляется в незнании особенностей коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам младших школьников, неумении учителя определить трудности усвоения учащимися фонетических, лексических и грамматических единиц, построить объяснение с учетом этих трудностей.

Большинство исследователей среди проблемы подготовки учителя выделяют коммуникативный компонент его профессиональной компетентности (который тесно связанного с ассоциативным обучением), считают устойчивым составляющим педагогической деятельности, предшествующго гностическому, конструктивном и организаторскому [6].

Содержание подготовки будущих учителей к применению ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников в профессиональной деятельности будущего учителя разрабатывается в соответствии с его основной целью - сформировать личность творческого учителя-новатора - и включает в себя информацию, полученную студентами в виде знаний, понятий и представлений.

Неотъемлемыми качествами настоящих знаний является их систематичность, осознанность, осмысленность. Являясь составной мировоззрения человека, они в значительной мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности, характер. Знания являются одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития способностей и дарований [3, с. 137].

Для того, чтобы знания были действенными, в высшем учебном заведении необходимо соблюдать (обеспечивать) определенные условия. Во-первых, студенты должны видеть перспективу использования знаний в учебной деятельности и в своей педагогической деятельности. Во-вторых, овладение студентами определенными учебными и учебно-практическими умениями и навыками с систематическим использованием их в учебной и учебно-практической деятельности. Эти уме-

ния тесно связаны между собой, ведь только на основе усвоенных учебных умений возможно оперирование учебно-практическими умениями. В-третьих, применение знаний, умений и навыков не только в традиционных, но и в изменившихся (практических) ситуациях, способствуют реализации принципа прочности, требующего такой постановки обучения, при которой материал изучается основательно и студенты всегда в состоянии воспроизвести его в памяти и воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях. Требование прочности знаний исходит из того, что любое дальнейшее накопление знаний невозможно, если полученные ранее знания забыты. Особенно актуальной становится проблема обеспечения прочности и действенности знаний иностранного языка в период научно-технического прогресса, требует от молодых специалистов свободного владения ими [1, с. 66].

Эффективное усвоение знаний иностранного языка обеспечивается в процессе активного, сознательного и целенаправленного проявления усилий к успешному выполнению любой задачи, возникающей в процессе обучения. В свою очередь, активная и сознательная деятельность обусловлена пониманием целей, задач и методов работы. Она начинается с активного восприятия информации и зависит от умения наблюдать и размышлять, умения устанавливать причинно-следственные связи, то есть работать так, чтобы, опираясь на учебный и приобретенный ранее опыт, преодолевать дополнительные трудности, возникающие в процессе обучения. Следовательно, необходимо так строить процесс обучения, чтобы студенты усваивали знания сознательно. Для этого целесообразно учить студентов анализировать и обобщать получаемую информацию, учить самостоятельно вести наблюдение, делать сравнения и выводы.

Студенты - будущие учителя иностранных языков начальной школы -должны владеть технологиями формирования каждого вида иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников. Иначе говоря, студенты должны приобрести определенного уровня сформированность профессиональной компетентности учителя иностранного языка начальной школы, достаточной для успешного формирования у младших школьников всех видов иноязычной коммуникативной компетентности на уроках, так и во внеклассной работе по иностранному языку, то есть овладеть соответствую-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.