ее как сопряженную с нервными затратами, связанную с утомляемостью, эмоциональным напряжением. В данном случае здоровье как ценность и намерение работать психологом в силовых структурах являются разнополюсными категориями.
Таким образом, в структуре комплексного понятия «профессиональные намерения» взаимопереплетены такие социально-психологические явления, как взаимоотношения в семье, взаимодействие с родителями, удовлетворенность жизнью, уверенность в правильности выбора профессии, образ профессии, ценности, востребованность профессии, оценка уровня профессиональной подготовки, характеристики профессиональных намерений (четкость, гибкость,
сложность, адекватность), мотивация достижения, социально-психологические типы личности. Взаимосвязь всех этих компонентов определяет конечный результат формирования профессиональных намерений студентов, их дальнейшее профессиональное становление, делает возможным минимизацию психологических рисков формирования неадекватных профессиональных намерений.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант № 11-06-00716 а).
Примечания
1 См.: Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
2 См.: Кон И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя. М., 1989.
УДК 316.752/.754
М. А. КЛЁНОВА
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Личностная креативность и мотивация достижения как компоненты готовности к риску
В статье рассматриваются основные проблемы, касающиеся изучения склонности и готовности к риску с учетом личностной креативности и мотивации достижения испытуемых. Обсуждаются результаты сравнительного анализа склонности и готовности к риску у мужчин и женщин. Установлена прямая зависимость склонности к риску и мотивации достижения.
Ключевые слова: личность, риск, мотивация достижения, креативность.
M. A. KLENOVA
Personal Creativity and Motivation of Achievement as Components of Readiness for Risk
In the article the basic problems, propensities concerning studying and readiness for risk in view of personal creativity and motivations of achievement of examinees are considered. Results of the comparative analysis of propensity and readiness for risk at men and women are discussed. Direct dependence of propensity to risk and motivation of achievement is established. Key words: person, risk, motivation of achievement, creativity.
Изучая личностные детерминанты склонности к риску, необходимо учитывать множество компонентов, в частности личностную креативность и мотивацию достижения. Понятия риска и креативности связаны: если посмотреть на их определения, можно найти много общего и взаимодополняющего. Так, креативность в общем смысле означает творческие способности индивида,
«способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации»1. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний; действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвиже-
© Клёнова М. А., 2011
ния гипотез, проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения2.
Риск же предполагает принятие решений в ситуации неопределенности, когда перед индивидом выбор: поступить, доверяясь себе и своим силам, или избежать риска. Ситуация выбора уже предполагает наличие у субъекта определенной доли креативности, так как одним из ее свойств является быстрое принятие решений в проблемных ситуациях, что достаточно точно отражает содержание риска.
Целью нашего исследования является изучение зависимости склонности и готовности к риску от личностной креативности и мотивации достижения. Для проверки теоретических гипотез было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 307 человек (из них 154 в возрасте от 18-ти до 25-ти лет; 102 - от 40 до 55-ти лет; 51 - от 60-ти до 75-ти лет; из них 205 женщин и 102 мужчины); использована методика Е. Е. Туник «Диагностика личностной креативности»3. Рассмотрим полученные результаты.
Общие показатели по всей выборке следующие: склонность к риску - 8,31; любознательность - 7,63; сложность - 6,68; воображение - 4,08. Как видно, наибольшее предпочтение по всем шкалам методики испытуемыми было отдано склонности к риску. В авторском варианте склонность к риску определяется как проявление того, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда окружающие выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится. Для более полной картины рассмотрим показатели по шкалам креативности у мужчин и женщин.
После сравнения средних данных при помощи ^критерия Стьюдента была обнаружена достоверная разница у мужчин и женщин по шкалам «склонность к риску» (1 = 2,201) и «воображение» (1 = 1,926). Женщины, по результатам нашего исследования, оказываются более склонными к риску. В исследовании, проведенном ранее по методике Г Шуберта, мужчины более готовы к риску. Склонность и готовность - понятия не тождественные, хотя
и близкие по значению. Склонность - это избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основа - глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление усовершенствовать умения и навыки, связанные с ней4. В другом определении склонность трактуется как «устойчивый интерес к процессу осуществляемой деятельности»5. Готовность же определяется как установка, направленная на выполнение некоего действия, она предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков, а также стремление противодействовать возникающим в ходе деятельности препятствиям. Кроме того, готовность предполагает приписывание выполняемому действию некоего личностного смысла6.
Казалось бы, данные исследований противоречат друг другу: мужчины в большей степени готовы к принятию риска, а женщины в большей степени склонны к риску. Но если посмотреть на эти данные в разрезе корреляционного анализа, между показателями готовности к риску по методике Г. Шуберта и шкалами методики Е. Е. Туник, использованными нами, то обнаружатся следующие связи: склонность к риску (г = 0,119*); сложность восприятия (г = 0,121*); воображение (г=0,140*) (рисунок).
Средние показатели по методике диагностики личностной креативности
Следует заметить, что у женщин также обнаруживаются связи между показателями готовности к риску и любознательности
Психология
(г = 0,224**). Подтвержденная связь между готовностью и склонностью к риску не вызывает сомнений. Действительно, чем выше склонность к риску, тем более вероятным оказывается проявление готовности. В общем понимании склонность - понятие, включающее в себя готовность. Однако обнаруженная достоверная разница по шкалам склонности и готовности у мужчин и женщин требует обратить внимание на то, что готовность в нашем исследовании - это, прежде всего, готовность к экстремальному риску, которому в большей степени подвержены мужчины. В то время как склонность к риску рассматривается в русле личностной креативности, где у женщин, помимо высоких показателей по шкале склонности, обнаруживаются высокие показатели по шкалам «воображение», «любознательность». Положительные корреляционные связи между показателями готовности к риску у женщин и любознательности позволяют говорить о том, что восприятие риска через «интерес» присуще в большей степени женщинам, нежели мужчинам. Кроме того, обнаружены положительные корреляционные связи между показателями женщин по шкалам «готовность к риску» и «воображение». Следует напомнить, что по шкале «воображение» была обнаружена достоверная разница между показателями мужчин и женщин. Способность к придумыванию, преувеличиванию, утрированию, действительно, свойственна в большей степени женщинам. То, что воображение лучше развито у женщин, отмечают многие авторы7. Наше исследование подтверждает выдвинутую гипотезу, следовательно, говоря о том, что готовность к риску у женщин напрямую связана с такими качествами, как воображение и любознательность, можно предположить, что в некоторых случаях истинная готовность к совершению рискованного поступка разнится с представлениями самих женщин о своей включенности в риск. Для примера можно привести следующую ситуацию: если женщина говорит о том, что готова на прыжок с парашютом, в действительности в подобной ситуации, если перед ней будет выбор прыгать или нет, велика вероятность того, что она откажется от прыжка. Это можно объяснить следующими причинами: в тот момент, когда она обдумывает, воображает себе эту ситуацию, она действительно готова и хочет пойти на это, однако в реальной ситуации, которая скорее всего не совпада-
ет с воображаемой, она может отказаться от подобного шага. Таким образом, мы проанализировали зависимость готовности к риску и личностной креативности у испытуемых в зависимости от пола.
Рассмотрим взаимосвязь показателей по шкале мотивации достижения и шкалам методики личностной креативности. В результате корреляционного анализа были установлены следующие взаимосвязи: склонность к риску (г = 0,133*); любознательность (г = 0,239**); сложность (г = 0,187**); воображение (г = -0,174**). Как видно, мотивация достижения коррелирует со всеми шкалами по методике личностной креативности. Связь между мотивацией достижения и склонностью к риску говорит о том, что те испытуемые, которые в своей деятельности ориентированы на успех, в большей степени оказываются склонными к риску. В психологической литературе в настоящий момент существует большое количество данных, свидетельствующих о зависимости мотивации достижения и склонности к риску.
Основоположником модели прогнозирования предпочтения умеренного риска является Р. Актинсон. В своих исследованиях он приводит данные о том, что умеренная трудность выполняемой задачи является побудителем мотивации достижения8. Ученый считает, что риск приемлем до определенной, количественной степени: чем выше вероятность риска, тем ниже мотивация успеха, что подтверждает взаимосвязь риска и мотивации достижения. Данные об отрицательной зависимости склонности к риску и мотивации достижения присутствуют также в работах Т. Элерса, где говорится о том, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация к успеху (достижению цели), тем ниже готовность к риску. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска9. Д. Маккеланд отмечает: человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, нести ответственность за решение каких-либо проблем и имеет тенденцию к постановке реальных целей10. Мы видим, что в классической социальной психологии не существует еди-
Прикладные исследования
ного мнения о влиянии склонности к риску на мотивацию достижения: одни исследователи говорят о том, что чем выше склонность к риску, тем меньше мотивация достижения, другие утверждают обратное. Бесспорным остается том факт, что мотивация достижения и риск - взаимозависимые понятия. А. Г Ниазашвили приводит данные о том, что мотивация достижения напрямую зависит от склонности к риску: чем выше склонность к риску, тем в большей степени выражен мотив достижения11.
Возвращаясь к результатам нашего исследования, мы можем сказать, что мотивация достижения напрямую зависит от склонности к риску. Испытуемые, показывающие высокую склонность к риску, обладают выраженной мотивацией достижения.
Подведем некоторые итоги: анализ данных, полученных по методике личностной креативности, показал, что наибольшее предпочтение по всем шкалам испытуемыми было отдано склонности к риску. При помощи ^критерия обнаружена достоверная разница
у мужчин и женщин по шкалам «склонность к риску» и «воображение». Установлено, что мужчины в большей степени готовы к принятию риска, а женщины - склонны к риску. Готовность к риску у женщин напрямую связана с такими качествами, как воображение и любознательность. У мужчин готовность к риску предполагает прежде всего экстремальный риск, в отличие от женщин, у которых готовность к риску представлена в первую очередь в структуре личностной креативности.
Мотивация достижения напрямую зависит от склонности к риску: испытуемые, показывающие высокую склонность к риску, обладают выраженной мотивацией достижения. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что мотивация достижения связана, в первую очередь, с такими группами ценностей, как ценности профессиональной самореализации, индивидуалистические, интеллектуальные ценности. Кроме того, установлено, что рискованность и расчетливость как ценности также положительно связаны с мотивацией достижения.
Примечания
1 Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 2003. С. 308.
2 См.: Шумакова Н. Б., Щебалнова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопр. психологии. 1991. № 1. C. 27-32.
3 См.: Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник) // ФетискинН. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 59-64.
4 См.: Словарь психолога-практика. С. 741.
5 Психологический толковый словарь // Московский психологический журнал. URL: http://magazlne.mospsy.ru/ dictionary/dictionary.php?term=152 (дата обращения: 20.02.2011).
6 Словарь психолога-практика. С. 137.
7 См.: Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2006.
8 См.: Atkinson J. W. An Introduction to Motivation. N.Y, 1964.
9 См.: Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса // Розанова В. А. Психология управления. М., 1999. С. 105-106.
10 См.: McClellandD. C. Assessing Human Motivation. N.Y, 1971.
11 См.: Ниазашвили А. Г. Развитие стремления к успеху у менеджеров в условиях экономических рисков // Знание. Понимание. Умение : научный журнал Московского гуманитарного ун-та. 2007. № 1. С. 199-203.
УДК 316.6
И. В. ЗУБКОВА
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
Коммуникативные барьеры как фактор повышения риска непонимания в межличностных отношениях
В статье обсуждаются проблема коммуникативных барьеров и их влияние на возникновение и повышение риска непонимания между людьми в процессе общения. Рассматриваются группы и виды коммуникативных барьеров общения. Также обсуждаются техники и приемы профилактики и коррекции лингвистических проблем и психологического напряжения с целью повышения эффективности коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативный барьер, риск непонимания, лингвистический барьер, психологический барьер, лингво-психологический барьер, психологическое напряжение.
© Зубкова И. В., 2011