УДК 159.92
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
© Денис Владимирович БАЮТА
Российский государственный социальный университет (Воронежский филиал), г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной работы и права социального обеспечения, e-mail: [email protected] © Сергей Владимирович БОГАЧЕВ Российский государственный социальный университет (Воронежский филиал), г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной работы и права социального обеспечения, e-mail: [email protected]
На основе анализа психологической и акмеологической литературы в статье раскрываются и обосновываются преимущества акмеологического подхода к оптимизации процесса личностнопрофессионального развития; описываются движущие силы, психолого-акмеологические факторы и технологии, определяющие его прогрессивную направленность и эффективность.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; движущие силы; факторы; технологии личностно-профессионального развития.
Становление настоящего профессионала связано с личностно-профессиональным развитием, которое, согласно А.А. Деркачу,
В.Г. Зазыкину, представляет собой процесс развития личности, ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий [1].
Личностно-профессиональное развитие, по мнению А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, должно иметь прогрессивный характер, проявляющийся в следующем:
- в изменении мотивационной сферы личности, в которой сильнее, чем раньше начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности;
- в возрастании умения планировать на уровне интеллекта, а затем осуществлять на практике именно те деяния, которые соответствуют духу названных ценностей;
- в развитии способности мобилизовать себя на преодоление трудностей объективного характера, мешающих проявлять самостоятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями;
- в более объективном оценивании своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам [1, с. 66-67].
С целью формирования наиболее целостного представления о сущности и законо-
мерностях процесса личностно-профессионального развития возможно систематизировать идеи ведущих методологических подходов к его исследованию: системный, личностный, субъектный, деятельностный, компе-тентностный, акмеологический.
Системный подход позволяет представить данный процесс в виде совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных структурно-функциональных компонентов -цель, содержание, средства, участники, представляющих собой единое целое, направленных на достижение искомой цели. В рамках личностного подхода личность специалиста следует рассматривать как ценность, цель, субъект, результат, главный критерий эффективности ее развития и достижения оптимального уровня профессиональной и личностной компетентности, как интегрирующее начало, объединяющее воедино различные психические процессы индивида, его внутренний мир, самосознание, сообщающее его поведению (деятельности) необходимую последовательность и устойчивость в направлении акмеологического развития, достижения при этом гармоничности и зрелости личности. Субъектный подход позволил рассмотреть личность специалиста как активного, инициативного, ответственного субъекта будущей профессиональной деятельности, характеризующегося готовностью находить оптимальное соотношение внешней и внутренней детерминаций, необходимости и сво-
боды, стандартизации и индивидуализации. В рамках деятельностного подхода деятельность специалиста рассмотрена нами как основа, средство и решающее условие изменения, развития и преобразования его личности - его устремлений, ценностей, умений, компетенций, творчества, креативности и др., а также достижения будущим специалистом высших уровней владения ею, самореализации в ней. Основные идеи компетентностно-го подхода указали, что профессиональная компетентность специалиста включает не только когнитивную и операциональнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также - результаты обучения (знания и умения реализации самопроцес-сов), систему ценностей и идеалов самореализации и др. (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, В.И. Байденко, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.С. Огнев, А.В. Петровский и др.).
Анализ и обобщение вышеназванных подходов позволили выявить преимущества именно акмеологического подхода (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.А. Коваль, Н.В. Кузьмина, Е.В. Селезнева и др.), проявляющегося: в направленности на прогрессивное развитие специалиста как зрелой личности; в нацеленности на достижение им вершин в развитии; в ориентации на выявление и учет акмеологических факторов и условий его успешного личностно-профессионального
развития; в признании приоритета гуманистической направленности личности каждого на самоактуализацию и самореализацию; в рассмотрении потенциала личности специалиста как системы постоянно пополняемых и возобновляемых ресурсов; в направленности на учет «психологической цены» высоких достижений личности; в содержательном и технологическом обеспечении эффективности процесса осознания и построения личностно-индивидуальных стратегий и траекторий движения к акме [1].
Наряду с этим в акмеологических исследованиях установлено, что движущей силой личностно-профессионального развития выступают противоречия, и как считают акмео-логи, это противоречия между способностями личности, мотивацией достижений и требованиями конкретной профессиональной
деятельности, нормативностью поведения человека. Возникающие противоречия между целями, задачами и наличными средствами их достижения, между стремлениями и возможностями их удовлетворения, между тенденциями изменчивости и стремлением к стабильности и другие личность разрешает, овладевая алгоритмами продуктивной деятельности и решения профессиональных задач, построения индивидуальных программ профессионального роста, разработки и применения методов психологического сопровождения [2, с. 161-162].
Результативный аспект личностно-профессионального развития состоит в прогрессивном преобразовании образа «Я» личности, в достижении им гармонии. Это осуществляется за счет того, что в данном процессе у личности происходят изменения диалектических связей, т. е. личность все более овладевает общественным опытом, но одновременно приобретает самостоятельность и автономность. Индивидуализация и социализация являются взаимосвязанными компонентами единого процесса личностно-профессионального развития [2, с. 162].
На оптимизацию личностно-профессионального развития влияют также психо-лого-акмеологические условия и факторы.
Н. В. Кузьмина и А. А. Реан подразделяют акмеологические факторы на объективные, субъективные и объективно-субъективные. Объективные акмеологические факторы они связывают с реальной системой и последовательностью действий, направленных на достижение высоких результатов. Субъективные акмеологические факторы связываются с индивидуальными особенностями самого субъекта профессиональной деятельности, способствующими профессиональному успеху, включая направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, креативность личности, поскольку именно эти факторы обычно используют при объяснении причин профессионального роста или профессиональной деградации. Объективносубъективные факторы указанные авторы относят к самой профессиональной среде, профессионализму действующих в ней руководителей, качеству управления ею (см.: [3, с. 175-176]).
Как показывают результаты психологических исследований, важнейшими общими
акмеологическими факторами являются высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, творчество, стремление к самореализации. К ним также относятся высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина), а также престиж профессионализма (В.Д. Шадриков). В акмеоло-гических исследованиях выявляются факторы, препятствующие личностно-профессиональному развитию специалиста: природой обусловленные ограничения, «размытость», нечеткость целей, мотивов достижений, негативный морально-психологический климат в коллективе [4, 5].
По прежнему актуальной остается проблема «технологизации» подготовки специалиста к «акме», что, в свою очередь, требует реализации собственно акмеологических технологий профессиональной подготовки и повышения квалификации специалиста.
В.Г. Зазыкин под акмеологический технологией понимает совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития. Такие технологии, в первую очередь, отличает их гуманистическая направленность, т. к. они призваны помочь в осуществлении прогрессивного развития лично-
сти, тогда как немало психологических воздействий по сути являются манипулятивны-ми. Главной целью акмеологических технологий является стимулирование развития свойств субъектности, когда объект воздействия становится более активным, ответственным, по-хорошему амбициозным, когда у него существенно возрастает самоэффективность [1].
Таким образом, в рамках акмеологиче-ского подхода становится возможным изучение и формулирование таких закономерностей и детерминант личностно-профессионального развития специалиста, которые будут определять единую целевую направленность на оптимальность и эффективность данного процесса.
1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
2. Акмеология / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2006.
3. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология. СПб., 2003.
4. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? М., 2003.
5. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.
Поступила в редакцию 15.02.2012 г.
UDC 159.92
PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE YOUNG EXPERT: ACMEOLOGICAL APPROACH
Denis Vladimirovich BAYUTA, Russian State Social University (Voronezh Branch), Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Work and Law of Social Supply Department, e-mail: [email protected]
Sergey Vladimirovich BOGACHYOV, Russian State Social University (Voronezh Branch), Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Work and Law of Social Supply Department, e-mail: [email protected]
On the basis of the analysis psychological and acmeological literatures the article reveals and proves the advantages of acmeological approach to optimization of process of personal and professional development; motive forces, psychological and acmeological factors and technologies defining progressive orientation and efficiency are described
Key words: personal and professional development; motive forces; factors; technologies of personal and professional development.