Научная статья на тему 'Психологические стратегии личностно-профессионального развития современного специалиста'

Психологические стратегии личностно-профессионального развития современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВАРИАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INVARIANTS OF PROFESSIONALISM / STRATEGY OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крохина Валентина Владимировна, Мананников Виктор Юрьевич, Механчук Станислав Юрьевич

В статье авторы на основе теоретического анализа актуальной литературы формируют представление о психологической сущности личностно-профессионального развития современного специалиста и наиболее оптимальных стратегиях такого развития; формулируют определения данных феноменов и характеризуют содержание стратегий личностно-профессионального развития современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крохина Валентина Владимировна, Мананников Виктор Юрьевич, Механчук Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STRATEGIES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MODERN SPECIALIST

In article the authors on the basis of the theoretical analysis of the actual literature form the representation about psychological essence of personal and professional development of the modern expert and the optimal strategies of such development; formulate definitions of the given phenomena and characterize the maintenance of strategy of personal and professional development of the modern expert.

Текст научной работы на тему «Психологические стратегии личностно-профессионального развития современного специалиста»

In the article substantive provisions which underlie correctional model of the program on preventive maintenance of emotional burning out, features of its application in practice for the experts working in sphere of “helping” trades are considered. The short theoretical review of problematics and analysis of the most known methods of preventive maintenance of syndrome of burning out is resulted. The directions of the correctional work based on spent research of emotional burning out among social workers are described.

Key words: syndrome of emotional burning out; correctional program; personal determinants of syndrome of emotional burning out; social determinants; rational-emotional behavioral therapy; psychological training.

УДК 15

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

© Валентина Владимировна КРОХИНА

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Российская Федерация, соискатель кафедры психологии, e-mail: vaka81@gmail.com © Виктор Юрьевич МАНАННИКОВ Воронежский филиал Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mail: richter07@mail.ru © Станислав Юрьевич МЕХАНЧУК Воронежский филиал Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mail: mehstas@yandex.ru

В статье авторы на основе теоретического анализа актуальной литературы формируют представление о психологической сущности личностно-профессионального развития современного специалиста и наиболее оптимальных стратегиях такого развития; формулируют определения данных феноменов и характеризуют содержание стратегий личностно-профессионального развития современного специалиста.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; инварианты профессионализма; стратегии личностно-профессионального развития специалиста.

Достижения современного специалиста в профессиональном, должностном, социальном планах могут быть обеспечены активным личностным и профессиональным развитием, предпосылки которого следует закладывать уже на этапе его профессиональной подготовки в вузе. Теоретической основой уточнения понятия «личностно-профессиональное развитие современного специалиста» послужили исследования Л.В. Абда-линой, К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др. [1].

Большинство отечественных психологов при рассмотрении проблем личностно-профессионального развития основываются на методологическом положении Б.Г. Ананьева, согласно которому, с одной стороны, развитие личности представляет собой возрастаю-

щую по масштабам и уровням интеграцию систем или структур, с другой стороны - возрастающую дифференциацию ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерную прогрессирующей интеграции [2].

Важно отметить, что в научной психологической литературе в настоящее время нет однозначного подхода к определению понятия «личностно-профессиональное развитие». Оно имеет емкое содержание, интегрирующее в себе характеристики процесса профессионализации, профессионального

становления, профессионального самоопределения, профессиональной самореализации личности специалиста. Учитывалась трактовка данного феномена В.Г. Зазыкиным, который под личностно-профессиональным развитием понимает процесс развития лич-

ности (в широком понимании), ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий. Мы считаем, что такое понимание правомерно отнести и к профессиональнообразовательному процессу студентов - будущих специалистов в вузе, где закладываются основы их успешной самореализации в будущей профессии. Причем их профессиональная подготовка должна иметь прогрессивный характер и проявляться в обеспечении: изменения мотивационной сферы личности, роста ее общечеловеческих ценностей; развития ее интеллектуальных умений; самоорганизации; более объективного оценивания своих сильных и слабых сторон и др. [3].

В настоящем исследовании под личностно-профессиональным развитием специалиста на этапе его профессиональной подготовки в вузе понимается интегративный процесс сознательного и целенаправленного саморазвития студента в учебно-профессиональной деятельности на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний, обеспечивающих самосовершенствование, самореализацию в профессии и успешную интеграцию в будущее профессиональное сообщество. Считаем, что профессиональная подготовка современного специалиста в вузе должна быть ориентирована на формирование акмеологических инвариантов профессионализма - основных качеств и умений профессионала, обеспечивающих высокую стабильную эффективность и надежность будущей профессиональной деятельности, практически независимо от ее специфики и содержания. Согласно результатам психологических исследований, прогрессивное личностно-профессиональное развитие должно идти по следующим направлениям: изменение характеристик направленности (расширение круга интересов, актуализация мотивов профессиональных достижений, повышение креативности личности, возрастание потребности в самореализации); увеличение опыта и повышение квалификации; развитие сложных частных способностей; развитие профессионально важных и личностно деловых качеств; повышение психологической готовности к деятельности в экстремальных

условиях; развитие акмеологических инвариантов профессионализма (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин). Важно отметить, что несмотря на дифференциацию образования, расширение вариативности и гибкости содержания, усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, информатизации содержания, преемственности вуза с другими уровнями образования, актуальной остается проблема эффективного содержательно-технологического обеспечения данного процесса и выявления факторов и условий, способствующих / препятствующих изучаемому процессу.

Успешность личностно-профессионального развития будущего специалиста, согласно взглядам отечественных психологов, акмеологов, напрямую связана с владением им конструктивными психологическими стратегиями данного процесса (К.А. Абуль-ханова, И.В. Афанасенко, А.А. Бодалев, М.В. Гущин, М.Г. Солнышкина и др.). В психологической и акмеологической литературе стратегии раскрываются: как сознательно составленный набор операций для решения проблем (Н.Н. Мельникова); как план достижения цели (А.А. Деркач); как бессознательная программа действий (И.П. Стрельцова) и в целом рассматриваются как искусство достижения цели в долгосрочной перспективе и как организованная последовательность мыслей и поступков, приводящая к определенному результату. К.А. Абульхано-ва-Славская раскрывает понятие «стратегия», как личностный способ квантования деятельности, значимости выделения не только ее условий, но и требований времени. Автор указывает на то, что выстраивание стратегий осуществляется созданием программ деятельности, в которых связаны в логические и устанавливаемые самим субъектом цепи, последовательности различных задач [4]. Таким образом, стратегия представляет собой конкретную последовательность существенных этапов и способов учебно-профессиональной деятельности и жизнедеятельности студентов, обеспечивающих, наряду с профессиональной направленностью, профессиональной компетентностью и профессионально важными качествами, успешность личностного развития и профессионального становления.

В научно-прикладных исследованиях стратегии рассматриваются как потенциаль-

но содержательная совокупность знаний и умений специалиста в тех или иных ситуациях достижения поставленных целей. Ученые отмечают (К.А. Абульханова, А.А. Деркач, А.К. Маркова и др.), что стратегии в большинстве случаев относятся к практической деятельности, ее потенциальные и развивающие возможности также раскрываются в практической деятельности специалиста. Кроме того, стратегия личностно-профессионального развития представляет собой общее направление, программу действий, последовательность существенных этапов и способов, предпринимаемых студентом для достижения высоких результатов в профессии и жизнедеятельности в целом.

Важным методологическим дополнением к пониманию сущностных характеристик личностно-профессионального развития будущего специалиста в вузе и его психологических стратегий является позиция А.К. Марковой. В соответствии с ее точкой зрения, разные психологические стратегии - стратегия развития и доразвития нужных психологических качеств, стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий в строго определенном порядке, стратегия мягкого формирования с возможностью варьирования форм обучения, стратегия коррекции и перестраивания неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущего специалиста, - могут стать средствами профессионального обучения в вузе [5].

Анализ научной литературы по проблемам личностно-профессионального развития позволил нам выделить ряд особенностей и дать собственное определение психологических стратегий данного процесса. Учитывая тот факт, что динамика личностно-профессионального развития будущего специалиста в самом общем виде представляет собой траекторию поступательного движения к самореализации как субъекта будущей профессиональной деятельности в едином субъектно-объектном пространстве учебно-профессионального пути, психологические стратегии данного процесса должны иметь конструктивную направленность на перспективу, положительную связь с наличным опытом, осмысленность предстоящей профессиональной деятельности, эмоционально-положительный образ будущей профессии, эмоциональное отношение к ожидаемым профес-

сиональным достижениям, конструктивные способы преодоления возможных затруднений в будущей профессиональной сфере.

Таким образом, на основе анализа различных научных подходов к проблеме личностно-профессионального развития в психологии, по нашему убеждению, психологические стратегии личностно-профессионального развития будущего специалиста в условиях профессиональной подготовки в вузе представляют собой сформированные у студента план, программу, алгоритм реализации способов и приемов личностного и профессионального становления, самоопределения и самореализации личности будущего специалиста как профессионала. Немаловажную роль в осмыслении понятия «психологические стратегии личностно-профессионального развития будущего специалиста» сыграли исследования: стратегий профессионального самосохранения (Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Э.Э. Сыманюк); личностно-профессионального развития (К.А. Абульханова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин); модусов жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, А.Р. Фонарев); стратегий профессиональной самореализации личности (Л. А. Коростылева); стратегий преодоления трудностей в ходе профессиональной карьеры (Е.К. Завьялова) и др.

На основе анализа психологической структуры деятельности, с учетом влияния «личностного фактора» на ее различные стороны к основным психологическим стратегиям личностно-профессионального развития современного специалиста отнесены стратегии: самомотивации, самооценивания, прогнозирования и планирования потребного будущего, преодоления препятствий, самоуправления.

Стратегия самомотивации характеризуется осознанным владением будущим специалистом способами и приемами самоубеждения, самопобуждения в направлении совершенствования своих актуальных и потенциальных возможностей. Самооценивание раскрывается в умениях критически представлять свой личностный и профессиональный потенциал, адекватно его оценивать. Стратегия прогнозирования и планирования своего профессионального будущего отражает владение студентом-будущим специалистом планом, программой конкретных действий по постановке и достижению цели и за-

дач саморазвития в личностном и профессиональном аспектах. Преодоление препятствий как стратегия личностно-профессионального развития специалиста раскрывает его умения быть настойчивым и готовым нейтрализовывать встречающиеся на данном пути препятствия и затруднения. Дальнейший научный поиск будет направлен на конкретизацию и эмпирическое подтверждение теоретически выявленных стратегий личностно-профессионального развития современного специалиста уже с учетом их профессиональной специализации.

1. Абдaлинa Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

2. Анaньев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. М., 1977.

3. Акмеология / А.А Деркач, В.Г Зазыкин и др. СПб., 2003.

4. Абyльхaнoвa-Слaвcкaя К.А. Стратегия жизни. М., І99І.

5. Мaркoвa А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

Поступила в редакцию 27.10.201і г.

UDC 15

PSYCHOLOGICAL STRATEGIES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MODERN SPECIALIST

Valentina Vladimirovna KROKHINA, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russian Federation, Competitor of Psychology Department, e-mail: vaka81@gmail.com

Viktor Yuryevich MANANNIKOV, Voronezh Branch of Russian State Social University, Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: richter07@mail.ru

Stanislav Yuruevich MEKHANCHUK, Voronezh Branch of Russian State Social University, Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: richter07@mail.ru In article the authors on the basis of the theoretical analysis of the actual literature form the representation about psychological essence of personal and professional development of the modern expert and the optimal strategies of such development; formulate definitions of the given phenomena and characterize the maintenance of strategy of personal and professional development of the modern expert.

Key words: personal and professional development; invariants of professionalism; strategy of personal and professional development of the expert.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.