Научная статья на тему 'Личностно-профессиональная модель современного учителя'

Личностно-профессиональная модель современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER / PERSONAL-PROFESSIONAL MODEL OF A TEACHER / PEDAGOGICAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович Елена Петровна, Хвастунов Николай Витальевич, Лозовая Валерия Сергеевна, Сапсай Ирина Александровна, Околод Алина Александровна

Целью данной статьи является анализ универсальных качеств учителя, необходимые ему для успешной работы, которые должны сформироваться в процессе профессиональной подготовки. Несмотря на то, что в настоящее время продолжается работа над профессиональным стандартом педагога, который станет, с одной стороны, критериальной базой при оценке работы учителя действующего, а с другой, моделью подготовки педагога будущего, остается открытым вопрос о том, каким же должен быть результативный педагог. Нами предложена личностно-профессиональная модель современного учителя, представляющая собой совокупность качеств, которые необходимо формировать у будущих педагогов в ходе их профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимович Елена Петровна, Хвастунов Николай Витальевич, Лозовая Валерия Сергеевна, Сапсай Ирина Александровна, Околод Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal and professional profile of the modern teacher

This article studies the universal qualities of a teacher crucial for his or her successful performance that must be shaped during professional training. Despite the fact that the elaboration of an educator’s professional standard that will serve, on the one hand, as a criterion basis to assess the performance of a teacher in place and, on the other hand, work as a model for a future teacher’s training, is presently underway, the question of what an effective educator should be still remains undetermined. We have proposed a personal and professional model of a modern teacher, which is a set of qualities that need to be formed by future teachers in the course of their professional training.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональная модель современного учителя»

2. Доклад Павла Колобкова на заседании «Правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 31 мая 2017 г. - URL : https://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/30626/?print=1 (дата обращения: 01.12.2019).

3. Меерманова, И.Б. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях / И.Б. Меерманова, Ш.С. Койгельдинова, С.А. Ибраев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 2-2. - С. 193-197.

4. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - 2-е изд. перераб. - М. : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2012. - 336 с.

5. Мандриков, В.Б. Инновационные подходы в профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата : учебное пособие / В.Б. Мандриков, В.О. Аристакесян, М.П. Мицулина ; Волгоградский гос. мед. ун-т. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 400 с.

REFERENCES

1. Shklyaruk, V.Ya. (2003), Student's environment and health, dissertation, Saratov.

2. Report of Pavel Kolobkov at the meeting of the "Government hour" in the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation on May 31, 2017, available at: https://www.min-sport.gov.ru/press-centre/speeches/30626/?print=1.

3. Meermanova, I.B., Koigeldinova, Sh.S. and Ibraev, S.A. (2017), "Health state of students studying in higher educational institutions", International journal of applied and fundamental research, No. 22, pp. 193-197.

4. Baronenko, V.A., Rapoport, L.A. (2012), Health and physical culture of the student: textbook for educational institutions. prof. education students, Alpha-M; INFRA-M, Moscow.

5. Mandrikov, V.B., Aristakesyan, V.O. and Mitsulina, M.P. (2014), Innovative approaches to the prevention and correction of disorders of the locomotor system, publishing house "VolgGMU", Volgograd.

Контактная информация: bucha.77@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.12.2019

УДК 37.08

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Витальевич Хвастунов, студент, Валерия Сергеевна Лозовая, студент, Ирина Александровна Сапсай, студент, Алина Александровна Околод, студент, Школа

педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

Аннотация

Целью данной статьи является анализ универсальных качеств учителя, необходимые ему для успешной работы, которые должны сформироваться в процессе профессиональной подготовки. Несмотря на то, что в настоящее время продолжается работа над профессиональным стандартом педагога, который станет, с одной стороны, критериальной базой при оценке работы учителя действующего, а с другой, моделью подготовки педагога будущего, остается открытым вопрос о том, каким же должен быть результативный педагог. Нами предложена личностно-профессиональная модель современного учителя, представляющая собой совокупность качеств, которые необходимо формировать у будущих педагогов в ходе их профессионального обучения.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, личностно-профессиональная модель педагога, педагогические компетенции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.365-368

PERSONAL AND PROFESSIONAL PROFILE OF THE MODERN TEACHER

Elena Petrovna Yakimovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Vitalyevich Khvastunov, the student, Valeriya Sergeevna Lozovaya, the student, Irina Ale-ksandrovna Sapsay, the student, Alina Aleksandrovna Okolod, the student, Far Eastern

Federal University (branch), Ussuriysk

Abstract

This article studies the universal qualities of a teacher crucial for his or her successful performance that must be shaped during professional training. Despite the fact that the elaboration of an educator's professional standard that will serve, on the one hand, as a criterion basis to assess the performance of a teacher in place and, on the other hand, work as a model for a future teacher's training, is presently underway, the question of what an effective educator should be still remains undetermined. We have proposed a personal and professional model of a modern teacher, which is a set of qualities that need to be formed by future teachers in the course of their professional training.

Keywords: professional standard of a teacher, personal-professional model of a teacher, pedagogical competencies.

В настоящее время небезосновательно подорван авторитет учителя, что привело к снижению качества основного общего и общего среднего образования. Это связано с недостаточной сформированностью у них таких компетенций, которые необходимы для обучения, воспитания и развития учащихся средних общеобразовательных школ на высоком уровне в соответствии с современными вызовами. В настоящее время подготовка педагогов идет по двум направлениям 44.03.05 - с двумя профилями и 44.03.01 - с одним. Для качественного обучения будущих учителей, способных обеспечить высокое качество школьного образования. Для того, чтобы создать эффективную программу обучения будущих педагогов необходимо четко представлять каким набором профессионально-важных качеств они должны обладать [4].

Обучение школьников выпускниками педагогических направлений станет качественным если они будут:

- демонстрировать высокий уровень знания своего предмета и основных программ обучения;

- уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность и корректировать с целью повышения качества обучения;

- владеть навыками отбора эффективных форм и методов обучения;

- использовать формы и методы контроля и оценки учебных достижений школьников с высокой степенью объективности;

- владеть ИКТ-компетенциями;

- грамотно применять индивидуальный подход при организации массового обучения школьников.

Будущие педагоги смогут осуществлять воспитание школьников на высоком уровне если будут:

- владеть формами и методами воспитательной работы и эффективно применять их как в урочной, так и во внеурочной деятельности с целью формирования положительных ценностных ориентиров у обучающихся;

- демонстрировать умелое управление поведением учащихся с целью обеспечения безопасной образовательной среды и нивелирования проявлений деструктивного поведения участников образовательного процесса;

- уметь защищать достоинство и интересы учащихся, оказывать психолого-педагогическую помощь детям, оказавшимся в конфликтных ситуациях;

- владеть навыками по созданию ситуаций успеха, в которых любой учащийся сможет раскрыть лучшие свои качества и способности;

- уметь анализировать реальное состояние происходящего в детском коллективе, обладать способностями по формированию доброжелательного отношения учащихся друг к другу, сплоченного класса;

- наличие навыков по профилактике различных форм насилия среди детей и подростков;

- способность к формированию у учащихся ценностей социального поведения, навыков безопасного общения;

- обучены приемам эффективного взаимодействия с родителями учащихся для совместного решения воспитательных задач [3; 7].

Результативное сопровождение личностного развития учащихся возможно только при наличии следующих качеств у будущих педагогов:

- доброжелательное и равноценное отношение ко всем учащимся вне зависимости от их социального статуса, национальности, состояния здоровья, способностей и поведения;

- знание и умение учитывать возрастные анатомические, физиологические и психологические особенности детей и подростков;

- владение современными психо лого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными группами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с деструктивным поведением, дети с зависимостью;

- умение выстраивать индивидуальные траектории развития учащихся;

- навыки по созданию акмеологической образовательной среды [2; 6].

Особое значение при подготовке будущих педагогов имеет формирование у них значимых для профессии личностных качеств, которые не отделимы от профессиональных. Наиболее важными для учителя являются такие из них как:

- активная жизненная позиция, предполагающая ориентацию учителя на деятельность по положительному преобразованию окружающей действительности;

- остроумие, позволяющее учителю, подмечающему противоречивость событий и процессов, для смягчения этих противоречий описывать их с умеренной иронией;

- ораторские способности, необходимые для того, чтобы убеждать участников образовательного процесса;

- умение отстаивать свою профессиональную точку зрения;

- лидерские качества, представляющие собой совокупность психологических качеств и умений, позволяющих эффективно управлять учащимися и их родителями для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач;

- способность к эмпатии, определяющая умение учителя сочувствовать, сопереживать и оказывать помощь участникам образовательного процесса, что в свою очередь приведет к эмоциональному сближению и развитию доверительных отношений;

- способность к экстраполяции - важное качество педагога, позволяющее предвидеть реальные результаты своих решений и действий;

- высокая эрудиция и научная увлеченность, не ограниченная областью преподаваемого учителем предмета, позволит ориентировать учащихся на научно-исследовательскую деятельность в том числе и в области педагогики;

- высокий уровень коммуникативной культуры - это совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая результативное влияние на учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе соблюдения этических норм;

- хороший эстетический вкус позволит учителю создавать такие элементы образовательной среды, которые будут формировать у учащихся чувство прекрасного;

- пунктуальность - качество педагога, которое обозначает привычку к следованию правилам, их точнейшему выполнению, что влечет за собой высокое качество выполнения профессиональных функций;

- педагогическая рефлексия является важным качеством, представляющее собой, способность учителя давать объективную оценку себе и своим поступкам, и корректировать дальнейшие действия для повышения результативности образовательного процесса;

- стремление к педагогическому новаторству позволит осуществлять поиск новых

путей обучения, воспитания и развития детей и подростков, которые приведут к повышению качества образования в целом;

- потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии учителя даст возможность ему профессионально расти в соответствии с постоянно меняющимися требованиями к процессу образования;

- любовь к родному краю, области, городу предполагает наличие у педагога способности вести преобразовательную деятельность на малой родине через профессиональное творчество [1; 5].

Таким образом, можно выделить следующие группы качеств, которые необходимо формировать в процессе обучения будущих педагогов:

- умение организовывать и осуществлять результативный процесс обучения школьников в соответствии с современными тенденциями в образовании;

- способность обеспечивать непрерывный, эффективный воспитательный процесс;

- - навыки сопровождение личностного развития учащихся;

- личностные качества, обеспечивающие повышение статуса педагога в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гвильдис, Т.Ю. Критерии личностно-профессионального развития современного педагога / Т.Ю. Гвильдис, А.В. Окерешко // Человек и образование. - 2017. - № 1 (50). - С. 40-45.

2. Григорьева-Голубева, В.А. Развитие ценностного сознания учителя / В.А Григорьева-Го-лубева // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2011. - № 2. - С. 100-114.

3. Дубинина, B. Подготовка учителя-исследователя / В. Дубинина // Высшее образование в России. - 2007. - № 6. - С. 149-151.

4. Заславская, О.В. Профессиональная личность педагога : трактовки и гипотезы / О.В. Заславская, Н.Г Жарких // Ученые записки Омского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 3 (75). - С. 236-241.

5. Полетаева, Н.М. Мотивация личностно-профессионального развития педагога / Н.М. Полетаева // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - № 4. - С. 30-39.

6. Черникова, Е.Г. Профессионально значимые качества глазами молодых учителей (по материалам социологического исследования) / Е.Г. Черникова, С.В. Рослякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5. - С. 107-112.

7. Яковлева, Е.В. Качества современного учителя глазами студентов, педагогов, учащихся, родителей / Е.В. Яковлева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 18-23.

REFERENCES

1. Gvildis, T.Yu. and Okereshko, A.V. (2017), "Criteria of personal and professional development of a modern teacher", Man and education, No. 1, pp. 40-45.

2. Grigorieva-Golubeva, V.A. (2011), "The development of teacher's value consciousness", Bulletin of Leningrad State University A.S Pushkin, No. 2, pp. 100-114.

3. Dubinina, V (2007), "Training teacher-researcher", Higher education in Russia, No. 6, pp.149-151.

4. Zaslavskaya, O.V. and Zharkih, N.G. (2017), "The professional personality of the teacher: interpretations and hypotheses", Scientific notes of Omsk State University. Series: Humanities and Social Sciences, No.3, pp. 236-241.

5. Poletaeva, N.M. (2014), "Motivation of personal and professional development of a teacher", Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin, No. 4, pp. 30-39.

6. Chernikova, E.G. and Roslyakova S.V. (2016), "Professionally significant qualities through the eyes of young teachers (based on sociological research)", Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 5, pp. 107-112.

7. Yakovleva, E.V. (2009), "Qualities of a modern teacher through the eyes of students, teachers, students, parents", Bulletin of the Cherepovets State University, No. 4, pp.18-23.

Контактная информация: ilanedis111@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.