Научная статья на тему 'Личностно ориентированый подход как технология эффективного физического воспитания студентов вуза'

Личностно ориентированый подход как технология эффективного физического воспитания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATIONAL PROCESS / PHYSICAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / STUDENT-CENTERED PHYSICAL EDUCATION / PROGRAM CONSTRUCTION OF EDUCATIONAL PROCESS / TECHNOLOGY OF CONSTRUCTION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илюхина М. Ю.

Теоретически обоснована и апробирована личностно ориентированная технология как условие совершенствования качеств физического воспитания студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илюхина М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CENTRED APPROACH AS THE TECHNOLOGY OF EFFECTIVE STUDENT PHYSICAL TRAINING IN HIGHT EDUCATION

The personal centered technology as the condition of quality improvement of student physical training in high education institutions is theoretical justified.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированый подход как технология эффективного физического воспитания студентов вуза»

2. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

3. Кустов Ю.А., Осоргин Е.Л., Гусев В.А.Создание профессионально-педагогических комплексов. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006 487 с.

4. Скок Г.Б. Как прогнозировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособ. для преп. / отв. ред. Ю.А.Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2000. 102с.

5. Махмутов М.И. Принцип профессиональной направленности обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.112 с.

Хмызова Наталья Геннадьевна, ассистент,, m-suganova@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет.

FEATURES OF SCIENTIFIC TRAININGFUTURE TEACHER OF PROFESSIONAL

TRAINING IN THE INNOVA TIONENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Discusses the process of acquiring of a student a system of scientific knowledge in the system of preparation of the future teacher of professional training. The task of scientific and pedagogical comprehension methods of effective organization of research activity of students, capable of reflection of theoretical knowledge, mastering of the methods of work with scientific concepts and practical implementation of the knowledge gained. The article analyzes the resources of the educational process for creating sustainable motivation of the student to development of research culture.

Key words: research, scientific and information environment research culture.

Khmuizova Natalya Gennadievna, assistant, m-suganova@mail.ru, Russia, Oryol, Oryol state University.

УДК 378.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

М.Ю. Илюхина

Теоретически обоснована и апробирована личностно-ориентированная технология как условие совершенствования качеств физического воспитания студентов вуза.

Ключевые слова: физическое воспитание, учреждения высшего образования, технология построения образовательного процесса, личностно ориентированное физическое воспитание, образовательный процесс, построение программы образовательного процесса.

Для совершенствования психофизических возможностей студентов характерно противоречие между объективной необходимостью активиза-

ции личностно-ориентированного построения физического воспитания и отсутствием специальной организации этих процессов в системе вуза. Это противоречие определяет необходимость разработки и внедрения в практику физического воспитания методики продуктивного самоопределения студентов [1,3-5].

Таким образом, актуальность проблемы исследования вытекает из реальных процессов формирования физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования, из необходимости его переосмысления, переориентации и последующей перестройки. Вместе с тем специфика личностно-ориентированного обучения в рамках физического воспитания вуза практически отсутствует [2-4].

Цель исследования: Теоретически обосновать и апробировать личностно-ориентированную технологию как условие совершенствования качества физического воспитания студентов в вузе.

Нами была разработана и экспериментально обоснованна технология личностно- ориентированного физического воспитания в вузе. Предлагаемая структура образовательного процесса по физическому воспитанию включает шесть уровней подготовки:

- теоретическая подготовка;

- методическая подготовка;

- практическая подготовка;

- учебная практика;

- интегральная подготовка;

- самостоятельная работа.

Специфическими требованиями внутриинститутской учебной программы по физическому воспитанию будет являться подбор студентов по индивидуальным показателям физического развития, физической подготовленности, индивидуальным интересам и склонностям.

Учет индивидуальности студентов на занятиях по физическому воспитанию в вузе предполагает изучение психофизических, врожденных и приобретенных свойств, того, что является индивидуальной особенностью человека, что отличает одного человека от других.

В образовании индивидуальный подход - важнейший принцип обучения и воспитания и определяется как деятельность педагога.

Современные представления теории и методики физического воспитания свидетельствуют, что ведущую роль в профессиональной подготовке студентов играют особенности обучения. Процесс обучения без учета внутренних условий как внешней причины, будет недостаточно эффективным. Индивидуальные особенности студентов являются внутренними условиям, эффективно влияющими на оптимизацию образовательного процесса.

Педагогический эксперимент, направленный на изучение эффективности предлагаемой нами технологии, зафиксировал положительные изме-

нения в личностном росте студентов, в их активном отношении к процессу обучения.

Выводы

1. Усилить физкультурно-спортивное образование студентов вуза возможно благодаря интеграции в этот процесс технологий, усиливающих механизмы самовоспитания, самосовершенствования, самовыражен-ности, самоактуализации, самоопределения.

2. Необходимо стимулировать потребности студентов в творческой деятельности на когнитивном, эмоциональном и моторном уровне, а также осуществлять реализацию дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

3. Системная модернизации физического воспитания в вузе посредством внедрения личностно-ориентированных технологий должна основываться на индивидуальных особенностях студентов с учетом единства генетических предпосылок личности, динамики двигательных функций и свойств организма.

Список литературы.

1. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: курс лекций /Акад. пед. и социал. наук; Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1996. 317 с.

2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 240 с.

3. Матяш Н. В. Сущность и структура творческой проектной деятельности и проектного обучения школьников // Актуальные проблемы технологического образования в школе и в вузе: межвузов. сб. науч. тр. Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 1999. С. 51 - 60.

4. Мункуева А. А. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Бурят. гос. ун-т. Улан-Удэ, 1998. 20 с.

5. Смертина А. С. Личностно-ориентированный подход в системе образования (Опыт директора гимназии № 1527 Москвы) // Наука и школа. 1998. № 1. С. 10-13.

Илюхина Мария Юрьевна, соискательница, тшту'а./пЬох.ги, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГУОЛИФК).

PERSONAL CENTRED APPROACH AS THE TECHNOLOGY OF EFFECTIVE STUDENT PHYSICAL TRAINING IN HIGHT EDUCATION

M.YU. Hukhina

He personal centered technology as the condition of quality improvement of student physical training in high education institutions is theoretical justified.

Keywords: ..

Hukhina Maria Yuryevna, contender, marry@inbox.ru, Russia, Moscow, Russia State University of Physical Training and Sports.

УДК 378

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.Ю. Илюхина

Данное теоретическо-технологическое обоснование оптимизации физического воспитания в вузе на основе личностно-ориентированного содержания физкультурноспортивной деятельности студентов.

Ключевые слова: образовательный процесс, физическое воспитание, учреждения высшего образования, личностно ориентированное физическое воспитание, построение программы образовательного процесса, технология построения образовательного процесса.

В настоящее время у современной молодежи наблюдается заметное снижение показателя индекса физической готовности. В этой связи продолжает быть актуальной проблема разработки новых эффективных технологий по физическому воспитанию в образовательных учреждениях. Необходим поиск таких средств, методов и организационных форм обучения, которые позволили бы повысить интерес занимающихся к систематической физической нагрузке [1-4]. Следует активизировать двигательную деятельность студентов и создать организационно-педагогические условия перевода предметных умений в универсальные [5]. Таким образом, актуальность проблемы исследования вытекает из реальных процессов формирования физического воспитания в учреждениях высшего образования, из необходимости его переосмысления, переориентации и последующей перестройки.

Цель исследования - теоретико-технологическое обоснование оптимизации физического воспитания в вузе на основе личностноориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов.

Нами была проведена поэтапная экспериментальная разработка программы реализации личностно-ориентированного образовательного про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.