Научная статья на тему 'Личностно ориентированный подход в профильном обучении как основа индивидуализации образования старшеклассников'

Личностно ориентированный подход в профильном обучении как основа индивидуализации образования старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СТАРШЕКЛАССНИК / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SCHOOL EDUCATION / THE PROFILE TRAINING / THE LICHNOSTNO-FOCUSED APPROACH / THE SENIOR PUPIL / THE LICHNOSTNO-FOCUSED MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Н. А.

Предпринята попытка изучения профильного обучения с позиции личностно ориентированного подхода. Рассмотрены ведущие идеи личностно ориентированного подхода к построению профильного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LICHNOSTNO-FOCUSED APPROACH IN PROFILE TRAINING AS THE BASIS OF THE INDIVIDUALIZATION OF FORMATION OF SENIOR PUPILS

The author of given article had been undertook attempt of studying of profile training from a position of the lichnostno-focused approach. In connection with these the author had been considered leading ideas of the lichnostno-focused approach to construction profile training

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированный подход в профильном обучении как основа индивидуализации образования старшеклассников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Н.А. СУХАНОВА,

кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

[email protected]

Аннотация. Предпринята попытка изучения профильного обучения с позиции личностно ориентированного подхода. Рассмотрены ведущие идеи личностно ориентированного подхода к построению профильного обучения.

Ключевые слова: школьное образование, профильное обучение, личностно ориентированный подход, старшеклассник, личностно ориентированное управление.

THE LICHNOSTNO-FOCUSED APPROACH IN PROFILE TRAINING AS THE BASIS

OF THE INDIVIDUALIZATION OF FORMATION OF SENIOR PUPILS

N.A. SUHANOVA,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer the Stavropol state university

The summary. The author of given article had been undertook attempt of studying of profile training from a position of the lichnostno-focused approach. In connection with these the author had been considered leading ideas of the lichnostno-focused approach to construction profile training.

Key words: school education, the profile training, the lichnostno-focused approach, the senior pupil, the lichnostno-focused management.

Главный смысл совершенствования структуры и обновления содержания обучения старшей ступени школы состоит в том, чтобы образование стало более индивидуализированным, направленным на удовлетворение познавательных потребностей и интересов школьников. «Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития его склонностей и способностей в настоящем и будущем» [1, с. 56].

Многолетняя практика школьного образования в нашей стране и за рубежом убедительно показала, что как минимум на этапе завершения подросткового возраста (примерно с 14—15 лет) обучение должно быть построено в значительной мере с учетом возможности реализации юношами и девушками своих интересов, способностей и дальнейших жизненных устремлений [2, с. 162].

С позиций личностно ориентированного подхода максимальная степень профилизации обучения — это его индивидуализация [3, с. 50]. Реализация профильного обучения старшей ступени рассматрива-

ется как дополнительная возможность обеспечения индивидуальных образовательных траекторий учащихся в освоении учебного содержания. Профильное обучение предполагает дифференциацию и индивидуализацию содержания образования, реализуемого образовательными учреждениями, а также форм и типов профильного обучения [4].

В личностно ориентированном образовании приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, ее отношений к миру, деятельности, к себе, ее личностная позиция. Ведущие идеи личностно ориентированного подхода к построению профильного обучения:

Ф старшеклассник — субъект жизни, а не только учения;

Ф профильное обучение должно быть наполнено личностными смыслами, ценностями, отношениями;

поддержка индивидуальности, единственности и неповторимости каждой личности ученика;

человек наделен способностью к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.......................... *

Ь выпускник профильного класса должен овладеть способами непрерывного личностного саморазвития;

Ь профильное обучение должно быть направлено на формирование действенных, жизненно значимых знаний, необходимых выпускнику для непрерывного саморазвития;

Ь учителю необходимо понимать те жизненные проблемы старшеклассника, которые его занимают или беспокоят, которые важны для его развития, но еще им не осознаны как личностно значимые;

формировать готовность ученика к решению жизненно важных проблем — ведущая задача личностно ориентированного профильного обучения; Ь «встреча с проблемой» должна быть включена в содержание профильного обучения; Ь учитель призван принимать старшеклассника таким, каков он есть, и вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, т.е. проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками;

Ь выявление особенностей субъективного опыта каждого обучающегося;

создание условий для его развития; развитие личностно значимого отношения старшеклассника к учебному тексту, самостоятельности мышления и способов учебной работы, создаваемых и реализуемых самим учеником; Ь нужна разнообразная по содержанию образовательная среда, доступная каждому старшекласснику;

наблюдая за учеником в образовательной среде, учитель составляет его «познавательный портрет» (характеристику его личностного развития) и выявляет его «познавательный профиль» (тип мышления), что позволяет проектировать дальнейшее личностное развитие ученика;

создание условий для проявления личностных функций учащегося (мотивация, выбор, смысл творчества, самореализация, рефлексия), которые и есть универсальные личностные способности;

создание личностно ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), в которой востребуется проявление личностных функций;

педагогические технологии личностно ориентированного профильного обучения являются авторскими, поэтому педагог, принимающий идею лич-ностно ориентированного профильного обучения, должен занять позицию проектировщика [5].

Личностный компонент является системообразующим в содержании личностно ориентированного профильного обучения, и этим оно отличается от традиционного содержания, системообразующим компонентом которого признается когнитивный. Основные усилия педагогов по обновлению содержания профильного обучения должны быть направлены

# И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

на интеграцию его личностно-смысловой и профессиональной направленности.

Известно, что успех профильного обучения невозможен без учета образовательных потребностей, ожиданий, запросов, ценностных ориентаций, имеющихся в обществе и в ближайшем, наиболее значимом для конкретной школы окружении. В роли заказчика выступают:

# государство, его специальные органы и службы, вырабатывающие образовательные стандарты, контролирующие их выполнение, оказывающие влияние на получение школой заслуженного ею статуса в обществе;

родители учащихся, заинтересованные в получении детьми качественного образования;

представители региональных властей и служб, требующие от школы максимального учета региональных потребностей в образовании;

образовательные учреждения, желающие иметь в числе своих обучающихся надлежаще подготовленных выпускников общеобразовательной школы;

организации разных форм собственности, нуждающиеся в образованных работниках; общественные организации;

# Вооруженные Силы РФ.

Школе необходимо чутко прислушиваться к социальному заказу и его изменениям. Задача управляющей системы профильного обучения — обеспечить прогнозирование содержания и уровня потребностей общества в образовании, трансформировать их в конкретную педагогическую деятельность. Достижение этих целей требует наличия особой педагогической системы, построение которой основано на принципах дифференцированности, вариативности, интегративности и интегрированности, лич-ностно ориентированной направленности, развивающего и деятельностного характера обучения [6; 7, с. 34].

Литература

1. Колягин Ю.М. Профильная дифференциации обучения математике // Математика в школе. 1990. № 4.

2. Филатова Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы. М.,

2005.

3. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2000.

4. Кузнецов А.А. Структура и принципы формирования содержания профильного обучения на старшей ступени. М., 2003.

5. Шамова Т.И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. М.,

2006.

6. Афанасьева Т.П. Профильное обучение. М., 2004.

7. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.