Научная статья на тему 'Личностно ориентированный подход к обучению орфографии'

Личностно ориентированный подход к обучению орфографии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
450
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно ориентированное обучение / языковая личность / personality-oriented teaching / language personality

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николаева Е. А.

В статье рассматривается структура организации языковой личности младших школьников применительно к процессу обучения орфографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the language personality organization structure of junior school children in conformity with the process of orthography teaching.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированный подход к обучению орфографии»

Е. А. Николаева

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ

Работа представлена кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации

Белгородского государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. Б. Игнатова

В статье рассматривается структура организации языковой личности младших школьников применительно к процессу обучения орфографии.

Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, языковая личность.

128

Личностно ориентированный подход к обучению орфографии

The article examines the language personality organization structure of junior school children in conformity with the process of orthography teaching.

Key words: personality-oriented teaching, language personality.

На современном этапе развития лингво-дидактики особую актуальность приобретают исследования, ориентированные на изучение структурно-функциональных и коммуникативно-когнитивных свойств языка, связанных с личностно ориентированным обучением русскому языку учащихся и применением научных достижений в области лингвистики (антрополингвисти-ческое направление), психологии (мнемоническая теория языковой памяти), педагогики (личностно ориентированный подход к обучению) и методики обучения русскому языку. Кроме того, в современных исследованиях, в том числе и методике обучения родному языку, обратившейся к проблеме формирования и развития языковой личности учащихся, наметилась тенденция к интеграции научных знаний (Г. И. Богин, Е. А. Быстрова, Т. К. Донская, Ю. Н. Караулов, Е. В. Сидоров и др.).

Базовыми понятиями личностно ориентированного обучения родному языку является понятие «личность», «языковая личность».

Понятие «языковая личность» рассматривается учеными уже довольно давно. Высказывания по данному вопросу можно найти в работах Ф. И. Буслаева, Я. Грима, В. Гумбольдта, А. А. Потебни, Г. Штейна и др.

К необходимости изучения ЯЛ как целостного феномена, как фактора, интегрирующего разрозненные результаты экспериментально исследовательской практики, вводящего их в русло единой лингвистической парадигмы, приходят специалисты разных областей.

Лингводидактика все больше концентрируется на языковой личности, определяя ее как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), различающихся степенью

структурно-языковой сложности; глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью» [3, с. 8].

Для современной лингводидактики данный подход к исследованию языковой личности младшего школьника имеет особое значение, поскольку позволяет определить уровни развития лингвистической компетенции личности учащихся с ее жизненными доминантами, а также языковой средой, которая оказывает существенное влияние на ее (языковой личности) становление и развитие.

Ю. Н. Караулов выделяет три уровня в структуре языковой личности.

Первый уровень - структурно-семантический или вербально-семантический - уровень нормативного владения языком.

По мнению ряда ученых (Т. К. Донская, И. Б. Игнатова, Ю. Н. Караулов, Л. И. Плотникова), данный уровень включает лексические и грамматические средства, которые использует личность в своей речевой деятельности.

Мы называем этот уровень ознакомительно-накопительным, поскольку учащиеся накапливают знания о принципах русской орфографии, составе слова, сочетаемости слов с другими словами и т. д. На этом уровне, как правило, находятся дошкольники и учащиеся 1-го класса.

В качестве единиц этого уровня, применительно к орфографии, выступают такие базовые понятия, как звуки, буквы, слоги. Перед методикой обучения орфографии на этом уровне организации языковой личности стоят задачи: познакомить учащихся со звуками русского языка (гласные: ударные и безударные; согласные: мягкие и твердые, глухие и звонкие) и их графическим обозначением, с делением слов на слоги.

На данном уровне учащимся могут быть предложены, например, такие задания:

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

1. Создай образ звуков [р], [р'] на бумаге. В чем их сходство и отличие?

2. Представь, что тебя позвали на бал Звуков и Букв. Составь сценарий выступления ребят твоего класса «Мы - звуки / буквы».

3. Представь, что ты житель страны Языкознание, княжества Фонетика. Ты представитель семейства Звуков. Как тебя зовут? Какой у тебя характер? С кем ты дружишь? Нарисуй свой портрет.

Второй уровень - тезаурусный или лин-гвокогнитивный - предполагает отражение личности в ее описании языковой картины мира. Единицы данного уровня - понятия, идеи, складывающиеся у языковой личности в упорядоченную картину мира. Единицы данного уровня, будучи явлениями, относящимися к когнитивному уровню организации и реализации личности в общении, «овеществляются» с помощью языковых средств [2, с. 110]. Именно с этого уровня начинается языковая личность, так как «начиная с этого уровня оказывается возможным индивидуальный выбор, личностное предпочтение одного понятия другому» [1, с. 53].

На этом уровне рассматриваются такие понятия, как орфограмма, варианты орфограмм, опознавательные признаки орфограмм, орфографическое правило, расширяется тезаурус школьника и т. д.

Данный уровень можно назвать обобщающе-операциональным, поскольку учащиеся на основе понятийного аппарата усваивают элементы орфографической системы языка, механизмы их функционирования. На этом уровне формирования языковой личности происходит более осознанное усвоение изучаемого языкового материала и включение его в различные виды речевой деятельности, в частности в письменную речь.

Задачи, решаемые на тезаурусном уровне: научить учащихся оперировать орфографическими понятиями, применять орфографические правила на практике, т. е. в письменной речи.

На этом уровне, как правило, находятся учащиеся 2-3-го классов, однако необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень обученное™ младших школьников.

На тезаурусном уровне учащимся предлагаются следующие задания:

1. Сформулируй правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Сравни с имеющимся в учебнике.

2. Предложи алгоритм работы с правилом написания безударных гласных в корне слова.

3. Напиши лингвистическую сказку о правописании согласных в корне.

Третий уровень - мотивационно-прагма-тический, охватывающий коммуникативно-деятельностные потребности личности, движущие ею мотивы, установки и цели. Этот уровень характеризует переход от оценок речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире [1] и характерен для большинства учащихся 3-4-х классов.

Этот уровень предполагает сформиро-ванность орфографической компетентности учащихся. То, что было накоплено на первом уровне, обобщено на втором, вводится в деятельность, которую нужно мотивировать. Для этого создаются речевые ситуации, в которые включаются учащиеся с целью мотивации их деятельности. Это позволяет назвать мотивационно-прагма-тический уровень сформированности языковой личности ситуативным.

На данном уровне учащимся можно предложить задания:

1. Напиши рассказ или сказку к картинке. Выдели в тексте слова с орфограммами корня, подбери к ним проверочные слова.

2. Найди в тексте слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова и подбери к ним проверочные слова. Нарисуй иллюстрацию к данному рассказу (отображая слова с безударными гласными).

3. Выборочный диктант. Запиши слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Составь мини-рассказ с любым из них.

Цели профессионально-ориентированного обучения студентов неязыковых вузов.

При разработке программы экспериментального обучения мы исходили из следующего постулата: личностно ориентированное обучение, его емкость и продуктивность должны определяться тремя факторами: 1) изначальным личностным потенциалом, который у всех детей разный (психофизиологические и психолингвистические факторы); 2) спецификой учебного -языкового и речевого материала (лингвистический фактор); 3) технологией взаимодействия ученика с изучаемым фрагментом действительности, в нашем случае - языковым фрагментом (лингвометодический фактор).

Таким образом, личностно ориентированное обучение орфографической грамотности младших школьников представляет собой обучение, обеспечивающее оптимальное соотношение творческих приемов с нормативными, позволяющее ученикам эффективно усвоить программный материал на личностно значимом уровне, создающее условия для индивидуального образовательного приращения школьника как языковой личности, постоянно развивающейся в процессе осознанного усвоения языковых единиц и правил их функционирования в речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2003.

2. Прохоров Ю Е. Действительность. Текст. Дискурс: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2004.

3. Язык и личность / Под ред. Д. Н. Шмелева. М.: Наука, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.