Е. А. Николаева
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ
Работа представлена кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации
Белгородского государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. Б. Игнатова
В статье рассматривается структура организации языковой личности младших школьников применительно к процессу обучения орфографии.
Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, языковая личность.
128
Личностно ориентированный подход к обучению орфографии
The article examines the language personality organization structure of junior school children in conformity with the process of orthography teaching.
Key words: personality-oriented teaching, language personality.
На современном этапе развития лингво-дидактики особую актуальность приобретают исследования, ориентированные на изучение структурно-функциональных и коммуникативно-когнитивных свойств языка, связанных с личностно ориентированным обучением русскому языку учащихся и применением научных достижений в области лингвистики (антрополингвисти-ческое направление), психологии (мнемоническая теория языковой памяти), педагогики (личностно ориентированный подход к обучению) и методики обучения русскому языку. Кроме того, в современных исследованиях, в том числе и методике обучения родному языку, обратившейся к проблеме формирования и развития языковой личности учащихся, наметилась тенденция к интеграции научных знаний (Г. И. Богин, Е. А. Быстрова, Т. К. Донская, Ю. Н. Караулов, Е. В. Сидоров и др.).
Базовыми понятиями личностно ориентированного обучения родному языку является понятие «личность», «языковая личность».
Понятие «языковая личность» рассматривается учеными уже довольно давно. Высказывания по данному вопросу можно найти в работах Ф. И. Буслаева, Я. Грима, В. Гумбольдта, А. А. Потебни, Г. Штейна и др.
К необходимости изучения ЯЛ как целостного феномена, как фактора, интегрирующего разрозненные результаты экспериментально исследовательской практики, вводящего их в русло единой лингвистической парадигмы, приходят специалисты разных областей.
Лингводидактика все больше концентрируется на языковой личности, определяя ее как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), различающихся степенью
структурно-языковой сложности; глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью» [3, с. 8].
Для современной лингводидактики данный подход к исследованию языковой личности младшего школьника имеет особое значение, поскольку позволяет определить уровни развития лингвистической компетенции личности учащихся с ее жизненными доминантами, а также языковой средой, которая оказывает существенное влияние на ее (языковой личности) становление и развитие.
Ю. Н. Караулов выделяет три уровня в структуре языковой личности.
Первый уровень - структурно-семантический или вербально-семантический - уровень нормативного владения языком.
По мнению ряда ученых (Т. К. Донская, И. Б. Игнатова, Ю. Н. Караулов, Л. И. Плотникова), данный уровень включает лексические и грамматические средства, которые использует личность в своей речевой деятельности.
Мы называем этот уровень ознакомительно-накопительным, поскольку учащиеся накапливают знания о принципах русской орфографии, составе слова, сочетаемости слов с другими словами и т. д. На этом уровне, как правило, находятся дошкольники и учащиеся 1-го класса.
В качестве единиц этого уровня, применительно к орфографии, выступают такие базовые понятия, как звуки, буквы, слоги. Перед методикой обучения орфографии на этом уровне организации языковой личности стоят задачи: познакомить учащихся со звуками русского языка (гласные: ударные и безударные; согласные: мягкие и твердые, глухие и звонкие) и их графическим обозначением, с делением слов на слоги.
На данном уровне учащимся могут быть предложены, например, такие задания:
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
1. Создай образ звуков [р], [р'] на бумаге. В чем их сходство и отличие?
2. Представь, что тебя позвали на бал Звуков и Букв. Составь сценарий выступления ребят твоего класса «Мы - звуки / буквы».
3. Представь, что ты житель страны Языкознание, княжества Фонетика. Ты представитель семейства Звуков. Как тебя зовут? Какой у тебя характер? С кем ты дружишь? Нарисуй свой портрет.
Второй уровень - тезаурусный или лин-гвокогнитивный - предполагает отражение личности в ее описании языковой картины мира. Единицы данного уровня - понятия, идеи, складывающиеся у языковой личности в упорядоченную картину мира. Единицы данного уровня, будучи явлениями, относящимися к когнитивному уровню организации и реализации личности в общении, «овеществляются» с помощью языковых средств [2, с. 110]. Именно с этого уровня начинается языковая личность, так как «начиная с этого уровня оказывается возможным индивидуальный выбор, личностное предпочтение одного понятия другому» [1, с. 53].
На этом уровне рассматриваются такие понятия, как орфограмма, варианты орфограмм, опознавательные признаки орфограмм, орфографическое правило, расширяется тезаурус школьника и т. д.
Данный уровень можно назвать обобщающе-операциональным, поскольку учащиеся на основе понятийного аппарата усваивают элементы орфографической системы языка, механизмы их функционирования. На этом уровне формирования языковой личности происходит более осознанное усвоение изучаемого языкового материала и включение его в различные виды речевой деятельности, в частности в письменную речь.
Задачи, решаемые на тезаурусном уровне: научить учащихся оперировать орфографическими понятиями, применять орфографические правила на практике, т. е. в письменной речи.
На этом уровне, как правило, находятся учащиеся 2-3-го классов, однако необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень обученное™ младших школьников.
На тезаурусном уровне учащимся предлагаются следующие задания:
1. Сформулируй правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Сравни с имеющимся в учебнике.
2. Предложи алгоритм работы с правилом написания безударных гласных в корне слова.
3. Напиши лингвистическую сказку о правописании согласных в корне.
Третий уровень - мотивационно-прагма-тический, охватывающий коммуникативно-деятельностные потребности личности, движущие ею мотивы, установки и цели. Этот уровень характеризует переход от оценок речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире [1] и характерен для большинства учащихся 3-4-х классов.
Этот уровень предполагает сформиро-ванность орфографической компетентности учащихся. То, что было накоплено на первом уровне, обобщено на втором, вводится в деятельность, которую нужно мотивировать. Для этого создаются речевые ситуации, в которые включаются учащиеся с целью мотивации их деятельности. Это позволяет назвать мотивационно-прагма-тический уровень сформированности языковой личности ситуативным.
На данном уровне учащимся можно предложить задания:
1. Напиши рассказ или сказку к картинке. Выдели в тексте слова с орфограммами корня, подбери к ним проверочные слова.
2. Найди в тексте слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова и подбери к ним проверочные слова. Нарисуй иллюстрацию к данному рассказу (отображая слова с безударными гласными).
3. Выборочный диктант. Запиши слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Составь мини-рассказ с любым из них.
Цели профессионально-ориентированного обучения студентов неязыковых вузов.
При разработке программы экспериментального обучения мы исходили из следующего постулата: личностно ориентированное обучение, его емкость и продуктивность должны определяться тремя факторами: 1) изначальным личностным потенциалом, который у всех детей разный (психофизиологические и психолингвистические факторы); 2) спецификой учебного -языкового и речевого материала (лингвистический фактор); 3) технологией взаимодействия ученика с изучаемым фрагментом действительности, в нашем случае - языковым фрагментом (лингвометодический фактор).
Таким образом, личностно ориентированное обучение орфографической грамотности младших школьников представляет собой обучение, обеспечивающее оптимальное соотношение творческих приемов с нормативными, позволяющее ученикам эффективно усвоить программный материал на личностно значимом уровне, создающее условия для индивидуального образовательного приращения школьника как языковой личности, постоянно развивающейся в процессе осознанного усвоения языковых единиц и правил их функционирования в речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2003.
2. Прохоров Ю Е. Действительность. Текст. Дискурс: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2004.
3. Язык и личность / Под ред. Д. Н. Шмелева. М.: Наука, 1989.