Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход и условия его реализации при дистанционном обучении в вузе'

Личностно-ориентированный подход и условия его реализации при дистанционном обучении в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2290
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ В ОБРАЗОВАНИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / STUDENT-CENTERED APPROACH / PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION / PERSONAL MEANING IN EDUCATION / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савицкая Анна Викторовна

В статье рассматривается личностно-ориентированный подход в обучении и его интерпретации, психологические функции, реализация данного подхода при дистанционном изучении физики в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савицкая Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student-centered approach and the conditions for its implementation in distance learning in higher school

The article discusses student-centered approach to teaching and its interpretation, psychological functions, implementation of this approach in distance teaching of Physics in higher school.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход и условия его реализации при дистанционном обучении в вузе»

А. В. Савицкая

(Челябинск)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ

В статье рассматривается личностно-ориентированный подход в обучении, психологические функции, реализация данного подхода при дистанционном изучении физики в вузе.

Образовательный процесс, построенный с учетом потребности обучаемого в самостоятельном познании мира, общении, свободе, самоутверждении, обеспечивает личностноориентированный подход в обучении.

Под личностным подходом понимается последовательное отношение педагога к обучаемому как к личности, как к самосознатель-ному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Личностно-ориентированный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым субъектом и коллективом в целом. Этот подход помогает обучаемому в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии своих возможностей, становлении самосознания, реализации лично-стно значимых и общественно одобряемых мотивов самореализации и самоутверждения.

Исследователи О. В. Трескина, И. В. Косте-рина обосновывают положение о том, что вузовская система образования по своим особенностям обладает широкими возможностями для применения в ней личностно-ориентированного подхода. Студенческий возраст сензитивен для развития личностных качеств, а значит, личность обучающегося можно рассматривать как сложную саморазви-вающуюся целостность, которая стремится реализовать заложенный в ней потенциал, свои скрытые способности и возможности. Потенциал - динамическое свойство личности, изначально присущая ей сила, позволяющая человеку внутренне развиваться, проявлять и накапливать свои способности [11].

И. В. Костерина вводит понятие «личностно-профессиональная самоактуализация» и определяет его как главную способность саморазвития личности, проявляющуюся в наиболее полном раскрытии всех возможностей личности и активизации ее лучших качеств,

заложенных природой и представляющих собой непрерывный жизненный процесс, взаимодействие с окружающими через осознание себя в профессии» [9]. Это возможно при выполнении следующих условий: ориентация процесса обучения на рефлексивный опыт студента; переход отчужденного знания в личностно-деятельностную форму существования «живого знания», «личностного знания»; развитие способностей к личностнопрофессиональной самоактуализации - поисковый, исследовательский характер приобретения знаний.

Существенными личностно-созидающими возможностями обладают интерактивные методы обучения. При этом активность педагога уступает место активности студента, что стимулирует самоактуализацию в плане способов организации работы по решению собственных образовательных задач. Это становится особенно актуальным при дистанционном изучении дисциплины.

В новых социально-экономических условиях, когда основной ценностью становятся знания, квалификация, умение работать с информацией, используемые в прошлом системы обучения становятся малоэффективными, так как они не обеспечивают главного - самореализации личности в новом информационном обществе. Б. С. Гершунский писал: «Смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации личности» [4, с. 128].

Каждый человек в мире уникален. Он имеет собственный опыт интеллектуального, культурного, нравственного роста и развития. Однако имеется и нечто общее с другими людьми, что объединяет их и позволяет говорить о типологии личности [8]. Таким образом, если мы хотим использовать какие-либо приемы и методы обучения, то необходимо знать не только способности ученика, но и

психические возможности, это позволит грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с обучаемыми в процессе организации их познавательной деятельности.

При дистанционной форме обучения педагог не видит своих обучаемых (за исключением такой формы учебных занятий, как видеоконференция). Поэтому знание перечисленных выше особенностей приобретает особую значимость.

К. Г. Юнг ввел понятие «психологическая функция» и привел типологию: мышление, чувство, интуиция, ощущение [13].

Присутствие психологических функций дает человеку целостное и уравновешенное восприятие мира.

К. Г. Юнг разделил психологические функции на два класса: рациональные (мышление, чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение). Теория Юнга позволяет увидеть слабые и сильные стороны обучающихся, которые необходимо учитывать преподавателю при организации образовательного процесса. Таким образом, речь идет о выявлении доминирующей функции, на которую важно ориентироваться при создании условий для активной учебной деятельности. Особенно учет психологического типа личности становится актуальным при дистанционном обучении студентов, поскольку преподаватель узнает своих обучаемых только по их реакции, активности, инициативе в процессе интерактивного взаимодействия.

Особый интерес представляет понятие «личностный смысл в образовании». В исследовании А. В. Хуторского, посвященном реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, подчеркивается мысль о том, что теория и практика образования находятся сегодня на изломе между пониманием образования как передачи опыта и образовательной парадигмы выращивания личности [12]. Личностно-ориентированный подход предусматривает мотивацию, то есть учет личностного смысла обучаемого в познавательной деятельности. А государственный образовательный стандарт (ГОС) и календарно-тематический план вступают в противоречие с этим положением. Личностный смысл формируется в процессе конкретной деятельности. Для этого деятельность обучаемого должна быть соответствующим образом организована. Речь должна идти не о формировании «выращивания» личности, а о

создании условий для наиболее полного раскрытия потенциала каждого человека.

Это подчеркивает Э. Ф. Зеер, рассматривая личностно-ориентированное образование как особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и реализации себя. В центре такой трактовки стоит профессиональное развитие личности обучаемого [6, с. 40-41]. Автор отмечает, что помимо знаний, умений и навыков необходимо учитывать профессионально важные качества личности - ключевые квалификации. Центральным звеном личностно-ориентированного профессионального образования является профессиональное развитие личности в процессе обучения, освоение профессии и осуществление профессиональной деятельности на высоком уровне.

Объектами профессионального развития личности являются ее интегральные характеристики, среди которых выделяют социально-профессиональную направленность, компетентность, профессионально важные качества, психофизиологические свойства [6, с. 43].

Для реализации личностно-ориентированного подхода в дистанционном обучении необходимо:

- обеспечить равные стартовые условия для изучения предмета в целом;

- разработать дидактическую систему по физике, включающую педагогические и информационные технологии, которые будут способствовать созданию условий для саморазвития, самоопределения, самоорганизации личности студента в вузе;

- разработать средства обучения по физике, которые бы адекватно отражали основные принципы личностно-ориентированного профессионального образования.

В связи с данным обстоятельством были разработаны учебные пособия по курсу физики для организации дистанционной работы студентов дневной и заочной форм обучения, содержащие расчетные, качественные, творческие, исследовательские задания, задачи прикладного характера. Для активизации учебно-познавательной деятельности студентов, их самоорганизации, саморазвития по индивидуальной траектории обучения

был создан электронный учебно-методический ресурс для дистанционного обучения физике, который позволяет не только сохранить все достоинства печатного учебного материала, но и, используя возможности компьютера, включить в него соответствующий арсенал наглядных средств. Он способствует развитию творческого потенциала и профессионально значимых качеств у студента благодаря применению специальных заданий и упражнений. В состав дистанционного учебно-методического ресурса входят: 1) программа учебной дисциплины; 2) методические рекомендации по изучению дисциплины; 3) методические рекомендации по организации самоконтроля и текущего контроля знаний студентов; 4) организационная информация: сведения о преподавателе - Ф.И.О., адрес электронной почты; 5) тексты лекций; 6) практикум; 7) контрольные работы; 8) семестровые задания; 9) глоссарий; 10) литературные источники; 11) тестовые материалы.

Реализация личностно-ориентированного подхода в дистанционном обучении физике студентов вуза осуществляется благодаря различным формам и методам организации

учебного процесса, среди которых можно выделить: обучение в малых группах сотрудничества, организация дискуссий, ролевые и деловые игры, метод проектов, формирование критического мышления обучающегося, развитие способности к самооценке.

В целом личностно-ориентированный подход в обучении позволяет решить основную задачу образования - создание условий для саморазвивающейся личности, социально активной, профессионально компетентной. Личность выступает системообразующим фактором организации образовательного процесса. Ведущими мотивами образования становятся саморазвитие и самореализация личности в образовательном пространстве вуза. Формирование качественных знаний, умений и навыков - необходимое условие обеспечения компетентности обучаемого за счет включения в процесс обучения его субъективного опыта. Личностно-ориентированное профессиональное образование призвано максимально ориентировать личность на профессиональное саморазвитие, необходимое для успешной будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Анохина Г. М. Личностно-адаптированная система обучения. Методология. Психология. Технология. - Воронеж: Изд-во ВОИПКРО, 2002. - 322 с.

2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. -№10.- С. 8-14.

3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4. - С.29-36.

4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 2002. - С. 128.

5. Гурова Т. Ф. Личностно-ориентированные технологии обучения // Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития / под ред. Т. В. Герша. - М.: НМЦ СПО, 1997. -С. 125-139.

6. Зеер Э. Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. -пед. ун-та, 2000. - 258 с.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., 2002.

8. Интернет-обучение: Технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. - М.: Изд. дом «Камерон», 2004. - 216 с.

9. Костерина И. В. Развитие у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации: педагогическая поддержка : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Петропав-ловск-Камчатский, 2006. - 23 с.

10. Сериков В. В. Личностный подход как системообразующий принцип педагогической технологии // Педагогические системы в школе и вузе: Технологии и управление. - Волгоград: Перемена, 1993.

11. Трескина О. В. Личностно-ориентированная педагогическая технология как средство активизации духовно-нравственного потенциала студентов : автореф. дис. . канд. пед. наук. -Вологда: Вологод. гос. пед. ун-т, 2007. - 21 с.

12. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе : сб. ст. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. - М., 2002.

13. Юнг К. Г. Психологические типы. - СПб., 1993.

14. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.