Научная статья на тему 'Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»'

Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / THE PERSONAL FOCUSED TECHNOLOGIES OF TRAINING / TRAINING IN COOPERATION / GAME TECHNOLOGIES / ACTIVITY TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGIES / RESEARCH TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахкиямова Г.Р.

В статье раскрыта актуальность использования в учебном процессе личностно-ориентированного обучения, в процессе преподавания курса основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных организациях. Представлены вариации применения различных педагогических технологий: обучение в сотрудничестве; дифференцированный подход; игровые, информационные, деятельностные, исследовательские технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахкиямова Г.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONAL FOCUSED TECHNOLOGIES OF TRAINING AT LESSONS OF «BASICS OF LIFE SAFETY»

In article relevance of use in educational process of the personal focused training, in the course of teaching a course basics of life safety in the general education organizations is disclosed. Variations of use of various pedagogical technologies are presented: training in cooperation; the differentiated approach; game, information, activity, research technologies.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-24-29

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ахкиямова Г.Р.

Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Российская Федерация

В статье раскрыта актуальность использования в учебном процессе личностно-ориентированного обучения, в процессе преподавания курса основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных организациях. Представлены вариации применения различных педагогических технологий: обучение в сотрудничестве; дифференцированный подход; игровые, информационные, деятель-ностные, исследовательские технологии.

Ключевые слова: личностно-ориентированные технологии обучения; обучение в сотрудничестве; игровые технологии; деятель-ностные технологии; информационные технологии; исследовательские технологии.

THE PERSONAL FOCUSED TECHNOLOGIES OF TRAINING AT LESSONS OF «BASICS OF LIFE SAFETY»

Akhkiyamova G.EL

Naberezhnye Chelny State Pedagogic University, Naberezhnye Chelny, Russian Federation

In article relevance of use in educational process of the personal focused training, in the course of teaching a course basics of life safety in the general education organizations is disclosed. Variations of use of

various pedagogical technologies are presented: training in coopération; the differentiated approach; game, information, activity, research technologies.

Keywords: the personal focused technologies of training; training in coopération; game technologies; activity technologies; information technologies; research technologies.

ФГОС ООО влечет за собой внедрение инновационного образования, сконцентрированного на развитие личности обучающихся. Основной целью инновационного обучения становится подготовка обучающихся к изменениям, как способу существования в современном меняющемся мире. Где задачи направлены на решение сугубо предметных аспектов.

Что же мы понимаем под инновацией? На данный вопрос нет однозначного ответа, его интерпретируют как:

• использование чего-то принципиально нового в процессе преподавания конкретного предмета;

• внесение в существующий образовательный процесс каких-либо изменений;

• появление новшеств, чего нигде и никогда не существовало и не использовалось ранее [2, с. 28].

В силу внедрения инновационного образования, становится очевидным необходимость существенного изменения содержания учебного процесса, внедрение новых форм, приемов, методов и средств обучения. В связи с этим, более глубже изучим особенности личностно ориентированного обучения, которое в первую очередь нацелено на формирование активной личности, приводящее к повышению результата в процессе освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» [4, с. 20].

Личностно ориентированные технологии обучения направлены на формирование активной личности, способной самостоятельно организовать и корректировать свою учебную деятельность. Она включает в себя такие элементы как: установление соотношения между классной и внеклассной самостоятельной работой; индиви-

дуальность обучения; индивидуальные формы контроля знаний и умений. Учебно-исследовательская работа организована так, чтобы учащиеся испытывали потребность в изучении необходимой литературы, получения знаний и т.д.

Процессу формирования активной личности в образовательном процессе должно уделяться достаточно большое внимание. Если обучающийся в учебно-познавательной деятельности выступает в роли заинтересованного лица, это становится залогом эффективности обучения, высокой степени интеллектуального развития, формирования познавательных интересов и потребностей.

Активность воспринимается как всеобщая форма существования человека и условие его становления как личности. Исследователи работающие в данной области выделяют несколько видов активности: репродуктивно-отражательную; поисково-исполнительскую; творческую.

Из представленных видов, можно выделить творческую активность, для неё характерны новизна, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность.

Применение личностно ориентированной технологии требует от учителя педагогического мастерства и высочайшего уровня квалификации. Учитель должен владеть не только теоретическими, но и методологическими основами личностно ориентированного обучения, принимать во внимание психологические и возрастные особенности учащихся и групп в целом. Создать возможность для самореализации на основе мотивации, быстро и плавно трансформироваться в процессе учебной деятельности, обнаружить и суметь донести ценность и значимость изучаемого материала.

При введении личностно ориентированного обучения перед педагогом выстраивается ряд новых задач:

• создать атмосферу причастности каждого обучающегося в работе класса;

• активизировать учеников к различного рода суждениям, дать возможность применять разные варианты решений в ходе выполнения заданий без страха совершения ошибок;

• применять дидактические материалы, которые позволят обучающимся выбрать самые важные для них виды и формы учебной работы;

• оценку деятельности учащихся осуществлять не только по конечному результату, но и по ходу его достижения;

• содействовать старанию обучающегося находить свои приемы работы, разбирать работы всех учеников, отбирать и извлекать наиболее подходящие;

• выстраивать такие педагогические задачи, которые позволят обучающимся выразить свою самостоятельность, т.е. необходимо создать возможность для самовыражения каждого.

Среди различных направлений личностно ориентированного обучения, остановимся на наиболее результативных - это обучение в сотрудничестве; игровые, информационные, деятельностные, исследовательские технологии; дифференцированный подход обучения.

Обучение в сотрудничестве. Обучение организовано на основе коллективизма, то есть совершается работа в динамических или статических парах, где каждый учит каждого. Большое внимание уделяется вариациям организации своих рабочих мест и применяемым при этом средств обучения.

К достоинствами можно отнести:

• развитие навыков мыследеятельности;

• актуализация приобретенных знаний и опыта;

• вероятность каждого учащегося обучаться в индивидуальном режиме;

• повышение ответственности в процессе работы в коллективе;

• улучшение навыков логического мышления.

Дифференцированный подход - сводится к определению и к наибольшему развитию способности каждого обучающегося. С одной стороны принимают во внимание степень их интеллектуального развития, с другой - индивидуальные особенности личности, его резервы и интересы в реальной образовательной среде.

Игровые технологии создаются благодаря игровым приемам, позволяющим стимулировать познавательную деятельность учащихся.

При проектировании игровых моментов дидактическая цель преобразовывается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал применяется как средство для игры, в учебную деятельность внедряется элемент состязания, что делает дидактическую задачу игровой, а ее успешное исполнение становится результатом.

Информационные технологии допустимо использовать на всех этапах учебного процесса. Внедрение компьютерных технологий даёт возможность для моделирования любых процессов и явлений, демонстрация которых на практике технически не возможна.

Применение на уроках интерактивных технологий, где информация представлена не как неозвученная картинка, а как деятельный видео-звуко материал, существенно повышает результативность усвоения учебного материала.

Интерактивные технологии позволяют переходить от бездея-тельностного усвоения материала к динамичному, так как ученики получают возможность по-своему смоделировать любую учебную задачу. Одной из удачных форм для достижения поставленной цели может стать создание группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы [1, с. 900].

Деятельностные технологии направлены на подготовку учащихся к решению практических задач. При применении данной технологии учитель ориентирован на выработку у учащихся системы практических умений, которые направлены на возможность качественного выполнения различных видов практической деятельности, включающие в себя выполнение упражнений, деловых игр, организацию учебно-исследовательской работы и др.

Исследовательские технологии способствуют формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности учащихся, создается обстановка увлеченности процессом учения. То есть, организовывается поисково-познавательная деятельность учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующие самостоятельного творческого решения [3, с. 115].

Учебное исследование может быть выстроено в следующей последовательности:

• раскрытие и установка проблемы исследования;

• формулировка гипотезы;

• проектирование и разработка исследовательских действий;

• сбор данных, их анализ и синтез;

• соотнесение полученных данных, вывод, проверка;

• подготовка и написание отчета.

Таким образом, технологии личностно ориентированного обучения, направлены на рост эффективности учебного процесса, уровня обучения и информированности обучающихся, будет протекать процесс вовлечения обучающихся в учебный процесс, повыситься эффективность обучения. Самому педагогу применение педагогических технологий даст возможность продуктивно использовать всё учебное время и достичь больших результатов, т.е. рост обученное™ учащихся по основам безопасности жизнедеятельности.

Итак, федеральный государственный стандарт образования создает возможность для совместной деятельности педагога и учащихся, которые в свою очередь направлены на воплощение практических навыков в повседневной жизни, воспитании конкурентоспособной личности, который сможет ориентироваться и социализироваться в информационном и социальном пространстве.

Список литературы

1. Ахкиямова Г.Р. Особенности использования информационных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» // В мире научных открытий. 2014. № 11.2 (59). С. 899-902.

2. Ахкиямова Г.Р., Хасанова А.Р. Трансформации учебного процесса по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в контексте изменений фундаментальных требований ФГОС // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 11-2 (67). С. 26-30.

3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010. 238 с.

4. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.