Tyurina Natalya Anatolyevna TO THE QUESTION ...
pedagogical sciences
УДК 377
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
© 2018
Тюрина Наталья Анатольевна, аспирант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, директор Симский механический техникум (456020, Россия, Сим, улица Пушкина, 1; e-mail: [email protected])
Аннотация. В профессиональном образовании современным технологиям обучения уделяется сейчас большее внимание. Остается ряд вопросов по проблеме выбора наиболее эффективных технологий, способных дать наиболее высокие результаты, качество подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций. К понятию «технология» относятся процессы, формы, методы и средства. Главной задачей технологии является достичь желаемого результата. Отсюда появляются ответы на вопросы как этого достичь, как вести обучающихся, какие условия создавать? В процессе обучения технологии связывают методы, формы, средства, результаты. Применяемые педагогические технологии должны обеспечивать взаимодействие всех субъектов процесса обучения; стимулировать и активизировать познавательные процессы обучающихся, их любознательность и самостоятельность, ответственность; способность к работе в группах; поддерживать технологии, в которых предоставлен различный теоретический материал и практический опыт; развивать интерес и способности к производственно-проектировочной деятельности. Выбор педагогических технологий, которые способствуют эффективности реализации системы подготовки к производственно-проектировочной деятельности будущих специалистов среднего звена, ориентирован в первую очередь на ФГОС нового поколения, а также современные требования при подготовке специалистов машиностроительной отрасли, организации фасилитативного взаимодействия между субъектами.
Ключевые слова: педагогические технологии, методы обучения, производственно-проектировочная деятельность, технология концентрированного обучения, монопредметная модель, малопредметная модель, модульная модель, проблемное обучение, игровые методы.
TO THE QUESTION OF THE USE OF MODERN TECHNOLOGIES OF TRAINING IN THE SYSTEM OF PREPARATION FOR THE PRODUCTION AND DESIGN ACTIVITY OF FUTURE MID-LEVEL PROFESSIONALS
© 2018
Tyurina Natalya Anatolyevna, graduate student of the South Ural state humanitarian pedagogical University, director Simsky Mechanical College (456020, Russia, Sim, Pushkin street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. Nowadays in professional education pay much attention to the modern technology of trainings. There are series questions according to the problem of choice the most efficient technology that can give the highest results, quality of graduate preparation in the professional educational organizations. Processes, forms, methods and facilities are referred to the term «technology». The main technology task is to reach the desired result. Here you can see the answers to questions how can we reach it, how training, what conditions create? During training, technologies link methods, forms, facilities and results. Using pedagogical technologies must provide the cooperation of all persons in the training process; stimulate and activate the cognitive processes of trainees, their curiosity, independence and responsibility; the ability to work in groups; support technologies, in which given different theoretical material and practical experience; develop the interest and abilities to production-design activity. The pedagogical technology choice, that promote effective realize the system of preparation to production and design activity future mid-level professionals, at first is oriented to the new generation FGOS, as well as modern requirements when preparing machine building industry specialists, organization of facilitation cooperation between subjects.
Keywords: pedagogical technologies, methods of training, production and design activity concentrated training technology, mono subject model, few subject model, module model, problem-based training and game methods.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время применение образовательных технологий в организациях среднего профессионального образования связано с необходимостью увеличения эффективности воспитания и обучения, а также с направленностью на итоговый результат образовательного процесса —подготовку высококвалифицированных специалистов способных осуществлять производственно-проектировочную деятельность. Применение современных методов обучения позволяют не только научить обучающихся активным способам получения знаний, но и дают возможность стать социально активными, приблизить процесс обучения к реальной жизни (к производству).
Современному преподавателю необходимо сочетать различные формы, методы и средства обучения, стимулирующие самостоятельность и активность обучающихся, внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.
К выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений предъявляются высокие требования при трудоустройстве и при поступлении в высшие учебные заведения. Они должны прежде всего уметь адаптироваться, то есть уметь находить самостоятель-
но необходимые знания и умения, продуктивно осуществлять производственно-проектировочную деятельность, быть компетентными и успешными личностями. Преподаватель может добиться этого желаемого результата только привлечением интереса к своему предмету. Для этого применяется такой комплекс методов, которые кроме базы знаний дают возможность развиваться. Современный урок должен быть построен на организованной деятельности и межличностном общении. Достичь таких целей можно используя педагогические технологии.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современной литературе понятие «педагогическая технология» объясняется как совокупность методов и инструментов воспроизведения процессов обучения, позволяющих успешно достигать поставленные образовательные цели [1]. С дидактической точки зрения педагогическая технология - это разработка педагогических методик, позволяющих реализовывать различные педагогические системы [2].
Среди наиболее популярных отечественных авто-
педагогические науки
Тюрина Наталья Анатольевна К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ...
ров педагогических технологий В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин, А.М. Матюшкин, В.А. Сластенин.
В трудах В.Д. Симоненко выделены признаки, характерные для педагогических технологий:
- концептуальность. Технология несет в себе определённую педагогическую идею, которая основывается на позиции автора;
- системность. Последовательность педагогических операций, действий и связей основывается на целевых установках, которые выражены в форме определенного результата;
- оптимальность. Оптимальное применение имеющихся ресурсов для достижения целей в короткие сроки;
- дидактическое целеобразование. Наличие дидактических процедур, которые измеряют результаты деятельности обучающихся и обеспечивают достижение целей;
- корректируемость. Возможность изменения для ориентирования на другие цели и задачи;
- воспроизводимость и гарантированность результатов. Педагогическая технология должны быть доступна к применению любым преподавателем и обеспечивать результативность [3].
В настоящее время нет определенной классификации педагогических технологий, но выделяют параметры их классового разделения такие как:
- уровень применения;
- философская основа;
- ориентация на личностные структуры;
- преобладающий метод и другие.
В исследованиях Н.В. Бордовской, А.А. Реан основой классификации являются дидактические концепции и различные образовательные парадигмы:
- структурно-логическая технология. Представляет собой постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки получаемых результатов, которые организуются поэтапно;
- игровые технологии. Представляют собой взаимодействие на субъекты процесса образования через реализацию определенного сюжета в игровой форме. В образовательном процессе используются различные виды игр: ролевые, деловые, ролевые, компьютерные и другие;
- компьютерные технологии. Их суть заключается в том, что преподаватель и обучающийся взаимодействуют между собой с помощью разных обучаемых программ;
- тренинговые технологии. Представляют собой систему деятельности, необходимой для отработки определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и возможности решения типовых задач в процессе обучения (практические упражнения, тесты) [4].
Таким образом, в совокупности различные педагогические технологии комплексное обучения обеспечивают реализацию творческой и познавательной активности обучающихся [5-9]. Следовательно, повышается качество образования и эффективно осуществляется подготовка к производственно-проектировочной деятельности будущих специалистов среднего звена.
Формирование целей статьи (постановка задания). В статье рассматривается ряд современных технологий обучения в профессиональном образовании, применение которых способно дать наиболее высокие результаты, качество подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций.
Раскрыта актуальность использования современных педагогических технологий как необходимого элемента в процессе подготовки к производственно-проектировочной деятельности будущих специалистов среднего звена.
Особое внимание в статье акцентируется на подробной характеристике методов обучения, которые позволяют развивать и формировать предметные и учебные зна-
ния и умения в процессе познавательной деятельности обучающихся, развивать положительную мотивацию учебного процесса с целью их необходимого использования в дальнейшей профессиональной деятельности
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Образовательные учреждения широко применяют различные педагогические технологии. Внедрение в образовательный процесс современных технологий дает возможность преподавателю отработать фундаментальные знания по каждой дисциплине, закрепить навыки и умения, развивать творческое мышление и проектировочные способности, навыки самостоятельной работы и организации своей деятельности.
Применение различных педагогических технологий позволяет преподавателю эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов в обучении. Образовательные технологии предоставляют широкие возможности индивидуализации и дифференциации учебной деятельности.
Результат применения образовательных технологий практически не зависит от опыта и мастерства преподавателя.
Технология концентрированного обучения представляет собой особую организация процесса обучения, предполагающей сосредоточенное изучения каждой учебной дисциплины за счет их совокупности при изучении, объединения занятий и объединения других частей обучения. Данная технология позволяет повышать качество обучения с помощью создания определенной организационной структуры процесса обучения.
Существует три модели осуществления концентрированного обучения:
1. Монопредметная модель (высокая степень концентрации) - изучение одного основного предмета в течении заданного времени. Продолжительность в данном случае определяется исходя из особенностей содержания предмета, общего времени на изучение, сложности и степени усвоения, а также других факторов.
2. Малопредметная модель (низкая степень концентрации) - увеличение учебного дня с сокращением количества изучаемых дисциплин. Данная модель позволяет сохранять соответствие учебных недель, учебного плана и графика прохождения.
3. Модульная модель (средняя степень концентрации) - изучение нескольких дисциплин, которые образуют модуль, параллельно, одновременно. Данная модель предполагает разделение семестра на несколько учебных модулей, в ходе которых концентрированно изучаются несколько наиболее взаимосвязанных дисциплин. Продолжительность модуля зависит от количества часов на изучение каждой дисциплины. Итоговой оценкой освоения того или иного модуля являются экзамены или зачеты (при необходимости - дипломные или курсовые работы).
Слово «модуль» переводится как «функциональный узел». В современном образовании модуль понимается как целостная структура общей деятельности, информации или процесса. Структура модуля содержит много взаимосвязанных элементов и предполагает увеличение самостоятельности обучающихся в процессе обучения, темп программы обучения.
Модульная модель технология обучения занимает центральное место в системе профессионального образования [10-17], так как она отвечает требованиям соответствия профессиональной деятельности и профессиональных компетенций.
Будущий специалист среднего звена в первую очередь приобретает практический опыт без отрыва от осваивания необходимых знаний и умений. Каждый модуль осваивает самостоятельно, а совокупности всех модулей позволяет достичь итогового результата - в данном случае подготовку к производственно-проектировочной деятельности.
Tyurina Natalya Anatolyevna TO THE QUESTION ...
pedagogical sciences
Реализация модульного концентрированного обучения позволяет:
- обеспечить углубленное изучение и освоение дисциплин;
- увеличить сосредоточенность и заинтересованность за счет устанавливания межпредметных связей;
- ускорить процесс взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем.
Кроме того, данная модель концентрированного обучения поддерживает организацию фасилитативного взаимодействия участников учебного процесса, так как создается благоприятная психологическая атмосфера, объясняемая положительным настроем обучающихся на длительное взаимодействие.
Таким образом, технология концентрированного обучения позволяет устранить разбросанность изучаемых дисциплин, укрупнить организацию процесса обучения, что благоприятно влияет увеличение мотивации, а также на физическое и психологическое состояние обучающихся, мотивацию; сократить время освоения учебного материала.
Технология проблемного обучения представляет собой организацию преподавателем проблемных ситуаций, основанных на реализации будущей профессиональной деятельности обучающихся. Задача обучающихся - активизировать самостоятельную, творческую деятельность с целью определения решения поставленной проблемы.
В результате этого наблюдается эффективное усвоение знаний и умений профессиональной направленности, формировании общих и профессиональных компетенций, развитие готовности к производственно-проектировочной деятельности.
Эффективность технологии проблемного обучения обоснована в исследованиях отечественных и зарубежных ученых [18-25].
М.И. Махмутов в своих изданиях представляет проблемное обучение как разновидность развивающего обучения, сочетающего систематическую самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на поиск, и усвоение готовых положений науки; систему методов ученый строил на целеполагании и проблем-ности; учебный процесс и взаимодействие его участников ориентировано на привитие навыков самостоятельности, познания, формировании устойчивых мотивов, интересов и способностей, определяемых проблемной ситуацией [18].
Проблемное обучение В. Оконь описывает как совмещение создания проблемы, формулировки проблемной ситуации, оказания содействия и помощи обучающимся, руководство процессом и проверки принятых решений [19].
Способы создания в процессе обучения проблемных ситуаций обусловлены:
- пониманием недостаточности имеющихся знаний и умений у обучающихся для решения поставленной проблемной ситуации;
- приближением обучающихся к выводу, раскрывающегося при изучении нового материала;
- раскрытием противоречий между теоретической возможностью и практической невыполнимостью способов реализации;
- представлением обучающимся необходимости определения правильного решения из предложенных вариантов;
- решением производственных задач, проведение деловых игр и т.п.
Педагогическую технологию проблемного обучения эффективно применять при подготовке к производственно-проектировочной деятельности будущих специалистов среднего звена. Данная технология позволяет работать по индивидуальным рабочим планам; расширить применение справочной технической литературы; улучшить процесс подготовки к производственно-про-
ектировочной деятельности.
Основные этапы технологии проблемного обучения:
1. Постановка проблемы; создание проблемной ситуации;
2. Поиск решения проблемы;
3. Проверка предположенных гипотез;
4. Анализ, подведение итогов.
На рисунке 1 представлена схема технологии проблемного обучения.
Рисунок 1 - Схема технологии проблемного обучения
Таким образом, технология проблемного обучения улучшает усвоение теоретического и практического материала по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, развивает мышление, самостоятельность, активность, способствует повышению уровню профессиональной и творческой деятельности.
Дидактикой разработаны определенные разновидности проблемного обучения, имеющих в основе наличие проблемы для решения, среди них исследовательский метод, игровые методы, диалоговые методы.
Исследовательские методы. Данный метод предусматривает изменение участия обучающегося в учебном процессе на более инициативный. Исследовательский метод позволяет усваивать учебный материал не в процессе его прослушивания на уроке, а в результате самостоятельного поиска знаний по возникшему вопросу. Обучающийся активно включен в практическую деятельность, занимается поиском материала, трудится, и это главное условие его обучения в рамках данной педагогической технологии. Так обучающийся реализует себя в качестве активного субъекта собственного обучения. Педагог в данном случае анализирует, организовывает процесс исследовательской деятельности обучающегося.
В некоторых случаях исследовательский метод выделяют как самостоятельную технологию обучения, но на практике он реализуется в рамках таких технологий как проекты, проблемное обучение и других. Данные технологии объединяет характерные черты - преподаватель помогает обучающимся формулировать представления и идеи; способствует выдвижению альтернативных догадок, объяснений; обеспечивает обучающимся возможность заниматься исследовательской деятельностью по возникшим у них представлениям и презентовать свое видение ситуаций и явлений для всеобщей оценки.
Необходимо также отметить, что весь материал по изучаемому вопросу обучающиеся получают самостоятельно. Обучающиеся сами понимают необходимость получать новые знания по возникшему вопросу, так как в противном случае они не смогут его решить, то есть знания в данном случае выступают ни целью обучения, а средством, необходимым для решения проблемы. Это в значительной степени увеличивает активность и мотивацию, позволяет формировать познавательную деятельность и убеждения обучающихся, изучать и усваивать материал, развивать навыки производственно-проектировочной, а также исследовательской деятельности.
Применение исследовательских методов позволяет формировать самостоятельность, творческие способности, воображение, проектировочную деятельность; создавать культуру рефлексивного мышления, дискуссионную культуру.
Игровые методы обучения. Данный метод проблемного обучения имеет значительный фасилитирующий
педагогические науки
Тюрина Наталья Анатольевна К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ...
потенциал. В первую очередь повышается интерес к учебному процессу, сформируются условия саморазвития, развития творческой деятельности и активности, творчества обучающихся. Это обусловлено отсутствием строгих рамок, самоконтролем. Обучающиеся имеют возможность отслеживать успехи группы или собственные; принимать самостоятельные решения и следить за результатами. Преподаватель в данном случае только обозначает правила игры и объявляет результаты, также следит за ходом игры, при этом прямые указания как правило отсутствуют.
Кроме того, игровые методы формируют умением работать коллективом, командой, взаимодействовать между собой, устанавливать контакт между участниками команд. Также не маловажным является тот факт, что применение данных методов обучения позволяет создать благоприятную обстановку и снять эмоциональное напряжение; исчезает боязнь совершить ошибку, высказать неправильное решение.
Игровые методы позволяют устанавливать междисциплинарную связь, решать проблемы в рамках целой специальности, а не ограничиваясь одной дисциплиной.
Исходя из этого, делаем выводы, что степень эффективности использования игровых методов отражается таким показателями как:
- воздействие на личность обучающихся, влияние на их эмоциональное и психологическое состояние;
- развитие системы обучения, развития и воспитания в целом;
- совместная творческая составляющая взаимодействия преподавателя с обучающимися и обучающихся между собой;
- формирование благоприятной атмосферы и позитивного отношения к изучаемой дисциплине.
Таким образом, продуктивность, эффективность и результативность - основные факторы применения игровых методов обучения.
Диалоговые методы обучения. Применение данных методов является первостепенным, так как именно через диалог происходит активное взаимодействие преподавателя и обучающегося. Диалог позволяет выражаться, самореализоваться, раскрывать свои индивидуальные способности и возможности.
В процессе обсуждения какого-либо вопроса обучающиеся высказывают свое мнение, представляют свое видение проблемы, осваивают способность отстаивать свою точку зрения и позицию. Вместе с тем обсуждение той или иной темы невозможно без основательной теоретической подготовки, поэтому обучающиеся, нацеленные на продуктивное общение, готовы к пополнению и совершенствованию своих знаний. Результатом диалога по тому или иному вопросу является совместное решение, лучшее понимание участников процесса обучения.
К элементам диалоговых методов относится:
- постановка цели и строгое ей следование;
- ориентация направления диалога на достижение итогового результата;
- анализ диалога, оценка его результатов, корректировка при необходимости;
- итоговое оценивание.
В результате применения диалоговых методов обучения у обучающихся совершенствуются навыки диалогового общения; создается атмосфера, способствующая развитию мышления, проявления инициативности и активности; формируется положительное межличностное отношение друг к другу. Диалоговые методы обучения являются наиболее распространенными в учебном процессе, инструментом реализации учебного процесса на различных этапах.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Современные педагогические технологии позволяют развивать и формировать предметные и учебные знания и умения в процессе
активной разно уровневои познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально — комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учебного процесса с целью их необходимого использования в дальнейшей профессиональной деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кларина М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. /М.В. Кларина. — М.: Знание, 1989. — 75 с.
2. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 456 с.
3. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В.Д. Симо-ненко. — М.: Вентана-Граф, 2006. — 368 с.
4. Бордовская С.Ю. Формирование общих компетенций будущих рабочих на основе технологий профессионального обучения, ориентированных на действие: дис. ...канд. пед. наук : 13.00.08 / С.Ю. Бордовская. — Томск, 2012. — 233 с.
5. Овчаров С.М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в условиях университетского образования //Карельский научный журнал. 2013. № 1 (2). С. 43-46.
6. Хохленкова Л.А. Педагогическая технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство овладения иноязычным общением будущих специалистов в сфере сервиса // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 199-201.
7. Морозова И.М. Методика применения комплексных технологий активного обучения на занятиях по модулю «Педагогические коммуникации» //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 80-85.
8. Калинина Л.Ю. Концепция и содержание педагогической технологии «Арт-композиция» // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 157-161.
9. Галеева Е.В., Галкина И.А. Педагогическая технология развития эмотивной лексики и овладения эмоциональными представлениями в дошкольном возрасте // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 51-53.
10. Маковская Э.Н. Использование технологии модульного обучения для оптимизации и индивидуализации процесса обучения иностранным языкам в техническом вузе //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-2. С. 117-120.
11. Насырова Э.Ф. Механизмы и условия функционирования методической системы интегративно-модульного обучения будущих учителей // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 128-131.
12. Демисенова С.В. Технология модульного обучения математике в подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник научных конференций. 2015. № 1-5 (1). С. 33-34.
13. Балтабаева Р.Р. Сущность и технологии модульного обучения //Вестник угроведения. 2013. № 1 (12). С. 64-69.
14. Гусев А.Н., Евтин А.Б. Использование модульного подхода в реализации прикладной физической подготовки студентов в инженерно-экономическом вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.
5. № 2 (15). С. 158-161.
15. Кулаков А.М. Современное образовательное пространство и технологии модульного обучения // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2013. № 1 (26). С. 9-10.
16. Лопухова Ю.В., Юрина М.В. Содержание учебного материала как важный аспект изучения иностранного языка при использовании модульного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т.
6. № 3 (20). С. 326-329.
17. Галанина Е.В. Формирование социокультурной компетенции инженера на основе технологии модульного обучения // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-2. С. 315-319.
18. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга учителей /М.И. Махмутов. — М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
19. Оконь В. Основы проблемного обучения / В.Оконь. — М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
20. Коростелева Е.Ю. Технология проблемного обучения на уроках географии //Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 9-11.
21. Аниськин В.Н., Добудько Е.С., Журанова Н.А. Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школапедагогический вуз // Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 5-8.
22. Сабирова Ф.М., Дерягин А.В. Повышение интереса младших школьников к опытному изучению физических явлений на основе использования элементов технологии проблемного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 145-148.
23. Filimonova I.A. Using of innovative technologies in the process of professional competencie's forming of the future food technologies bachelors //Хуманитарни Балкански изследвания. 2017. № 1. С. 5-8.
24. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.
25. Сейтенова С.С., Кожаберген Т.Е. Развитие творческих способностей учащихся на основе технологии проблемного обучения // Педагогика и современность. 2013. № 2. С. 61-65
Статья поступила в редакцию 25.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018