12.Сикорская, Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования [Текст] / Г. П. Сикорская - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. - 197 с.
13. Тулохонов, А. К. Социальные аспекты решения экологических проблем в Байкальском регионе [Текст] / А. К. Тулохонов // Человек у Байкала и среда его обитания. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1991. - 16 с.
14. Урбанаева, И. С. Философия истории региона как основа экологического подхода к проблемам будущего Байкальского региона [Текст] / И. С. Урбанаева // Человек у Байкала и среда его обитания . - Улан-Удэ, 1991. - С. 27-28.
15. Цыбекмитова, Г. Ц. Народы Забайкалья: экология и природопользование: учеб. пособие [Текст] / Г. Ц. Цыбекмитова, В. Ф. Задорожный, А. В. Константинов. - Чита: Изд-во Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та, 2007. - 149 с.
16. Этническая экология: теория и практика. [Текст] - М.: Мысль, 1991.
УДК 372.882. 1.09.
С. М. Петрова, Л. Г. Бысыина
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. ПЛАТОНОВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На современном этапе образовательного процесса в школе главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению личности с развитой коммуникативной компетентностью. Основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру ребенка, обогащению его духовного потенциала, проявлению способности ученика к речевому межличностному, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию. В связи с этим на первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов в организации литературного образования, которое направлено на развитие и саморазвитие личности ученика, способного реализовать свой творческий потенциал. Это требует создания условий для включения учащихся в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, что возможно при использовании современных педагогических технологий. Одной из них является технология личностно-ориентиро-ванного обучения.
Педагоги и психологи (Н. А. Алексеева, Д. А. Белухина, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), обосновывая необходимость и возможность развития личностно-ориентирован-ного образования, рассматривают его как часть культуры, как образование, которое обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддержи-
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ...
вает индивидуальность, неповторимость каждой детской личности, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию.
При этом важнейшей составляющей учебного процесса становится лич-ностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Ученик становится и объектом, и субъектом обучения. Учитываются прежде всего его потребности, мотивы, цели, способности, активность, интеллект и другие индивидуально-психологические особенности. Методика педагогов-практиков (В. А. Лазарева, И. А. Фогельсон, О. И. Любимов, И. И. Аркин) показывает, что, используя технологию личностно-ориентированного обучения, можно так организовать учебный процесс, при котором значительно активизируется участие школьников в познавательной и исследовательской деятельности, результатом чего является наиболее полное освоение учеником художественного произведения с учетом собственного жизненного опыта. Такая организация уроков литературы особенно необходима при знакомстве с таким писателем, как Андрей Платонов, который создал «собственную уникальную модель мира» [1, с. 41].
В учебные программы средней школы произведения А. Платонова были введены сравнительно недавно. Забытый современниками в середине 30-х годов, писатель вновь нашел дорогу к своему читателю в начале 60-х, но лишь во второй половине 80-х, когда были опубликованы ранее запрещенные произведения (рассказ «Усомнившийся Макар», повести «Котлован» и «Ювенилыюе море», роман «Чевенгур» и др.), состоялось подлинное открытие Платонова. Учебными программами современной школы предусматривается изучение целого ряда его произведений, от «детских» рассказов и сказок («Юшка», «Корова», «Волшебное кольцо») до самого значительного и философски насыщенного романа «Чевенгур».
В настоящее время предприняты и предпринимаются серьезные попытки целостного, концептуального подхода к изучению творчества писателя. Уже в начале 90-х годов творчество Андрея Платонова стало объектом исследований И. В. Рогожиной, Ю. И. Орлова, Л. В. Колосс и других. Однако условия для комплексного решения этой проблемы и формирования целостной системы практического изучения произведений Платонова сложились только в конце 90-х годов, когда с достаточной полнотой были освещены ее литературоведческие аспекты и сформирована убедительно аргументированная литературоведческая концепция.
Сегодня проза А. Платонова прочно вошла в программы по литературе не только для русских, но и для национальных школ. Но методика изучения произведений А. Платонова в национальной школе остается недостаточно разработанной. В практике современной национальной школы творчество А. Платонова, представленное фрагментарно в отдельных классах, изучается, в основном, на заключительном этапе литературного образования учащихся.
Практическое освоение произведений Платонова сталкивается с рядом проблем, среди которых главная - осложненность их читательского восприятия, которая обусловлена философской насыщенностью эстетических решений и своеобразием стиля писателя. Если изложение биографического материала и исторического контекста творчества Платонова особых трудностей не представляет, то освоение главных его произведений оказывается затрудненным.
Восприятие этих произведений не опирается на предшествующий опыт учащихся, поскольку каждое из них представляет собой специфическое, не имеющее аналогов явление литературного процесса. Не упрощает задачи учителя и то обстоятельство, что современное литературоведение не предполагает однозначного толкования художественной специфики произведений А. Платонова, а освещение всего спектра предлагаемых решений в пределах учебной программы для национальных школ затруднительно.
Ограниченный временными рамками учитель вынужден выносить большую часть материала по творчеству писателя на самостоятельное изучение. Как следствие, учащиеся не получают достаточной предварительной установки преподавателя, и в процессе самостоятельного чтения у них формируются устойчивые стереотипы о непонятности произведений писателя, поэтому учащиеся не выражают желания вновь обратиться к ним. Самостоятельное изучение творчества Платонова художественной специфики его произведений не раскрывает, поскольку не опирается на предшествующий опыт учеников.
На наш взгляд, изучение творчества А. Платонова в средней национальной школе должно быть систематизировано: на каждом этапе иметь свою специфику, обусловленную возрастными, психологическими, национальными особенностями восприятия школьников, их интересом к предложенным произведениям, с тем чтобы знакомство с творчеством писателя носило не эпизодический характер, а являлось подготовкой к изучению монографической темы в старших классах. Более глубокому постижению учащимися личности этого уникального художника слова, эстетических взглядов писателя, нашедших отражение в его произведениях, поможет системное изучение произведений А. Платонова
Ведь и взрослому нелегко постигать произведения этого самобытного писателя - настолько необычен и сложен его стиль, философски и нравственно глубока проблематика его творчества. Произведения А. Платонова невозможно осмыслить без определенных усилий, эмоциональных и интеллектуальных затрат читателя. Оно рассчитано самим автором на узнавание, понимание и сопереживание. Но для того, чтобы читатель, раздираемый противоречиями своего переходного или предпереходного возраста, попытался сравнить опыт своего детства с чужим и нашел иногда в почти парал-
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ...
лельно выверенном, иногда до неузнаваемости непохожем детстве, ответы на свои жизненно важные вопросы, требуется помощь учителя.
Однако для понимания творчества Платонова одного эмоционального переживания недостаточно. Знакомясь с инонациональной литературой, школьники нередко испытывают серьезные трудности в восприятии художественного произведения, не имеющего аналогов не только в их родной, но и в русской литературе. Как показывает практика, здесь учителю может существенно помочь опора на личиостно-ориентированное обучение.
На наш взгляд, возможность открытия «универсальных знаков» платоновского мира даруют юным читателям сказки А. Платонова. Урок в V классе по сказке-были «Неизвестный цветок» будет открытием учащимися мира писателя, поэтому проводим занятие в виде урока-встречи «В гостях у Андрея Платонова». Особенность поэтики Платонова, состоящей в глубинной связи между философией и словом писателя, будет лучше воспринята учащимися якутской школы при сопоставительном анализе со сказкой якутского писателя Т. Сметанина «Жаворонок». Сказка Т. Сметанина о девочке-сироте, которая преодолевает преграды благодаря трудолюбию и доброте, близка сказке-были Платонова не только по содержанию, но и по системе образов, и по ключевым словам-фразам.
Думается, подходы к анализу языка этих сказок должны быть достаточно гибкими, способными донести до учащихся, что язык литературного произведения является тем строительным материалом, который способствует созданию словесно-художественной образности. Используется метод сравнения:
- Выпишите слова из сказки якутского писателя Т. Сметанина «Жаворонок», отражающие национальный колорит.
- Выпишите слова из сказки-были А. Платонова, которые трудно дословно перевести.
- Что общего между «Жаворонком» Т. Сметанина и «Неизвестным цветком» А. Платонова? Со сказкой якутского писателя дети уже знакомы, и потому они легко находят общее в произведениях (В обоих заглавиях названы главные персонажи; девочка по имени Жаворонок и маленький цветок - оба одиноки; оба маленькие, хрупкие, выносливые).
- Какие отличия у главных героев двух сказок? (- Неизвестный цветок -растение, но о нем Платонов говорит как о живом существе. Девочка Жаворонок похожа не только на цветок, но и на Дашу из сказки А. Платонова),
Учитель строит процесс обучения, ориентируясь на предшествующий опыт юного читателя. Педагог становится советником, консультантом, соавтором, а ученик входит в роль исследователя. Таким образом, главными качествами ученика являются инициативность и самостоятельность в решении таких вопросов, как «Анализ настроения сказки», «Главный герой сказки», «Почему произведение названо сказкой - былью?»
Предпочтения учителя смещаются в сторону «внутренней» дифференциации, предполагающей индивидуальный подход к ребенку (или группе детей) в ходе урока. Проводим смену умственных действий, используя метод гипотез («Предположи, что девочка сорвала неизвестный цветок...»), метод образного видения («Передай цветом настроение начала, середины, конца сказки-были Платонова...»). Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Нахождение ключевых слов помогает детям понять, что в сказке-были «Неизвестный цветок» Платонова и сказке «Жаворонок» Сметанина бесприютные сердца тянутся друг к другу, находя одно в другом надежду и опору. Учитель помогает учащимся увидеть, что Платонов связывает особые надежды с детьми. «Большие - только предтечи, а дети - спасители Вселенной», - писал Платонов в статье «Знамена будущего».
В VI классе предлагаем провести работу по рассказу А. Платонова «Корова». Здесь уже в самом начале работы проявляется одна из особенностей платоновского рассказа: на первый взгляд, главным героем является корова—обычное домашнее животное. Учащимся дается задание: найти описание коровы и проанализировать (Почему у коровы нет клички? Как автор описывает корову? На что он обращает внимание в ее «портрете»? Чьими глазами дано описание? Как «портрет» коровы характеризует мальчика? Его отношение к корове? Что значила корова в жизни Васи?).
Учитель предлагает учащимся включить описание собственного состояния, когда они оставались хотя бы на короткое время без матери. И ребята приводят ключевые слова рассказа {страх, боль, одиночество, тоска, ожидание). Репродуктивный пересказ произведения А. Платонова обогащает и активизирует словарный запас школьников, совершенствует их навыки построения предложений и развивает выразительность устной монологической речи. Ученики в свою речь включают обороты речи, эмоционально-экспрессивные слова. Они, может быть, впервые осознают, как любят и оберегают их от боли матери. Все это помогает понять силу материнской любви.
При анализе рассказа «Корова» мы обращаемся к ранее изученному произведению «Неизвестный цветок», сравниваем образы главных героев (Даши и Васи Рубцова). Принципы сопоставления и последовательности становятся основными при изучении рассказа Платонова. В конце урока учащиеся составляют план сочинения по теме «Трагедия коровы - матери», учитывая последовательность проведенного анализа: I. Необычный герой. II. Трагедия коровы-матери. III. Мать всегда остается матерью.
В VII классе проводим урок-интерпретацию по рассказу А. Платонова «На заре туманной юности». К пониманию художественной задачи рассказа - изображению условий и предпосылок формирования нравственного героического начала в человеке - учащиеся приходят путем творческой работы. Ее суть состоит в следующем: на уроке зачитываются эпизоды из рассказа (1. «Ольга нашла небольшой деревянный дом ... и постучала
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ...
в запертые сени ...» 2. «А ты учись, я тебя одна прокормлю» (Ольга). 3. «- Прыгай! - посоветовала ему Ольга. - А ты? - спросил Подметко ...»), а ребята должны дописать его, то есть заняться: а) сюжетосложением, б) завершением описания образов героев в соответствии со своим пониманием авторской идеи и представлениями о жизни и судьбе человека. Затем сравниваем тексты учащихся и автора, выясняем общее и различия.
Так, решение литературной задачи превращается в осмысление нравственной проблемы, в которую дети включены через творческую работу на самом высоком уровне активности. Учитывая особенности литературного развития младшего подросткового периода, в этих классах мы обращаемся к частично- поисковому, проблемному методам. Подобный подход к анализу художественного произведения повышает уровень познавательной активности учащихся. «Пусть за меня все люди на свете живут...» - кредо одухотворенности героини платоновского рассказа «На заре туманной юности», - красной нитью проходящее через творчество писателя, воспринимается читателями этого возраста особенно непосредственно, живо.
Таким образом, применение технологии личностно-ориентированного обучения при изучении произведений А. Платонова в У-УП классах якутской школы, на наш взгляд, способствует развитию эстетической восприимчивости, воссоздающего воображения, логической мысли, ассоциативного мышления, а также помогает детям познакомиться с особенностями видения мира писателем и развивает коммуникативную компетентность, основанную на межкультурном взаимопонимании.
Библиографический список
1. Выогин, В. Ю. «Страна философов» Андрея Платонова: проблема творчества. Вып.5. [Текст] / В. Ю. Вьюгин. -М., Наследие. 2002. — 41 с.
УДК 371.13(470.57)
Л. С. Исаргакова
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В КОНЦЕ XX В. (1984-2000 гг.) И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Исследование вопросов трудового воспитания школьников, являясь педагогической и социальной проблемой, не теряет свою значимость в современной социокультурной ситуации. В настоящее время идет поиск новых путей развития общеобразовательной и профессиональной школы, которые