Научная статья на тему 'Личностно ориентированное обучение как способ развития творческих способностей учащихся средней школы'

Личностно ориентированное обучение как способ развития творческих способностей учащихся средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1179
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rhema. Рема
Область наук
Ключевые слова
ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TEACHING APPROACH / PERSONALITY-ORIENTED TEACHING / LANGUAGE PERSONALITY / COMMUNICATIVE APPROACH / COMPETENCE APPROACH / TEXT-CENTERED APPROACH / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воителева Т. М.

Статья посвящена основным подходам в обучении русскому языку в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about main approaches in teaching the Russian language in contemporary comprehensive school.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированное обучение как способ развития творческих способностей учащихся средней школы»

Т.М. Воителева

Личностно ориентированное обучение как способ развития творческих способностей учащихся средней школы

Статья посвящена основным подходам в обучении русскому языку в современной школе.

Ключевые слова: подход в обучении, личностно ориентированное обучение, языковая личность, коммуникативный подход, компетентностный подход, текстоцентрический принцип, компетентность.

В настоящее время главной задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Развитие личности становится приоритетом образования и воспитания в школе. Представление об ученике как субъекте учебно-познавательной деятельности делает обоснованной необходимость переосмыслить цели, задачи и содержание школьного обучения русскому языку.

В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» обновление школы должно происходить в направлении создания оптимальных условий для всестороннего развития личности с новым сознанием, уровнем образования, отвечающим интересам, склонностям и запросам учащегося. Это требует переориентации всего образовательного процесса с позиции традиционной знаниевой модели обучения на личностно ориентированную, которая в результате

Филологические

науки

Методика

изменения позиции ученика в учебном процессе будет содействовать развитию его индивидуальности, обеспечит ему реализацию творческих и познавательных интересов, потребностей и наклонностей.

В основе современных представлений о личностно ориентированном образовании лежит личностный подход, идеи которого получили развитие в трудах А.Д. Алферова, Г.Ф. Кирилловой, А.И. Кочетова, Г.И. Щукиной и других исследователей. Под подходом к обучению подразумевается методологическая основа, определяющая стратегию обучения (цели, задачи, содержание, действия учителя и ученика). Это теоретическая база, которая строится на данных базисных для методики русского языка наук. Особую значимость в реализации личностного подхода приобретает принцип индивидуализации, учет индивидуальных особенностей школьника.

Личностно ориентированное обучение рассматривается нами как педагогический процесс, основой которого является личность ученика как субъекта учебного процесса, а соответственно - развитие его мышления и способностей, в том числе коммуникативных. Это обучение, обеспечивающее развитие активности учащихся через самостоятельную и совместную деятельность. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Целью личностно ориентированного обучения является создание условий для формирования активной деятельности личности, для реализации ее интересов и прав, выявления и развития способностей каждого ученика. Осуществление личностно ориентированного подхода на уроках русского языка соотносится с проблемой формирования школьника как языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной решать разнообразные задачи в процессе обобщения, осознания, действовать в различных сферах жизнедеятельности.

Языковая личность формируется на протяжении всего обучения в школе и, прежде всего, в процессе изучения родного языка как источника развития духовных способностей школьников. «Языковая личность -вот та сквозная идея, которая пронизывает все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка» [1, с. 3].

Большую роль в личностно ориентированном обучении учащихся играет методика сотрудничества и сотворчества учителя с учениками, опирающаяся на индивидуальные способности школьника как основного субъекта образовательного процесса.

Освоению учащимися личностно-значимых для них знаний и умений, способов деятельности способствует компетентностный подход, являющийся основой обязательного минимума содержания образования. Как известно, в процессе обучения русскому языку у школьников формируются следующие основные компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая, что в итоге обеспечивает единство языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического развития учащихся. Виды компетенций названы в новых стандартах и обозначены в образовательном минимуме как основные составляющие содержания обучения русскому языку.

Основной дидактической единицей, средством обучения русскому языку и формирования всех видов компетенций является текст как результат речевой деятельности, что соответствует принципу текстоцен-тризма, или изучения языка на текстовой основе. Введение в школьную программу понятия текст обусловило изменение акцентов в обучении родному языку и перенесение их с языкового образования на речевое развитие - важнейшую составную часть реализации личностно ориентированного обучения и неотъемлемую часть гуманитарного образования в целом.

Текст является основой создания развивающей речевой среды с высоким потенциалом. В тексте выявляются и исследуются закономерности русского языка, реализуется один из основных принципов усвоения родной речи - принцип оценки выразительности речи, который, по словам известного ученого ХХ в., профессора Л.П. Федоренко, обеспечивает усвоение не только смыслового содержания языковых единиц, но и понимание их выразительной (стилистической) функции [2]. Анализ текста является базой для формирования умений школьников создавать собственное высказывание в устной или письменной форме, а также для тренировки умения осуществлять все виды речевой деятельности.

Усвоение текста основано на его понимании, осознании смысла и внутренних связей в его содержании. В основе понимания лежит рефлексия, которая, с одной стороны, отражает уровень развития языковой личности, а с другой - способствует этому развитию.

Восприятие (понимание) текста зависит от объективных знаний и собственного опыта читателя. Поэтому не случайно, что одно и то же произведение, прочитанное человеком на разных этапах жизненного пути, воспринимается им по-разному. Будучи средством постижения внутренних связей в содержании текста, понимание рассматривается как движение к знанию в процессе чтения или слушания текста, определения темы, ведущей мысли высказывания.

Филологические

науки

Методика

Запоминая готовые речевые модели, школьники учатся употреблять их в речи, строить собственное высказывание. Такое обучение способствует сознательному, осмысленному отношению к системе языка, его нормам и категориям, правилам выбора нужной языковой единицы, позволяет наиболее эффективно проводить работу над всеми видами речевой деятельности в соответствии с возрастными этапами речевого развития и ведущей деятельностью учащихся - это путь от речевой деятельности к осмыслению и анализу языковых единиц в единстве их значения, формы и функции.

По теории закономерностей усвоения родной речи, в процессе анализа текста происходит развитие речетворческой системы ребенка: речедвигательной мускулатуры, интеллекта. Усваивая грамматический смысл языковой системы, понимая суть ее конструкции, размышляя над ее особенностями, ученик мыслит, представляет, воображает, т.е. тренирует интеллект, а значит, совершенствует его. В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мозга ученика, формируется умение чувствовать, переживать соответствующие эмоции, воспринимать эмоциональные коннотации. Наконец, анализ готового текста способствует развитию памяти, речевого чутья ребенка.

Таким образом, текст является не только дидактической единицей, средством обучения, но и ориентировочной основой для любого вида речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения, письма.

Работа по анализу текста предполагается как своеобразная исследовательская деятельность, позволяющая заложить в ребенке механизмы саморазвития, самовоспитания и другие, необходимые для становления личности качества, что соответствует принципам личностно ориентированного обучения. Учитель при таком подходе выступает не просто как источник учебной информации, а как координатор творческого учебного процесса, направляя самостоятельную деятельность учеников в нужное русло, учитывая при этом индивидуальные способности каждого обучаемого.

Таким образом, личностно ориентированное обучение рассматривается нами как средство, направленное на развитие креативности личности школьника, раскрытие его возможностей, становление самосознания, самореализации. Оно обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.

Библиографический список

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2003.

2. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.