Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ: АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ: АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / метапредметность / сотрудничество / субъективность / самореализация / personality / metasubject / cooperation / subjectivity / self-realization of the person

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютюник Н.Н.

Данная статья интересна для преподавателей колледжей. Личностно-ориентированное развивающее обучение может рассматриваться как стратегия образовательного процесса, в ходе которого формируются метадпредметные, надпрофессиональне компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSON-CENTERED LEARNING AND META-DISCIPLINE: ASPECTS AND PROBLEMS

This article is of interest to college teachers. Personally-oriented developmental learning can be viewed as a strategy of the educational process, during which metadisciplinary, over-professional competencies are formed.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ: АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ»

СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ:

1. Денищич Т. А. Формування термшолопчно! компетентносп майбутшх фахiвцiв з полггологп. HayKOBi пращ. Педагопка. 2012.Т. 209, Вип.197. С.137-142. Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Npchduped_2012_209_197 _28.

2. Концепщя реaлiзaцi! державно! полiтики у сферi професiйноl (професiйно-технiчноl) освiти «Сучасна професiйнa (професiйно-технiчноl) освгга» на перюд до 2027 року. Режим доступу:

PERSON-CENTERED LEARNING AND ME

https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/419-2019-%D1%80#Text

3. Онyфрieнко Г. Украшська термiнологiя в лiнгводидaктичномy вимiрi//Теорiя i практика викладання украхнсько! мови як шоземног 2010. Вип. 5. С. 167-174,

4. Пономaрiв О.Д. Стилютика сучасно! украхнсько! мови: пiдрyчник. Тернопшь : Навчальна книга. Богдан, 2000. С.2 48

5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение. 1985. С.399

-DISCIPLINE: ASPECTS AND PROBLEMS

Tyutyunik N.

teacher of humanitarian disciplines, Biysk Medical College, Biysk city, Russia

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ: АСПЕКТЫ И

ПРОБЛЕМЫ

Тютюник Н.Н.

преподаватель гуманитарных дисциплин, Бийский медицинский колледж, г. Бийск, Россия

Abstract

This article is of interest to college teachers. Personally-oriented developmental learning can be viewed as a strategy of the educational process, during which metadisciplinary, over-professional competencies are formed.

Аннотация

Данная статья интересна для преподавателей колледжей. Личностно- ориентированное развивающее обучение может рассматриваться как стратегия образовательного процесса, в ходе которого формируются метадпредметные, надпрофессиональне компетенции.

Keywords: personality, metasubject, cooperation, subjectivity, self-realization of the person

Ключевые слова: личность, метапредметность, сотрудничество, субъективность, самореализация.

Тенденции развития всех сфер современного социума диктуют необходимость формирования у студентов метапредметных или «надпрофессио-нальных» компетенций: коммуникабельности, социальной мобильности, креативности, предприимчивости, ответственности, умения решать нестандартные задачи в жизни и в профессии, то есть (формирования продуктивного, творческого мышления. Задача современной образовательной системы - пояснить студенту социальный заказ на языке педагогики, создать необходимые условия для включения студентов в метапредметную деятельность. Данный подход, безусловно, возможен на основе концепции личностно-ориентированного развивающего обучения.

Аспекты личностно-ориентированного развивающего образования активно рассматривались в различных отечественных психолого-педагогических теориях ещё с середины XX века:

- Л.С. Выготский придавал большую значимость психическому развитию детей в процессе обучения, созданию так называемой «зоны ближайшего развития». Эти идеи получили продолжение в

трудах А. Н. Леонтьева. Д. Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

- Исследования В. В. Краевского. И.Я.Лернера, М. Н. Скаткина акцентируют внимание на глобальной цели обучения - усвоение молодежью основ социального опыта и формировании эмоционально -ценностного отношения к миру.

- Л.В. Занков придавал важное значение развитию психических процессов и эмпирического мышления: обучение ведет за собой развитие.

Личностно-развивающее обучение тесно связано с другими педагогическими концепциями и технологиями: педагогикой сотрудничества, технологией саморазвития, технологией творческого развивающего обучения, эвристической системой, концепцией проблемного обучения и многими другими.

Поиск педагогических идей основан на прекращении проектирования стандартной личности с определенным набором характеристик и компетенций. Что мы понимаем сегодня под личностно-развивающим обучением? Прежде всего подход, который обеспечивает формирование свободной, развитой и образованной личности, сохранившей свою

самобытность и самоценность, способной жить и творить в условиях динамично меняющегося мира.

Целью личностно-ориентированного развивающего обучения также является создание таких условий для полноценного развития личности обучающегося, которые способствуют выработке следующих качеств:

- способности личности к обоснованному выбору в жизни и в профессии и несение ответственности за свой выбор;

- умению и потребности личности рефлексировать, давать оценку своим поступкам, выбору, потоку жизни;

- стремлению к самовыражению, самоактуализации и развитию своих творческих способностей;

- формированию позитивной «я-концепции».

Личностно-ориентированное развивающее

обучение невозможно без педагогики сотрудничества, без субъектно-субъектных отношений педагога и студента, без нерасторжимой связи обучения и воспитания. Именно личностно-ориентированное обучение поможет обществу избежать обезличивания будущих специалистов, машинизации сознания, социальной апатии. В процессе реализации такого подхода студент получает возможность самореализации и самообразования, ориентации в потоках информации.

Личностно-ориентированное образование, обладающее признаками метатехнологии, позволит реализовать государственную политику, направленную на формирование конкурентоспособного специалиста, всесторонне развитой личности, включенной в социальные процессы.

Метапредметность и формирование метапред-метных компетенций - один из самых интересных и дискуссионных вопросов в современной педагогике.

Качественное отличие содержания метапред-метных результатов от содержания результатов обычного учебного курса в том, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается как бы на метауровне. Студенту не сообщается готовый материал, перед ним ставится цель самоорганизации эвристической деятельности.

Требования ФГОС в системе среднего профессионального образования часто акцентируют внимание педагогов на метапредметной - универсальной - деятельности: целеполагании, планировании, поиске информации, сравнении, анализу, синтезу, контролю. В нынешних стандартах планируемые результаты обучения разделяются на личностные, предметные и метапредметные, последние из которых базируются на умении:

- самостоятельно мыслить, целеполагать, планировать, выбирать успешные стратегии для достижения результатов;

- продуктивно общаться и взаимодействовать;

- ориентироваться в информационных потоках, критически оценивать информацию;

- самостоятельно принимать решения в различных, в том числе и в нестандартных ситуациях. А также на владении навыками исследовательской и творческой деятельности.

Метапредметность, выходя за рамки дисциплины, не должна уходить от неё, наоборот, она должна обогатить дисциплину, актуализировать и социализировать её, сделать личностно значимой. Главная цель метапредметности - научить субъектному опыту жизнедеятельности, рефлексированию собственного опыта.

Одной из самых успешных метапредметных технологий является проектная деятельность. Именно она позволяет реализовать все базовые принципы и аспекты личностно-ориентированного развивающего обучения и сформировать условия для развития личности критически мыслящей, активно ищущей и действующей, привить студенту информационную культуру, стремление к самоактуализации и самовыражению. Понятие «метапред-метность» подразумевает опору и на другие понятия: метатехнология, метадеятельность, метауме-ние и другие.

Однако существует ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели, добиваясь метапред-метных результатов. Современные ФГОС не раскрывают механизмов формирования этих результатов. Метапредметная методика обучения требует качественно нового подхода к преподаванию, специальной методической подготовки педагогов, уменьшения их нагрузки, отказа, к примеру, от традиционализма и авторитарного стиля преподавания, необходима выработка новой организационно-деятельностной технологии по постепенному выявлению и включению метапредметных элементов в обучение, по созданию системы мониторинга и оценки результатов деятельности студентов.

Темпы развития современного социума и его потребности демонстрируют, насколько быстро устаревают технологии, которые совсем недавно считались передовыми. В подобной ситуации обновление знаний, умений и навыков становится необходимостью, определяющей новую парадигму образования - не на всю жизнь, а через всю жизнь. Личностно-ориентированное развивающее обучение может рассматриваться как стратегия образовательного процесса, в ходе которого формируются метадпредметные, надпрофессиональне компетенции, закладывающие мотивацию и фундамент для непрерывного образования, самообразования и устойчивого развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.