УДК 378.1; 159.99
А. И. Егорова, С. И. Григорьев
Личностно-ориентированная модель подготовки специалистов и индивидуальные образовательные стратегии
студентов психологов
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается личностно-ориентированная модель подготовки специалистов психологов, вопросы развития субъектности в определении индивидуальных образовательных стратегий, роль вузовской профориентации и значение психолого-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении студентов, особенности построения учебного процесса в соответствии с личностно-ориентированной моделью. Приведены результаты исследования эмоциональной направленности личности, опроса общей активности и досуговых предпочтений, интересов и выбора дополнительных компетенций студентов 1 и 2 курса Института психологии СВФУ
Ключевые слова: личностно-ориентированная модель, эпигенетический принцип развития, субъ-ектность, индивидуализация обучения, образовательная стратегия, индивидуальные образовательные стратегии, академический совет образовательной программы, социально-демографический портрет, эмоциональная направленность личности, типология студента, мотивация учения, вузовская профориентация, интегративный подход, компетентностный подход, модульный подход, майноры, практико-ориентированность.
A. I. Egorova, S. I. Grigoriev
The personality-oriented model of training specialists and individual educational strategies of psychology students
M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article discusses the personality-oriented model of training psychologists, the development of subjectivity in determining individual educational strategies, the importance of university professional orientation and the psychological and pedagogical support in the professional self-determination of students, the structure of the educational process in accordance with the personality-oriented model. The results of a study of the emotional orientation of a person, general activity and leisure preferences, interests and the choice of additional competencies of 1st and 2nd year students of the Institute of Psychology, NEFU are presented.
Keywords: personality-oriented model, epigenetic principle of development, subjectivity, individualization of education, educational strategy, individual educational strategies, academic council of the educational program, socio-demographic portrait, emotional orientation of the personality, student
ЕГОРОВА Аида Июньевна - к. психол. н., директор Института психологии, СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
EGOROVA Aida Junevna - Candidate of Psychological Sciences, Director of the Institute of Psychology, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.
ГРИГОРЬЕВ Станислав Иванович - ассистент кафедры психологии и социальных наук Института психологии, СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
GRIGORIEVStanislav Ivanovich - Assistant Lecturer, Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.
typology, learning motivation, university professional orientation, integrative approach, competency-based approach, modular approach, minors, practice orientation.
Одной из задач современного высшего образования является индивидуализация обучения для расширения возможностей успешного трудоустройства и развития профессиональной карьеры студентов. В программе «Приоритет-2030» персонализация - одна из ключевых идей, в последние годы идея индивидуализации получила широкое распространение в российских вузах, известен опыт внедрения ИОТ в ТюмГУ, ТомГУ, МФТИ, МИ-СИС, НИУ ВШЭ, ИТМО и др. вузах.
Целями нашего исследования являются развитие субъектной позиции студентов при формировании образовательных стратегий и создание личностно-ориентированной модели подготовки специалистов.
В соответствии с эпигенетическим принципом развития Э. Эриксона развитие человека происходит последовательно, ступенчато, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для неё время, т.ч. «критический период», эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности» [1, с. 49-50]. В эпоху циф-ровизации и гиперопеки как доминирующего стиля семейного воспитания современные юноши существенно отличаются от своих сверстников прежних поколений, понятия «детство» и «юность» стали сегодня размытыми и противоречивыми не только во временном значении, но и в содержательном плане. Ряд исследований последних лет констатируют у юношей снижение саморегуляции и отсутствие навыков самоорганизации, превалирование гедонистических ценностей и эгоцентрических позиций, приоритет личного комфорта в ущерб ответственности и трудолюбию, затруднение в принятии решения, перекладывание важных жизненных решений на родителей и т.п. [2]; [3]; [4]. Быстрая утрата интереса к сложному процессу вузовского обучения, и как следствие снижение учебной мотивации, выбор стратегии избегания и стремление уйти от реальности в случае жизненных затруднений приводят к многочисленным проблемам в вузовской и семейной сфере: снижению контингента обучающихся в вузе, увеличению числа незанятой молодёжи, конфликтам с родителями.
Личностно-ориентированная модель подготовки студентов психологов
Личностно-ориентированная модель подготовки специалистов направлена на выявление индивидуальных образовательных потребностей и личностных особенностей, организацию помощи в профессиональной ориентации и личностном самоопределении, развитии профессионального сознания и образовательных стратегий студентов.
Образовательная стратегия - концепция, лежащая в основе образовательной политики и влияющая на долговременные цели и направления развития системы образования; выбор личности и образовательная траектория студентов, сформированная под влиянием ценностей и паттернов образовательного и профессионального поведения.
Фурсов К. С. выделяет следующие образовательные стратегии студентов: самореализация в профессиональной сфере, избегание деятельности (вечный студент), направленное развитие, экспертный подход, самоопределение в карьере, дипломированный специалист, профессиональная карьера [5, с. 235-237].
Личностно-ориентированная модель подготовки специалистов основана на потребности внедрения изменений учебного процесса, вузовской профориентации и совершенствовании психолого-педагогического сопровождения профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Нами предлагается модель, в основе которой лежит идея развития субъектности у обучающихся, его роль в формировании учебной мотивации и по-
вышении осознанности выбора профессии, профессионального самоопределения, в дальнейшем успешного построения трудовой карьеры (см. рис. 1).
Личностно-ориентированная модель подготовки психологов
Цель: развитие субъектной позиции студентов в определении индивидуалыньк образовательны* стратегий
ВУЗО&СКАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Диагносты? ■образовательны.-.
строкой
диагностика направленное и
ЛИЧ-ЙСП1
ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
гоов-лкм^не
Дисг мостика интерес оя в не основной про фес с т
Компетехиостх*^ К-'юченые
компетенции
Мп^лчшЛ П^ГЧА
Шщшми пой^-т-рвва-**«
пр-=цв==з МОДОЫШО ДПО
ПРАКТИКО-
ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ
Цнг>&»4 обг*»-ие- на одной базе
№ше-31Н1ШЙ
■ЮйЬ.Ол,
П РОФЕСС И ОНАЛША1ДИЯ
Мшси^м«-МАЙЯНМ ДВПВМНВДТ*
Бадан пВрсгм на
ПР&ПМ-. Н
* 416« 01 про«1
о
поосЬесс«~Ц
ШЛФИиКЛп]*
м* ■днецммм норм ы А П04ХЧ
К.О'ЛЧ'ПНШЫ? т ЙГ.Р. №*СНЗ
О^ЭСЙ ОЗЗы
Пкчм-до тв-м гое
Вузовская профориентация должна быть системной и включать в себя психолого-педагогическое сопровождение обучающихся от поступления до выпуска. При поступлении в вуз выбор профессии у части студентов может носить стихийный и малоосознанный характер, как правило, в течение первого и второго года обучения приходит понимание и осознание ошибки выбора и неправильного принятия решения. В вуз поступают абитуриенты с разными жизненными установками и различным уровнем подготовки. Выбор профессии - это не приговор на всю жизнь, а постоянный поиск и совершенствование личности, после выбора направления подготовки, профориентация не завершается, а только начинается. Современный вуз должен предоставлять право и возможность студентам на корректировку и изменение маршрута обучения. В основе личностно-ориентированной модели подготовки специалистов лежит идея либерализации профессионального выбора и отсроченная профориентация, которая на практике может быть реализована на основе принципа организации обучения по единому учебному плану на 1 курсе внутри учебного подразделения (родственных направлений подготовки), предоставления студенту возможности изменять маршрут в зависимости от уровня успешности усвоения образовательной программы, сложившихся жизненных обстоятельств, личностных потребностей и интересов обучающихся.
На 1 курсе вводится дисциплина «Введение в профессии» для расширения информации о существующих и новых перспективных профессиях, при необходимости отсроченной профориентации, организации психодиагностической работы для выявления направленности и склонности личности, создания возможности для сознательного и ответственного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
Проблема исследования образовательных стратегий имеет два уровня: на уровне личности (наблюдается низкий уровень субъектности студентов) и на организационно-методическом уровне (отсутствует комплексное методическое обеспечение сопровождения образовательных стратегий). Разработка образовательной стратегии включает следующие
направления: анализ собственных ресурсов, преодоление возможных внутренних противоречий, понимание тенденций развития внешней среды, построение образа желаемого будущего, подбор методов и форм образования и пр.
Создание системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения позволит организовывать психолого-педагогическое исследование образовательных стратегий студентов: ценностей, мотивации выбора, стратегии поведения на достижение образовательной цели, жизненного плана и установок профессиональной самореализации, интересов и направленности личности, стратегии использования учебной среды для достижения образовательных целей. На основе исследования можно выявлять типологию и характеристику образовательных стратегий студентов, разрабатывать рекомендации для построения эффективной личностно-ориентированной модели обучения и направления помощи.
Расширение возможностей самореализации и профессиональной карьеры будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. На сегодняшний день будущему специалисту нужно быть обладателем социальных качеств, которые принято называть универсальными компетенциями, помогающими находить оптимальные обдуманные решения в широком спектре ежедневных профессиональных задач. Мульти-дисциплинарный подход к профессиональной деятельности требует от будущих специалистов наличия не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и развития soft-skills («мягких навыков»), позволяющих успешно построить профессиональную карьеру вне зависимости от направления обучения.
Организация учебного процесса
При построении учебного процесса мы опираемся на интегративный, компетентност-ный и модульный подходы. С 2017 г. в Институте психологии реализуется проект «Управление образовательными программами», с 2020 г. «Личностно-ориентированная модель подготовки специалистов» и «Модульное проектирование образовательного процесса и интеграция образовательных программ».
Интегративный подход основан на матричной структуре управления учебного процесса, наложении горизонтальных процессов (руководство образовательной программой, которое представляет собой основную деятельность) на линейно-функциональную (вместо кафедральной). Нам удалось достичь повышения уровня горизонтальной координации между образовательными программами, упорядочить горизонтальные связи, обеспечить интеграцию процессов, ускорить принятие решений и повысить ответственность за их содержание и результаты: уменьшить число уровней управления, сократить количество подразделений, повысить ориентированность на показатели эффективности, организовать командную (групповую) работу сотрудников в форме академического совета образовательных программ (АСОП), нацеленных на решение конкретных задач образовательных программ, в определённой мере повысить качество образовательных услуг и ориентированность на потребителя и др. Внутри подразделения выстроен процессный подход в управлении и организации основных видов деятельности, определены держатели процессов (вместо должностных лиц), повысилась ориентированность на межфункциональные процессы. К сожалению, проект был ограничен рамками одного учебного подразделения, поэтому достичь горизонтальной координации с другими учебными подразделениями, обеспечивающими учебный процесс, пока не удалось.
Модульная организация учебного процесса и методического сопровождения образовательных программ предполагает переформатирование основных процессов, оптимизацию учебных часов (укрупнение дисциплин), избегание дублирования одноименных дисци-
плин, внедрение циклового обучения на старших курсах, увеличение реестра элективных дисциплин и факультативов, а также интеграцию образовательных программ, увеличение поточных лекций, взаимообмен модулями, объединение практик и внедрение коллективных КР/ВКР на общей базе, усиление фундаментальной подготовки и одновременно практической направленности курсов.
Рис. 2. Ключевые компетенции будущих специалистов
Компетентностный подход. Обучение строится не только на требованиях федерального государственного стандарта, но и на основе ключевых компетенций будущих специалистов (рис. 2), выделяемых работодателями и выпускниками. Для построения индивидуальных траекторий нами в 2020 г. были проведены 2 стратегические сессии «Психолог - профессия будущего», на которых акцент был сделан именно на ключевых компетенциях, необходимых для успешной трудовой деятельности. Как правило, это не только профессиональные, а скорее личностные качества.
Компетентностный подход предполагает выявление образовательной стратегии и профессиональных траекторий студентов, сформированных под влиянием ценностей и паттернов образовательного и профессионального поведения, преобладающих в регионе. Субъектный подход в анализе образовательной стратегии - исследование познавательного поведения, факторов его активизации, мотивации выбора образовательной программы, методов воздействия на студентов в связи с оценкой эффективности целей и стратегий обучения. Разработка образовательной стратегии включает следующие направления: анализ собственных ресурсов, преодоление возможных внутренних противоречий, понимание тенденций развития внешней среды, построение образа желаемого будущего, подбор методов и форм образования и прочее.
Компетентностный подход основан на оценке компетенций студентов, определении индивидуального маршрута, адаптации студента к образовательным условиям, развитие перспективных компетенций, дополнительных квалификаций, повышение осознанности профориентации, помощи в самоопределении, кастомизации образовательной траектории по академическому и практическому профилю. Для типологизации студентов применяются различные классификации, соответственно выявленным типам строится индивидуальный образовательный маршрут.
Модульный подход. В целях индивидуализации и персонализации обучения необходима трансформация образовательного процесса на основе усиления интеграционных процессов и горизонтальных коммуникаций между образовательными программами вуза. Интеграция образовательных программ может осуществляться на основе управления образовательными программами и по принципу модульной организации учебного и учебно-методического процесса, передачи полномочий методического сопровождения от «держателей» программ «держателям» модуля, увеличения доли поточных дисциплин, взаимообмена треками и модулями дополнительных компетенций (рис. 3). Для усиления практико-ориентированности образовательных программ необходимо введение цикловой формы обучения по профессиональным дисциплинам на старших курсах, усиление индивидуальной направленности исследовательских, практико-ориентированных и проектно-инновационных компетенций.
Офис образовательных Программ Модульная организация образовательного процесса
оп1 опг опз оп4
Общая пен яологнл Общая пен холодна О&щая психология О&щая психология Модуль 1
Социальная Социальная Социальна* С&аиоль»а* Модуль 1
ГТСН*ОЛОГЧЛ ГЧН5С&Л&ГИЛ ПСкХОАОГИЯ ПСкХОлОГИЯ
Прим. Держатель модуля - доцент (профессор), команда модуля - преподаватели Рис. 3. Модульная организация учебного процесса
Трансформация образовательного процесса (матричная структура и процессный подход) приведет к усилению интегративных процессов и горизонтальных коммуникаций между образовательными программами, модульная организация учебного процесса позволит оптимизировать процессы и объединить ресурсы, повысит качество реализации и контроля усвоения компетенций, позволит вовлечь рядовых преподавателей к управлению образовательными процессами, снизить нагрузку руководителей программ и заведующих кафедр.
Траектории профессиональных компетенций
В основе системы профессионального развития обучающихся по личностно-ориенти-рованной модели лежит идея узкой специализации / профилизации и выстраивания индивидуальной профессиональной траектории для каждого студента (табл. 1). Со 2/3 курса студентам предлагаем профессиональные траектории, примерно в это же время начинается специализация обучения.
Таблица 1
Траектории профессиональных и дополнительных компетенций образовательных программ
Института психологии
37.05.01 Клини- 44.05.01 Педагогика 37.05.01 37.03.01 39.03.02 Социальная
ческая психо- и психология деви- Психология Психология работа
логия антного поведения служебной (квалификация: Спе-
(квалификация: Со- деятельности циалист по социаль-
циальный педагог) ной работе)
специализации профили
Клинико- Психолого-педаго- Психология Психологиче- Психосоциальная
психологическая гическая профилак- менеджмента и ское консульти- работа с населением
помощь в соци- тика девиантного организацион- рование (с 1 к.) (с 1 к.)
альной сфере поведения несовер- ного консульти-
(с 3 к.) шеннолетних (с 2 к.) рования (с 2 к.)
Треки:
Психология Педагог-психолог Психология Психология Социальное обслу-
кризисных и экс- (с 2 к.) экстремальных в сфере образо- живание населения
тремальных состояний вания (с 3 к.) (с 2 к.)
ситуаций (с 5 к.) (с 3 к.)
Клинико- Ювенальная Деятельность Психология Социальная работа
психологическая юридическая психолога спорта / с семьей
помощь семье психология в юридически Юридическая
и ребенку значимых ситуациях психология
Патопсихология Семейная педагоги- Организацион- Социальное
и неиропсихо- ка и психология ная психология предпринимательство
логия и волонтерство
Модуль дополнительных компетенций (майноров) - 9 зет 5-6 сем. (ДВ), 7-8 сем. (ЦК и ФТД/ДВ)
Дизайн графических и пользовательских интерфейсов* (7-8 сем. цифровая программа)
Методист онлайн обучения 5-6 сем./ Педагогический дизайн (7-8 сем. цифровая программа)
Основы бизнеса и социального предпринимательства
Дефектолог
Психология безопасного дорожного движения: Автошкола
Учитель истории Учитель истории
и обществознания и обществознания
Модульные программы переподготовки ДПО
Педагог-психолог Педагог-психолог
(1 год) 9-10 сем. (1 год) 7-8 сем.
Педагог-психолог.
Девиантолог (1 год)
9-10 сем.
Педагог-психолог.
Оказание психолого-
педагогической
помощи лицам
с ОВЗ (1 год)
9-10 сем.
Педагог-психолог.
Юридическая
психология (1 год)
9-10 сем.
*На выбор - цифровые программы «Веб-технологии», «Большие данные в информационных системах»
Дополнительные компетенции. На последних 3-4 курсах нами вводится модуль дополнительных компетенций (minor) (табл. 1). Майнор (minor) - это модуль дополнительных компетенций, не связанных с основной профессиональной деятельностью. Каталог майноров включает не менее шести программ, в том числе связанных с получением цифровых компетенций. Майноры изучаются в 5, 6, 7, 8 семестрах, по каждому майнору в семестре изучается всего 1 дисциплина, т.е. всего в наборе майнора 4 дисциплины, по итогам успешного прохождения всех 4 дисциплин майнора за 2 года студенты могут получить диплом о переподготовке. Все майноры встроены в основной учебный план в 5-6 сем. В виде электива в 7-8 сем. В виде электива или факультатива по цифровой программе студенты в 7-8 сем. переводятся на цифровую кафедру.
Дополнительное образование. На 4-5 курсах обучающимся на программах подготовки социальных педагогов и социальных работников предоставляем право прохождения модульной переподготовки (с системой перезачётов) и возможность получения второго и даже третьего диплома о высшем образовании. В процессе обучения студенты также имеют право пройти некоторые курсы повышения квалификации для углубления теоретической и практической подготовки.
Практико-ориентированность основана на идее интегративного и междисциплинарного подходов. Практико-ориентированная модель обучения предполагает введение цикловой формы обучения по профессиональным дисциплинам на старших курсах и ориентировано на самостоятельное овладение студентами знаний и умений в процессе активной учебной и практической деятельности (рис. 4). На каждый учебный предмет (группу дисциплин) отводится определенный отрезок времени - цикл, в течение которого при ежедневных занятиях должен быть освоен весь курс данного предмета. В течение семестра освоение каждого предмета осуществляется интенсивно в течение нескольких дней по 4-6 часов ежедневно в течение 4-6 недель. Практические занятия проводятся на базе учебной/ производственной практики. Итоговый контроль проводится в виде единого междисциплинарного экзамена либо иной формы контроля в конце цикла (рис. 4, табл. 2).
Рис. 4. Пример организации циклового обучения
Данная форма обучения позволяет систематизировать, развивать и совершенствовать знания и навыки практической деятельности, приобретенных на 1-3 курсах. Изучение учеб-
ного материала в тесной связи с практикой позволяет также реализовать принцип индивидуализации обучения. Кроме обеспечения решения профессионально-образовательных задач цикловое обучение позволяет создать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе; оптимизирует решение профессионально-ориентированных задач; расширяет репертуар личностно-развивающих технологий обучения преподавателя; повышает роль личности преподавателя благодаря профессионально-педагогической деятельности и педагогическому общению; способствует мобилизации научно-методической активности преподавателя, стремлению к самообразованию в соответствии с требованиями к уровню профессиональной подготовки в вузе.
Таблица 2
Цикловое обучение на примере проектно-инновационной работы
37.05.01 44.05.01 37.05.01 37.03.01 39.03.02
Клиническая Педагогика Психология Психология Социальная работа
психология и психология служебной (квалификация:
девиантного деятельности Специалист по
поведения социальной работе)
(квалификация:
Социальный
педагог)
Дисциплины по ПИР:
Основы Основы проектно- Основы проектно- Основы Основы
проектно- инновационной инновационной проектно- социального
инновационной деятельности: деятельности: инновационной проектирования
деятельности: Проектирование Проектирование деятельности: (4 сем.)
Проектирование образовательной личного бренда (2 Проектирование
личного бренда среды (2 сем.) сем.) личного бренда
(4 сем.) (4 сем.)
Основы Управление
социального социальными
проектирования проектами в НКО
(3 сем.) (7 сем.)
Проектирование
личного бренда
(8 сем.)
Гранты и инновации
(8 сем.)
Профессионализация. Личностно-ориентированная модель предполагает раннее приобщение к практической деятельности психолога, и начинается на 1 курсе с волонтёрства, продолжается на 2 курсе в форме участия в проектно-инновационной деятельности и социальных проектах, освоения практических навыков на учебной практике, вовлечения студентов в кружковую деятельность на 2 курсе. На старших курсах в соответствии с выбранной траекторией студенты самостоятельно выбирают место практики (как правило, место будущего трудоустройства), устанавливают тесные связи с организацией и формулируют тему ВКР.
Социально-демографический портрет студентов ИП СВФУ
Из 608 студентов 514 девушек (84,5%), 94 юношей (15,5%). По национальному составу: якутов - 472 (77,6%), русских - 38 (6,3%), эвенков - 34 (5,6%), эвенов - 15 (2,5%), бурятов - 4 (0,7%), юкагиров - 4 (0,7%), киргизов - 3 (0,5%), 1 молдаванин (0,1%), 1 таджик (0,1%), 1 узбек (0,1%), национальность не определена у 35 (5,8%). Возрастной диапазон обучаю-
щихся от 17 до 45 лет, средний возраст - 24 года. Образование - 10% на базе ВПО, 57% на базе СПО, 32% на базе СО, 1% - др. На базе СПО обучаются выпускники Юридического колледжа СВФУ, Якутского колледжа технологии и дизайна, Якутского медицинского колледжа, Финансово-экономического колледжа, Якутского сельскохозяйственного техникума, Намского педагогического колледжа, Вилюйского профессионально-педагогического колледжа, Якутского педагогического колледжа.
Среди обучающихся есть представители всех экономических зон и улусов, кроме Ана-барского. Наибольшее количество составляют выходцы из Центральной и Западной экономических зон, меньше всего представлены выходцы из Южной и Восточной экономических зон, Нюрбинского (40), Мегино-Кангаласского (36), Вилюйского (34), Сунтарского (30), Хангаласского (30), Чурапчинского (30), Намского (26), Верхневилюйского (25) улусов. Всего выходцев из улусов 432 (71%). Из Якутска и пригородов обучается 166 студентов (27,3%), представители других регионов РФ составляют 0,7%, других стран - 0,8%, в т.ч. из Кыргызстана - 3, Таджикистана - 1, Узбекистана - 1.
Больше всего студентов обучается на 2 курсе 27,3%, далее на 1 курсе 24%, на 3 курсе 18,6%, на 4 курсе 17,6%, на 5 курсе 10,4%, на 6 курсе 2,1%. Из 608 студентов по ОФО: 430, ЗФО: 155, ОЗО: 23, в академическом отпуске - 30. Поступивших на бюджет РФ - 512, в т.ч. 51 по целевой форме, коммерческих - 76, пр. - 20. Распределение по образовательным программам: СГО - 212, ППО - 141, ПО - 140, КПО - 115.
Обучается 8 студентов с ОВЗ, 18 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, 73 из неполных, 64 из малообеспеченных, 78 из многодетных семей.
Методики и процедура исследования
Выборка исследования: 193 студента 1 и 2 курса всех направлений подготовки Института психологии СВФУ Опрос проводился в декабре 2021 г. и октябре 2022 г. В 2021 году исследование прошли 97 студентов, в т.ч. 18 юношей и 79 девушек. В 2022 году исследование прошли 96 студентов, в т.ч. 21 юноша и 75 девушек. Для выявления общей активности и досуговых предпочтений студентов были заданы 2 вопроса: «Чем Вы любите заниматься в свободное время?», «Участвовали ли в общественной жизни университета?». Для определения общей эмоциональной направленности студентов Института психологии, нами была использована методика Б. И. Додонова. Исследование проводилось среди студентов 1 курса в два этапа - в 2021 и 2022 гг.
Для выявления интересов и выбора дополнительных компетенций в феврале 2023 г. был проведен предварительный опрос, студентам предлагалось отобрать из списка с аннотациями 2-3 наиболее интересных и привлекательных для изучения майнора. Всего опрошено 153 студента 1, 2 и 3 года обучения.
Результаты и их обсуждение
Общая активность и досуговые предпочтения. По результатам опроса 2021 г. студенты в свободное время предпочитают общаться с друзьями, сидеть в социальных сетях, заниматься хобби, играть в компьютерные игры, слушать музыку, результатам аналогичного опроса 2022 г. показали те же результаты, но добавилось больше читающих книги студентов.
В 2021 г. большинство опрошенных первокурсников не участвовало в общественной жизни университета (учились дистанционно), небольшая доля студентов принимала участие в НИД, общественной жизни, флэш-мобах, волонтерских акциях и др. В 2022 г. большинство опрошенных первокурсников также не участвовали в общественной жизни университета, определенная доля студентов принимала участие в работе кружков, секций, заседаниях студенческих советов, организации праздников, вечеров, спортивных мероприятиях, НИД и др.
Диаграмма 1. Выбранные студентами майноры
По результатам опроса в феврале 2023 г наиболее интересных и привлекательных для изучения майноров. На диаграмме 1 представлен общий выбор студентов 2 и 3 года обучения. В ходе опроса обнаружено, что наиболее предпочтительными для всех опрошенных студентов явились программы: «Основы бизнеса и социального предпринимательства» (1 ранг), «Дизайн графических и пользовательских интерфейсов» и «Дефектолог» (2 ранг). «Психология безопасного дорожного движения: Автошкола» (3 ранг). Данные программы выбрало от 55% до 74% студентов. Далее по убывающей следуют программы: «Педагогический дизайн» (4 ранг), «Веб-технологии» (5 ранг), «Учитель истории и обществознания» (6 ранг), «Большие данные в информационных системах» (7 ранг).
Учитель истории и обществознания
Психология безопасного дорожного т
движения: Автошкола
Основы бизнеса и социального
предпринимательства
Дизайн графических и пользовательских
интерфейсов
Дефектолог
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30%
■ Социальная работа
■ Педагогика и психология девпантного поведения
■ Психология
■ Клиническая психология
Диаграмма 2. Выбранные студентами майноры по направлениям подготовки
Анализ предпочтений по направлениям подготовки среди прошедших опрос студентов (диаграмма 2) показал, что для студентов направления подготовки «Клиническая психология» наиболее привлекательны программы: «Дефектолог» (20%), «Психология безопасного дорожного движения: Автошкола» (20%), «Дизайн графических и пользовательских
интерфейсов» (18%) и «Основы бизнеса и социального предпринимательства» (12%), для студентов группы направления подготовки «Психология» - «Дизайн графических и пользовательских интерфейсов» (24%) и «Основы бизнеса и социального предпринимательства» (24%), «Дефектолог» (14%). «Психология безопасного дорожного движения: Автошкола» (12%), для студентов направления подготовки «Педагогика и психология де-виантного поведения» - «Основы бизнеса и социального предпринимательства» (22%), «Дефектолог» (18%), «Психология безопасного дорожного движения: Автошкола» (16%), «Дизайн графических и пользовательских интерфейсов» (15%) «Педагогический дизайн» (12%), для студентов направления подготовки «Социальная работа» - «Педагогический дизайн» (22%), «Дизайн графических и пользовательских интерфейсов» (14%), «Дефекто-лог» (14%), «Основы бизнеса и социального предпринимательства» (14%), «Психология безопасного дорожного движения: Автошкола» (14%), «Учитель истории и обществозна-ния» (11%).
Эмоциональная направленность личности студента
По мнению Б. И. Додонова, эмоциональная направленность - это такая эмоциональная характеристика личности, которая проявляется в ценностном отношении и стремлении ее к определенным видам эмоциональных переживаний, позволяет реализоваться в разных сферах жизни, в том числе в профессионально-педагогической деятельности. Б. И. До-донов различал десять видов эмоций: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические, акизитивные. Эмоциональная направленность студента является важной составляющей профессионального развития, определяющей ценности и карьерные устремления. Общая эмоциональная направленность студентов (ср. баллы) по направлениям подготовки в 2021 г. и наиболее высокие ранги типов эмоциональной направленности представлены на диаграммах 3, 4; аналогичные данные, полученные в 2022 г. - на диаграммах 5, 6.
Анализ средних данных в 2021 году показал, что доминирующими типами эмоциональной направленности у студентов являются коммуникативная, альтруистическая и гедонистическая направленность, то есть для них важно общение, желание приносить пользу обществу, телесный и душевный комфорт. Так же ярко выражены праксическая (стремление достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов, активно действовать), акизитивная (нравится приобретать что-то новое и испытывать чувства радости по случаю обретения новых вещей) и гностическая (радость и удовлетворение от получения знания).
Альтруистическая ■ Коммуникативная ■ Глорическая «Праксическая
Пугническая ■ Романтическая ■ Гностическая ■ Эстетическая
¡Гедонистическая ИАкизитивная
Диаграмма 3. Показатели эмоциональной направленности студентов по направлениям подготовки (2021 г.)
ППДП КП Пс СР ИП
■ Альтруистическая ■ Коммуникативная ■ ПраксическаяИ Гностическая^ Гедонистическая ■ Акизитивная
Диаграмма 4. Наиболее высокие ранги типов эмоциональной направленности по направлениям подготовки (2021 г.)
Выраженность гедонистической направленности, несмотря на развитость альтруистической направленности, свидетельствует о проявлениях индивидуалистических и эгоистических ценностей, приоритет личных удовольствий от всех сфер жизни. Стремление получать удовольствие от приобретения в определённой мере может служить индикатором проявления индивидуалистических и эгоистических ценностей.
ППДП КП Пс СР ИП
■ Альтруистическая ■ Коммуникативная иГлорическая ■ Праксическая
■ Пугническая ■ Романтическая ■ Гностическая ■ Эстетическая
■ Гедонистическая ■ Акизитивная
Диаграмма 5. Показатели эмоциональной направленности студентов по направлениям подготовки (2022 г.)
ППДП КП Пс СР ип
■ Альтруистическая ■ Коммуникативная «Праксическая
■ Гностическая ■ Гедонистическая ■ Акизитивная
Диаграмма 6. Наиболее высокие ранги типов эмоциональной направленности по направлениям
подготовки (2022 г.)
Сравнение результатов исследования по гендерному признаку показало, что у юношей ярче выражена праксическая направленность личности (это стремление к достижению цели, желаемых результатов), больше, чем девушки стремятся удовлетворить эстетические потребности. Девушки больше стремятся удовлетворить свои романтические потребности, у них ярче выражена акизитивная потребность (нравится приобретать что-то новое и испытывать чувства радости по случаю обретения новых вещей).
Анализ результатов исследования в 2022 году показал, что доминирующим типом эмоциональной направленности у студентов является альтруистическая направленность, что говорит о том, что ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Так же ярко выражена праксическая направленность, то есть потребность активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Коммуникативная и гностическая направленности так же выражены ярко, то есть у студентов доминируют потребность в общении и потребность в получении знаний о новом, неизвестном.
Таким образом, результаты исследования в 2021 и 2022 гг. показывают средний уровень выраженности типов эмоциональной направленности, важно, что у студентов в целом выражены потребности, необходимые для выполнения деятельности в системе «человек - человек» - альтруистическая, коммуникативная, праксическая, гностическая направленность личности, вместе с тем у студентов выражены также потребности, характерные для современной молодёжи - гедонистическая и акизитивная - индикаторы проявления индивидуалистических и эгоистических ценностей.
Предложения
Разработать концепцию внедрения и реализации ИОТ в университете, внедрить систему психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов для исследования образовательных стратегий, индивидуально-психологических особенностей, ведущих ценностей и жизненных целей, особенностей познавательной активности и отношения к учебной деятельности, определения типологии обучающихся, углубленной профориентационной диагностики склонностей и составления профиля личности, изучения направленности личности, разработки рекомендаций для построения эффективной личностно-ориентированной модели обучения, организации психологической помощи и наставничества.
Предлагаем трансформацию образовательного процесса на основе матричной структуры управления (вместо линейно-функционального) и процессного подхода (вместо функционального подхода) в управлении образовательными программами, усилить интеграцию и горизонтальные коммуникации между образовательными программами на основе модульной организации учебного процесса, либерализации профессионального выбора студентов и отсроченной профориентации (создания гибких маршрутов), одновременно проводить мероприятия по повышению сознательного и ответственного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
Л и т е р а т у р а
1. Эриксон, Э. Теории личности / Э. Эриксон, Л. Хьелл, Д. Зиглер. - Санкт-Петербург, 2014. - 608 с. - С. 49-50. - Текст : непосредственный.
2. Веракса, А. Н. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников / А. Н. Веракса, Д. А. Бухаленкова, Е. А. Чичинина, О. В. Алмазова // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. - № 1. - С. 27-40. - Текст : непосредственный.
3. Крупенникова, Л. Ш. Виртуальная личность: Net-мышление, сетевой психотип и Интернет фобии / Л. Ш. Крупенникова, В. И. Курбатов // Инженерный вестник Дона. - 2014. - № 3. - С. 65. -Текст : непосредственный.
4. Бродовская, Е. В. Влияние Интернет-коммуникации на формирование ценностных ориента-ций молодежи: анализ факторов интенсивности / Е. В. Бродовская, А. В. Синяков, И. С. Иванов // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Материалы XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2014. - Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2014 г. - С. 118-123. - Текст : непосредственный.
5. Фурсов, К. С. Образовательные стратегии студентов российских вузов на этапе выхода на рынок труда: опыт эмпирического исследования / К. С. Фурсов // Вопросы образования. - 2006. -№ 2. - С. 222-241. - Текст : непосредственный.
R e f e r e n c e s
1. Erikson E. // H'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. SPb., 2014. - 608 s. S.49-50.
2. Veraksa A.N., Buhalenkova D.A., CHichinina E.A., Almazova O.V. Vzaimosvyaz' ispol'zovaniya cifrovyh ustrojstv i emocional'no-lichnostnogo razvitiya sovremennyh doshkol'nikov // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2021. T. 26. № 1. S. 27-40.
3. Krupennikova L.SH., Kurbatov V.I. Virtual'naya lichnost': Net-myshlenie, setevoj psihotip i Internet fobii // Inzhenernyj vestnik Dona. 2014. №3. S. 65.
4. Brodovskaya E.V., Sinyakov A.V., Ivanov I.S. Vliyanie Internet-kommunikacii na formirovanie cennostnyh orientacij molodezhi: analiz faktorov intensivnosti // Tekhnologii informacionnogo obshchestva v nauke, obrazovanii i kul'ture: sbornik nauchnyh statej. Materialy XVII Vserossijskoj ob"edinennoj konferencii «Internet i sovremennoe obshchestvo» IMS-2014, Sankt-Peterburg, 19 - 20 noyabrya 2014 g. s. 118-123.
5. Fursov K.S. Obrazovatel'nye strategii studentov rossijskih vuzov na etape vyhoda na rynok truda: opyt empiricheskogo issledovaniya // Voprosy obrazovaniya. 2006. № 2. S. 222-241.