ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND
SPORTS
УДК 796.88
ББК 75.712 Д 24
Л.С. Дворкин
Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: [email protected]
В.В. Зарко
Тренер-преподаватель Детской юношеской спортивной школы «Виктория» г. Тарко-Сале; Email: [email protected]
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НЕНЕЦКИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ
(Рецензирована)
Аннотация. Исследовались мальчики 12-14 лет ненецкой национальности школы-интерната в количестве 24 человек. Контрольная группа была сформирована из мальчиков русской национальности того же возраста (33 человек), обучающихся в школе №2, все постоянно проживают в городе Тарко-Сале ЯНАО. Личностно-ориентированная физическая подготовка ненецких школьников на основе использования атлетической гимнастики привела к более выраженному приросту показателей тотальных размеров тела и ряда показателей физической подготовленности по отношению к их русским сверстникам с 6 по 7 класс. В то же время более выраженные различия в темпах прироста парциальных размеров тела были отмечены у русских школьников по сравнению с ненецкими сверстниками в шестом и седьмом классах.
Ключевые слова: тотальные, парциальные размеры тела, физическая подготовка, ненецкие и русские школьники.
L.S. Dvorkin
Doctor of Pedagogy, Professor, Chief Scientist of Research Institute of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism; E-mail: [email protected]
V.V. Zarko
Coach-Teacher of Children Youthful Sports School “Viktoriya”, Tarko-Sal; E-mail: [email protected]. ru
PERSONALLY-FOCUSED PHYSICAL TRAINING AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE NENETS PUPILS FROM MIDDLE CLASSES
Abstract. Twenty-four boys aged 12-14 of the Nenets nationality from boarding school were investigated. The control group was completed only from boys of the Russian nationality of the same age (33 pupils) from school No. 2. All pupils constantly live in the city of Tarko-Sal. Personally-focused physical training of the Nenets schoolchildren by using athletic gymnastics has led to more expressed gain of indicators of the total sizes of a body and to a number of indicators of physical readiness compared to their Russian contemporaries from 6 and 7 classes. At the same time more expressed distinctions in rates of a gain of the partial sizes of a body were noted at the Russian pupils in comparison to the Nenets contemporaries in the sixth and seventh classes.
Keywords: total, partial sizes of a body, physical training, Nenets and Russian schoolchildren.
Введение. Необходимость поиска все более действенных средств и методов личностной физической подготовки школьников малочисленных народов Севера обусловлена, как указывают многие авторы, невысокой результативностью традиционных средств и методов физического воспитания (О.В. Лимаренко, 2004; В.В Малков, 2008; О.А. Фынтынэ, 2003 и др.). Суровые климатогеографические условия Севера отрицательно влияют на уровень и темпы физического развития и физической подготовленности школьников (Н.А. Агаджанян, Н.Ф. Жвавый, В.Н. Ананьев, 1998; А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, Л.М. Сухарева; Л.А. Зубов, А.П. Муратова, 2009 и др.). По данным В.И. Прокопенко (1994), А.И. Козлова, Г.Г. Вершубсой (1999) и др., специфика адаптации коренного населения к жизни в условиях Крайнего Севера оказывает существенное влияние на процесс морфофункционального развития и физической подготовленности особенно подрастающего поколения. Так, дети хантов в возрасте 3-7 лет достоверно отстают в длине тела от русских детей, проживающих в тех же населенных пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа (А.И. Козлов, 2004). Дети ненцев и саамов школьного возраста, отмечает А.И. Козлов, по средним значениям длины и массы тела отстают на год от представителей соответствующих возрастно-половых групп населения Центральной России, что свидетельствует о том, что дети ненецкой национальности развиваются под воздействием крайне неблагоприятных социальных и климатических факторов. В этой связи немало вопросов возникает у учителей физической культуры общеобразовательных школ и школ-интернатов, в которых компактно учатся дети коренных народов Севера, в отношении выбора для последних наиболее эффективных средств и методов физической подготовки, позволяющих получить наилучшие положительные результаты в процессе физического и морфофункционального развития. Недостаточная эффективность использования в учебном процессе общеобразовательных школ и школ-интернатов традиционных средств и методов физического воспитания детей коренных народов Севера приводит к тому, что в настоящее время все более активно осуществляется поиск новых форм и методов физической подготовки с использованием более привлекательных физкультурно-оздоровительных технологий. К таким, по данным многочисленных публикаций, безусловно, можно отнести атлетическую гимнастику (В.Н. Андреев, Л.В. Андреева, 2005; Г.П. Виноградов, 2009; С.М. Гузь, 2009; И.Л. Дворкин, О.Ю. Давыдов, А.В. Баландин, В.В. Зарко, 2011 и др.).
Цель исследования. Разработка и научное обоснование эффективности использования личностно-ориентированной физической подготовки и физического развития школьников средних классов ненецкой национальности на основе использования средств и методов атлетической гимнастики.
Методика. Исследовались одни и те же мальчики с 5 по 7 классы ненецкой наациональности школы-интерната в количестве 24 человек и мальчики русской национальности того же возраста (33 человек), обучающиеся в школе №2. Все постоянно проживают городе Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа. Для характеристики тотальных размеров тела школьников были произведены измерения следующих антропометрических показателей: длины, массы тела и окружности грудной клетки; парциальных - обхватные размеры, плеча, талии, бедра и голени. Физическая подготовленность оценивалась по результатам тестирования в беге на 1000 м, в висе на согнутых руках, касаясь подбородком перекладины, до отказа; при удержании двумя руками штанги весом 50% от максимального в статической позе до отказа, лежа на горизонтальной скамье (руки согнуты в локтевом суставе под углом 900) и при сгибании и разгибании рук в упоре лежа до отказа. Все школьники с первых дней тренировочных занятий в секции атлетической гимнастики заводили индивидуальные дневники самоконтроля. Все атлетические упражнения выполняются в 4 подхода с паузой между ними в 2 мин, до возвращения ЧСС до исходного уровня (ЧСС за 2 минуты до начала упражнения). Каждое упражнение повторяется в одном подходе 8-10 раз. Вес отягощения подбирается с учетом индивидуальных возможностей каждого школьника. Например, на первом испытании подбирается
отягощение, которое школьник мог осилить не менее 8-10 раз подряд.
Результаты исследования. Физическое развитие (тотальные размеры тела). Исследования показали, что средние значения тотальных размеров тела у ненецких школьников пятого класса, за исключением веса тела (в пользу русских сверстников), не имели достоверных различий (табл. 1). В шестом классе соотношение уровней физического развития абсолютных тотальных размеров тела между мальчиками ненецкой национальности и их русскими сверстниками практически сохранилось. Русские школьники шестого класса в показателях длины и веса тела достоверно, а по ОГК недостоверно опережали своих ненецких сверстников. В седьмом классе не было отмечено достоверных различий между школьниками ненецкой и русской национальностей во всех трех показателях тотальных размерах тела, хотя у последних были более высокие абсолютные результаты.
Таблица 1.
Тотальные размеры тела
Группы Классы п Длина тела, см Вес тела, кг ОГК, см
М ±m ±о М ±m ±о М ±m ±о
Ненцы 5 24 147,9 1,2 6,8 41,3 0,6 4,6 72,5 1,2 6,8
Русские 33 153,5 1,8 8,8 44,2* 0,8 3,9 74,3 1,3 6,4
Ненцы 6 24 152,3 1,6 7,8 46,0 0,8 3,9 76,0 0,9 4,4
Русские 23 159,2* 1,4 8,0 51,4* 0,9 5,1 77,1 1,1 6,3
Ненцы 7 24 166,0 1,7 8,3 52,0 0,7 3,4 78,0 1,2 5,9
Русские 33 168,0 1,8 10,3 55,0 0,9 5,1 78,9 1,3 7,4
Примечание: *различия достоверны при Р=0,05
Несколько иная картина наблюдалась, когда был проведен анализ относительных показателей прироста тотальных размеров тела. Так с 5 по 6 класс более высокие темпы прироста длины тела были у русских школьников, а с 6 по 7 класс, с 5 по 7 классы у их ненецких сверстников (рис. 1). С 5 по 6 класс были отмечены более высокие темпы прироста веса тела у русских, а с 6 по 7 и с 5 по 7 классы у ненецких школьников. Во всех случаях относительные показатели прироста ОГК были более высокие у ненецких школьников (различия недостоверны при Р>0,01).
% 30 25 20 15 10 5 0
Н Р
Г) и
Н Н
Л Р
1 К-1 1 и Г ТПг н
■ Длина тела
□ Вес тела
□ ОГК
с 5 по 6 с 6 по 7 с 5 по 7
класс класс класс
Рис. 1. Темпы пприроста тотальных размеров тела школьников Н - ненецкие, Р- русские школьники
Как было отмечено выше, в процессе занятий атлетической гимнастикой, наряду с измерениями тотальных размеров тела, мы тестировали школьников с целью оценки их состояния парциальных обхватных размеров тела (плечо, талия, бедро и голень), так как методика атлетической подготовки направлена на развитие парциальных частей тела как главного критерия эффективности тренировки. Из таблицы 2 видно, что русские школьники пятого класса имели недостоверное преимущество перед ненецкими сверстниками. По абсолютным парциальным показателям русские школьники в шестом классе достоверно превзошли своих ненецких сверстников в трех из четырех парциальных показателях. Так, если окружность плеча у ненецких школьников за год увеличилась на 3,4 и у русских сверстников - на 3,7%, то окружность талии - на 8,5 и 10,9%, правого бедра - на 10,0 и 11,2% и голени - на 7,5 и 14,0%. В седьмом классе после двухлетней атлетической подготовки у школьников во всех случаях отмечается достоверный прирост парциальных размеров тела по сравнению с пятым классом.
Физическая подготовленность. В 12-летнем возрасте в беге на 1000 м ненецкие школьники показали недостоверно более высокие результаты по сравнению со своими русскими сверстниками (табл. 3). При тестировании силовой выносливости были получены неоднозначные результаты в отдельных тестах. Т ак при выполнении виса на перекладине до отказа на полусогнутых руках лучшими оказались русские мальчики, а в двух других силовых упражнениях, наоборот, ненцы.
Таблица 2.
Парциальные размеры тела
Группы Класс Окружность плеча, см Окружность правого бедра, см Окружность талии, см Окружность голени, см
п М ±т М ±т М ±т М ±т
Ненцы 5 24 23,5 0,35 34,9 0,4 44,9 0,6 25,3 0,3
Русские 33 24,5 0,3 35,3 0,2 45,8 0,7 25,7 0,3
Ненцы 6 24 24,3 0,5 38,4 0,6 48,7 0,7 27,2 0,3
Русские 23 25,4* 0,3 39,2 0,5 49,9* 0,6 28,3* 0,2
Ненцы 7 24 25,2 0,3 40,2 0,6 50,9 0,7 28,2 0,4
Русские 33 26,8 0,4* 41,3 0,5* 52,3 0,6 29,2 0,3*
Примечание: * различия достоверны при Р=0,05
Причем при выполнении сгибания и разгибания рук в упоре лежа до отказа на количество повторений в одном подходе эти различия оказались достоверными (при Р<0,05) в пользу ненцев, а при удержании двумя руками штанги (50% максимального) в статической позе до отказа лежа на спине на горизонтальной скамье - недостоверными. Относительные показатели различий между ненецкими и русскими школьниками в показателях силовой выносливости в двух последних упражнениях составляли 8,9 и 2,1 % соответственно (рис. 3). В 13 лет мальчики ненецкой национальности улучшили свои результаты, показанные ими в 12-летнем возрасте, в беге на 1000 м на 5,5% (Р<0,01), а русские школьники - на 7,4 (Р<0,01). Результаты в беге на 1000 м у ненецких мальчиков 13 лет были недостоверно выше, чем у их русских сверстников. У всех мальчиков 13-летнего возраста по отношению к 12-летнему возрасту результаты по силовой выносливости достоверно увеличились. Так, в висе на перекладине до отказа максимальные результаты у 13-летних ненцев увеличились по сравнению с 12-леним возрастом - на 19,8, а у их русских сверстников - на 18,2%. При выполнении сгибания и разгибания рук в упоре лежа до отказа - соответственно на 19,0 и на 22,0%; при выполнении удержания двумя руками штанги (весом в 50% максимального результата) в статической позе до отказа лежа на спине на горизонтальной скамье - на 21,2 и 22% (табл. 2).
В 14-летнем возрасте все испытуемые групп достигли еще более выраженного улучшения результатов по общей выносливости в сравнении с предыдущими возрастными периодами (табл. 3). Величина относительного прироста результатов в беге на 1000 м составила у мальчиков-ненцев 14 лет по сравнению с 12-летним возрастом 17,4%, а у их русских сверстников - 24,5%, а по отношению к 13-летнему возрасту - соответственно на 7,3 и 15,9%. Все школьники 14-летнего возраста по данным тестирования в конце учебного года увеличили результаты в силовой выносливости более, чем в два раза, по сравнению с 13-летним возрастом
Таблица 3.
Показатели физической подготовленности школьников
Тесты 12 лет 13 лет 14 лет
Ненцы Русские Ненцы Русские Ненцы Русские
Бег 1000 м, с 270,0 275,4 255,8 256,5 230,0* 221,2
±5,4 ±4,2 ±4,7 ±5,1 ±3,2 ±3,1
Вис на перекладине до отказа на 22,0 22,8 23,5 24,0 25,7* 24,9
полусогнутых руках, с ±1,3 ±0,8 ±0,4 ±0,3 ±0,2 ±0,1
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа до отказа, кол-во раз 23,2* ±0,6 21,3 ±0,4 27,6* ±0,4 26,0 ±0,3 31,6* ±0,4 30,0 ±0,5
Удержание двумя руками штанги 14,2 13,9 17,2 16,9 20,2 20,7
(50% максимального) в статической позе до отказа, лежа на спине на горизонтальной скамье. Руки согнуты в локтевом суставе под углом 900 ±0,3 ±0,4 ±0,3 ±0,1 ±0,3 ±0,4
Примечание: * - различия достоверны при Р=0,05.
Выводы. 1. Личностно-ориентированная физическая подготовка ненецких
школьников на основе использования атлетической гимнастики привела к более выраженному приросту показателей тотальных размеров тела по отношению к их русским сверстникам с 6 по 7 класс. У ненецких школьников были зафиксированы более высокие темпы возрастных изменений в седьмом классе, когда они по темпам прироста тотальных размеров тела опередили своих русских сверстников. В итоге ненецкие школьники седьмого класса в конце учебного года сумели догнать в абсолютных размерах тела своих русских сверстников, сведя преимущество последних в 5 и 6 классах к недостоверному различию. В то же время более высокие различия в темпах прироста парциальных размеров тела в шестом и седьмом классах были отмечены в пользу русских школьников по сравнению с ненецкими сверстниками.
2. Занятия атлетической гимнастикой в течение трех лет позволили ненецким школьникам достичь более высоких темпов развития основных физических качеств по сравнению с их сверстниками - русскими мальчиками. В шестом классе школьники-ненцы показали достоверно более выраженные темпы прироста показателей общей, а в седьмом классе - силовой выносливости по сравнению с русскими сверстниками. По абсолютным показателям гибкости школьники-ненцы в 5-7 классах хоть и недостоверно, но отстали от своих русских сверстников. В то же время по показателям ежегодного прироста этого физического качества они были лучшими. Достоверно, отставая в пятом классе от своих русских сверстников в проявлении ловкости, ненецкие школьники в каждом последующем классе все более выраженно уменьшали разрыв, сведя его к седьмому классу к недостоверному различию.
Примечания:
1. Лимаренко О.В. Дифференцированный подход к развитию физических качеств младших школьников Северного региона: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. 186 с.
2. Малков В.В. Физическое воспитание учащихся Х-Х1 классов в условиях Крайнего Севера: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 137 с.
3. Фынтынэ О.А. Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси): дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2003. 176 с.
4. Агаджанян Н.А., Жвавый Н.Ф., Ананьев В.Н. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера. М.: Круг, 1998. 240 с.
5. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Сухарева Л.М. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» // Российский педиатрический журнал. 2000. № 1. С. 5-8.
6. Зубов Л.А., А.П. Муратова Дети коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни: состояние здоровья и медико-социальные проблемы // Медработник ДОУ. 2009. № 4. С. 106-111.
7. Козлов А.И., Вершубская Г.Г. Медицинская антропология коренного населения Севера России. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 288 с.
8. Козлов А.И. Биологические основы экологии человека // АрктАн-С. 2004. иЯГ: http://press.arctan.org
9. Андреев В.Н., Андреева Л.В. Атлетическая гимнастика: метод. пособие. М.: Физкультура и спорт, 2005. 128 С.
10. Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник. М.: Советский спорт, 2009. 328 с.
11. Гузь С.М. Особенности планирования этапов начальной подготовки в силовом троеборье:
учеб.-метод. пособие / С.М. Гузь, Ю.П. Шлыков; Карельский гос. пед. ун-т. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007. 160 с.
12. Базовая физическая подготовка школьников на основе занятий культуризмом / И.Л. Дворкин, О.Ю. Давыдов, А.В. Баландин [и др.] // Базовая физическая подготовка человека в онтогенезе (научно-теоретические, методические, спортивные и возрастные аспекты) / под ред. Л.С. Дворкина. Т. 2. Базовая физическая подготовка детей и подростков в различных видах спорта. Краснодар: Неогло-ри, 2011. С. 236-314.
References:
1. Limarenko O.V. The differentiated approach to the development of physical qualities of younger schoolchildren of the Northern region: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Tyumen: TyumSU publishing house, 2001. 186 pp.
2. Malkov V.V. Physical training of pupils of the X-XI forms in the conditions of the Extreme North: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2008. 137 pp.
3. Fyntyne O.A. Physical training of pupils of the 5-9 forms of national schools on the basis of traditions of the peoples of the north (the Khanty and Mansi): Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Surgut, 2003. 176 pp.
4. Agadzhanyan N.A., Zhvavy N.F., Ananyev V.N. Adaptation of a person to conditions of the Extreme North. M.: Krug, 1998. 240 pp.
5. Baranov A.A., Shcheplyagina L.A., Sukhareva L.M. A federal target program "A healthy child" // The Russian pediatric journal. 2000. No. 1. P. 5-8.
6. Zubov L.A, Muratova A.P. Children of the indigenous small peoples of the North leading nomadic life: the state of health, medical and social problems // A Medical person of DOU. 2009. No. 4. P. 106-111.
7. Kozlov A.I., Vershubskaya G.G. Medical anthropology of indigenous population of the North of Russia. M.: MNEPU publishing house, 1999. 288 pp.
8. Kozlov A.I. Biological fundamentals of human ecology // ArktAn-S 2004. url: http://press.arctan.org
9. Andreev V.N., Andreeva L.V. Athletic gymnastics: a method. manual: Physical culture and sports, 2005. 128 pp.
10. Vinogradov G.P. The athleticism: theory and training technique: a textbook. M.: Soviet sports, 2009. 328 pp.
11. Guz S.M. Feature of planning the stages of basic training in power triathlon: a manual / S.M. Guz, Yu.P. Shlykov; The Karelian State Teachers’ training un-ty. Petrozavodsk: KGPU publishing house, 2007. 160 pp.
12. Basic physical training of schoolchildren on the basis of body building / I.L.Dvorkin, O.Yu., Davydov, A.V. Balandin [etc.] // Basic physical training of a person in ontogenesis (scientific and theoretical, methodological, sports and age aspects) / ed. by L.S. Dvorkin. V. 2. Basic physical training of children and teenagers in different types of sports. Krasnodar: Neoglori, 2011. P. 236-314.