ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕНЕРА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ
Тихонова Ирина Владимировна
кандидат педагогических наук, профессор, Барчо Ольга Федоровна старший преподаватель, Жигайлова Лариса Валентиновна кандидат педагогических наук, доцент, Свистун Галина Михайловна доцент,
Тронев Вячеслав Вячеславович
аспирант, Волкова Анита Витальевна
магистрант
ФБГОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г.Краснодар)
Аннотация. Тренер - специалист в определенном виде спорта, руководящий тренировкой спортсмена. Кроме прямых профессиональных обязанностей, тренер также решает задачи селекционера, менеджера, администратора и, естественно, психолога.
Abstract. Coach - a specialist in a certain sport, leading the training of an athlete. In addition to direct professional duties, the coach also solves the tasks of a breeder, manager, administrator and, of course, psychologist.
Ключевые слова: личность, тренер, эстетическая гимнастика.
Keywords: personality, trainer, aesthetic gymnastics._
Тренер осуществляет деятельность, направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства спортсменок, развитие их физических качеств и функциональных возможностей.
В случае с психологической подготовкой существуют дополнительные трудности - это, во-первых, отсутствие проблемы до возникновения кризиса, когда спортсмен становится неуправляем, замыкается на собственных переживаниях; во-вторых, базовые знания по психологии нередко создают иллюзию о способности разрешить любую проблему, но неправильное применение психотехники может привести к негативному воздействию и обратным от желаемого результата последствиям [1, 7].
Для предотвращения этих проблем тренеры и психологи должны разбираться в механизмах работы психики человека в экстремальных условиях и способах воздействия на нее.
Тренер должен обладать определенной самомотивацией на пути самовыражения, обладать качествами: эмоциональной устойчивостью, высоким уровнем интеллекта, общительностью, предприимчивостью, стремлением к новаторству [4].
Личность тренера, как и любого руководителя определяется стилем руководства. В современной психологии выделены относительно контрастные стили: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль характеризуется тем, что тренер принимает решение единолично, без учета мнения спортсменов. Он не терпит возражений, категоричен в суждениях, требует от подопечных пунктуального выполнения указаний, оставляя минимум возможностей для проявления их личной инициативы, не передает своих полномочий. Все связи при таком стиле руководства замыкаются на тренере, спортсмен получает минимум информации [3, 6].
Демократический стиль характеризуется тем, что тренер рассматривает спортсменов как активных участников и реализаторов своих замыслов. Тренер такого стиля четко формулирует основные цели, задачи, показывает пути их решения, предоставляет спортсмену возможность проявлять инициативу [4].
Либеральный стиль руководства характеризуется тем, что тренер минимально вмешивается в процесс тренировки, играя зачастую лишь роль посредника между спортсменами и другими специалистами, решая, в основном, организационные вопросы [7].
В практике тренерской деятельности редко встречается тот или иной стиль в «чистом» виде. Обычно наблюдается черты нескольких стилей.
Формирование рационального стиля руководства спортивной командой - дело, требующее от тренера постоянной работы по воспитанию и обучению спортсменов, самообразованию и самовоспитанию в тренировочном процессе [5].
Для определения стиля руководства и социально-перцептивной оценки личностно-деятельных особенностей тренера по эстетической гимнастике нами были проведены исследования с участием спортсменок Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Центр олимпийской
подготовки по художественной гимнастике». В исследовании участие приняли 12 высококвалифицированных спортсменок, которые являются членами сборной команды страны, многократными призерами чемпионатов и первенств России, а также неоднократными чемпионками мира в командном зачете по эстетической гимнастике.
Для оценка личностно-деятельных особенностей работы тренера использовались методика Ю.Л. Ханина и А.В. Стамбулова. Гимнасткам были предложены ряд суждений, относящихся к их с тренером взаимоотношениям. Оценка проводилась следующем образом: если суждение подходило к отношениям тренера с гимнасткой, она выбирала ответ «Да», если нет - соответственно «Нет».
При обработке и подсчете данных, были выявлены средние показатели оценки личностно-деятельных особенностей работы тренера гимнасток - мастеров спорта, представленные на рисунке.
Рисунок - Оценка личностно-деятельных особенностей работы тренера гимнасток мастеров спорта
(балл)
Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсменок. Оценка «6,5» балла из «8» говорит о том, что спортсменки считают, что тренер умело подводит их к соревнованиям, учитывает индивидуальные особенности каждой гимнастки, у воспитанниц нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые использует тренер, но при этом тренер не всегда может точно предсказать результаты своих учеников. При этом тренер не работает по «шаблону», что можно назвать нестандартным подходом к тренировочному процессу.
Работа по шаблону вызывает монотонность и психологическую усталость, и в последствие вызывает апатию, поэтому тренеры часто используют в своей практики разнообразие двигательной деятельности, что позволяет спортсменам отвлечься и снять эмоциональное напряжение.
Так же можно сказать об умение тренера предсказывать результат. Ставя цели выше, или занижая возможности своих учеников, тренер создает дополнительную мотивацию, чтобы доказать своим ученицам, что они могут быть лучше и показывать высокий результат, или же наоборот поверить в себя, так как тренер «верит в них» [6].
Эмоциональный показатель определяет, насколько тренер интересен спортсменке, как личность. Балл с оценкой «6,6» говорит о том, что тренер достаточно авторитетен гимнастке.
Поведенческий показатель указывает на то, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсменки. Балл с оценкой «7,5» достаточно высокий, и свидетельствует о том, что спортсменки доверяют своему тренеру: «слово тренера для гимнасток - закон», но при этом тренер может быть чуток, хорошо чувствовать настроение своих воспитанниц и корректировать тренировочный процесс так, чтобы он был комфортным и эффективным.
Итоговый балл «20,5» из «24» свидетельствует о высоком уровне мастерства и профессионализме тренера в отношении своих спортсменок.
По ответам гимнасток можно сделать вывод о том, что лучший тренер, тот, который в своей работы преимущественно использует демократический стиль управления. Базой для такого стиля является, с одной стороны, высокий уровень личностных и профессиональных качеств тренера, использование им принципов социального управления; с другой стороны, этот уровень требует от команды социальной зрелости [2, 3]. Обследуемые спортсменки находятся в возрастном периоде от 17 до 22 лет и имеют спортивный стаж 12 лет и более, то этот стиль управления актуален и перспективен.
В результате проведенного исследования было выявлено, что значительное место в ходе тренировки имеет корректность поведения тренера. При планировании тренировочного процесса важным фактором является выявление и учет личностных характеристик спортсменки. По результатам исследований тренер ГБУ КК «ЦОП по художественной гимнастике» был оценен воспитанницами на «20,5» итоговых балла из «24» возможных, что позволяет говорить о высоком уровне мастерства и профессионализме тренера.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб., 2008. 352 с.
2. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. М.: Изд-во: АСТ, 2010. 448 с.
3. Кричевский Р.Л. Психологические факторы эффективности деятельности коллектива. Кишинев, 1991. 89 с.
4. Неретин А.В. Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде: учебное пособие. Волгоград: ВГАФК, 2012. 105 с.
5. Овсянникова Е.А. Психология управления: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. М: Флинта, 2015. 222 с.
6. Психология взаимодействия в спорте: учебно-методическое пособие для физкультурных вузов. Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. 123 с.
7. Черемисин В.П. Личность тренера в современном спорте: учебно-методическое пособие. Малаховка: МГАФК, 2010. 24 с.