Научная статья на тему 'Личностно-деятельностный подход как условие совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов'

Личностно-деятельностный подход как условие совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3513
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТЫ ВУЗА / PROFESSIONAL TRAINING / SOCIAL WORKER / PERSONAL-ACTIVITY APPROACH / ORGANIZATION OF TRAINING / EDUCATIONAL WORK OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибанова Виктория Александровна

В статье рассматривается личностно-деятельностный подход как условие совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов. Описываются особенности личностного подхода (отношение преподавателя к студенту как к личности, полноценному субъекту личного развития) и деятельностного подхода (деятельность как способ развития и формирования личности) в вопросе обучения и воспитания студентов в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONALITY-ACTIVITY APPROACH AS A CONDITION FOR IMPROVEMENT PROFESSIONAL PREPARATION OF SOCIAL TEACHERS

The article examines the personality-activity approach as a condition of professional training of social teachers. Describes the features of a personal approach (the ratio of teacher to student as an individual, the full subject of personal development) and activity (activity as a way of development and formation of personality) the issue of training and education of University students

Текст научной работы на тему «Личностно-деятельностный подход как условие совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов»

божитель», а как равноправный член учебной группы, доступный для общения, с которым студенты могут и хотят общаться. Такое положение нисколько не принижает роли преподавателя, а наоборот - повышает его до фасилитатора, тьютора, организатора и координатора эволюционного процесса обучения (и воспитания).

Не стоит забывать очевидную истину о предназначении: все учебные заведения созданы для обучаемых, в нашем случае высшие учебные заведения - для студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. OFF: IBM составила подробнейшую карту мозга | Форум. ¡Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.forum.mista.ru/topic.php?id=496542

2. Обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.

3. Обучение животных. Классификации форм обучения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zooeco.com/eco-mlek/eco-mlek136-20-1.html

4. Величковский, Б.М. Исследование когнитивных функций и современные технологии // Вестник РАН. - 2010. - № 80 (5-6). - С. 440-446.

5. Горбатюк В.Ф. Синергетика самообучения: монография / В.Ф. Горбатюк; науч. ред. И.В. Абакумова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова. 2013. - 180 с.

6. Горбатюк В.Ф. Синергетика в современном обучении: монография - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2012. - 208 с.

7. Горбатюк В.Ф. Динамическая модель обучения учебной группы. // Дистанционное и виртуальное обучение, Изд-во СГУ, №3, 2016, с. 102-113.

8. Горбатюк В.Ф. Хаос, самоорганизация и самообучение: монография / В.Ф. Горбатюк; науч. ред. И.В. Абакумова. -Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - 204 с.

9. Горбатюк, В.Ф. Обучение самоорганизующихся систем естественного интеллекта: монография / В.Ф. Горбатюк. // Таганрог: Изд. отдел Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2015. - 204 с.

10. Горбатюк, В.Ф. Самоорганизация, самообучение и взаимное обучение в студенческой группе // Сборник трудов 7-й Всероссийской научной конференции «Системный синтез и прикладная синергетика» (ССПС-2015). - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015, с. 334-344.

В.А. Грибанова

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация: В статье рассматривается личностно-деятельностный подход как условие совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов. Описываются особенности личностного подхода (отношение преподавателя к студенту как к личности, полноценному субъекту личного развития) и деятельностного подхода (деятельность как способ развития и формирования личности) в вопросе обучения и воспитания студентов в вузе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, социальный педагог, личностно-деятельностный подход, организация профессиональной подготовки, воспитательная работы вуза.

V. A. Gribanova

THE PERSONALITY-ACTIVITY APPROACH AS A CONDITION FOR IMPROVEMENT PROFESSIONAL PREPARATION OF SOCIAL TEACHERS *

Abstract: the article examines the personality-activity approach as a condition of professional training of social teachers. Describes the features of a personal approach (the ratio of teacher to student as an individual, the full subject of personal development) and activity (activity as a way of development and formation of personality) the issue of training and education of University students.

Key words: professional training, social worker, personal-activity approach, organization of training, educational work of the University.

* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-00039 «Подготовка будущих социальных педагогов в современном контексте профессионализации социально-педагогической деятельности»

Сегодня в российском образовании в связи с внедрением ФГОСов происходит ориентация на подготовку не только «знающего»специалиста, но и профессионала, «способного и желающего действовать» (стремящегося к саморазвитию, способного самостоятельно мыслить, принимать решения, грамотно выполнять действия и нести ответственность за свои действия). Особенно

ярко это прослеживается в процессе профессиональной подготовки социального педагога, так как деятельность такого специалиста направлена на защиту прав человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, на развитие и реализацию его внутреннего потенциала, оказание помощи и поддержки в процессе адаптации в социуме и интеграции в общество.

Продуктивной площадкой здесь может послужить воспитательная система вуза, ориентированная как на саморазвитие каждого участника индивидуально, так и учитывающая особенности студенческой аудитории в целом.

В российской педагогической науке разработаны концептуальные основы образовательного и воспитательного процессов, которые представлены разнообразными подходами. Однако эти подходы не всегда соответствуют современным преобразованиям в обществе, не ориентированы на учет личностных особенностей молодежной аудитории и ее деятельностной практики [1]. В своей работе мы утверждаем, что личностно-деятельностный подход выступает важным условием, способствующим совершенствованию профессиональной подготовки социальных педагогов.

Определяя личностно-деятельностный подход как единство личностного и деятельностно-го компонентов, остановимся на их особенностях в организации воспитательной работы.

Личностный подход подразумевает ориентацию воспитательного действия на личность студента, ее потенциал, особенности, потребности, индивидуальность, которые стоят в основе организации мероприятий и определяют методы взаимодействия всех участников группы. При этом при организации процесса обучения и воспитания стоит задача создания специально ориентированных на личность студента ситуаций, способствующих раскрытию и формированию у него желания реализовывать себя в работе, что является важным качеством социального педагога.

Научное представление о личностно-ориентированном подходе рассматривали такие исследователи, как Е.В. Бондаревская, Н.А.Алексеев, В.В.Зайцев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.

Считаем интересными наблюдения В.В.Серикова, который отмечает три главных направления трактовок личностно-ориентированного подхода: «общегуманистический феномен» (уважение прав, достоинств ребенка при выборе им образовательного вектора, учебного учреждения и т.д.); «цель, программа педагогической деятельности, основанная на стремлении воспитать личность»; «специальный вид образования, базирующийся на создании образовательной системы, которая «запускала «бы механизмы функционирования и развития личности» [4, С 16-17].В нашем понимании социальный педагог - специалист, обладающий гуманистическими качествами (толерантность, терпимость, уважение прав и др.), умеющий принимать самостоятельные грамотные профессиональные решения и нести за них ответственность, так как именно такой специалист завтра будет работать с людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

Согласимся также с определением Е.В. Бондаревской, которая отмечает, что в основу личностно-ориентированного подхода должен быть заложен принцип культуросообразности, предполагающий определение отношений между культурой и образованием как средой, растящей и питающей личность, а также между воспитанием и развитием обучаемого как человека культуры [5].Считаем, что в современных условиях широкого использования инновационных идей и технологий обучения и воспитания, огромного выбора средств и методов решения профессиональных задач, культурологические знания должны послужить ценностным ориентиром деятельности социального педагога, т. к. успех работы такого специалиста зависит от его уровня общей культуры.

Выделим также другие определения исследователей в рассмотрении личностно-ориентированного образования. И.С. Якиманская, отмечает, что в центре процесса обучения и воспитания должен стоять человек с его мотивами, целями, индивидуальными особенностями и т.д.Согласно идеям С.Л. Рубинштейна сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию, что«в психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности» [6, с. 102].

Отмечая роль личностно-ориентированного подхода как важного условия совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе, мы исходим из того, что педагог должен планировать воспитательную работу профессионального характера учитывая интересы молодого человека, уровня его умений и знаний, индивидуально-психологических особенностей, потребностей, мотивов, способностей, а также статусных, национальных, половозрастных и других особенностей. Подобная специально организованная работа помогает определить

содержание и форму взаимодействия, избежав ошибок и неудач, а также активизировать личность к усвоению определенных навыков, необходимых будущему социальному педагогу.

Согласимся также с мнением С.Л.Рубинштейна, который отмечал: «сделать личностный аспект единственным - значит закрыть себе путь для исследования закономерностей психической деятельности» [6]. Мы считаем, что совершенствование профессиональной подготовки социальных педагогов возможно в случае сочетания личностного и деятельностного подходов. В этом случае личность выступает субъектом деятельности, но, при этом, в своем действии определяет свое личностное развитие.

О необходимости опоры на деятельностный компонент в организации воспитания и обучения указывают исследования Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Ученые рассматривали данный вопрос, выделяя при этом различия между внутренней и внешней деятельностью (внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней и формируется в процессе перехода внешней деятельности во внутреннюю - А.Н.Леонтьев; внешние причины воздействуют на ребенка непосредственно через внутренние условия - С.Л.Рубинштейн) [6].

В основе деятельностного подхода заложена деятельность как способ развития и формирования личности, это организация воспитательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности студента - будущего социального педагога. Деятельностный подход предполагает активную включенность студентов в выполнении определённых действий для приобретения недостающих знаний, умений и навыков, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, мы отмечаем, что деятельностный подход в организации воспитательного работы выступает необходимым условием созревания и профессионализации социальных педагогов, в то время как основы личностного подхода определяют приоритет развития личности в процессе организации ее деятельности [2]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо сочетание и личностного и деятельностного подхода, которое служит эффективным условием, способствующим совершенствованию профессиональной подготовки социальных педагогов.

Личностно-деятельностный подход подразумевает отход от классической системы подготовки социальных педагогов, при которой в центре воспитательной работы стоит усвоение определенных знаний, умений и навыков, а также схема субъектно-объектного общения. При личностно-деятельностном подходе акцент смещается на решение воспитательных проблем самими обучаемыми, где педагог, безусловно, определяет специфические особенности деятельности и ее иерархию, но именно студент овладевает основой ее реализации. Педагог координирует, подкрепляет у студента подлинный интерес к участию в воспитательном процессе, стимулируя его, но общение со студентом строится на основе субъект-субъектного общения, сотрудничества в решении любых задач, что дает толчок к естественной и от этого более эффективной организации работы по совершенствованию профессиональной подготовки социальных педагогов.

Рассмотрим опыт воспитательной работы на основе личностно-деятельностного подхода в Таганрогском институте имени А.П.Чехова (филиале) РГЭУ (РИНХ), направленный на совершенствование профессиональной подготовки социальных педагогов.

Отметим, что воспитательная работа в вузе включает в себя три этапа, базирующихся на личностно-деятельностной платформе: теоретико-процессуальный, этап интериоризации и этап экстиоризации. На первом этапе происходит формирование у студентов теоретической готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности (закладка основ и знаний в области социальной сферы, воспитание уважения, терпимости, толерантности и др.). Среди основных форм воспитательной работы используются дебаты, ситуации гражданского диалога, деловые и ролевые игры, индивидуальная работа, конференции и др. Важным ориентиром этапа интериоризации является формирование практической готовности студента, а также положительной установки к проявлению профессиональной деятельности. Основными формами работы выступают различные тренинги, молодежные форумы, школы общественного действия и развития, проектные мастерские и др. Этап экстериоризации направлен на формирование личностной готовности студента к проявлению профессиональной деятельности, потребности к проявлению гражданской активности как личностной характеристики. Формы воспитательной работы - деятельность агитбригад, развитие добровольничества, временное трудоустройство и др.

Воспитательная работа на основе личностно-деятельностного подхода включает ориентацию на деятельность органов самоуправления вуза, которые позволяют учитывать потребности, мотивы студентов, выявлять их интересы, а также способствуют приобретению опыта общественных отношений обучающихся и др. Разнообразие творческих кружков, спортивных секций, музыкальной гостиной, киноклуба, факультативов создают благоприятные условия для формирования общекультурных и социально-личностных компетенций будущего социального педагога. Воспитательный совет, институт кураторства и другие административные структуры помо-

гают в успешной адаптации будущих специалистов, направляют деятельность студентов в конструктивное русло, создают условия для усвоения базовых ценностей необходимых им в дальнейшей работе.

Нами установлено, что организованная в вузе воспитательная работа на основе личност-но-деятельностного подхода способствует приобретению важного опыта активной, общественно-полезной деятельности, положительной установки к будущей профессиональной деятельности, развитию студенческих инициатив, формированию социальных педагогов с устойчивой позицией, умеющих ориентироваться в сложных социально-политических ситуациях, способных принимать решения и нести ответственность за них, достигать результатов в соответствии с поставленными задачами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Грибанова В.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации воспитательного процесса по формированию гражданской активности студентов // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4801 (дата обращения: 09.08.2015).

2. Чернышова Е.Е. Педагогические условия организации эффективной самостоятельной работы учащихся // Человек и образование №3 (24) 2010, С. 71-72

3. Зимняя И . А . Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса// Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / Под общей редакцией И.А.Зимней. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 244-252

4. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 148

5. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория// Шк. Духовности. 1999. №5. С.41-66.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2. — М., 1989.

Т.В. Дзюба

УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация. В статье рассматривается применение технологии учебных исследований на уроке.

Приводятся примеры инновационных уроков, разработанных и апробированных автором статьи, на которых становится возможным одновременное решение двух образовательных задач - освоение норм исследовательской деятельности и освоение предметного материала.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, урок-исследование, системно-деятельностный подход, урок-реконструкция научного открытия, инновация.

T.V. Dzyuba

EDUCATIONAL RESEARCH AS A WAY OF IMPLEMENTATION OF SYSTEM- ACTIVITY APPROACH ON A LESSON AND ON EXTRACURRICULAR ACTIVITIES (FROM WORK PRACTICE)

Abstract: The article discusses the use of educational technology for research in the classroom studies. We provide examples of innovative lessons developed and tested by the author, on which it is possible to simultaneously solve the two problems of education - the development of standards of research and development of subject material.

Key words: research, lesson-study, system-activity approach, lesson-reconstruction of scientific discovery, innovation.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирования универсальных действий, формирования компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Решению данных задач в полной мере способствует сис-темно-деятельностный подход в обучении, одним из методов реализации которого является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.