Научная статья на тему 'Личностно-деятельностный подход к проблеме личностной самореализации будущего специалиста в иноязычном образовании'

Личностно-деятельностный подход к проблеме личностной самореализации будущего специалиста в иноязычном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / LANGUAGE LEARNING / PERSON AND ACTIVITY CENTERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярославова Е. Н.

Рассматривается сущность личностно-деятельностного подхода как методологической основы разработки концепции развития личностной самореализации в иноязычном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSON AND ACTIVITY CENTERED APPROACH TO THE PROBLEM OF FUTURE SPECIALIST SELF-REALIZATION IN LANGUAGE LEARNING

The article reveals the essence of person and activity centered approach which may serve as methodological basis for the conception of personality self-realization in Language Learning.

Текст научной работы на тему «Личностно-деятельностный подход к проблеме личностной самореализации будущего специалиста в иноязычном образовании»

УДК 378.016:81+81'27 ББК Ч489.6+Ш12/17

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е.Н. Ярославова

Южно-Уральский государственный университет

PERSON AND ACTIVITY CENTERED APPROACH

TO THE PROBLEM OF FUTURE SPECIALIST SELF-REALIZATION

IN LANGUAGE LEARNING

E.N. Yaroslavova South Ural State University

Рассматривается сущность личностно-деятельностного подхода как методологической основы разработки концепции развития личностной самореализации в иноязычном образовании.

Ключевые слова: иноязычное образование, личностно-деятельностный подход, самореализация.

The article reveals the essence of person and activity centered approach which may serve as methodological basis for the conception of personality self-realization in Language Learning.

Keywords: language learning, person and activity centered approach.

Модернизация системы образования в целом и иноязычного образования в частности обусловлена изменением в подготовке специалистов социальной роли иностранного языка, который стал реальным фактором развития личности и общества. Гуманистическая направленность модернизации образования предполагает создание условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей обучающихся, что нашло выражение в идее непрерывного иноязычного образования, которое позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Под самореализацией личности в иноязычном образовании мы понимаем трансформацию (преобразование) потенциальных возможностей в зону актуальной реализации на основе создания личного поликультурного образовательного пространства как единства профессионального и личностного самоопределения.

В настоящее время образование рассматривается как личностно ориентированное, главная задача которого - воспитание человека духовного, содействие развитию его индивидуальности, потенциальных возможностей и способностей. Центральным понятием концепции лич-

ностно ориентированного образования выступает понятие личности, которое как педагогическая категория отражает специфическую сферу образования и развития человека. При этом целью личностно ориентированного образования является развитие личностных структур сознания (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции и др.), субъектных свойств (автономности, самостоятельности, ответственности и др.) и индивидуальности студента [4, 5, 12]. В процессе образования человек овладевает не только опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, но и опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.), что выступает как метадеятельность, как своеобразный внутренний план любой другой деятельности человека [12].

Следует также подчеркнуть, что личностно ориентированное иноязычное образование -это самоорганизуемый педагогический процесс, т. е. такой тип образования, в котором собственные усилия личности, её активность имеют первостепенное значение [5].

Методологические основания педагогики

Таким образом, личностно ориентированная парадигма образования ставит в качестве целевых ориентиров развитие личности, оказание ей помощи в познании себя, жизнетворче-стве, самоопределении и самореализации. Иными словами, образование - это та сфера, которая формирует потенциал российского общества.

Личностно-деятельностный подход как единство личностно ориентированного и дея-тельностного подходов выбран нами в качестве теоретико-методологической стратегии исследования в силу своей дуальной направленности, что позволяет комплексно подойти к проблеме личностной самореализации обучающегося в непрерывном иноязычном образовании, а также примирить противоречия, существующие между этими подходами. Основываясь на сущности понятий «личность», «деятельность», «самореализация», важным представляется анализ изучения возможностей каждого из подходов в области исследования обозначенной проблемы. В исследовании мы опирались на труды И.Л. Бим, Е.В. Бондарев-ской, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, Е.И. Пас-сова, С.Л. Рубинштнейна, В.В. Серикова и др.) [3-5; 7-12].

При личностно ориентированном подходе в центре иноязычного образования находится сам обучающийся: его мотивы, цели, психологический склад, что позволяет преподавателю, учитывая уровень подготовки обучающегося, степень сформированное™ его умений и компетенций, определять учебную цель занятий, формировать, направлять и корригировать образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Обучающийся занимает позицию активного субъекта образовательного процесса. Таким образом, личностная ориентированность образовательного процесса пронизывает все компоненты системы образования (цели, содержание, методы, приёмы и технологии обучения) и всю систему учебно-педагогического взаимодействия, создавая среду, благоприятную для развития.

Помимо этого личностно ориентированный подход предполагает учет не только национальных, возрастных, индивидуально-психологиче-ских, но и статусных особенностей обучаемых, которые определяют особенности мотивации поведения и деятельности. Особое внимание уделяется формированию и развитию познавательных процессов и личностных качеств.

Одним из направлений в определении стратегии исследования личностной самореализации обучающихся в непрерывном ино-

язычном образовании является конкретизация возможностей деятельностного подхода. Категория «деятельность», по справедливому замечанию Э.Г Юдина, «в современном познании, особенно гуманитарном, играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку с ее помощью даётся универсальная характеристика человеческого мира» [14, с. 266]. В наиболее общем виде деятельность понимается как форма активности, принципиально открытая система, способная к неограниченному саморазвитию в рамках объемлющего её универсума [2, 8, 9, 11].

В нашем исследовании мы придерживаемся определения деятельности, данного А.Г. Асмоловым, согласно которому она представляет собой «динамическую, саморазвивающуюся, иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта предметной действительности» [2, с. 117].

Мы исходим из того, что, с позиций психологии, личность - это субъект деятельности, которая, формируясь в деятельности и общении, определяет характер этих процессов. Следовательно, с точки зрения деятельностного подхода, развитие личности - это не только созревание или простые изменения во времени, но и качественные преобразования в психологической системе, приводящие к принципиально новому её строю и способу функционирования [13].

Мы считаем, что личностно-деятельностный подход к проблеме личностной самореализации позволяет рассматривать обучающегося как активного субъекта жизнедеятельности, что приводит к двойственному характеру результатов деятельности обучающегося: преобразованию внешней реальности и самой личности. Таким образом, личностно-деятельностный подход создает основу для единения внутренних и внешних предпосылок и результатов самореализации. Вслед за A.C. Запесоц-ким [6], мы утверждаем, что, с одной стороны, образовательная среда постоянно ставит субъект в неоднозначные обстоятельства, поэтому он вынужден искать индивидуальные способы решения возникающих проблем, рас-предмечивая внутренние потенциалы и максимально используя личностные ресурсы. С другой - сама деятельность оказывает влияние на формирование типа личности, который

Ярославова Е.Н.

Личностно-деятельностный подход к проблеме личностной самореализации...

наилучшим образом отвечает объективным требованиям среды, т. е. образовательная деятельность одновременно является средством вхождения в социум, культуру, а также способом самореализации субъекта.

Указывая на деятельность как источник трансформаций и кардинальных сдвигов в структуре человеческой субъектности, мы подчеркиваем, что именно смена форм деятельности обусловливает изменение человека, его поведения, всего психического строя.

Разделяя позицию А.Н. Леонтьева о том, что деятельность лежит в основе определения сущности активности человека [8], мы приходим к заключению, что именно активность, точнее её мера, определяет динамику и качество профессионального и личностного развития человека. Вслед за К.А. Абульхановой-Славской, мы полагаем, что активность служит посредником между элементами системы «деятельность - общение» [1]. Под активностью мы понимаем социальное взаимодействие субъекта с окружающей средой на основе самовыражения и самоосуществления, при которых формируются его качества как целостного, самостоятельного и развивающегося субъекта. Примечательно, что требования деятельности соотносятся с психическими качествами личности опосредованно через личность, которая придаёт им целостность. Мера активности личности зависит от того, насколько целостно личность моделирует себя, своё место в социуме и проявляется в отношениях к деятельности, реализации индивидуальной стратегии её осуществления.

Признавая, что деятельность есть вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя [9], нельзя не отметить, что её источником выступают потребности и мотивы, которые придают ей специфический характер, делая осознанной и целенаправленной.

По мнению С.Л. Рубинштейна, именно в деятельности и через деятельность человек: а) реализует свои цели, объективируя свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности; б) устанавливает действенную связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта; в) реализует и утверждает себя как субъект - в своём отношении к объектам, им порождённым, и как личность - в своём отношении к другим людям, на которых он в свой деятельности воз-

действует и с которыми он через неё вступает в контакт; г) формирует и проявляет свойства личности [11].

В соответствии с деятельностным подходом, усвоение социального опыта происходит в процессе собственной активности обучаемого в иноязычном образовании. Данный подход позволяет показать, что учение является стороной социального по своему существу процесса обучения - двухстороннего процесса передачи и усвоения знаний и направлено на развитие потенциала обучающегося. Процесс иноязычного учения является производным видом деятельности (познавательно-профессиональной), в которой цель сдвинута или: смещена по сравнению с деятельностью (в нашем случае - профессиональной), для которой она служит подготовкой. Учение в подобном понимании не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляемый как компонент и результат другой деятельности, в которую он включён (квазипрофессиональной), что предполагает определённую меру ответственности и особую установку личности. Таким образом, создавая условия для саморазвития и самореализации в процессе учения, мы формируем готовность к самореализации в профессиональной сфере.

Итак, проведённый нами анализ возможностей личностного ориентированного и дея-тельностного подходов для решения проблемы личностной самореализации в иноязычном образовании показал, что в силу интегратив-ного характера исследуемой проблемы необходим комплекс стратегий. Поскольку методология изучения проблемы предусматривает не только изучение личностного аспекта самореализации, но и закономерностей, а также конкретизацию принципов организации дея-тельностей совокупного субъекта образовательной деятельности, то мы полагаем, что подобная организация исследования позволяет преодолеть некоторую ограниченность каждого из подходов, взятых в отдельности. Под лич-ностно-деятельностным подходом мы понимаем такую стратегию исследования проблемы личностной самореализации обучающихся, которая представляет комплекс методов, обеспечивающих описание данного явления через понятия «личность» и «деятельность».

Применительно к исследуемой нами проблеме личностной самореализации в непрерывном иноязычном образовании заметим, что реализация личностно-деятельностного подхода позволяет:

Методологические основания педагогики

1) изучить самореализацию студентов в логике целостного рассмотрения всех компонентов профессиональной подготовки как некоего единства объективного и субъективного;

2) переориентировать цели иноязычного образования на воспитание человека культуры, компетентного профессионала, гражданина мира и нравственной личности, имеющей установку на истинную личностную самореализацию, непрерывность самообразования;

3) рассмотреть обучение как этап жизнедеятельности, направленный на постановку и решение учащимися конкретных учебных задач; образовательный процесс становится источником личностного опыта;

4) выйти на уровень оптимальных условий, гармонизирующих процесс личностной самореализации в образовании как социально-общего и индивидуально-особенного, т. е. перейти от описания внешних условий содействия самореализации индивида и его личностных характеристик к изучению условий становления у индивида компетенций, посредством которых он реализует себя как личность;

5) смоделировать инновационную инфор-мационно-дидактическую среду университета, представляющую будущему специалисту простор для творчества, а также возможность активного участия в конструировании содержания своего образования, разработке индивидуальной стратегии иноязычного обучения;

6) сформировать не только коммуникативные и учебно-познавательные потребности студентов в общении, но и их собственные учебные потребности в развитии обобщённых способов и приёмов учебной деятельности;

7) изменить характер взаимодействия преподавателя и студента в учебном процессе на основе взаимосогласованного сотрудничества на условиях партнёрства и взаимоуважения, переноса акцентов с информационно-контролирующей функции преподавателя на координирующую и мотивирующую; осуществить трансформацию характера деятельности студента с исполнительно-репродуктивной к инициативно творческой и автономной. Диалог при этом выступает не как запланированная ситуация на учебном занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов в образовании [5];

8) осуществить иноязычное образование с учётом прошлого опыта студента, его интересов и возможностей. Подобное обучение преломляется через личность студента, через

его мотивы, ценностные ориентации, цели и перспективы;

9) содействовать формированию студенческой автономии, которая выражается в предоставлении им свободы в выборе учебных модулей, определении целей и задач их освоения, а также принятии ими ответственности за процесс и результат своей деятельности.

Таким образом, концептуальные положения данного подхода предполагают приоритет индивидуальности студента, сотрудничество, выработку индивидуальных стратегий деятельности, развитие личности в целом. При этом основной результат образования - это самореализация личности на основе рациональной организации познавательно-профессиональной деятельности. Подчеркнём, что данный подход рассматривается нами как важная методологическая основа для разработки концепции развития личностной самореализации в непрерывном иноязычном образовании.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. - 140 с.

2. А смолов, А.Г. Психология личности: учеб. /А.Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.

3. Бим, И.Л. Личностно-ориентирован-ный подход - основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // ИЯШ. - 2002. - № 2. -С. 11-15.

4. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. - 352 с.

5. Бондаревская, Е.В. Содержание педагогического образования и возможные направления модернизации его общепедагогической составляющей / Е.В. Бондаревская // Многоуровневое образование как пространство профессионально-личностного становления выпускника вуза: материалы Между-нар. науч. -практ. Интернет-конференции. -Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ 2007. -http://rspu. edu. ru/pageloader.php ?pagename= science/conferences/conference _ped

6. Запесоцкий, A.C. Образование: философия, культурология, политика / A.C. Запесоцкий. - М; Наука, 2002. — 456 с.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Университетская книга: Логос, 2008. - 384 с.

Ярославова E.H.

Личностно-деятельностный подход к проблеме личностной самореализации...

8. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. -М; Педагогика, 1983. -Т. 2.- 318 с.

9. Немое, P.C. Психология:учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р. С. Немое. -М.: Просвещение: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1994. -576 с.

10. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и её реализация): метод, пособие для русистов / Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова. -СПб.: Златоуст, 2007. - 200 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Гос. учеб.-

пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФРС, 1946. - 703 с.

12. Сериков, В.В. Парадигма современного образования: ориентация на личность. -http://www. rspu. edu. ru/university/publish/schools/ 2/1.html

13. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

14. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978.-391 с.

Поступила в редакцию 10 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.