Научная статья на тему 'Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот'

Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1039
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / ОРИЕНТАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ / COMPONENTS OF PERSONALITY'S MATURITY: INDEPENDENCE / SOCIALIZATION / MATURITY OF PERSONALITY / RESPONSIBILITY / EMOTIONAL MATURITY / TOLERANCE / ORIENTATION IN TIME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Екатерина Петровна

В статье рассматривается проблема личностной зрелости в контексте социализации детей-сирот в условиях развивающей среды терапевтического сообщества «Китеж». Показаны особенности сформированности таких компонентов личностной зрелости, как самостоятельность, ответственность, эмоциональная зрелость, терпимость и ориентация во времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maturity of Personality as a Criterion for Appreclating Orphans' Successful Socialization

The article deals with the problem of personality's maturity in the context of orphans' socialization in conditions of developing environment of the therapeutic community Kitezh. The peculiarities of forming such components of personality's maturity as independence, responsibility, emotional maturity, tolerance, orientation in time, are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот»

подготовки снижается, а затем усиливается и к пятому курсу достигает достаточно высокого уровня, что свидетельствует о появлении более или менее зрелой профессиональной идентификации. Так, если у первокурсников уровень данной идентичности достигает 90,9%, то на третьем он снижается до 68,1%, а к пятому курсу он достигает 75,5%. Снижение значения данной, основной для военного вуза категории, обусловлено, видимо, тем, что третьекурсники несколько разочарованы в выбранном «образце» идентификации. По всей видимости, разочарование выражается в потере субъективной значимости выбранного «образца» идентификации. Повышение значимости категории «будущий офицер» на пятом курсе обусловлено тем, что он является выпускным, а также - прохождением войсковой стажировки (практики), которая в немалой степени оказывает влияние на формирование профессиональной идентичности. Поэтому осознание пятикурсниками того, что скоро они будут офицерами, вероятно, и объясняет рост значения данной категории. Кроме того, замечено, что в гражданских вузах происходят аналогичные процессы, хотя и в меньшей степени3.

Категория «курсант» является основной характеристикой ролевой идентичности. Овладение данной ролью обязывает индивида к выполнению установленных социальных

функций, предписаний и санкций. Данная категория, характеризующая учебную и служебную занятость респондентов, актуальна на всех представленных курсах. В то же время имеются некоторые отличия. Так, категория «курсант» наиболее выражена у третье- и пятикурсников. Возможно, у них преобладание данной категории объясняется сформи-рованностью оценочного компонента групповой принадлежности, заключающегося в знании о группе, ее нормах, правилах, ритуалах служебной и учебной деятельности. очевидно, поступая на первый курс военного института, молодые люди небезосновательно причисляют себя к военным определенного уровня квалификации (офицер). однако осознание необходимости достижения этой социальной роли посредством учебно-боевой деятельности возникает не сразу, и лишь впоследствии они в большей степени идентифицируются с категорией «курсант».

Таким образом, анализ идентификации курсантов военного вуза позволил выявить следующие характерные особенности: динамика идентичности связана непосредственно с этапами профессиональной социализации; сам процесс формирования профессиональной идентичности курсантов характеризуется многовариантностью; изменение идентичности обуславливается изменениями в социальном окружении личности.

Примечания

1 См.: Шамионов Р.М., Голованова А.А., Соболева Н.С. Профессиональная идентичность на разных этапах профессиональной социализации // Проблемы социальной психологии личности / Под ред. P.M. Шамионова. Саратов,

2006. Вып 4. С. 187-193.

2

См.: Соболева Н.С. Социально-психологические характеристики идентичности учащейся молодежи: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 1999.

Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000.

УДК 159.923:316.6

Е.П. КУЗЬМИНА

Смоленский гуманитарный университет, кафедра общей и социальной психологии E-mail: kuzmina@pochta.ru

Личностная зрелость как критерий оценки успешности социализации детей-сирот

В статье рассматривается проблема личностной зрелости в контексте социализации детей-сирот в условиях развивающей среды терапевтического сообщества «Китеж». Показаны особенности сформированности таких компонентов личностной зрелости, как самостоятельность, ответственность, эмоциональная зрелость, терпимость и ориентация во времени.

Ключевые слова: социализация, личностная зрелость, компоненты личностной зрелости: самостоятельность, ответственность, эмоциональная зрелость, терпимость, ориентация во времени.

© Е.П. Кузьмина, 2009

E.P. KUZ'MINA Maturity of Personality as a Criterion for Appreclating Orphans' Successful Socialization

The article deals with the problem of personality's maturity in the context of orphans' socialization in conditions of developing environment of the therapeutic community "Kitezh". The peculiarities of forming such components of personality's maturity as independence, responsibility, emotional maturity, tolerance, orientation in time, are considered in the article.

Key words: socialization, maturity of personality, components of personality's maturity: independence, responsibility, emotional maturity, tolerance, orientation in time.

Проблема личностной зрелости так или иначе интересовала психологов всех направлений. В западной психологической науке наибольшее внимание ей уделяли представители социально-психологических направлений (А. Бандура, Г Олпорт и др.), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Шостром и др.). Среди отечественных исследователей проблема личностной зрелости затрагивалась в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.А. Головей, И.С. Кона, Е.Ф. Рыбалко, А.И. Палей, А.М. Прихожан, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейна и др.

Учитывая тот факт, что вопрос личностной зрелости носит философский характер, не удивительно, что работы по данной проблематике преимущественно посвящены теоретическому описанию зрелой личности.

В западной науке зрелую личность определяли как «полноценно функционирующего человека» (К. Роджерс), как открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного становления, постоянно взаимодействуя со своим окружением, и стремится активно воздействовать на мир (Г. Олпорт).

основными характеристиками зрелой личности западные исследователи считали:

1) открытость опыту: открытость переживаниям, способность посмотреть на себя со стороны, самопознание, самоактуализация;

2) жизнь в настоящий момент времени: гибкость, адаптивность, терпимость, непосредственность, реалистическое восприятие, опыт и притязания; 3) эмоциональная неозабоченность и самоприятие, доверие к собственным побуждениям и интуитивным суждениям; 4) способность к тёплым, сердечным социальным отношениям; 5) эмпирическая свобода: жизнь без ограничений и запретов, которая соотносится с внутренним чувством ответственности; 5) креативность: конструктивная и адаптивная в своей культуре жизнь; 6) наличие цельной жизненной философии (набора ценностей, которые служат объединяющей основой жизни человека) и «метамотивиро-ванность», т.е. управление жизнью исходя из высших мотивов1.

В отечественной психологии общее понимание личностной зрелости также основана на теоретических воззрениях разных авторов, которые дополняют друг друга. Здесь признаками личностной зрелости считаются способность принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор в сложных ситуациях (Б.Г Ананьев), движение в сторону образования самодеятельного, самосознающего, индивидуализированного субъекта, способного к саморазвитию (В.И. Слободчиков). Характерным для зрелой личности является создание собственной среды, благоприятной для развития и саморазвития (А.А. Крылов, Е.Ф. Рыбалко), способность внести существенный вклад в развитие личности других людей, социальных групп и общества в целом (И.М. Палей и В.С. Магун), действие на основе своей системы ценностей, которая складывалась го-дами2.

А.В. Соловьев, описывая зрелую личность, выделяет ряд параметров:

1) здоровье: психическое здоровье - необходимое условие развития зрелой личности;

2) эффективность и оптимальность: преобладание активных форм адаптации к окружающему миру;

3) гармоничность: преобладание внутренней тенденции сопротивления дестабилизирующим внешним воздействиям;

4) «полное функционирование» (термин А. Маслоу): активность, творческая реализация себя в мире;

5) дифференциация: стремление к накоплению разнообразного внутреннего опыта, знаний, умений и представлений, которые можно почерпнуть из собственной деятельности, общения и самоанализа;

6) интеграция: определение для себя смысла жизни, успешное разрешение разного рода внутренних конфликтов, неизбежно возникающих из-за чрезмерной сложности социального бытия человека3.

А.А. Реан выделил четыре базовых компонента личностной зрелости: ответственность,

терпимость («диспозиционная», при которой человек является терпимым, оставаясь чувствительным и эмпатийным), саморазвитие и позитивное мышление. Причём последний, четвёртый компонент является интегратив-ным, т.е. «охватывает все предыдущие и одновременно присутствует в каждом из них»4.

Можно сказать, что проблеме личностной зрелости уделяется достаточное внимание. Однако, как справедливо отмечает P.M. Ша-мионов, в основном определения носят описательный характер. Это, очевидно, обусловлено сложностью изучаемого явления и присутствием в нём философского начала. P.M. Шамионов в своем исследовании на основе анализа предшествующих работ сформулировал определение, позволяющее дать наиболее лаконичную обобщённую характеристику личностной зрелости: «личностная зрелость - это сложное структурное образование, характеризующее степень сформи-рованности свойств личности, имеющих первостепенное значение для полноценного функционирования человека в обществе»5. Он же предпринял попытку изучения структуры личностной зрелости, выделив в ней «рядовые» и интегральные компоненты. В качестве «рядовых» компонентов автор предлагает рассматривать такие свойства личности как ответственность, терпимость, адекватность самооценки и уровня притязаний, самореализация. Они являются базовыми, «интегрирующими», на их основе возможно группирование множества других. В качестве интегральных компонентов, присутствующих в каждом из структурных компонентов и являющихся одними из них, автор выделяет самонаправленное внимание, творческое и позитивное мышление.

Для нас представляется важным рассмотрение понятия личностной зрелости в контексте проблемы социализации детей-сирот. Согласно статистическим данным и результатам ряда исследований, подавляющее большинство выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывают значительные трудности в процессе адаптации в социуме. Поэтому очевидной становится необходимость построения для данной категории детей такой среды, которая способствовала бы их успешному социальному развитию. Целью создания развивающей среды для детей-сирот, на наш взгляд, должна стать, прежде всего, коррекция отклоне-

ний в личностном развитии и формирование полноценной здоровой личности, способной успешно социализироваться и адаптироваться в социуме.

Мы, вслед за P.M. Шамионовым, будем рассматривать личностную зрелость как основной критерий оценки социализации личности, полагая, что сформированность свойств личности, имеющих первостепенное значение для полноценного функционирования человека в обществе, будет определять успешность личностного и профессионального самоопределения и самореализации человека в жизни.

Базой нашего исследования является терапевтическое сообщество (ТС) приемных семей «Китеж», расположенное в Барятинском районе Калужской области. Деятельность данной организации направлена на психологическую и образовательную работу с приемными детьми, родителями и педагогами, живущими в посёлке. В рамках этой работы решается основная задача социализации: полноценное развитие личности, настроенной на активное, творческое взаимодействие с окружающей социальной средой.

В ТС «Китеж» уже в течение 16-ти лет ведётся эксперимент по созданию развивающей среды для детей-сирот. По мнению основателя данной организации Д.В. Морозова, «Терапевтическое сообщество "Китеж" - целостная модель мира, предназначенная для развития детей, потерявших родителей или попавших в кризисную ситуацию. В этом мире соединены преимущества семейного устройства детей с коллективными формами социальной организации и воспитания на основе целостной развивающей среды. Сама развивающая среда поселения, повседневная активность взрослых и детей и есть главный инструмент терапевтического воздействия»6.

Одной из задач нашего исследования стало изучение уровня личностной зрелости 17 подростков в возрасте 14-18 лет, проживающих в ТС «Китеж», при помощи методики изучения структуры личностной зрелости, разработанной Р.М. Шамионовым7. Данная методика представляет собой опросник, состоящий из 58 утверждений, основанный на синтезированном варианте представлений о личностной зрелости. Обработка результатов тестирования проводилась путем вычисления как обобщенного показателя личностной зрелости, так и отдельных показателей по

каждому ее компоненту: самостоятельности, ответственности, эмоциональной зрелости, терпимости и ориентации во времени. Высокие баллы соответствуют высокому уровню развития личностной зрелости и ее компонентов (см. таблицу).

Как показывают результаты исследования, у большинства подростков (12 чел.), воспитывающихся в ТС «Китеж», получен средний уровень развития личностной зрелости, у четырёх подростков наблюдается высокий уровень развития зрелости личности (более 40 баллов). Это дети старше 15 лет. Только у одного подростка выявлен уровень личностной зрелости ниже среднего (27 баллов).

Наиболее развитыми компонентами личностной зрелости у всех детей являются ответственность и самостоятельность. Согласно интерпретации, данной автором методики, высокие показатели по соответствующим шкалам свидетельствуют о высоком уровне субъективного контроля, самостоятельности и субъективности. Показатели по шкалам терпимости и эмоциональной зрелости у абсолютного большинства испытуемых находятся на среднем уровне, что свидетельствует об успешности процесса формирования соответствующих компонентов личностной зрелости.

Ориентация во времени значительно выше у четырех выпускников из 17, что указывает на их способность жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. В эту группу вошли подростки, которые уже нацелены на последующее обучение в высших и средних учебных заведениях и имеют четкие профессиональные и жизненные планы. У остальных же детей показатели по данной шкале находятся на среднем уровне.

У троих подростков наблюдаются низкие показатели по шкалам самостоятельности, терпимости и ориентации во времени, что можно объяснить особенностями подросткового возраста, малым сроком пребывания в ТС «Китеж» и личностными особенностями, затрудняющими формирование указанных компонентов личностной зрелости.

Если учесть тот факт, что именно в подростковом возрасте происходит бурное становление личности, развитие самосознания, поиск своего «Я», можно сказать, что полученные в нашем исследовании эмпирические данные свидетельствуют о наличии у подростков, воспитывающихся в условиях развивающей среды «Китежа», основы для дальнейшего личностного развития.

Таким образом, проведенный анализ результатов эмпирического исследования позволяет сделать вывод о том, что формирование личностной зрелости - сугубо индивидуальный процесс, требующий внутренних усилий и поддающийся внешним воздействиям. У подростков, проживающих в ТС «Китеж», наиболее развитой оказывается моти-вационно-волевая сфера. Об этом говорят высокие показатели таких компонентов личностной зрелости, как самостоятельность, ответственность и ориентация во времени. Их сформированность у воспитанников «Китежа» обусловлена особенностями жизни сообщества: включённостью подростков во взрослую жизнь, необходимостью участвовать в обсуждении жизненно важных для коллектива вопросов, самостоятельно принимать решения, участвовать в воспитании и нести ответственность за младших детей. Немалую роль в развитии самостоятельности и ответственности подростков играет четкая структурированность жизненного уклада и регламентация различных видов деятельности: наличие рас-

Среднегрупповые показатели структуры личностной зрелости детей-сирот, проживающих в ТС «Китеж»

Показатели Личностная зрелость Самостоятельность Ответственность Эмоциональная зрелость Терпимость Ориентация во времени

Средние значения по группе 36 8 9 7 6 6

Средние значения по методике 33,9 6,4 7,9 6,7 6,7 5,7

Стандартное отклонение 5,6 1,4 1,8 2,3 1,9 1,6

О.В. Анисимова. Социально-психологический анализ проблемы абсентеизма

41

писания, распределение обязанностей между всеми членами сообщества. Необходимость правильно распределять время, регулярно выполнять возложенные обязанности и оправдывать ожидания значимых для детей людей способствует формированию внутреннего самоконтроля и внутренней ответственности.

По сравнению с мотивационно-волевой несколько отстает в развитии эмоциональная сфера личности воспитанников, об этом свидетельствуют более низкие показатели по шкалам эмоциональная зрелость и терпимость. Это проявляется в том, что у некоторых подростков имеются трудности в выражении адекватного эмоционального отношения к значимым для них объектам окружающего мира. Некоторые дети испытывают трудности в регуляции эмоционального поведения. Существуют сложности в распознавании эмоциональных состояний других лю-

дей, понимании и принятии этих состояний. Этот факт можно объяснить как особенностями возрастного периода, так и трудностями, связанными с воспитанием данной категории детей, имеющих в прошлом негативный опыт общения со взрослыми.

В целом же общий показатель личностной зрелости воспитанников не ниже средних нормативных значений, что свидетельствует о том, что социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях развивающей среды терапевтического сообщества «Китеж» протекает успешно. Это происходит благодаря целостному психолого-педагогическому воздействию на ребенка в рамках успешной реализации поставленной задачи воспитания: полноценного развития личности, настроенной на активное, творческое взаимодействие с окружающей социальной средой.

Примечания

1 См.: МаслоуА.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997. С.23.

2 См.: Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. М., 1999.

3 См.: СоловьёвА.В. Зрелая личность: понятийный анализ // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция: Межвузовский сборник // Под ред. В.С. Мухиной. М., 1992.

4 Реан А.А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. С. 34-39.

5 Шамионов Р.М. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: Дис. ... д-ра пси-хол. наук. Ярославль, 2002. С. 154.

6 МорозовД.В. Воспитание детей в развивающей среде «Китежа». М., 2007. С. 207.

7 Шамионов Р.М. Указ. соч.

УДК 323

О.В. АНИСИМОВА

Балашовский педагогический институт (филиал) Саратовского государственного университета, кафедра педагогической психологии E-mail: psychology@bfsgu

Социально-психологический анализ проблемы абсентеизма

В статье рассмотрены основные аспекты изучения проблемы абсентеизма в современной социальной психологии. Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических факторов отказа жителей Пензенского региона от участия в выборах.

Ключевые слова: абсентеизм, электоральное поведение, выбор, политический выбор.

O.V. ANISIMOVA

Socio-Psychological Analysis of the Problem of Absenteeism

There is the problem of absenteeism in modern social psychology are considered. Results of empirical research of social-psychological factors of refusal of inhabitants of the Penza region from participation in elections are submitted. Key words: absenteeism, electoral behaviour, choice, political choice.

© О.В. Анисимова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.