Научная статья на тему 'Личностная зрелость будущего учителя'

Личностная зрелость будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
378
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL WORK / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER / READINESS FOR PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова К. Е., Кочина Т. Г.

В статье рассмотрены основные вопросы формирования и развития личностной зрелости будущих учителей, которую авторы определяют как комплексную характеристику личности специалиста, обеспечивающую сознательное принятие профессионально значимых духовных, художественных и материальных ценностей и его стремление реализовать себя в процессе профессиональной деятельности в качестве учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова К. Е., Кочина Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE TEACHERS READINESS FOR PROFESSIONAL WORK

The article examines the main questions of formation and development of future teachers readiness for professional work which the authors define as a set of professional characteristics which would ensure conscious acceptance of professionally significant spiritual, artistic and material values and the future teachers willingness to realize their potential as a teacher

Текст научной работы на тему «Личностная зрелость будущего учителя»

#

смеются часто, а 2,5% ответили, что не смеются почти никогда. Лишь 5% педагогов способны развивать у себя чувство юмора.

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов должно быть основано на зрелом чувстве юмора. Зрелое чувство юмора связано с высоким уровнем самосознания - возможностью «отчуждения» от самого себя, чтобы представить себя со стороны, чужими глазами, и развитым чувством сострадания - пониманием человеческих слабостей, снисхождением к ним, умением прощать несовершенства человеческой природы.

Таким образом, проведенное нами исследование выявило трудности функционирования эмоциональной сферы педагогов и эмоциональные характеристики, которые можно рассматривать как потенциальные ресурсы повышения эмоциональной устойчивости. Педагогам необходимо прежде всего развивать в себе такие эмоциональные качества, как стремление к обогащению эмоционального опыта, культуру выражения чувств, потребность в постоянной эмоциональной рефлексии, готовность к психологической переработке негативных переживаний, способность гармонизации настроения, эмоциональную грамотность. Активно-преобразующий тип функционирования эмоционального мира, характеризующий эмоцио-

нальную устойчивость педагогов, обусловливает выносливость в кризисных ситуациях, интерес к новизне и бескорыстность взаимоотношений. В связи с вышесказанным одним из направлений психологического сопровождения образовательного процесса должна быть продуманная система работы с педагогами, направленная на коррекцию эмоциональных представлений и саморазвитие эмоционального мира учителя.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

2. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М., 1964. - 344 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2009. - 713 с.

4. Василюк Ф. Е. Психология переживания: (Анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

5. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

FUTURE TEACHERS' READINESS FOR PROFESSIONAL WORK

К. Е. Романова, Т. Г. Кочина

K. E. Romanova, T. G. Kochina

В статье рассмотрены основные вопросы формирования и развития личностной зрелости будущих учителей, которую авторы определяют как комплексную характеристику личности специалиста, обеспечивающую сознательное принятие профессионально значимых духовных, художественных и материальных ценностей и его стремление реализовать себя в процессе профессиональной деятельности в качестве учителя.

The article examines the main questions of formation and development of future teachers' readiness for professional work which the authors define as a set of professional characteristics which would ensure conscious acceptance of professionally significant spiritual, artistic and material values and the future teacher's willingness to realize their potential as a teacher.

Ключевые слова: личностная зрелость, профессиональная деятельность, будущий учитель.

Keywords: readiness for professional work, professional work, future teacher.

Личностная зрелость изучалась философами, психологами и педагогами с различных позиций: как результат, как процесс и как личностная черта. Теоретический анализ философских подходов к проблеме позволяет выделить методологические предпосылки личностной зрелости. Исследование показало, что восхождение к гуманизму как базовой фило-

софской основе современной педагогики позволяет определять личностную зрелость каждого субъекта педагогического процесса в качестве приоритетной цели современного образования.

В отечественной психологии проблема личностной зрелости была впервые поставлена и последовательно решалась с позиции личностно-деятельностного подхо-

Ф

да, основы которого были заложены работами П. Ф. Кап-терева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и др., где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Рассматривать личностную зрелость как самопроявление, вхождение в культуру в результате собственных усилий, как осуществление человеком заложенной от природы самости, развития духовности позволяют труды А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева, М. И. Слободчикова, В. Э. Чудновского, В. Д. Шадрикова и др.

Обоснования и предположения относительно понятия личностной зрелости содержатся в современных теориях личности. Большинство исследователей (А. Маслоу, Г. Олпорт, З. Фрейд, Э. Фромм, В. Франкл, Э. Эриксон и др.) связывают личностную зрелость со способностью человека к самостоятельности в суждениях и поступках, саморегуляции, ценностному переживанию, сотрудничеству с другими, с ответственностью за себя, других и социальную ситуацию в целом, с толерантностью и эмпатией.

Одним из решающих факторов, способствующих установлению гармонических отношений человека с миром, является его личностная зрелость. Уровень ее развития во многом определяет мировоззренческую, научную, этическую, эстетическую, правовую и политическую культуру, и не в последнюю очередь духовно-нравственную, пробуждающую в человеке совесть и ответственность за результаты профессиональной подготовки.

Большой вклад в разработку проблемы личностной зрелости внес американский психолог Гордон Олпорт. Он полагал, что созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Олпорт [1] заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами.

1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым.

2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская интимность и сочувствие.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь.

4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Люди видят вещи такими,

какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям.

5. Зрелый человек демонстрирует способности к самопознанию и чувство юмора. Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: «Знать самого себя». Олпорт называл его «самообъективностью». Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Олпорт считал, что не нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать интеллектуальную теорию смысла жизни. Вместо этого человеку просто нужна система ценностей, содержащая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей могут формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправлен но выстраиваться их жизнь. Они могут выбрать стремление к истине социальному благополучию, религию или еще что-нибудь - по мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует.

Однако решение проблем личностной зрелости будущих специалистов осложняется тем, что нет четкого обоснования специфики объекта исследования, вместе с тем в вузах все еще сохраняется традиционная практика обучения, основанная на субъект-объектных отношениях; студент, освободившись от школьной «несвободы», снова сталкивается с несвободой уже на новом уровне своего личностного развития. Опыт показывает, что первые студенческие годы вольно или невольно сохраняется внутренняя позиция «несвободы-пассивности», ученичества, зависимости от взрослого, несамостоятельность в профессиональном становлении, хотя взрослость, возмужалость отмечены как новообразования юношеского возраста. Вот почему важно в этот период создать условия для проявления личностной зрелости, уделить должное внимание стимулированию социальной, познавательной активности и самостоятельности, чтобы не создать дискомфорт в социально-личностном взрослении.

Исследований по проблемам личностной зрелости студентов крайне мало, не подвергались специальному изучению педагогические условия проявления личностной зрелости будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки. Вместе с тем в философской, психологической и педагогической литературе имеется определенный научный задел, который послужил методологическим основанием для разработки концептуальных положений, обосновывающих эффективность педагогических условий, способствующих проявлению личностной зрелости будущего специалиста.

$

Педагогический аспект понимания личностной зрелости основывается на идеях социализации личности, саморазвития, самосовершенствования на основе субъективного опыта личности, на идеях гуманизации и личност-но ориентированного подхода в образовании.

Установлено, что повышение уровня личностной зрелости студентов в учебно-воспитательном процессе вуза характеризуется активизацией самостоятельности в суждениях и поступках, ответственности за качество своей профессиональной подготовки, способности к саморегуляции индивидуальных состояний и сотрудничеству с другими на основе толерантности и эмпатии.

Критериями личностной зрелости студента в ее содержательной части выступают следующие компоненты: автономность (самостоятельность в суждениях и поступках), ответственность за результаты учебно-профессиональной деятельности, способность к сотрудничеству с однокурсниками и преподавателями на основе толерантности и эмпатии, способность к саморегуляции индивидуальных состояний.

Проявление личностной зрелости студента осуществляется более эффективно в рамках модели организации педагогического процесса, которая позволяет стимулировать стремление будущего специалиста повысить уровень своего профессионального и личностного развития.

Основными условиями, способствующими проявлению личностной зрелости студента в учебно-воспитательном процессе вуза, являются:

- организация гуманистического общения педагога и студентов, ориентированного на свободное взаимодействие участников образовательного процесса и его диалогический экзистенциальный характер;

- наполнение образовательного процесса содержанием, побуждающим личность к выявлению смыслов своего развития и порождающим потребность личности в профессиональном саморазвитии;

- использование в учебно-воспитательном процессе вуза специально разработанной, целенаправленной системы ценностно-смысловых развивающих методов и форм (упражнений, заданий и тренингов), стимулирующих и корректирующих проявление личностной зрелости студентов.

Исследования личностной зрелости представляют собой важную общенаучную проблему, которая в настоящее время разрабатывается философами, историками, психологами, педагогами, социологами. Актуальность ее обусловлена активизацией интереса к феномену духовности, с которым все чаще связывают надежду на решение проблемы гуманизации человеческого бытия в целом. Гуманистические ценности - это фундаментальная основа, определяющая и стиль отношений в образовательном процессе, и стиль жизнедеятельности каждого человека.

Трудно реализуемый в любом обществе процесс гуманизации образовательной системы в российском социально-экономическом контексте дополнительно осложняется неопределенностью послевузовского самоопределения, инфантилизмом, личностной незрелостью учащейся молодежи.

Решение этих важных проблем, с нашей точки зрения, возможно при теоретическом обосновании условий активизации проявления личностной зрелости студента, педагогических механизмов его стимулирования на всех этапах образовательного процесса, в том числе и вузовском.

Мы определяем личностную зрелость будущего учителя как комплексную характеристику личности специалиста, обеспечивающую сознательное принятие профессионально значимых духовных, художественных и материальных ценностей и его стремление реализовать себя в процессе профессиональной деятельности в качестве учителя [2]. Личностная зрелость будущего специалиста является результатом усвоения социально-культурных норм в условиях творческого взаимодействия преподавателя и студентов в учебно-воспитательном процессе вуза и выступает в дальнейшем как фактор профессионального становления личности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Allport G. W. Pattern and growth in personality. -N. Y. : Holt, Rinehart and Winston, 2001.

2. Романова К. Е. Концептуальные основы процесса формирования и развития педагогического мастерства будущих преподавателей // Приволжский науч. журн. - 2010. - № 2. - С. 132-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.