Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшеклассники / представления о будущем / профессиональное самосознание / мотивация / high school students / ideas about the future / professional self-awareness / motivation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайченко Наталья Валерьевна

Данное исследование посвящено изучению личностной направленности как показателя уровня развития профессионального самосознания старшеклассников. По результатам проведенного констатирующего эксперимента автор делает вывод о том, что качественное содержание и временная локализация личностных мотивов различно у старшеклассников с различным уровнем развития профессионального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL ORIENTATION AND LEVEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

This study is devoted to the study of personal orientation as an indicator of the level of development of professional self-awareness of high school students. Based on the results of the ascertaining experiment, the author concludes that the qualitative content and time location of personal motives are different in high school students with different levels of professional self-awareness development.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Зайченко Наталья Валерьевна (Москва, Россия), карьерный консультант, Центр занятости населения. E-mail: pve04021961@yandex.ru

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению личностной направленности как показателя уровня развития профессионального самосознания старшеклассников. По результатам проведенного констатирующего эксперимента автор делает вывод о том, что качественное содержание и временная локализация личностных мотивов различно у старшеклассников с различным уровнем развития профессионального самосознания.

Ключевые слова: старшеклассники, представления о будущем, профессиональное самосознание, мотивация.

PERSONAL ORIENTATION AND LEVEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Zaichenko Natalia Valerievna (Moscow, Russia), career consultant, Employment Center. E-mail: pve04021961 @yandex.ru

Abstract. This study is devoted to the study of personal orientation as an indicator of the level of development of professional self-awareness of high school students. Based on the results of the ascertaining experiment, the author concludes that the qualitative content and time location of personal motives are different in high school students with different levels of professional self-awareness development.

Keywords: high school students, ideas about the future, professional self-awareness, motivation.

Общественные преобразования, связанные с постепенным распространением в социуме гуманистических идей, обусловили появление новой парадигмы профессионализма.

Методологическую основу современной парадигмы профессионализма составили гуманистические идеи философов Ж-П. Сартра, Э. Фромма, К. Ясперса и др.

Специфическое отношение к человеку как к особой форме бытия, продемонстрированное в трудах философов, стало одним из основных постулатов новой парадигмы профессионализма, что обусловило повышение значимости человеческого капитала и свойств личности в социально-экономическом развитии общества.

В психологии феномен личностные свойства понимается как совокупность психологических явлений, определяющих уникальное и индивидуальное своеобразие человека и регулирующих его поведение [1].

В системном личностно-развивающем подходе Л.М. Митиной выделяются три группы личностных свойств (интегральных характеристик личности): направленность, компетентность и гибкость [4].

В психологии феномен направленности понимается как динамичное личностное свойство человека, включающее в себя его потребности, мотивы, жизненные установки и цели, ценности и стратегии жизни, и т.д., одной из основных функций которого является повышение уровня развития профессионального самосознания на различных этапах профессионального развития [1].

Известно, что профессионализация - непрерывный и неотделимый от личностного развития человека процесс, проходящий в семь этапов. В зависимости от психологических условий прохождения каждого из семи этапов, направленность как личностное свойство могут быть попеременно то средством, то результатом профессионального развития личности [4].

Как средство профессионального развития личности, направленность приобретает большое психологическое значение на третьем этапе процесса профессионализации, осуществляя регуляцию процесса выбора профессии и, определяя степень психологической готовности к осознанному, самостоятельному выбору профессии у старшеклассников [4].

Направленность как средство развития профессионального самосознания личности является предметом изучения К.А. Абульхановой-Славской, О.В. Гринько, Е.А. Климова, С.Л. Рубинштейна и др. [2].

Большое внимание в своих работах ученые уделяют мотивационной составляющей направленности. Однако, не смотря на многочисленность работ, посвященных этой теме,

малоизученными остаются психологические закономерности, механизмы, условия развития направленности как средства развития профессионального самосознания старшеклассников.

Появившееся в этой связи противоречие между недостаточностью научных знаний о психологических закономерностях, механизмах, условиях развития личностной направленности как психологического средства развития профессионального самосознания старшеклассников, и появлением со стороны общества новых требований к содержанию и ведению профориентационной работы в старшей школе в связи с распространением идей новой парадигмы профессионализма, обусловили проведение констатирующего эксперимента.

Были сформулированы две гипотезы:

1. Качество содержания мотивационных объектов различно у старшеклассников с различным уровнем развития профессионального самосознания.

2. Временная локализация мотивационных объектов различна у старшеклассников с различным уровнем развития профессионального самосознания.

Для подтверждения или опровержения сформулированных гипотез был проведен констатирующий эксперимент.

В данном исследовании приняли участие 264 учащихся 9 - 11-ых классов средних общеобразовательных школ городов Подмосковья.

Исследование качества описаний образа профессионального Я в будущем и представлений о профессиональном будущем у старшеклассников осуществлялось посредством методики «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» М. Куна, Т. МакПартленда в модификации Т.В. Костяк [3] и проективной методики «Сочинение о будущем» Т.Д. Марцинковской, Т.В. Костяк [3]. Исследование доминирующих мотивационных объектов и их временной локализации проводилось посредством Методики мотивационной индукции Ж. Нюттена [5]. Для исследования уровня психологической готовности к совершению профессионального выбора старшеклассников нами была разработана анкета, состоящая из 23 вопросов различного типа (18 вопросов, закрытого типа, с готовыми ответами: «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет» и 5 вопросов открытого типа).

Качественный анализ полученных данных проводился посредством метода контент-анализа. Математический анализ полученных данных проводился посредством метода Угловое преобразование Фишера и программы статистической обработки данных SPSS Statistica 22.

Исследование проводилось в два этапа.

Первый этап был посвящен исследованию гипотезы о том, что качество содержания мотивационных объектов различно у старшеклассников с различным уровнем развития профессионального самосознания.

Для решения исследовательских задач первого этапа, во-первых, все участники исследования по уровню развития профессионального самосознания были разделены на три группы:

Группу Высокий уровень развития профессионального самосознания составили старшеклассники, которые дали положительные ответы на вопросы о степени определенности их профессионального выбора, выбора учебного учреждения и предметов для сдачи вступительных экзаменов. Представления о профессиональном будущем и образ профессионального Я в будущем описывался этими старшеклассниками четким указанием будущей профессиональной деятельности и своей роли в ее выполнении (20 %);

Вторую группу Средний уровень развития профессионального самосознания составили учащиеся, которые на вопросы о степени определенности их профессионального выбора, выбора учебного учреждения и предметов для сдачи вступительных экзаменов дали неуверенные ответы («скорее да, чем нет» или «скорее нет, чем да»). Представления о профессиональном будущем и образ профессионального Я в будущем описывался старшеклассниками абстрактными словами и словосочетаниями «работа», «хорошая работа» и т.д. (59 %);

Третью группу Низкий уровень развития профессионального самосознания составили старшеклассники, которые дали отрицательные ответы на вопросы об их профессиональном выборе, выборе учебного учреждения и предметов для сдачи вступительных экзаменов. Описания представлений о профессиональном будущем и образа профессионального Я в будущем отсутствуют (21 %).

Во-вторых, все участники исследования по содержанию мотивационных объектов были разделены на три группы.

Первую группу составили старшеклассники, у которых содержание мотивационного объекта связано с описанием активности, направленной на их саморазвитие и самореализацию в выбранной ими профессии (15 %);

Вторую группу составили старшеклассники, у которых содержание мотивационных объектов связано с описанием их учебной активности, направленной на получение диплома, окончание школы, успешную сдачу ЕГЭ, и т.д. (65 %);

Третью группу составили старшеклассники, у которых содержание мотивационных объектов связано с описанием их активности, направленной на получение удовольствия по принципу «здесь и сейчас», предстоящим отдыхом и развлечениями (20 %).

По результатам проведенного исследования, посредством метода математической статистики Угловое преобразование Фишера, было выявлено, что

Статистически значимо чаще у старшеклассников с высоким уровнем развития профессионального самосознания встречаются мотивационные объекты, относящиеся к самореализации и саморазвитию в профессии (ч= 1,72; р<0,04).

Статистически значимо чаще у старшеклассников со средним уровнем развития профессионального самосознания встречаются мотивационные объекты, относящиеся к получению аттестата, диплома. (1=1,60; р<0,05).

Статистически значимо чаще у старшеклассников с низким уровнем развития профессионального самосознания встречаются мотивационные объекты, относящиеся к получению удовольствия от отдыха, развлечений и т.д. (1=1,65; р<0,04).

Второй этап исследования был посвящен подтверждению или опровержению гипотезы о том, что временная локализация мотивационных объектов различна у старшеклассников с различным уровнем развития профессионального самосознания.

Для решения исследовательских задач второго этапа, во-первых, по уровню развития профессионального самосознания все участники исследования аналогично первому этапу, были разделены на три группы: высокий уровень развития профессионального самосознания, средний уровень развития профессионального самосознания, низкий уровень развития профессионального самосознания;

Во-вторых, по временной локализации мотивационных объектов все участники исследования были разделены на три группы:

Первую группу (17 %) составили старшеклассники, у которых мотивационные объекты находятся в первом периоде профессиональной автономии (24-25 лет);

Вторую группу (56 %) составили старшеклассники, у которых мотивационные объекты находятся в периоде перехода от обучения в школе к обучению в вузе.

Третью группу (27 %)составили старшеклассники, у которых мотивационные объекты локализованы в настоящем.

По результатам проведенного исследования, посредством метода математической статистики Угловое преобразование Фишера, было выявлено, что

Статистически значимо чаще у старшеклассников с высоким (1=1,70; р<0,04) и средним (1=1,81; р<0,03) уровнем развития профессионального самосознания мотивационные объекты локализованы в будущем;

Статистически значимо чаще у старшеклассников с низким уровнем развития профессионального самосознания мотивационные объекты локализованы в настоящем (1=1,59; р<0,05);

Для старшеклассников с высоким (1= 1,77; р<0,03) и средним (1=1,91; р<0,02) уровнем развития профессионального самосознания наиболее характерна постановка целей в категориях периодов социальной жизни.

Для старшеклассников с низким уровнем развития профессионального самосознания наиболее характерна постановка целей в категориях периодов календарного времени (1=1,65; р<0,04).

По результатам проведенного констатирующего исследования можно сделать следующие выводы:

1. Содержание мотивационных объектов различно у старшеклассников с различным уровнем развития профессионального самосознания;

2. Временная локация мотивационных объектов различна у старшеклассников с различным уровнем развития профессионального самосознания;

3. Для старшеклассников с высоким уровнем развития профессионального самосознания наиболее характерной является устремленность в будущее. Они измеряют свою жизнь социальными категориями, поэтому их мотивационные цели, связанные с их профессиональной самореализацией и саморазвитием, часто локализованы в первом периоде профессиональной автономии;

4. Для старшеклассников со средним уровнем развития профессионального самосознания наиболее характерной является устремленность в будущее. Они измеряют свою жизнь социальными категориями, поэтому их мотивационные цели, связанные с получением аттестата или диплома, часто локализованы в периоде между окончанием школы и поступлением в профессиональное учебное учреждение и в периоде между окончанием профессионального учебного учреждения и выходом на работу;

5. Для старшеклассников с низким уровнем развития профессионального самосознания наиболее характерной является устремленность в настоящее. Они измеряют свою жизнь календарными категориями, поэтому их мотивационные цели, связанные с получением удовольствия от отдыха и развлечения, часто локализованы в периоде сегодня - завтра.

Проведенное констатирующее исследование показало, что качественное содержание и временная локация мотивов играет важную роль в развитии профессионального самосознания старшеклассников. Полученные в ходе исследования результаты, могут быть использованы педагогами, психологами в подготовке профориентационных занятий и создании профориентационных программ.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 304 с.

3. Марцинковская Т.Д., Авдулова Т.П., Изотова Е.И., Костяк Т.В., Хузеева Г.Р. Социализация детей и подростков. Методический комплекс - М.: МПГУ, 2009.

4. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности - М.; СПб.: Нестор-История, 2019. - 400 с.

5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004. - 624 с.

ВЛИЯНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ НА РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Каткова Александра Сергеевна (Севастополь, Россия), старший преподаватель кафедры психологии, Севастопольский государственный университет. E-mail: katkova.aleksasha@mail.ru

Аннотация. Представлены основные психологические концепции воспитания и развития личности. Выявлена тесная взаимосвязь психоаналитического и гуманистического направления с педагогическим воспитанием личности. Проанализированы психологические особенности и риски в процессе воспитательного воздействия на личность ребенка. Внимание уделяется взаимосвязи социальных и внутриличностных факторов, влияющих на процесс воспитания личности.

Ключевые слова: педагогика, воспитание, психоанализ, гуманистическая психология, развитие личности, психоаналитическая педагогика, гуманистическая педагогика.

INFLUENCE OF HUMANISTIC AND PSYCHOANALYTICAL PEDAGOGY ON THE DEVELOPMENT AND EDUCATION OF THE PERSON

Katkova Aleksandra Sergeevna (Sevastopol, Russia), Senior Lecturer of the Department of Psychology, Sevastopol State University. E-mail: katkova.aleksasha@mail.ru

Abstract. The main psychological concepts of education and personality development are presented. The close interrelation of the psychoanalytic and humanistic direction with the pedagogical education of the personality is revealed. The psychological features and risks in the process of educational influence on the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.