Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛОНТЕРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛОНТЕРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
570
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЛОНТЕР / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петросян Давид Семенович, Скрипник Оксана Богдановна

В статье рассмотрены личностные качества волонтера, необходимые для проведения эффективной просветительской деятельности в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения. Приводятся показатели оценки результатов просветительской деятельности как индикатор использования личностных качеств волонтера в просветительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петросян Давид Семенович, Скрипник Оксана Богдановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF A VOLUNTEER IN THE FIELD OF ENSURING SOCIO-ECONOMIC SECURITY OF THE POPULATION

The article considers the personal qualities of a volunteer, which are necessary for effective educational activities in the field of ensuring the socio-economic security of the population. The indicators for evaluating the results of educational activities are given as an indicator of the use of the personal qualities of a volunteer in educational activities.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛОНТЕРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

Научная статья УДК 331

doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_16

ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛОНТЕРА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Петросян Давид Семенович

Институт региональных экономических исследований, Москва, Россия, pet_dav@mail.ru

Скрипник Оксана Богдановна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, RN07@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены личностные качества волонтера, необходимые для проведения эффективной просветительской деятельности в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения. Приводятся показатели оценки результатов просветительской деятельности как индикатор использования личностных качеств волонтера в просветительской деятельности.

Ключевые слова: социально-экономическая безопасность; население; личностные качества; волонтер; просветительская деятельность.

Для цитирования: Петросян Д. С., Скрипник О. Б. Личностная характеристика волонтера в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения // Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - № 1. - С. 16-23. doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_16.

Original article

PERSONAL CHARACTERISTICS OF A VOLUNTEER IN THE FIELD OF ENSURING SOCIO-ECONOMIC SECURITY

OF THE POPULATION

Petrosyan David S.

Institute for Regional Economic Research, Moscow, Russia, pet_dav@mail.ru

Skripnik Oksana B.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, RN07@yandex.ru

Abstract. The article considers the personal qualities of a volunteer, which are necessary for effective educational activities in the field of ensuring the socio-economic security of the population. The indicators for evaluating the results of educational activities are given as an indicator of the use of the personal qualities of a volunteer in educational activities.

Keywords: social and economic security; population; personal qualities; volunteer; educational activity.

For citation: Petrosyan D. S., Skripnik O. B. Personal characteristics of a volunteer in the field of ensuring socio-economic security of the population. Regional and branch economy, 2023, no. 1, pp. 16-23. doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_16.

Достижение эффективности просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения на основе использования волонтерской деятельности преподлагает исследование личностных качеств волонтеров в сфере просвещения. Как известно, характеристики личности непосредственно не закрепляются за волонтером правовыми нормами и тем не менее в практике работы с волонтерами выступают самостоятельными параметрами. Поэтому в статье рассмотрены личностные качества волонтера, необходимые для проведения эффективной просветительской деятельности в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения. Приводятся показатели оценки результатов просветительской деятельности как индикатор использования личностных качеств волонтера в просветительской деятельности.

Все множество личностных качеств можно подразделить на качества, характеризующие личность волонтера с точки зрения общественных позиций (нравственно-этические качества), и на качества, определяющие его как индивида (психологические качества).

Анализ методов оценки личностных качеств применительно к волонтерам в сфере просвещения позволил сформулировать ряд практических проблем. Основной проблемой методов оценки личностных качеств является невозможность их измерения стандартными методами измерения параметров материальных объектов. Это обусловливает наличие соответствующего субъекта оценки личностных качеств, определяющего наличие и меру их развитости.

Другая проблема заключается в наличии двух аспектов оценки личностных качеств: оценка фактического их проявления (в разработанных методиках в основном проводится эта оценка) и оценка потенциальных возможностей. Оценка потенциальных возможностей волонтера (иными словам, потенциальной степени проявления личностных качеств) также необходима при реализации элементов работы с волонтерами (например,

при отборе и обучении). Отметим, что оценить потенциальные возможности гораздо сложнее, чем фактическое проявление качеств, вследствие необходимости более глубокого изучения личности волонтера.

Третьей проблемой оценки личностных качеств является определение их единицы измерения. Большинство исследователей предлагают измерение оценки личностных качеств в баллах (причем в самых различных шкалах). Такой подход приемлем: он наиболее легок при реализации, однако не единственен. Трудно определять оценки личностных качеств по фактическим поступкам человека в трудовой деятельности и в быту. Для этого необходимо оценку измерять количеством проявлений личностных качеств за определенный период. Некоторые из них можно измерить таким способом. Так, работоспособность измеряется средним числом некоторых выполненных трудовых операций за определенный период. Кроме количественной оценки личностных качеств, предполагается и их качественная оценка, которая выражается в словесном описании их проявления.

Четвертой проблемой является постоянная эволюция личностных качеств у волонтера, тесная взаимосвязь их проявления от внешней среды, окружающих его людей и их личностных качеств, а также от характера волонтерской деятельности. Постоянная эволюция личностных качеств требует соответствующей оценки, другими словами, оценка личностных качеств должна в идеаль -ном случае определяться на каждый момент времени. Следует отметить и неодинаковую скорость изменения качеств, зависимость этой скорости от личности самого волонтера, его восприимчивости к изменению от воздействия внешней среды. Это приводит к тому, что периодичность оценки различных качеств может быть не одинакова.

В существующих методиках оценки персонала обычно определение периодичности оценки личностных качеств не обосновывается и даже опускается и в основном прини-

маются равным периоду аттестации. Причем различные качества оцениваются с одинаковой периодичностью. Период оценки должен быть коррелирован с реализацией задач работы с волонтерами. Однако это приводит к большому количеству различных периодов или к неопределенности периода оценки, и, следовательно, установление такой связи неправомерно.

Анализ методов оценки личностных качеств волонтера в сфере просвещения следует осуществлять в зависимости от объекта оценки. Наиболее правильным методом оценки нравственно-этических качеств волонтера является метод экспертных оценок. Одним из приемов достижения объективности, на наш взгляд, может стать подбор экспертов из непосредственного окружения волонтера, наиболее информированных о нем и одновременно имеющих полярные с ним межличностные отношения. Последнее условие, по-видимому, позволит в некоторой степени элиминировать субъективные оценки экспертов.

Личностные качества волонтеров в сфере просвещения наиболее объективно оцениваются с помощью психологических тестов и деловых игр. Здесь также возможно использование экспертных оценок при обязательной их объективизации.

Предлагается оценивать две группы личностных качеств, характеризующих согласно положениям методологии системно-деятельностного подхода деятельность волонтера: это дидактические (педагогические) и коммуникативные качества. Отметим, что в психологии деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский) провозглашает первичность практической деятельности человека по отношению к психологическому развитию. Кроме того, нужно выделить и интегральные показатели личности волонтера.

Дидактические (педагогические) качества рассмотрены в работах [1; 2; 4]. На наш взгляд, основными являются дидактические (педагогические) качества, так как сущность труда волонтера аналогична труду педагога и должна быть направлена на максимизацию числа учеников, для которых был запущен механизм самоактуализации (самореализации), самоорганизации и самообучения [3] . Образно говоря, волонтер не только

«наполняет сосуд знаниями, но и зажигает факел».

В научной литературе был сформирован перечень ключевых персонализированных дидактических качеств, которые могут быть отнесены и к волонтеру в сфере просвещения: наблюдательность, целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, скромность, ораторские способности, артистичность, эрудиция, преданностью к своему труду, познания своей области волонтерства и методик ведения волонтерской деятельности, психологическая подготовка, широкий культурный кругозор, педагогический такт и мастерство.

Характерными дидактическими качествами волонтера в сфере просвещения по вопро -сам обеспечения социально-экономической безопасности населения являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами, позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм. Волонтер обязан по своей натуре быть экстравертированным, общительным гене-ралистом с широким кругозором, способным масштабно мыслить. Его главная задача заключается в передаче просвещаемым неявного или латентного знания, согласно М. Полани, неформализуемых приемов мастерства решения практических задач.

К основным способностям волонтера в сфере просвещения можно отнести следующие.

Академические способности - способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков.

Дидактические способности - способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания просвещаемыми. Эти способности позволяют успешно осуществлять отбор содержания и методов просвещения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих просвещаемых. Неумение объяснять - причина многих неудач волонтера.

Речевые способности - способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они взаимосвязаны с экспрессивны-

ми способностями, позволяющими волонтеру найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.

Перцептивные способности - способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации. Выражаются в психологической наблюдательности волонтера по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, эмпатия - способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений просвещаемого.

Суггестивные способности - способности эмоционально-волевого влияния на личность, способности к внушению. Конструктивные способности - способности планировать волонтерскую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать семинар и т. д.).

Организаторские способности - способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся. Эти способности обеспечивают порядок, продуманное использование каждой минуты на занятии, создание дружного коллектива учащихся.

Творческие способности - способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии. Интуиция - это способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения. Способности к саморегуляции дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в любой ситуации.

Педагогическую компетентность волонтера в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения можно определить такими качественными характеристиками, как:

- перед занятием подготовил все необходимое для продуктивного общения с аудиторией. Заранее проверил и настроил все необходимое оборудование;

- в вводной части четко изложил цели и объяснил структуру занятия;

- наглядные материалы отвечают современным требованиям, хорошо оформлены и соответствуют теме занятия. Записи и изображения были понятными, лаконичными

и аккуратными, с умелым использованием цвета;

- старался мотивировать просвещаемых. Разъяснил им необходимость изучения данной темы;

- соблюдал логическую последовательность при освещении нового материала. Разделил материал на «удобоваримые» порции. Материал содержал точную, релевантную и полную информацию;

- использовал все имеющиеся возможности (вопросы, упражнения, дискуссии), чтобы убедиться что просвещаемые поняли и усвоили материал;

- в заключительной части подвел итог и сообщил просвещаемым их результаты просвещения. Объяснил, как мероприятие приблизило их к достижению целей учебной программы и как связано со следующим мероприятием;

- следил за временем и обеспечил охват всего материала или разумно перераспределял время с учетом потребностей просвещаемых;

- обратная связь: оценивая действия про -свещаемых, оставался абсолютно объективным, точно определял проблемные сферы. Был конструктивен и тактичен при обсуждении коррективных действий;

- умело обращался с техническим оборудованием и программным обеспечением.

Творческая компетентность волонтера в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения характеризуется такими параметрами, как новизна подаваемой информации; оригинальность мыслей, идей, подходов; умение находить незнакомое в знакомом; умение ставить и решать нестандартные походы и задачи; обладает сам и будит воображение аудитории; создание атмосферы свободного творчества; поощряет самостоятельность и активность просвещаемых.

Цифровую компетентность волонтера в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения можно охарактеризовать такими параметрами, как находит и использует в работе качественные онлайн-материалы; использует в работе привлекательные видеоматериалы и графику; создает для своей аудитории виртуальные площадки: блоги, сайты, wiki-платформы; использует возмож-

ности социальных сетей в целях просвещения; рекомендует учебные онлайн-ресурсы; создает, редактирует и распространяет цифровые портфолио; создает, редактирует и распространяет мультимедийный контент; использует онлайн-инструменты для внедрения современных педагогических практик: перевернутый класс, смешанное обучение, мобильное обучение, проектное обучение и т. д.; налаживает связи с другими волонтерами-лекторами.

В работе Н. Л.Фаткиной и А. Д. Петрося-на под коммуникативной компетентностью понимаются знания, умения и навыки межличностного общения [5]. Волонтер в сфере просвещения должен легко устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владеть навыками адекватного взаимодействия с окружающими, уметь работать в группе, определять цели и средства коммуникации, правильно оценивать ситуацию и выбирать соответствующую ей стратегию коммуникативного поведения. Таким образом, коммуникативная компетентность включает в себя не только коммуникативные знания, умения, навыки и способности, но и эффективное их применение на деле.

Коммуникативная компетентность волонтера в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения представляет собой сложный кластер различных пересекающихся между собой личностных качеств. В настоящее время трудно определить все необходимые и достаточные компоненты этого кластера, но, обобщая подходы отечественных и западных теоретиков по менеджменту, психологии и этике делового общения, конфликтологии и коммуникационному менеджменту, можно составить перечень тех качеств личности эффективного волонтера, от которых напрямую зависит его коммуникативная компетентность.

Проблема определения качеств личности, относящихся к коммуникативной компетентности волонтера в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения, осложняется еще и тем обстоятельством, что в любом аналитическом исследовании ни теоретически, ни эмпирически невозможно строго и однозначно отделить друг от друга такие

сущности, которые обозначаются следующими понятиями: природные задатки, способности, навыки, умения. Но если пренебречь всеми этими сложностями, то можно в первом приближении в соответствии с [5] перечислить личностные качества волонтеров в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения: контактность; социальная компетентность; адаптивный социально адекватный тип общения; адаптационная мобильность; стрессоустойчивость; критичность и самокритичность - способность правильно оценивать недостатки в поступках и действи -ях других людей и своих собственных - это качество, близкое к интернальной ориентации в трактовке Дж. Роттера; волевые качества - ориентация на достижение цели, решительность, настойчивость, самообладание; эмпатия - это способность сопереживать, без искажения воспринимать психологию партнера по контакту, умение поставить себя на его место, понять мотивы его поведения; доминантность; ассертивность - способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него, активно сопротивляться манипуляциям и быть уверенным в себе; артистичность, или органичность, по К. С. Станиславскому, - это правдоподобное ролевое поведение в противоположность аутентичности, то есть способности человека в общении отказаться от различных социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению.

Кроме этого, должен быть принят во внимание такой фактор коммуникативной деятельности, как коммуникативный имидж волонтера - внешние данные, способствующие установлению деловых контактов, например обаяние, личные связи и личностные знания, то есть неформализуемые приемы мастерства и искусности.

Интегральные показатели оценки личности волонтера в сфере просвещения могут быть выражены направленностью его личности: социально-нравственной и профессионально-педагогической, а также такими показателями, как просветительское призвание, волонтерский долг и ответственность, авторитет.

Социально-нравственная направленность волонтера в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения представлена социальными потребностями, моральными и ценностными ориентациями, чувством общественного долга и гражданской ответственности. Составная часть социально-нравственной гуманности - гуманистическая направленность, в основе которой лежат гуманистическое мировоззрение (гуманистические взгляды, идеалы, цели, отношения) и гуманность как качество личности. Наличие этих характеристик личности означает осознанное отношение волонтера к другой личности как к высшей ценности. Высшее проявление гуманности на эмоциональном уровне - любовь к людям вообще и к детям в частности. Осознание этих ценностей неизбежно обогащает и того, кто любит.

Профессионально-педагогическая направленность личности волонтера в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические склонности и намерения. Интерес к волонтерской деятельности выражается в положительном эмоциональном отношении к людям, просветительской деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть просветительскими умениями.

Просветительское призвание волонтера по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения означает склонность к просветительскому делу, основанную на осознании способности к нему. Просветительское призвание формируется в процессе накопления будущим волонтером педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Это качество является предпосылкой самосовершенствования и саморазвития многих других профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность волонтера.

Авторитет волонтера в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения -это качественная характеристика системы отношений к волонтеру, определяющая его профессионально-личностный статус, при-

нятие и признание его приоритетной роли в системе отношений.

Совокупность профессионально обусловленных требований к волонтеру в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения определяется как профессиональная готовность к просветительской деятельности: субъективное состояние личности, способной и подготовленной к выполнению деятельности в сфере просвещения; готовность к профессиональному и личностному самоутверждению; способность к саморегуляции, умение мобилизовать свой профессиональный потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях.

Индикаторами использования личностных качеств волонтера в просветительской деятельности являются показатели оценки результатов просветительской деятельности в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения [2]. Результаты просветительской деятельности включают в себя результаты просвещения и активность волонтера в различных мероприятиях.

Результаты просвещения волонтером в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения могут быть вы -ражены следующими показателями:

1. Неуклонный рост численности просвещаемых в течение ряда периодов, например трех лет: п>п(+1>п(+2.

2. Удельный вес численности просвещаемых, у которых повысилась функциональная грамотность по отношению к численности просвещенных волонтером за некоторый период. Оценка функциональной грамотности д просвещаемого физического лица может быть определена на основе сопоставления результатов входного и выходного контроля знаний и умений, полученных на основе квалификационных тестов по формуле:

д=

где:

- N - число оценок, по которым оценка выходного контроля О¡ по ¡-му предмету (виду знаний, умений) больше соответствующей оценки входного контроля Ою, и одновременно оценка О¡ выше или равна оценки нижнего предела Оы интервала позитивных оценок знаний, то есть О¡ >ОЮ, О¡ > Оы .

- N - число всех предметов ( видов знаний, умений).

Например, оценка Оы в пятибалльной шкале равна 4. Иными словами, если просвещаемый при входном контроле получил 2, а после выходного контроля 4 , то эта оценка включается в число №. Если, к примеру, д >0,85, то принимается что оценка функциональной грамотности позитивная, в противном случае - негативная.

3. Оценка функциональной грамотности по некоторому множеству физических лиц G (например, просвещаемых одним волонтером, в одной образовательной организации, в одном регионе и т. д.) может быть рассчитана по формуле:

G= М(д)+: М,

где М(д)+ - число физических лиц, у которых функциональная грамотность позитивная, то есть д >0,85; М - число оцениваемых физических лиц.

Если, к примеру, G >0,85, то принимается что оценка функциональной грамотности по множеству физических лиц позитивная, в противном случае - негативная.

4. Неуклонный рост удельного веса численности просвещаемых, у которых повысилась функциональная грамотность по отношению к численности просвещаемых волонтера в течении ряда периодов, например трех лет: у, >у(+1 >у(+2.

Активность волонтера может быть определена следующими показателями.

1. Неуклонный рост численности мероприятий, в которых участвовал волонтер в течение ряда периодов, например трех лет: М, >М(+1 >М(+2.

2. Удельный вес численности значимых

мероприятий, в которых активно участвовал волонтер по отношению к численности всех мероприятий за некоторый период.

3. Неуклонный рост удельного веса численности значимых мероприятий, в которых активно участвовал волонтер, по отношению к численности всех мероприятий в течение ряда периодов, например трех лет: т, >т,+1 >т,+2.

Кроме того, предлагются оценка и ранжирование показателей результатов деятельности волонтеров в сфере просвещения и выявление лидеров и аутсайдеров в регионе или по стране. Данный показатель ранжируется по убыванию. К лидерам относятся волонтеры, у которых показатель принимает значения в интервале [0,85; 1]. К аутсайдерам относятся волонтеры, у которых показатель принимает значения в интервале [0; 0,85).

В результате просвещения волонтер должен дать своим ученикам знания и обеспечить освоение знаний и умений с помощью научно-методического инструментария, представляющего собой совокупность научных дисциплин, необходимых для организации и осуществления эффективной волонтерской деятельности. Новый вызов для волонтеров просвещения - цифровое пространство. Цифровизация экономики и расширение сфер применения цифровых технологий диктуют новые требования и бросают новые вызовы к организации сетевого пространства, но вместе с этим и предоставляют новые возможности обеспечения коммуникации для волонтеров в сфере просвещения.

Список источников

1. Бахольская Н. А. Педагогические способности и основы их исследования у будущих педагогов. Магнитогорск : МГТУ им. Г И. Носова, 2013.

2. Каганов В. Ш., Лочан С. А., Петросян Д. С. Волонтеры финансового просвещения: цифровое измерение : монография. М. : ООО «КноРус», 2021. 478 с.

3. Петросян Д. С., Лочан С. А., Янковская В. В. Гуманизация труда педагогических кадров как драйвер развития системы образования : монография. М. : Русайнс, 2017. 220 с.

4. Тырина М. П. Дидактическая компетентность педагога и ее развитие // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1 (74). С. 36-40.

5. Фаткина Н. Л., Петросян А. Д. Коммуникативная компетентность менеджеров в кросскультурных экономических отношениях // Вестник Российской экономической академии им Г В. Плеханова. 2011. № 3 (39). С. 85-89.

References

1. Bakholskaya N. A. Pedagogical abilities and the basics of their research in future teachers. Magnitogorsk: Moscow State Technical University named after G. I. Nosov, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kaganov V. Sh., Lochan S. A., Petrosyan D. S. Volunteers of financial education: digital dimension: monograph. Moscow: LLC "KnoRus", 2021. 478 p.

3. Petrosyan D. S., Lochan S. A., Yankovskaya V. V. Humanization of the labor of pedagogical personnel as a driver of the development of the education system: monograph. Moscow: Rusains, 2017. 220 p.

4. Tyrina M. P. Didactic competence of a teacher and its development. Proceedings of the Altai State University. 2012. No. 2-1 (74). Pp. 36-40.

5. Fatkina N. L., Petrosyan A.D. Communicative competence of managers in cross-cultural economic relations. Bulletin of the Plekhanov Russian Academy of Economics. 2011. No. 3 (39). Pp. 85-89.

Сведения об авторах

ПЕТРОСЯН ДАВИД СЕМЕНОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, начальник отдела стратегических исследований инновационного развития, Институт региональных экономических исследований, Москва, Россия, pet_dav@mail.ru

СКРИПНИК ОКСАНА БОГДАНОВНА - доктор экономических наук, доцент, профессор департамента экономической безопасности и управления рисками, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, RN07@yandex.ru

Information about the authors

PETROSYAN DAVID S. - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Strategic Studies of Innovative Development, Institute for Regional Economic Research, Moscow, Russia, pet_dav@mail.ru SKRIPNIK OKSANA B. - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Security and Risk Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, RN07@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.