Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петросян Давид Семенович, Скрипник Оксана Богдановна

В статье рассматриваются вопросы обеспечения социально-экономической безопасности населения на основе повышения его функциональной грамотности. Проанализированы основные положения компетентностного подхода к обеспечению социально-экономической безопасности населения, а также содержание функциональной грамотности населения в сфере обеспечения социально-экономической безопасности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петросян Давид Семенович, Скрипник Оксана Богдановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE SOCIOECONOMIC SECURITY OF THE POPULATION ON THE BASIS OF INCREASING ITS FUNCTIONAL LITERACY

The article deals with the issues of ensuring the socio-economic security of the population on the basis of increasing its functional literacy. The main provisions of the competence-based approach to ensuring the socio-economic security of the population, as well as the content of the functional literacy of the population in the field of ensuring the socio-economic security of the population, are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

DOI 10.47576/2949-1886_2023_2_112 УДК 33

Петросян Давид Семенович,

доктор экономических наук, профессор, начальник отдела стратегических исследований инновационного развития, Институт региональных экономических исследований, г. Москва, Россия, e-mail: pet_dav@mail.ru

Скрипник Оксана Богдановна,

доктор экономических наук, доцент, профессор департамента экономической безопасности и управления рисками, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия, е-mail: RN07@yandex.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы обеспечения социально-экономической безопасности населения на основе повышения его функциональной грамотности. Проанализированы основные положения компетентностного подхода к обеспечению социально-экономической безопасности населения, а также содержание функциональной грамотности населения в сфере обеспечения социально-экономической безопасности общества.

Ключевые слова: социально-экономическая безопасность; население; функциональная грамотность; компетентностный подход.

UDC 33

Petrosyan David Semyonovich,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department for Strategic Studies of Innovative Development, Institute for Regional Economic Research, Moscow, Russia, e-mail: pet_dav@mail.ru

Skrypnik Oksana Bogdanovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Security and Risk Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: RN07@yandex.ru

ENSURING THE SOCIOECONOMIC SECURITY OF THE POPULATION ON THE BASIS OF INCREASING ITS FUNCTIONAL LITERACY

The article deals with the issues of ensuring the socio-economic security of the population on the basis of increasing its functional literacy. The main provisions of the competence-based approach to ensuring the socio-economic security of the population, as well as the content of the functional literacy of the population in the field of ensuring the socio-economic security of the population, are analyzed.

Keywords: social and economic security; population; functional literacy; competence approach.

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с обеспечением социально-экономической безопасности населения. Для современного образования во всем мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающегося, развитие творчества в сочетании с ответственностью за результат своих действий. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны, включая обеспечение социально-экономической безопасности населения.

В связи с этим одной из основных задач, наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения. Определение человека, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом [6]. В предлагамой статье рассматриваются вопросы обеспечения социально-экономической безопасности населения на основе повышения его функциональной грамотности.

Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть люди. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны люди, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит как от полученных знаний, умений и навыков, так и от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования. Введение этих понятий в педагогическую практику потребует изменения содержания и методов образования, уточне-

ния видов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся к окончанию образования и при изучении отдельных дисциплин. В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения.

Компетентностный подход к обеспечению социально-экономической безопасности населения означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности человека к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

С учетом данных позиций и опираясь на исследования А. В. Хуторского, можно определить следующие группы ключевых компетенций [8]: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.

Развитие индивидуальности личности в контексте формулировки ключевых компе-тентностей не отменяет, а наоборот, предъявляет особые требования к учету общих ценностей мира, поскольку личности необходимо достичь коллективных целей обеспечения социально-экономической безопасности населения.

Таким образом, компетентностный подход к обеспечению социально-экономической безопасности населения является усилением прикладного, практического характера всего образования (в том числе и предметного обучения). Особенно это касается теоретических знаний, которые должны стать средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения. Еще один аспект прикладности касается адекватности содержания образования современным

направлениям развития экономики, науки, общественной жизни и обеспечения социально-экономической безопасности населения. В компетентностном подходе перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения. Компетенции и компетентностный подход занимают центральное место в системе управления обеспечением социально-экономической безопасности населения.

Существуют три главные формы грамотности.

Общая грамотность представляет собой совокупность систематизированных знаний и основывается на адекватном восприятии и понимании человеком окружающей его действительности.

Функциональная грамотность представляет собой способность человека к эффективным профессиональным действиям. Правильно понимать ее как социальный феномен, так как она влияет на характер взаимодействия человека с обществом и реализацию им своих жизненных интересов. Словосочетание «функциональная грамотность» появилось в документах ЮНЕСКО более полувека назад и первоначально подразумевало нацеленность на освоение недостающих знаний, умений, навыков и действий, необходимых для профессиональной деятельности человека. Постепенно его сущностное содержание начинает рассматриваться более широко, сквозь призму многоаспектной человеческой жизнедеятельности.

Профессиональная грамотность детерминирует становление профессиональной компетентности как ее когнитивный компонент через реализацию в структуре компетентности следующих функций: познавательной (получение системного экономического знания), ценностной (оценивание полученного экономического знания), ориентационной (системные экономические знания выступают ориентиром субъекта-профессионала при определении вектора направленности профессионально-экономической деятельности), практической (использование системного экономического знания в профес-

сионально-экономической деятельности) [4, с. 69] .

Многочисленные несовпадения общей и функциональной грамотности заставляют задуматься о том, насколько адекватно фиксируется реальный процесс взаимодействия интеллектуальных возможностей человека и его деятельных потенций. По всей вероятности, основная причина неэффективной деятельности заключается не столько в отсутствии у субъекта знаний, умений и навыков, сколько в недостаточности самих этих компонентов грамотности для выполнения практической задачи высокого уровня сложности.

Непрерывное образование предполагает, в частности, обучение человека тому, как самостоятельно осваивать новые знания. В принципе, этот тип образовательной деятельности может быть назван методологической грамотностью, хотя, разумеется, ни одно учебное заведение его не формирует. На наш взгляд, суть методологической грамотности состоит в активном овладении способами познания, операциями мышления, аналитическими умениями и приемами практического действия, общими для всех видов деятельности. Ею должен овладеть каждый независимо от рода профессиональных занятий, поскольку она придает процессам целеполагания и целеосуществления рациональный характер. О каком бы виде деятельности речь ни шла, будь то профессиональные занятия, участие в политическом движении, воспитании детей или спортивной игре, везде требуется предварительное изучение определенных правил и процедур, вытекающих из объективной логики ее предмета.

Надо полагать, каждому виду деятельности соответствует своя грамотность. К числу наиболее существенных можно отнести следующие виды грамотности:

- технологическая - способность компетентно и эффективно разрешать проблемы в сфере профессиональных занятий;

- экономическая - знания теоретических основ хозяйственной деятельности; понимание сути экономических связей и отношений; умение анализировать конкретные финансово-экономические ситуации;

- гражданско-правовая - знание и понимание своих прав и обязанностей в широком контексте общественной жизни;

- политическая - понимание социальной природы власти и государства, умения и навыки ведения общих дел и защиты общих интересов;

- социально-коммуникативная - способность понимать других, овладение языком вербального и невербального общения, навыки взаимопонимания и совместной деятельности;

- общекультурная - знания из области естественных, общественных и гуманитарных наук, а также по истории и современности художественной культуры;

- поведенческая - знание и понимание так называемых простых норм нравственности, правил служебного и прочего этикета, умение действовать сообразно ситуации;

- методологическая - умение приращивать знания и углублять понимание жизни на основе интеграции теоретического знания и социального опыта. Последний вид грамотности служит необходимой предпосылкой всех остальных.

Предлагаемая классификация характеризует грамотность в ее горизонтальном измерении. Она показывает многообразие ее видов и тем самым дает представление об основных компонентах, на которых может складываться современный стандарт грамотности. Внутри каждого из видов существует определенная градация, характеризующая грамотность в ее вертикальном измерении и позволяющая уточнить качественные параметры стандарта грамотности. Вопрос об уровнях грамотности чрезвычайно актуален сегодня. Он должен внести ясность в содержание задач, стоящих перед различными ступенями единой образовательной лестницы [7].

Формирование функциональной грамотности населения должно стать задачей просвещения в области обеспечения социально-экономической безопасности населения. В настоящее время человечество осознает, что общественное благополучие и процветание государства определяются не только экономическими и технологическими ресурсами, но и, прежде всего, ресурсами человеческими. Человеческими ресурсами являются воспитанные и образованные люди, обладающие творческим потенциалом и социальной активностью, чувством патриотизма и желанием трудиться на благо своей

страны и обеспечение ее безопасности. В данном контексте одним из значимых механизмов, способствующих целенаправленному участию человека в различных сферах жизнедеятельности (социокультурной, экономической, интеллектуальной и т. п.), выступает функциональная грамотность личности, рассматриваемая как способность быстро адаптироваться в определенной культурной среде, адекватно и успешно функционировать в системе социальных взаимоотношений.

О конкурентоспособности страны и ее национальной безпасности можно говорить лишь тогда, когда его население будет иметь высокий уровень образования и функциональной грамотности, которая включает целый комплекс составляющих, интегрируя образованность человека с его разнообразной и многоплановой деятельностью.

Сегодня перед обществом стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет решать иные проблемы, стоящие перед страной. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях обеспечения национальной безопасности в целом и социально-экономической безопасности населения в частности.

Одна из важнейших задач - формирование функционально грамотных людей в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения.

Термин «функциональная грамотность» значительно шире, чем понятие «грамотность», в котором подразумевается умение читать и писать. Б. С. Гершунский утверждает, что формирование грамотности является прерогативой не только школы, но и общества в целом, так как представление о том, что грамотность сводится лишь к овладению элементарными навыками чтения, счета и письма, устарело. Появление феномена

функциональной грамотности существенно расширило временные рамки приобретения тех или иных компонентов грамотности [1]. Есть много определений, рассмотрим некоторые из них:

- функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней;

- функциональная грамотность - умение использовать полученные знания для решения жизненных задач;

- функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений - познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные и обоснованные решения, эффективно функционировать в обществе в контексте с окружающей средой и более широком сообществе, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

Ключевые позиции функциональной грамотности - качество, благополучие, ресурс жизнеобеспечения и безопасности. При этом уже доказано, что функционально грамотный человек обеспечивает качественное существование не только образовательных, но и природных, промышленных социальных систем. При этом само понятие «функциональная грамотность» является тем фундаментом и качественным инструментом для каждого человека, который задает вектор познания настоящего и будущего окружающего мира [2, с. 76].

При этом формирование функциональной грамотности у обучающихся приводит не только к единой картине мира, но и обеспечивает выработку нравственно-гуманного взгляда на окружающий мир как компонента научного мировоззрения, культуры мышления и поведения, что необходимо в жизнедеятельности обучающегося и для устойчивого развития страны.

Компоненты функциональной грамотности получают развитие далее в высшей школе и наполняют конкретным содержанием все фундаментальные представления о мире, его дискретности и непрерывности, эволюции и генезисе. С позиции педагогического образования важным становится учет социокультурной, социопроизводственной инфраструктуры территории проживания обучаю-

щего при формировании функциональной грамотности, а это уже прикладная составляющая с позиции профилизации и дальнейшего трудоустройства каждого человека [5].

Таким образом, с одной стороны, роль функциональной грамотности велика, а ее формирование интегрально взаимодействует со всеми областями научного знания (математического, естественнонаучного, гуманитарного и др.). С другой стороны, формирование функциональной грамотности невозможно без новых технологий, средств, методов обучения. На качество формирования функциональной грамотности влияет учет уровня развития обучающегося, его возраст, ход взросления с учетом деятельност-ных линий (операционально-технической и смыслообразующей), влияющих на характер обучения и воспитания.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности населения в сфере обеспечения его социально-экономической безопасности являются:

- знание сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения;

- умение адаптироваться к изменяющемуся миру в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

- готовность ориентироваться в ценностях и нормах социально-экономической безопасности населения; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут, можно сказать, что функциональная грамотность человека в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума.

Функциональная грамотность - результат просвещения, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для получения новых знаний о достижениях в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения.

Формирование функциональной грамотности населения в сфере обеспечения его социально-экономической безопасности -это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

В контексте актуализации приоритетов функциональной грамотности населения в сфере обеспечения его социально-экономической безопасности необходимо целенаправленно решать проблемы качественного обновления содержания путем усиления его смыслового характера и организационных моментов процесса образования и просвещения в соответствии с новой, личностно развивающей парадигмой. Что, безусловно, позволит планомерно «выращивать» функциональную грамотность личности человека, то есть в полной мере адаптировать всех обучающихся к жизнедеятельности в современном мире: помочь им стать мобильной личностью, способной быстро осваивать не только новые социальные роли и функции, сохраняя личную безопасность и безапас-ность окружающей природной и социально-экономической среды.

Эффективность формирования функциональной грамотности населения в сфере его социально-экономической безопасности обеспечивается успешным решением целого комплекса задач, среди которых наиболее значимые:

- создание необходимых условий для достижения запланированного уровня образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (по уровням образования) и с потенциалом каждого конкретного учащегося, что обеспечит последующее развитие личности обучающегося в течение всей его жизни, в том числе посредством самостоятельного и осознанного выбора программ общего и профессионального образования и самообразования;

- формирование у каждого просвещаемого опыта творческой и социально значимой деятельности путем выявления и реализации собственных способностей, возможностей и интересов (с использованием разнообразных средств и современных технологий);

- накопление учащимися опыта конструктивного и продуктивного общения, а также взаимодействия на основе гуманистических отношений.

С духовно-нравственной точки зрения функционально грамотный в сфере обеспечения социально-экономической безопасности человек не только обладает достаточными коммуникативными навыками и эмпатией, он - воспитанный и культурный. Среди трудностей и проблем на пути воспитания такой личности выделим следующие:

- формирование системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, образцов для подражания в сфере обеспечения социально-экономической безопасности, выстроенных на государственном уровне;

- обеспечение системной работы, направленной на приобретение и развитие социального опыта в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения .

В современных условиях функциональная грамотность населения в сфере обеспечения его социально-экономической безопасности должна развиваться одновременно с освоением цифровых технологий и становлением их личностной информационной (компьютерной) грамотности, поэтому для успешности данного процесса и достижения обучающимися ключевых компетенций необходимо, чтобы образовательная практика:

- носила системно-деятельностный характер и была ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей и совместной работы;

- предоставляла широкие возможности для приобретения и расширения опыта по достижению запланированной цели путем решения тактических задач и возникающих проблем в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения, включая использование продуктивных форм групповой деятельности и реализацию индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) каждого учащегося, в том числе на основе интерактивных инновационных,

проектно-исследовательских, дистанционных технологий и др.

На качество формирования функциональной грамотности в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения влияют и новые технологии, ориентированные на элементы интеграции, самостоятельности, интерактивности, что развивает интеллектуальные возможности каждого обучающегося. Следует подчеркнуть важность новой роли ученика и учителя. К традиционному характеру деятельности добавляются новые, это, прежде всего цифровая грамотность, инициативность, настойчивость, социальная и культурная компетентность, которые связаны с характером консультирования, сопровождения в ходе формирования функциональной грамотности.

В этом ракурсе основной приоритет в ходе формирования функциональной грамотности населения в сфере обеспечения его социально-экономической безопасности - это ориентирование на самостоятельность, получение качественного результата. На качество формирования функциональной грамотности влияют те навыки (как автоматизированные умения нашего века), которые лежат в основе базовой грамотности обучающегося (языковая, числовая, естественнонаучная, цифровая грамотность, гражданская, культурная).

Приоритетны и ведущие направления деятельности в формировании функциональной грамотности отразим в виднее ключевых позиций: а) привлечение ресурсов (Интернет, интерактивная работа, контент); б) учет ключевых компетенций (4К) нового поколения (критичность, креативность, контекстное); в) накопление и учет средств, форм, опыта управления знаниями, коммуникаций (базы, онлайн-платформы, курсы, электронные библиотеки, контакты). Ведущие ключевые позиции формирования функциональной грамотности населения в сфере обеспечения социально-экономической безопасности работают в условиях учета в образовательном процессе принципов рациональной деятельности (взаимопознание, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимовлияние) для получения качественного результата [3].

Таким образом, приоритетны и ведущие направления деятельности в формирова-

нии функциональной грамотности населения в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения, которые определяют методы формирования функциональной грамотности путем организации просветительской деятельности.

Список литературы

1. Гершунский Б. С. Философия образования. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 427 с.

2. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И. В. Абан-кина и др. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.

3. Каганов В. Ш., Лочан С. А., Петросян Д. С. Финансовое просвещение населения России и обеспечение социальной безопасности // Экономика образования. 2022. № 6 (133). С. 72-82.

4. Казакова А. Ф. Формирование профессиональной грамотности студентов экономических специальностей в системе среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград: ВГСПУ, 2014. 203 с.

5.Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции» в контексте требований ФГОС основного общего образования // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифрови-зации : сб. науч. тр. / XII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. Ч. 1. М. : МАНПО, 2020. С. 548-552.

6. Компетентностный подход в образовательном процессе : монография / Федоров А. Э. [и др.]. Омск : Омскбланкиздат, 2012. 208 с.

7. Современные виды грамотности. URL: https:// murzim. ru/nauka/pedagogika/26435-sovremennye-vidy-gramotnosti.htmlhttps://murzim.ru/nauka/ pedagogika/26435-sovremennye-vidy-gramotnosti.html (дата обращения: 01.02.2023).

8. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85-91.

References

1. Gershunsky B. S. Philosophy of education. Moscow: MPSI, Flint, 1998. 427 p.

2. Global competitiveness of Russian education. Materials for discussion /1. V. Abankina et al. M.: HSE, 2017. 112 p.

3. Kaganov V. Sh., Lochan S. A., Petrosyan D. S. Financial education of the population of Russia and ensuring social security. Economics of education. 2022. No. 6 (133). Pp. 72-82.

4. Kazakova A. F. Formation of professional literacy of students of economic specialties in the system of secondary vocational education: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Volgograd: VGSPU, 2014. 203 p.

5. Koval T. V., Dyukova S. E. Global competencies" in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard of basic general education. Horizons and risks of education development in conditions of systemic changes and digitalization: collection of scientific

tr. /XII International. scientific and practical conference "Shamov pedagogical readings of the Scientific School of Educational Systems Management", January 25, 2020, Part 1. Moscow: MANPO, 2020. Pp. 548-552.

6. Competence approach in the educational process: monograph /Fedorov A. E. [et al.]. Omsk: Omskblankizdat, 2012. 208 p.

7. Modern types of literacy. URL: https://murzim.ru/

nauka/pedagogika/26435-sovremennye-vidy-gramotnosti. htmlhttps://murzim.ru/nauka/pedagogika/26435-sovremennye-vidy-gramotnosti.html (date of reference: 01.02.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Khutorskoy A.V. Methodological foundations of the application of competence-based approach to the design of education. Higher education in Russia. 2017. No. 12 (218). Pp. 85-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.