Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОНТЕРОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОНТЕРОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕР / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петросян Давид Семенович, Скрипник Оксана Богдановна

В статье рассматривается просветительская деятельность волонтеров в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения. Определено содержание и проведен структурно-функциональный анализ деятельности волонтеров в сфере просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петросян Давид Семенович, Скрипник Оксана Богдановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF VOLUNTEERS IN THE FIELD OF ENSURING THE SOCIO-ECONOMIC SECURITY OF THE POPULATION OF RUSSIA

The article discusses the educational activities of volunteers in the field of ensuring the socio-economic security of the population. The content was determined and a structural and functional analysis of the activities of volunteers in the field of education was carried out.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОНТЕРОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ»

Научная статья

УДК 37.4

doi: 10.47576/2949-1908_2023_1_69

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОНТЕРОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Петросян Давид Семенович

Институт региональных экономических исследований, Москва, Россия, pet_dav@mail.ru

Скрипник Оксана Богдановна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, RN07@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается просветительская деятельность волонтеров в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения. Определено содержание и проведен структурно-функциональный анализ деятельности волонтеров в сфере просвещения.

Ключевые слова: просветительская деятельность; волонтер; социально-экономическая безопасность; население; структурно-функциональный анализ.

Для цитирования: Петросян Д. С., Скрипник О. Б. Просветительская деятельность волонтеров в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения России // Прикладные экономические исследования. 2023. № 1. С. 69-76. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_1_69.

Original article

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF VOLUNTEERS IN THE FIELD OF ENSURING THE SOCIO-ECONOMIC SECURITY OF THE POPULATION OF RUSSIA

Petrosyan David S.

Institute for Regional Economic Research, Moscow, Russia, pet_dav@mail.ru Skripnik Oksana B.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, RN07@yandex.ru

Abstract. The article discusses the educational activities of volunteers in the field of ensuring the socio-economic security of the population. The content was determined and a structural and functional analysis of the activities of volunteers in the field of education was carried out.

Keywords: educational activity; volunteer; social and economic security; population; structural-functional analysis.

For citation: Petrosyan D. S., Skripnik O. B. Educational activities of volunteers in the field of ensuring the socio-economic security of the population of Russia. Applied economic research, 2023, no. 1, pp. 69-76. https://doi. org/10.47576/2949-1908_2023_1_69.

Идея просветительства проходила становление параллельно с развитием культуры и в наши дни не потеряла свою актуальность. Это объясняется озабоченностью общества проблемой воспитания человека в течение всей его жизни.

Просвещение - нестандартизированный процесс распространения достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей широких слоев населения.

Просветительская деятельность - разновидность неформального образования; деятельность, направленная на распространение достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей разных слоев населения с использованием средств и методов, адекватных возрастным особенностям и уровню образования аудитории; осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства; создает условия социализации личности, мотивированности ее на развитие активной позиции в просветительстве [4; 5].

Сегодня просветительская деятельность рассматривается как развивающая, направленная на динамику личности и ее самореализацию. Следует выделить функции просвещения, ориентированные на решение проблем жизнедеятельности и саморазвития человека, а также обеспечения социально-экономической безопасности населения.

В статье рассматривается просветительская деятельность волонтеров в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения. Определено содержание и проведен структурно-функциональный анализ деятельности волонтеров в сфере просвещения.

Гуманистическая направленность просветительской деятельности в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения, ориентация ее на общечеловеческие ценности предполагает создание благоприятных условий для координации национальной просветительской деятельности. Законодательная база призвана обеспечить

соответствующие права граждан, а также согласования интересов участников просветительской деятельности в сфере обеспечения социально-экономической безопасности населения .

Просветительская деятельность обладает образовательным и воспитательным потенциалом, обогащая человека духовно и нравственно, способствуя его личностному и гражданскому становлению, формированию мировоззренческих представлений об обеспечении социально-экономической безопасности населения, предлагая направления для самореализации и творческого самовыражения, в частности в форме волонтерской деятельности.

Волонтер в сфере просвещения - доброволец, безвозмездно участвующий в деятельности по повышению уровня грамотности населения. Реализация данного направления предполагает решение следующих задач: оказание помощи различным группам населения в сфере просвещения; выявление пробелов в области грамотности для определенных целевых аудиторий; развитие и поддержка добровольческого сообщества в сфере просвещения и организация взаимодействия по вопросам грамотности; реализация программ подготовки волонтеров по различным направлениям, имеющим отношение к тематике грамотности; повышение эффективности деятельности волонтерских центров, добровольческих движений и общественных организаций в сфере просвещения; популяризация добровольческого движения в сфере просвещения.

Миссией волонтера в сфере просвещения является повышение качества функциональной грамотности населения путем проведения просветительской, дидактической и воспитательной работы. В своей деятельности волонтер должен придерживаться следующих критериев: максимизация качества обучения и воспитания каждого просвещаемого; максимизация численности просвещаемых. Эти критерии выражаются в максимизации удельного веса самоактуали-

зированных обученных, для которых волонтером был запущен механизм самоактуализации (самореализации), самоорганизации и самообучения [3]. Следование указанным критериям приведет к максимизации роста индивидуальных оценок знаний, умений и навыков населения.

Исходя из этого, целью волонтера в сфере просвещения является оказание безвозмездной помощи населению по повышению их грамотности; формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, а также обеспечения социально-экономической безопасности населения.

Основными задачами волонтера является выбор и использование наиболее эффектив -ных методов повышения грамотности для максимизации количества просвещаемых и качества их просвещения. Волонтерская деятельность в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения осуществляется в соответствии с принципами: добровольности и безвозмездности; свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе методов и технологий просвещения; гласности и общедоступности информации о деятельности волонтеров; гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении волонтерской деятельности; равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление волонтерской деятельности; солидарности, добросовестности и сотрудничества участников волонтерской деятельности; безопасности для своей жизни и жизни окружающих. Волонтерская деятельность в сфере просвещения не может быть направлена на поддержку определенных общественных и профессиональных объединений.

Сущность деятельности волонтера в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения сводится в передаче знаний, умений и навыков рационального безопасного поведения у населения. Анализ содержания деятельности волонтера показал, что она состоит из двух составляющих: дидактической в виде обучающей и воспитательной деятельности и событийной в форме участия в различных мероприятиях .

Важно выделить понятия масштаба и уровня просветительского мероприятия. Масштаб мероприятия определяется численностью его участников, а уровень - значимостью (статусом) его участников. Эффективность просветительской деятельности волонтера напрямую зависит от этих факторов. Например, волонтер может обучить тысячу пенсионеров, которые свои знания и учения потом никому далее не передадут. Другой пример, волонтер может обучить десять лидеров общественного мнения (например, медийных персонажей или блогеров), которые затем захотят тоже стать волонтера -ми и в дальнейшем передадут свои знания и умения многим миллионам людей. Этот факт должен служить некоторым условием мотивации оптимального выбора целевых групп для максимизации синергического эффекта волонтерской деятельности.

Определив сущность и содержание деятельности волонтера в сфере просвещения по вопросам обеспечения социально-экономической безопасности населения перейдем к структурно-функциональному анализу его деятельности.

Структурно-функциональный анализ - это один из принципов системного исследования социальных и экономических явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. В рамках структурно-функционального анализа деятельности волонтеров просвещения предлагается рассмотреть основную дидактическую составляющую. По дидактической деятельности рассмотрим процесс просвещения на основе расширенного перечня [1] конкретных функций волонтера в сфере просвещения.

Волонтер в сфере просвещения проводит экспресс-диагностику просвещаемого и ориентировочно выявляет уровень его знаний и умений, а также потребности и мотивы в просвещении. Далее волонтер формулирует наиболее адекватные конкретному просвещаемому цели просвещения, которые должны выступать мотиваторами для просвещаемого. Цели формирует как волонтер, так и его ученики. Волонтер ставит цель как заранее планируемый результат. На его достижение направлены просветительские воздействия выбранными приемами и средствами про-

свещения. Для волонтера цель - это идеальное видение результатов просветительской деятельности, для просвещаемых - это результат просвещения. Если цели обеих сторон совпадают, то работа будет проделана эффективно и успешно.

Выбор образовательной программы волонтером в сфере просвещения осуществляется на основе конкретных целей просвещения, при этом выбираются средства и методы просвещения. С точки зрения дидактики основным предназначением средств просвещения является ускорение процесса освоения информации. К числу средств просвещения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе просвещения, которые могут повысить эффективность процесса просвещения и сократить время на достижение поставленных перед участниками процесса просвещения целей. Если говорить про использование волонтером средств просвещения, то могут быть выделены следующие принципы: обязательный учет возрастных и психологических особенностей просвещаемого; адекватный выбор средств просвещения, как традиционных, так и современных, которые будут гармонично воздействовать на эмоции, сознание и поведение учащихся, задействовать все системы восприятия; учет принципов дидактики; соблюдение правил безопасности в ходе использования средств просвещения. Метод просвещения для волонтера - это совокупность путей, способов достижения дидактических целей, решения образовательных задач, искусство волонтера направлять мысли просвещаемых в нужное русло для достижения необходимого результата.

Планирование просвещения - процесс индивидуального осмысления волонтером в сфере просвещения своей деятельности и творческого ее конструирования. Планирование работы волонтера предопределяет результаты и эффективность его образовательной деятельности. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем. Волонтер должен подготовить план своей просветительской работы - документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, времен-

ные границы. План должен быть целенаправленным, конкретным и комплексным и учитывать разнообразие направлений, форм и методов организации деятельности волонтеров и просвещаемых. Волонтер разрабатывает и реализует индивидуальные траектории образования просвещаемых и осуществляет прогнозирование образовательных результатов каждого просвещаемо-

Организация просветительского мероприятия во многом зависит от целей, методов и средств просвещения, материальных условий и многого другого. Форма организации просвещения - это конструкция отдельного звена процесса просвещения или определенный вид занятия (лекция, семинар, экзамен и т. п.). Волонтер в сфере просвещения должен учитывать, что в современной дидактике понятием «общие формы организации просвещения» объединяют индивидуальную, групповую (коллективную), фронтальную формы. Они пронизывают весь процесс просвещения. Индивидуальная форма предполагает соответствие заданий способностям просвещаемого, подбор таких приемов и средств которые обеспечат оптимальное развитие каждого просвещаемого. Групповая форма вызывает у каждого учащегося заинтересованное отношение к общей работе, требует творческой активности, рождает подлинные коллективистские отношения, общественно-ценные мотивы деятельности и поведения. Фронтальная форма прививает умения слушать чужое мнение, сравнивать, дополнять, находить ошибки, оценивать. Фронтальная форма организует, учащихся, задает единый темп работы. Однако такая форма организации просвещения не рассчитана на учет индивидуальных особенностей различных просвещаемых лиц. Может получиться так, что взятый темп занятия слабым просвещаемым будет высоким, а сильным - низким. Оптимизация волонтером воспитательного процесса предполагает достижение наивысших результатов при минимальных затратах времени, сил, энергии, средств в тех или иных конкретных условиях и предполагает использование всех организационных форм просвещения.

Волонтер в сфере просвещения осуществляет координацию образовательного процесса каждого просвещаемого и всей целе-

вой аудитории для освоения просвещаемыми конкретной образовательной программы. В рамках этой деятельности волонтер осуществляет реализацию следующих задач: обеспечивает контроль за успеваемостью каждого просвещаемого, за посещаемостью занятий просвещаемыми, включая выяснение причины пропусков занятий и опозданий.

Волонтером в сфере просвещения выполняются дидактические функции: образовательная, развивающая и воспитательная. Образовательная функция нацелена на определение основного направления процесса просвещения - формирование знаний, умений и навыков. Развивающая функция находиться во взаимосвязи с образовательной и направлена на развитие просвещаемого. Подразумевается развитие не какой-то определенной области, а комплексное развитие во всех направлениях функциональной грамотности: мышление, речь, память, сенсорная сфера, эмоционально-волевая и потреб -ностно-мотивационная области. Сущность развивающей функции заключается в том, что она определяет проблему взаимоотношений просвещения и развития. Реализация развивающей функции имеет специальную направленность, предусматривающую включение учащегося в сознательную и активную деятельность, которая разнообразна по своему содержанию. Эффективность реализации развивающей функции достигается посредством использования ряда технологий и методических систем, основной целью которых является полноценное и всестороннее развитие личности. На сегодняшний день основное направление процесса просвещения - это не столько формирование знаний, сколько всестороннее развитие личности. Приоритетным направлением развития является умственное развитие. Помимо этого, большое внимание уделяется развитию двигательной, эмоциональной и сенсорной сфер личности. Таким образом, развивающая функция дает понимание того, что всякое учение ведет к развитию и просвещение носит развивающий характер. Воспитательная функция просвещения состоит собственно в том, что в процессе просвещения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые законы. В

процессе просвещения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Целями дидактического диагностирования являются своевременное выявление, оценивание и анализ волонтером течения процесса просвещения в связи с его продуктивностью. В диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений просвещаемых. Последняя преимущественно лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Для обеспечения положительной динамики образовательных результатов волонтер осуществляет психолого-педагогическую диагностику личности просвещаемых, анализ образовательных результатов просвещаемых и динамики их развития. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление тенденций и прогнозирование дальнейшего развития событий. Основой для оценивания волонтером успеваемости просвещаемого являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы просвещаемых. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» - балл 5).

Количественное значение уровня обу-ченности - это соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка -единственное в распоряжении волонтера средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Оценкой качества просвещения может служить обученность - одно из существенных качеств просвещаемого, отражающее его способность оперировать знаниями и умениями при решении практических задач, кото-

рые приобретаются им в действиях над конкретным материалом. И чем больше пройдет через его сознание и практику разнообразного по содержанию и форме материала, тем эта способность будет богаче умениями, тем мобильнее она будет проявляться в его деятельности. Обученность (в узком смысле слова) - это способность просвещаемого применять усвоенные знания для выполнения конкретного задания и достигать определенного темпа деятельности [2].

Контроль качества просвещения - это сравнение фактического качества просвещения с его эталонным уровнем. Текущий контроль знаний просвещаемых проводится волонтером в сфере просвещения на занятиях как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии, интернет-тестирование. Текущий контроль освоения программного материала может иметь следующие виды: входной, оперативный и рубежный. Входной контроль знаний проводится волонтером в начале изучения того или иного материала с целью выстраивания индивидуальной траектории просвещения на основе контроля их знаний, умений. Показатели входного контроля знаний используются для коррекции процесса усвоения дидактических единиц и при анализе результативности просвещения. Оперативный контроль проводится волонтером с целью объективной оценки качества освоения программ дисциплин, а также стимулирования просвещения, мониторинга результатов образовательной деятельности и обеспечения максимальной эффективности процесса просвещения. Формы оперативного контроля: контрольная работа, тестирование, опрос, выполнение и защита практических работ, выполнение рефератов (докладов), подготовка презентаций, - выбираются волонтером исходя из методической целесообразности, специфики изучаемого материала. Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению отдельного раздела дисциплины и проводится с целью комплексной оценки уровня освоения программного материала. Рубежный контроль имеет четко установленные границы, проводится в сроки, устанавливаемые волонтером, обеспечивается контрольными заданиями и нормами оценивания. Рубежный контроль проводится с целью своевре-

менной корректировки результатов текущего контроля. Рубежный контроль предполагает выявление достижений просвещаемого за определенный промежуток времени.

Под мониторингом качества просвещения следует понимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках образовательного процесса, их обработку, анализ и интерпретацию в соответствии нормативными требованиями, что позволяет определять и прогнозировать направления развития просвещения. Ведущими функциями мониторинга являются: информационная, диагностическая, сравнительная и прогностическая. Проведение волонтером в сфере просвещения информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, структуризацию и интерпретацию данных по выделенной совокупности показателей при условии, что анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различными темами большинство просвещаемых. Сбор данных для диагностического мониторинга должен проводиться волонтером с помощью критериально-ориентированных тестов, которые сопровождаются диагностическими тестами для установления причин пробелов в усвоении материала. Сравнительный мониторинг отличается от других видов мониторинга специфическим анализом данных, который направлен на сопоставление волонтером количественных оценок по совокупности показателей. Специфика анализа данных в сравнительном мониторинге и особая ответственность за его результаты вынуждают предъявлять повышенные требования к качеству инструментария, его надежности и валидности. В сравнительном мониторинге обычно используют нормативно-ориентированные тесты, стандартизированные на представительных выборках. Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и негативных тенденций в развитии просвещаемого.

Мотивация просвещения - это процесс побуждения волонтером в сфере просвещения просвещаемого к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания просвещения. Рассматривая мотивацию просвещения, необходимо под-

черкнуть, что понятие мотив тесно связано с понятиями цели и потребности. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационной сферы. Деятельность просвещаемого побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью просвещаемого занять определенную позицию в системе общественных отношений. При анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Мотивация - основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности просвещаемого, позволит повысить их личный творческий потенциал. Недостаточно мотивированный просвещаемый не будет способствовать к развитию своих знаний. Возможно, классифицировать мотивы по направленности и содержанию просвещения: социальные; познавательные ; профессионально - ценностные; эстетические ; коммуникативные, статусно - позиционные; утилитарно - познавательные; неосознанные мотивы. Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для просвещения.

Волонтер несет ответственность волонтера в сфере просвещения за результаты своей деятельности. Волонтер обязан: осуществлять свою просветительскую деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию дисциплин; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство просвещаемых и других участников просветительских отношений; развивать у просвещаемого познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у просвещаемых культуру здорового и безопасного образа жизни; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы просвещения и воспитания; учитывать особенности психофизического

развития просвещаемых и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения знаний лицами с ограниченными возможностями здоровья; систематически повышать свой профессиональный уровень; соблюдать устав организации, в рамках деятельности которой он осуществляет просветительскую деятельность. Волонтер не вправе оказывать платные образовательные услуги. Волонтерам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения просвещаемых к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения просвещаемым недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения просвещаемых к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. Волонтер в сфере просвещения несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами, а также ведомственными нормативными актами.

Итак, волонтерская деятельность - это широкий круг функций, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Частным видом образовательного волонтерства является волон-терство в сфере просвещения. Волонтер в сфере просвещения в области обеспечения социально-экономической безопасности -это человек, ведущий добровольческую деятельность в целях повышения функциональной грамотности населения в сфере обеспечения социально- экономической безопасности на безвозмездной основе. В своей деятельности волонтер должен придерживаться критериев максимизации удельного

веса самоактуализированных просвещае- механизм самоактуализации (самореализа-мых, для которых волонтером был запущен ции), самоорганизации и самообучения.

Список источников

1. Каганов В. Ш., Лочан С. А., Петросян Д. С. Волонтеры финансового просвещения: цифровое измерение : монография. М. : ООО « КноРус», 2021. 478 с.

2. Лаврентьев Г В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2004. 232 с.

3. Петросян Д. С., Лочан С. А., Янковская В. В. Гуманизация труда педагогических кадров как драйвер развития системы образования : монография. М. : Русайнс, 2017. 220 с.

4. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ / под общ. ред. М. С. Якушкиной. СПб. : СПб ИУО РАО, 2016. 236 с.

5. Симбирцева Н. А., Челышева И. В. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5 (89-90). С. 127-140.

References

1. Kaganov V. Sh., Lochan S. A., Petrosyan D. S. Volunteers of financial education: digital dimension : monograph. Moscow: LLC "KnoRus", 2021. 478 p.

2. Lavrentiev G. V., Lavrentieva N. B., Neudakhina N. A. Innovative educational technologies in professional training of specialists. Part 2. Barnaul: Alt. State University, 2004. 232 p.

3. Petrosyan D. S., Lochan S. A., Yankovskaya V. V. Humanization of the labor of pedagogical personnel as a driver of the development of the education system: monograph. Moscow: Rusains, 2017. 220 p.

4. Enlightenment as a resource for the development of the adult education space of the CIS member states / under the general editorship of M. S. Yakushkina. SPb.: SPb IUO RAO, 2016. 236 p.

5. Simbirtseva N. A., Chelysheva I. V. Educational activity: structural and substantive analysis of the concept in the national tradition. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2020. No. 4-5 (8990). Pp. 127-140.

Сведения об авторах

ПЕТРОСЯН ДАВИД СЕМЕНОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, начальник отдела стратегических исследований инновационного развития, Институт региональных экономических исследований, Москва, Россия, pet_dav@mail.ru

СКРИПНИК ОКСАНА БОГДАНОВНА - доктор экономических наук, доцент, профессор департамента экономической безопасности и управления рисками, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, RN07@yandex.ru

Information about the authors

PETROSYAN DAVID S. - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Strategic Studies of Innovative Development, Institute for Regional Economic Research, Moscow, Russia, pet_dav@mail.ru

SKRIPNIK OKSANA B. - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Security and Risk Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, RN07@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.